Трагедия или подвиг?

Алексей Салтыков: литературный дневник

Трагедия или подвиг?


Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале.
… Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле.


Варвара Вольтман-Спасская
«Девочка у рояля»


История всегда права. Лживой её делают лишь недостойные потомки. Сегодня в школах Петербурга детям выдали (бесплатно!) книгу, посвящённую блокаде Ленинграда (авторы: С. Борзенко и А. Кожемякин): «Блокада. Трагедия Ленинграда». С первых же страниц прочитанных мною я понял,- это ещё одна попытка пересмотреть, перечеркнуть и вывернуть наизнанку часть нашей героической истории, переосмыслить морально-нравственное его содержание, где светлые устремления людей затушёвывались мрачными красками индивидуалистического миропонимания.
От прочитанной книги у молодого человека сложится превратное представление о той эпохе: героизм будет подобен безумию, а удержание и не сдача города – полной бессмыслицей. И тогда всплывают в памяти строки из плана Даллеса «…Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением... Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее…». Думаю, что передо мной лежит осколок этой доктрины.
В книге нет чистой фальсификации истории, но негативный контекст красной нитью прошивает её чёрные поля. В аннотации к книге говорится прямо:
« Авторы-составители отходят от привычного для изданий предшествующего периода представления блокады прежде всего как подвига ленинградцев. Как и следует из названия, акцент делается на трагедии города и его жителей…» Так что это было – трагедия или подвиг?
Следует понимать, что трагедия бессмысленна без подвига, то есть сама по себе, трагедия, вычлененная из подвига – полная глупость, которую следовало бы избежать. Акцент в книге сделан именно на трагедии, минуя подвиг, что в корне меняет смысл происходившего в Ленинграде в 1941- 1944 годах. Остаётся задаться вопросом: как и зачем эти люди терпели столько зла для самих себя? В книге даётся косвенное обвинение самим ленинградцам: «…это не имеющая прецедентов в истории войн трагедия, обернувшаяся гибелью 800 000 человек. В разы большим, чем в… Хиросиме…». С заметным акцентом эта фраза связывает два не связуемых события: японцы не предвидели трагедии, всё произошло не осознанно, их ни кто не заставлял! С этих строк становится ясно, что хотят навязать молодым читателям авторы: ленинградцы были обречены, их заставила это сделать система. Для чего это делается? – Что бы ещё больше выхолостить подвиг народа, очернить историю и советскую систему, систему, которая лишь и обеспечила победу советскому народу в этой неравной схватке с европейскими монстрами и их заокеанскими друзьями, развязавшими эту войну.
Предисловие «от составителя» вводит нас в жуткую атмосферу бытия « 872 дня…столько мучений…страшным сном…смерть шла по пятам…скрыться невозможно…трамвай –становится коллективной братской могилой…» Трамвай – один из символов блокадного города. Не удивительно, что в книге вы не найдёте стихов о нём, вы вообще не найдёте там блокадных стихов, кроме мрачных реквиемов Ольги Бергольц. А между тем город жил и боролся, и не считал своё положение трагедией. Вера Инбер, поэтесса жившая в блокадном городе писала такие строки:
«Трамвай идёт на фронт


Холодный, цвета стали,
Суровый горизонт —
Трамвай идёт к заставе,
Трамвай идёт на фронт.
Фанера вместо стекол,
Но это ничего,
И граждане потоком
Вливаются в него.
Немолодой рабочий —
Он едет на завод,
Который дни и ночи
Оружие кует.
Старушку убаюкал
Ритмичный шум колес:
Она танкисту-внуку
Достала папирос.
Беседуя с сестрою
И полковым врачом,
Дружинницы — их трое —
Сидят к плечу плечом.
У пояса граната,
У пояса наган,
Высокий, бородатый —
Похоже, партизан,
Пришел помыться в баньке,
Побыть с семьей своей,
Принес сынишке Саньке
Немецкий шлем-трофей —
И снова в путь-дорогу,
В дремучие снега,
Выслеживать берлогу
Жестокого врага,
Огнем своей винтовки
Вести фашистам счет...
Мелькают остановки,
Трамвай на фронт идет.
Везут домохозяйки
Нещедрый свой паек,
Грудной ребенок — в байке
Откинут уголок —
Глядит (ему все ново).
Гляди, не забывай
Крещенья боевого,—
На фронт идет трамвай.
Дитя! Твоя квартира
В обломках. Ты — в бою
За обновленье мира,
За будущность твою.»


Эти стихи как нельзя точно отображают моральный настрой ленинградцев. Иначе бы сдача города была бы такой же неминуемой, как сдача Парижа. Заметьте – здесь нет ни слова о «братской могиле», а правда в последних строках стиха. Вот та правда, умолчав которую можно скатиться до лжи. Стихи – самое точное отражение чувств и переживаний людей. Вчитайтесь в них. Вот , например «Баллада о чёрством куске», автор В. Лившиц 1942 год. Ленинград:
Вернувшийся в Ленинград боец заскочил на минутку домой и увидел страшную картину своего жилища. Тогда он дал своему сынишке кусок чёрствого хлеба, то потихоньку отдал его , уже не встающей матери, а та в свою очередь незаметно сунула уезжающему мужу! Последние строки звучат так:
«…Потому что жена
Не могла быть иною
И кусок этот снова
Ему подложила.
Потому, что была
Настоящей женою,
Потому, что ждала,
Потому, что любила.».
Далее вновь нас обливает сплошной негатив фактов: «тысячи людей замёрзли … измерить моральные страдания матерей…» И самое интересное – СРАВНЕНИЕ ЖИЗНИ В БЛОКАДНОМ ГОРОДЕ С СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНЬЮ! «… Таких лиц, таких взглядов вы не встретите в сегодняшней относительно благополучной российской реальности.» Как бы намекая: если вы будете поступать так же, то у вас будут такие же лица! Жаль, что авторы не удосужились проследить причинно-следственную связь между героической победой советского народа в ВОВ, их трудового подвига по восстановлению страны, в мирном строительстве новой жизни – и этим благополучием, существующим лишь за счёт созданного в годы Советской власти: школы, детсады, дома, квартиры, больницы, дворцы культуры, дома отдыха, всего того, что незаконно отдано под раздачу нуворишам нашего времени.
Далее читаем:
«Поклонимся тем, кто это пережил»
Из вступительных слов совершенно не ясно: зачем мы должны кланяться этим людям, пережившим всё это. Не то, что не ясно мне, а не ясно молодому читателю. Он должен просто не осознанно поклониться, не осознав необходимости этого. Это есть воспитание рабского сознания в подрастающих поколениях. А осознать он должен (при правильной постановке вопроса) был следующее: что живёт он в мирной стране, при достатке еды и прочего лишь благодаря тем людям, которые отстояли Родину, которые пали смертью храбрых, которые выстояли жизнью смелых в те нелёгкие годы. Только благодаря им. Вот чему должны мы поклониться. Ибо глупо кланяться бессмысленной храбрости, но священен поклон подвигу.
Как бы невзначай, соблюдая плюрализм, всплывают биографии ленинградцев. Одним из-за тяжких воспоминаний было уже не вернуться домой из эвакуации, другие из-за своих воспоминаний были репрессированы. Вот пример : «Бухгалтер Горшков …скрупулёзно записывал в дневник свои блокадные впечатления… был в 1946 году осуждён на 10 лет за антисоветскую агитацию, и умер на этапе в 1951 году» - Подробности? Стоит ли такой мелкий человечишко, похожий на агента Абвера таких почестей? Если бы таких людей было бы большинство, то и возможно не было бы нужды в составлении данной книги, не было бы вообще ни какой нужды.
Дальше читать книгу – решать вам. Перелистав её мрачное содержимое, меня охватило чувство полного отвращения к тем людям, которые так ненавидят мою Родину, нашу общую историю.
Я бы начал эту книгу с памятников и памятных мест, посвящённых блокадному городу, и один из них – памятник блокадному трамваю на Трамвайном проспекте Кировского района, около трамвайного парка. И пусть он станет братской могилою лишь лжи , лицемерию и фальши современных писак.
ПОДВИГ НИКОГДА НЕ СТАНЕТ ТРАГЕДИЕЙ.


А. Салтыков.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.09.2014. Трагедия или подвиг?