Благодарности за более ранние рецензии см. в предыдущих записях.
Стрелку Амура - за рецензию на "6-й Украинский Юго-восточный сонет" от 06.06.2014 г. А также за приглашение высказаться о стихах про Майдан и
девушек на нем.
В целом Ваши стихи на эту тематику объединены одной и той же идеей, поэтому выскажусь обобщенно о всех сразу.
1. Если правильно Вас понял, Вы воспеваете сочетание внешней скромности и простоты, даже оборванности, с внутренним величием. Хорошо, когда это так. Но, к сожалению, это бывает не всегда. Впрочем, Вы на это тоже намекаете. Ведь некоторые девушки, не от хорошей жизни приехавшие на Майдан, бросали коктейли Молотова. Либо искренне, от опьянения революционной романтикой, либо за плату.
Мне трудно об этом судить, т.к. в Киеве в последний раз был в конце декабря 2013 г., во время затишья на Майдане. Если вспомнить про "огонь, мерцающий в
сосуде", то, увы, не всегда есть эта корреляция. Т.е. бывает, что хотя сосуд внешне скромен, но огонек не тот - либо слабый, либо адский (когда во имя псевдоправедной идеи готовы уничтожать всех, кто эту идею не разделяет). Это и "правосеков" касается.
2. Противоположные образы в Ваших стихах - сытые гламурные чиновники, которых вряд ли интересует судьба главных героинь Ваших стихов. Это как раз "сосуды, в которых пустота" (хотя зачастую они уверены и в том, что и с содержимым "сосуда" у них все в порядке). А кто ценнее перед Богом - вельможа или простолюдин? Здесь хочу вспомнить цитату Патриарха Кирилла, сказанную еще в 2010 г.
(несмотря на то, что в Украине, да и не только, отношение к нему самое разное). Так вот, он отметил, что на том свете <<"может быть, Патриарх встанет за уборщицей и будет ей в глаза заглядывать и говорить: "Марья Ивановна, ты уж помолись за меня…">> (подробнее см., напр., в http://www.patriarchia.ru/db/text/1256252.html).
Другой вопрос - верит ли вообще в Бога (по-настоящему, не для показухи предвыборной) хоть кто-нибудь из тех персонажей, чьи фамилии мелькают в Ваших стихах... Кстати, на эту тему можете посмотреть мой "Предвыборный сонет".
3. Возникает вопрос: если уж "назад, в СССР", то что под этим понимать? Если просто в новое объединение, без марксистско-ленинской идеологии (по которой у меня нет никакой ностальгии), то это хорошо. Но до каких пределов? Хоть я и родился в РСФСР, а сейчас являюсь гражданином РБ, но мне теперь не хотелось бы, чтобы у нас столицей вместо Минска стала Москва. Просто потому, что в РБ
порядка больше. Тесные союзнические отношения - это пожалуйста, это замечательно. Здесь удачной является такая аналогия: хорошо, если близкие родственники живут рядом, но когда они все живут в одной квартире, то это уже перебор. А что нас должно скреплять духовно? Об этом я поразмышлял в "4-м Украинском противоречивом сонете". Здесь мнения, конечно, разные. Кто-то хочет вернуть марксистско-ленинскую идеологию. Но это мы уже прошли, и в Вискулях все развалилось без боя (т.е. все произошло еще проще, чем с Крымом). Кто-то предлагает вернуть чуть ли не православную монархию. Но ведь уже был 1917-й год... И во многом это было по вине тех тенденций, о которых сказал Патриарх в вышеупомянутой ссылке (и это, увы, повторяется и в наше время, потихоньку вызывая новую волну недовольства со стороны коммунистов (и не только), ждущих, когда маятник снова качнется в их сторону). А к чему приводит процветание животно-потребительской идеологии, мы видим своими глазами (впрочем, и в СССР были председатели обкомов, "горшкомов" и т.д., своим образом жизни не намного отличавшиеся от отрицательных персонажей Ваших стихов, фамилии которых не хочется даже лишний раз перечислять)... И как быть? А надо просто, чтобы каждый начал с себя. На это, кстати, у меня есть намек в "Борцовском сонете"... Не помню, кто это сказал, но "мы должны сделать всё,зависящее от нас, а Бог сделает всё, зависящее от Него".
4. Есть своя романтика в сравнении босой девушки с Русью (Великой,Малой,Белой), ограбленной олигархами. В РБ, правда, это ощущается не так остро. Но после всего, что произошло в Украине, задаешься вопросом: как все-таки правильнее сказать - "разули" украинцев или в очередной раз "обули"? При желании можете написать стихи на эту тему (если у Вас таких ещё нет; я просто в силу нехватки времени пока подробно с Вашим творчеством ещё не ознакомился).
5. Не знаю, стоит ли писать о петле о в стихотворении "Девушка в камуфляже на Крещатике". Чтоб ненароком у кого-нибудь не возникло желания осуществить это на практике...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.