В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года в Москве, в доме, расположенном по адресу «Арбат, 26», шла последняя перед премьерой репетиция знаменитой пьесы «Принцесса Турандот». Режиссёра бил озноб. Морщась от боли, он поправлял то накинутую на плечи шубу, то мокрое полотенце, обернутое вокруг головы. Но он не сдавался: руководил установкой света, просил актеров ещё раз повторить какую-нибудь мизансцену. Актёры не спорили: авторитет режиссёра был непререкаем. Наконец, в четыре часа утра репетиция подошла к концу. Режиссёр собрал актёров вокруг себя и тихо сказал: «А теперь вся пьеса - от начала, и до конца!»
Жить режиссёру оставалось совсем немного; он знал это, и потому очень спешил. Спустя три месяца, 29 мая 1922 года, он умер от рака желудка и печени. Ученики на руках несли гроб с его телом от Арбата до Новодевичьего кладбища. Звали режиссёра Евгений Багратионович Вахтангов. Он не дожил до премьеры всего несколько недель.
Незадолго до этого, 13 ноября 1921 года, открылся «Театр Третьей студии МХАТ» (ныне – Театр им. Евгения Вахтангова). Другая «мхатовская» студия – Первая, (он руководил и ей), тоже рвалась к тому, чтобы стать самостоятельным театром.
По воспоминаниям бывших студийцев, Систему Станиславского Вахтангов преподавал гораздо ярче, нежели сам мэтр; великолепно разбираясь в учении Станиславского, он привносил в него и что-то своё, отчего оно делалось богаче и глубже. Интересно, что создатель другой знаменитой актёрской школы, великий русский актёр Михаил Чехов признавался, что многое в его «Методе актёрской игры» - именно от Вахтангова.
Современник и сподвижник Станиславского, Немировича-Данченко, Сулержицкого, Качалова, участник и автор триумфального расцвета МХТ, Вахтангов сумел создать целое театральное направление, которого до сих пор придерживается театр его имени. Ему удавалось гармонично переплести сразу два плана - ткань классической пьесы, и сиюминутно актуальную, современную постановке, тематику. В наше время этот приём сделался настолько распространённым, что о его авторстве уже почти не вспоминают.
Вахтангов настолько «врос» в историю театральной Москвы начала ХХ века, что вопрос, откуда и как он здесь появился, возникает нечасто. Между тем, родился будущий великий актёр и режиссёр во Владикавказе, в русско-армянской семье. Отец Евгения был крупным табачным фабрикантом, он хотел видеть сына наследником своего дела. Сын же «делом» не интересовался вовсе. Поняв это, отец пришёл в ярость, и лишил «неблагодарного» сына наследства, желая его хорошенько проучить.
Вышло так, что «наказание» совпало с моментом появления Вахтангова в МХТ.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.