Анастасия Вяльцева

Александръ Поповъ: литературный дневник

В морозный день начала февраля 1913-го года движение в одном из центральных районов Петербурга оказалось парализованным. Около ста пятидесяти тысяч человек в едином порыве вышли на улицы города. Хоронили Анастасию Дмитриевну Вяльцеву. Женщину, голос которой полтора десятка лет покорял сердца людей по всей Империи, любимую певицу Николая Второго. Вяльцева умерла от стремительно развивавшейся болезни – рака крови; было ей всего 42.
В начале ХХ века страна, стоявшая на пороге великих потрясений, с восторгом принимала сценический образ Вяльцевой –декадентствующей, чувственной и своенравной красавицы. Вяльцева создала новейший салонно-романсный жанр, в котором традиции эстрадной «цыганщины» сочетались с изысканностью оперетты. Никто из её знаменитых предшественников и современников, выступавших на сцене, не вызвал столько ожесточённых споров, как Вяльцева. Одни называли её «Чайкой русской сцены», говорили о красоте и пластичности её голоса, задушевности пения, оригинальности фразировки. Другие нещадно ругали, считая её воплощением безвкусицы и пошлости.
В начале прошлого века всё большую популярность приобретает граммофон. Пластинки с голосом Вяльцевой выходят невиданными тиражами; их слушают и в богатых домах, и в домах мелких чиновников, учителей, служащих. Благодаря этим записям песни в исполнении Анастасии Вяльцевой сохранились до наших дней.. Сквозь шорохи и потрескивание граммофонной иглы до нашего слуха доносится её выразительный, задушевный, временами игривый и чувственный голос.
В противоположность сценическому образу, в жизни Анастасия Дмитриевна Вяльцева была совершенно иной. Узнав о тяжёлом ранении мужа, полковника Императорской Армии Василия Бискупского, принимавшего участие в Русско-Японской войне, она, отменив все выступления, спешно едет во Владивосток. Много дней она не выходит из госпиталя, пока жизнь любимого человека не оказывается вне опасности. А вскоре после этого снаряжает на собственные деньги и отправляет на восток целый санитарный поезд.
Почитатели таланта Вяльцевой называли её «Русской Золушкой». Путь от простой горничной до одной из самых прославленных и богатых женщин России поражал воображение. Имея от природы не слишком яркий и сильный голос, Анастасия Вяльцева всю жизнь напряжённо работала над его развитием. Брала уроки у самых известных и талантливых педагогов, искала себя в оперетте и даже в опере.
На родине Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, в городе Трубчевск Брянской области, в семидесятые годы был установлен памятник мифическому древнерусскому сказителю и певцу Бояну. Имя Вяльцевой в советское время было почти забыто, и скульптор, создавая памятник, вряд ли мог думать о ней. Тем символичнее и таинственней выглядит этот факт.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.07.2009. Анастасия Вяльцева