Мысли в ящик стола.

Алголия: литературный дневник

Попадается в недавнее время много различного материала по стихосложению. Это и понятно почему, каждый старается искать то, к чему жгучий испытывает интерес. Не стану тут заниматься разбором статей, приведением примеров и ссылок, речь пойдёт не о выводах мастистых в этой сфере авторов и даже не о критике явных ошибок, сама страдаю «стихосбоем» и «банальными рифмами»…


Меня смущает подтекстом следующее: а для чего людям нужны стихи? Написание их, прочтение, анализ и осмысливание заложенной сути; наслаждение слаженным звуком: мы же читаем их мысленно чаще, улавливая интонацию и эмоцию автора, ведь так?
Допустим, Ваш ребёнок – сын, или дочка, внук, или внучка, получил задание на уроке – сочинить четверостишие на тему весны. Вот, представьте это, в семье поэтов нет, и не было, опереться можно на классику в домашней библиотеке или взять современных авторов на сайте по типу этого… И Ваша кроха пытается рифмовать впервые: красна-весна, шла-она, красота-доброта… Получается симпатичное четверостишие и, кроха радостно в школе читает свой первый стих… Что нужно в этом случае? Конечно же, Ваша помощь и поддержка! Может, кроха не напишет больше ничего, а может…, кто знает? Рубить на корню и читать нотации, что это целая наука, требующая кропотливой работы, изучению стилей и глубокомыслию, категорически нет!


В школе, что не так и давно было у меня, «стихоплёт» в классе был натурой почитаемой. Он, или она, как правило, один-два на весь класс и это в лучшем случае. Стенгазеты, письма на заказ, поздравления в стихах, школьные конкурсы, песни, или переделки песен к школьным концертам – «стихоплёт» был всегда популярен, незаменим, уважаем; он местный поэт. Кто-то забыл со временем своё увлечение, а кто-то из них продолжил стезю гуманитариев: филологов, редакторов, журналистов, поэтов и тд…


Пример из жизни: Звонит подруга в 11 вечера с истерикой в голосе, пытаемся выполнить задание учителя по литературе, ничего не получается. Нужно придумать стихотворение про дождь в стиле Фета. Ну, а правда, как ребенку 12-летнему придумать такое? Учитель разделил класс на группы и дал каждой такое задание, на всё срок – пару дней, а завтра конкурс – кто лучше… Ребёнок рыдает – не выходит в последний момент, подруга сидит на телефоне с родителями других учеников своей группы, никто не может ничего толкового придумать после работы за вечер… А дети Фета узнали только что, как им различить его стиль, не то что прочесть его творчество, а ещё и придумать «достойное», быть «не хуже других»…


Второй случай: первая любовь. Большинство людей, живущих на земле, хоть раз в жизни, а написали свою личную «любовную чепуху», как выражаются некоторые авторы портала. Произошло это от переполняемости своих эмоций к объекту воздыхания, или от романтичного ореола первой любви; ради признания-удивления-покорения, тысячи вариантов – зачем и одна причина – Любовь…


Разве любовь творит несуразное? И, сколько раз её можно прожить? Счастлив тот, кому она выпала однажды и сохранилась в той самой «любовной чепухе», не потерявшись при переездах, не выбросившись случайно, как забытое; не сожжённая в неистовом порыве разочарования – не вспоминать потому что…


Пример из жизни: любимый человек не был поэтом, он не мог написать ни строчки, тяги такой не было, или рифмоплётства, но он читал ей классику и старался найти то стихотворение, которое она не знала до него. Поначалу, она даже думала, что он пишет сам, поскольку была юна и не изучила мировую литературу на тот момент. Спустя время, несколько стихотворений он написал ей и, абсолютно было неважно, что там с рифмами, хореями и ямбами. Сам факт, что он это сделал для неё, оставить равнодушной не смог.


Третий случай: боль. Причём любая: от потери, болезни, страдания от несчастной, или безответной любви. Более редкий случай, чем первые два, но не менее частый… Человек один на один со своим горем и он ищет его выход - кутается в счастливые воспоминания, в свои фантазии. Или, публикует работы близкого, ушедшего из жизни. Это возлюбленные, дети, мужья, жены, родители, сестры, братья. И им искренне хочется, чтобы они жили дальше, по одной причине – больше этот человек не сможет написать не то, что какое-нибудь стихотворение, а и одну строку…
Разве можно осуждать боль и память?!


Четвертый случай: неудовлетворённость. Собой, жизнью, временной, или постоянной ситуацией, в которой оказался человек; амбиции, гнев, разный спектр этих негативных эмоций. И тогда, человек придумывает свой собственный мир, в котором всё иначе; он его реализует в стихах, вкладывая мысли, возможности вариантов событий своей жизни, переписывает прошлое, настоящее, фантазирует над будущим. Негативные эмоции перерастают в безобидное увлечение, которое наполняет человека совершенно иным эфиром и стимулирует стать лучше.
Разве можно осудить надежду и перемены?
И, лишь один-единственный случай – дар. Тут и говорить нечего, он дан, остаётся на земле и мы читаем, наслаждаясь поколениями, веками. Гладкого развития тут тоже быть не может. Большинство поэтов не признаны были в начале пути, многие и в его процессе. Были гонимы, запрещены, страдали от завистников-собратьев, от критики нового направления в творчестве; отстаивали себя, ломались, уходили в иллюзорный обман, искали свой путь куража (морфий, разврат, кутёж, карточные игры, дуэли); находили поддержку у власти, шли против неё, становились отшельниками в социуме и тд…


Я описала банальные причины «начала» поэтического развития, их намного больше. Но, каждое из них, имеет право на существование и поддержку близкого окружения, а также для публикации на подобных порталах. Возможно, если человек дальше не стал развивать свои данные и порывы души, он никогда не попадёт в список мировой литературы, в союз писателей и никогда не опубликуется в серьёзных изданиях, но… запрещать ему писать и жёстко критиковать его эмоции нельзя, более того, на это право никакого нет ни у кого, потому что в противном случае – это попросту цинично и жестоко.


Вывод:
На этом портале много есть хорошего. Развивать это хорошее – дело каждого добровольное. Кто-то ищет новые знакомства, кто-то родные души и друзей, кто-то стремится в рейтинг, кто-то создаёт «кулуары- будуары», кто-то объединяется в группы «поддержки друг друга», или «мы против всех», кто-то «играет в войну», кто-то в пинг-понг «ты мне, а я тебе». А, кто-то просто пишет, публикует по настоянию родственников и друзей для свободного доступа к произведениям. Сам не знает порой: зачем и почему он это делает, ну не может он не писать и всё… Многочисленные стенания по поводу упадка русской литературы, «опростения» словооборота, использования простонаречий, наличия низкого уровня культуры населения планеты, примитива и прочего, вызывает оскомину и желание сказать: показывайте своим примером, кто более «продвинут», помогайте уважительными рецензиями с вежливыми замечаниями, оказывайте поддержку молодым авторам, протежируйте их, если Вы сами сильны и можете научить. Известный математик Н. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». И, если, мы говорим о том, что поэзия – такая же наука, требующая длительного изучения и работы, то неплохо в таком случае становиться учителями и помогать другим своими знаниями, не навязывая, но и не игнорируя просьбы о помощи. Тогда и на портале появится другой уровень. Хотя, всё здесь, как и везде в обществе, портал этот, другой – его отражение настоящего.



Моя позиция простая, обывательская: самоё лёгкое на свете – критиковать, а самое сложное – попробовать изменить самому что-либо в этом мире и сделать это своими руками. Знаете как: хочешь изменить мир - почувствуй себя Богом, правда это ненадолго... Но, сильный обязан помочь слабому, умный - глупому, а мудрый – дать рост другому началу…


Алголийные мысли в ящик стола (возможно и ненужные никому, кроме меня),


со всем уважением к авторам,
Алголия



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.01.2017. Мысли в ящик стола.