Саша Чёрный

Александръ Поповъ: литературный дневник

Как-то у Маяковского спросили, кого он любит больше: Полонского, Майкова, или же Фета? Засмеявшись, он ответил: «Сашу Черного».
В начале прошлого века в России было немного поэтов, способных потягаться с ним в популярности. Стоило гуляке в ресторане продекламировать: «Проклятые» вопросы, / Как дым от папиросы, / Рассеялись во мгле», как рядом кто-нибудь подхватывал: «Пришла проблема Пола, / Румяная Фефёла, / И ржет навеселе».
Это было время, которое современники характеризовали, как период деградации общества. Шумные кутежи, дебоши, публичное нюхание кокаина уже никого не удивляли. В такое время не мог не появиться беспощадный, язвительный и зоркий сатирик, - Саша Чёрный, в «миру» - Александр Михайлович Гликберг.
Корней Чуковский вспоминал Сашу Чёрного периода сотрудничества с журналом «Сатирикон»: «Худощавый, узкоплечий, невысокого роста, он не участвовал в шумных разговорах и, когда шутили, не смеялся».
Поэт так талантливо надевал маску порока, бичуя его изнутри, что иные принимали его, что называется, за «своего». Любопытно, что нечто подобное в позднее советское время происходило и с Владимиром Высоцким.
Годы между 1905-м, и 1917-м были временем его наивысшей популярности. Саша Чёрный сотрудничал со многими журналами, часто меняя их. При малейшем нажиме со стороны редакции он предпочитал поменять место работы, но только не идти на творческий компромисс.
Помимо сатирических произведений, он писал прозу, сочинял замечательные лирические и детские стихи.
Октябрьский переворот поэт совершенно не принял, и вскоре эмигрировал в Западную Европу – как оказалось впоследствии, навсегда.
Обретя личную независимость и, вероятно, сохранив себе жизнь, поэт оказался вдали от почвы, питавшей его творчество. В отрыве от живого русского языка он всё больше оказывался в жесточайшем культурном вакууме. В это время поэт пишет много пейзажно-лирических стихотворений и единственное во всём его творчестве (!) стихотворение о любви. Оно так и называется: «Мой роман».


Кто любит прачку, кто любит маркизу,
У каждого свой дурман,-
А я люблю консьержкину Лизу,
У нас - осенний роман…


…Свою мандолину снимаю со стенки,
Кручу залихватски ус.
Я отдал ей все: портрет Короленки
И нитку зеленых бус…


Заканчивается это «любовное» стихотворение совершенно неожиданно:

…Для ясности, после ее ухода,
Я все-таки должен сказать,
Что Лизе - три с половиною года.
Зачем нам правду скрывать?


Последнее место жительства поэта, - Франция, Прованс. 5 августа 1932 года, проходя по улице, он услышал отчаянный крик: «Пожар!» Александр Михайлович бросился на помощь. После того, как пожар был потушен, у поэта начался сильнейший сердечный приступ. Приступ усиливался: прибывшему врачу осталось лишь констатировать смерть.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.09.2010. Саша Чёрный