Игорь Сеидов - Авиация в Корее, 1952 годВсе войны состоят из череды ежедневных локальных боев. Но главные события, которые зачастую определяют исход конфликта, происходят во времена генеральных сражений, когда решается судьба той или иной боевой операции, а порою и всей войны. В данной работе речь пойдет об одном из таких сражений, произошедшем в период войны в Корее, на заключительном ее этапе, а точнее, в конце 1952 года. Но сначала необходимо вкратце поведать о том, что предшествовало этому сражению, как развивались события в небе над Корейским полуостровом. Активная воздушная война продолжалась без перерыва три года, и если на земле широкомасштабные боевые действия закончились еще в 1951-м, а все остальное время шли довольно вялые позиционные бои местного значения, то в воздухе почти ежедневно вспыхивали жаркие схватки с участием десятков, а то и сотен самолетов. Надо отметить, что характер воздушного противоборства в 1952 году существенно изменился по сравнению с предшествующим периодом. В 1950 году шла неравная борьба молодых и малочисленных ВВС КНДР с мощной авиацией сил ООН, на 90% представленной авиачастями ВВС и ВМС США. Всю авиацию Корейской Народной Армии (КНА) представляли чуть более сотни поршневых самолетов, что не шло ни в какое сравнение с превосходящей ее по численности почти в 10 раз авиацией ООН, половина которой состояла из реактивных машин. Поэтому исход борьбы за господство в воздухе на данном этапе был предрешен. Только вступление в войну на стороне КНДР китайских народных добровольцев (КНД) численностью до полумиллиона человек и прикрытие их с воздуха авиачастями Советских ВВС на реактивной технике в конце осени 1950 года спасло КНА от полного разгрома. И хотя преимущество в воздухе по-прежнему было на стороне авиации ООН, авиачасти сформированного в конце октября 1950 года в КНР советского 64-го авиакорпуса ПВО сыграли важную роль в обеспечении контрнаступления частей КНА и КНД. В ходе этого наступления войска интервентов были отброшены за 38-ю параллель, и тем самым освобождена вся территория КНДР. Конечно, пока еще малочисленный 64-й ИАК, имевший в своем составе две неполные истребительные авиадивизии (чуть более сотни истребителей МиГ-15), не мог в полной мере прикрыть всю территорию Северной Кореи. Поэтому в небе по-прежнему господствовала авиация сил ООН, а наземные войска КНА и КНД несли большие потери от вражеских воздушных налетов. Однако в прифронтовой зоне "Ооновские" летчики уже не чувствовали себя так вольготно, как раньше. В 1951 году 64-й ИАК был заметно усилен, но не столько в количественном отношении (в него по-прежнему входили две истребительные авиадивизии), сколько в качественном. На протяжении всего 1951 года в составе 64-го ИАК действовало около 200 реактивных истребителей МиГ-15бис, что не идет ни в какое сравнение с противостоящими им более чем 1500 самолетами сил ООН на тот период. Однако решающее значение имел тот факт, что летный состав обеих авиадивизий почти на 60% состоял из опытных воздушных бойцов, имевших опыт Великой Отечественной войны, а также довольно большой налет на реактивной технике. По этим показателям они не уступали летчикам сил ООН, в том числе и пилотам США. Надо добавить, что полками и дивизиями корпуса управляли опытные командиры, прошедшие горнило войны и в большинстве своем имевшие звание Героя Советского Союза. Все это вместе взятое определило исход воздушного противостояния в тот год в нашу пользу. Район действий "Мигов" постепенно расширялся вглубь территории Северной Кореи и достиг столицы КНДР -Пхеньяна. Этот район американские летчики прозвали "Аллеей Мигов". Здесь пилоты ООН появлялись с большой опаской. Встреча с "Мигами" почти всегда означала не только провал боевой задачи, но и реальную угрозу гибели. В 1951 году советские летчики из состава 303-й и 324-й авиадивизий, входивших в 64-й ИАК, в нескольких крупных воздушных сражениях нанесли серьезный урон авиации ООН. Особенно пострадали авиачасти, оснащенные устаревшей поршневой техникой. Понесли большие потери авиагруппы истребителей-бомбардировщиков F-51 "Мустанг" и бомбардировочные авиагруппы, вооруженные бомбардировщиками В-26 "Инвэйдер" и В-29 "Суперфортресс". Советские летчики почти полностью вытеснили их из "Аллеи Мигов", а В-29 были вынуждены начать действовать в небе Кореи только ночью. Эффективно сражаться с "Мигами" могли лишь пилоты, воевавшие на реактивных истребителях F-86 "Сэйбр", но и их советские летчики заставили себя уважать, доказав, что "Сэйбры" отнюдь не "короли" корейского неба. Но в дальнейшем ход воздушной войны вновь изменился. Во-первых, претерпел изменения количественный и качественный состав авиации противоборствующих сторон. Так, личный состав 64-го ИАК был полностью заменен в начале 1952 года, причем не в лучшую сторону. Вместо опытных и хорошо подготовленных частей ВВС Московского Военного Округа на войну были посланы авиачасти ПВО из других округов, только что пересевшие на реактивную технику. Летный состав этих частей был на 90% укомплектован молодыми пилотами, окончившими авиаучилища в 1948 - 1949 годах и, естественно, не имевшими никакого боевого опыта. Во-вторых, изменился состав сил ООН. Теперь по "Аллее Мигов" в дневное время летали только "Сэйбры" и реактивные истребители-бомбардировщики "Тандерджет" и "Шутинг Стар". Перехватывать большие группы скоростных, маневренных и хорошо вооруженных машин нашим пилотам стало гораздо труднее, а заслоны из "Сэйбров" зачастую препятствовали "Мигам" добраться до ударных самолетов. Кроме того, видоизменилась тактика действий авиации ООН в "Аллее Мигов". Имея в своем составе уже две группы F-86, американцы не только увеличили число истребителей в заслонах, но и стали заниматься блокировкой аэродромов 64-го ИАК, расположенных на китайской территории. В 1952 году в "Аллее Мигов" действовали три авиагруппы истребителей-бомбардировщиков F-84 "Тандерджет", две авиагруппы истребителей-бомбардировщиков F-80 "Шутинг Стар" и две группы перехватчиков F-86 "Сэйбр". Все летчики этих соединений имели солидный налет на реактивной технике и богатый боевой опыт. Начиная с марта и до августа 1952 года им противостояли две советские авиадивизии; 97-я ИАД ПВО двухполкового состава и 190-я ИАД ВВС трехполкового состава, всего около 180 боеспособных истребителей МиГ-15бис. Данная смена действовала менее успешно, чем все предыдущие, но в этом не было вины самих пилотов, которых внезапно и без подготовки бросили в бой против опытного и сильного врага, летавшего на современных типах боевых самолетов. Командование советских ВВС решило таким неординарным способом проверить, насколько готовы к современной войне наши молодые летные кадры, только что закончившие авиаучилища, а также части ПВО страны. Надо сказать, что это было явно неправильное и несвоевременное решение. Оно повлекло за собой потерю инициативы и утрату господства в воздухе. Как следствие, возросли потери, А главное - американцы почувствовали свою силу, из-за чего война в Корее затянулась еще почти на целый год. В итоге летчикам 97-й и 190-й авиадивизий за весь период действий в небе Кореи только семь раз удалось прорваться через заслон из "Сэйбров" и атаковать боевые порядки штурмовиков, но и это достигалось огромными усилиями летчиков и ценой больших потерь. Бывало, правда, и так, что пилоты американских истребителей-бомбардировщиков, узнав по радио о приближении "Мигов", попросту прекращали штурмовку наземных целей и уходили в море, куда советским летчикам залетать запрещалось. А после того как "Миги", израсходовав горючее и боекомплект в бою с "Сэйбрами", поворачивали на базы, штурмовики возвращались и продолжали свою работу. Первый удачный перехват истребителей-бомбардировщиков летчики новой смены осуществили 11 марта, когда в районе Анджу пилоты 821-го ИАП атаковали шестерку F-80 и в скоротечном бою сбили четыре из них. Согласно докладам пилотов, спаслась только одна пара "Шутинг Старов", да и то благодаря пришедшим на помощь "Сэйбрам", один из которых также был сбит. Американцы признали потерю в этот день одного "Сэйбра" из 51 -й группы перехватчиков (ГП) и одного "Тандерджета" из 49-й истребительно-бомбар-дировочной авиагруппы (ИБГ). Скорее всего, наши летчики ошиблись в идентификации целей и на самом деле атаковали не "Шутинг Стары", а весьма похожие на них силуэтом "Тандерджеты". Характерно, что в начале своей боевой службы в Корее летчики 97-й и 190-й ИАД называли все американские истребители-бомбардировщики с прямым крылом "Шутинг Старами". Следующая встреча с вражеской ИБА состоялась 24 марта, когда летчикам 97-й ИАД удалось перехватить уходящую к морю (видимо, предупрежденную по радио) группу F-80 (на самом деле это опять были F-84). Наши летчики смогли атаковать только замыкающие строй самолеты, сбив один "Шутинг Стар". Однако этот незначительный успех стоил 97-й ИАД трех самолетов (еще один поврежден) и двух пилотов. Два из них сбили подоспевшие "Сэйбры", а еще один расстреляли по ошибке свои же зенитчики (летчик спасся). Всего же 24 марта советским летчикам засчитали пять воздушных побед (один F-80 и четыре F-86), однако собственные потери также составили пять машин. Погибли двое пилотов и еще два были ранены. Согласно американским данным, 24 марта над Кореей были сбиты два F-84E из 49-й ИБГ и два F-86A из 4-й ГП. 30 апреля нашим удалось перехитрить радиоразведку и посты РЛС 5-й Воздушной Армии США, скрытно выдвинув в предполагаемый район действий вражеской ИБА группу из шести "Мигов". Эта группа из 16-го ИАП перехватила восемь штурмовиков F-80, летевших без сопровождения. Наши летчики без потерь сбили шесть из них и благополучно вернулись на свой аэродром. Еще одну группу штурмовиков, состоящую из "Тандерджетов", атаковали в этот день летчики 494-го ИАП и сбили один F-84. В бою с прикрывавшими их "Сэйбрами" наши летчики одержали еще одну победу и также без потерь вернулись на базу. Американцы смогли "отомстить" только в конце дня, сбив при заходе на посадку один из "Мигов" 16-го ИАП - его пилот спасся на парашюте. Командование 5-й ВА США признало потерю в этот день только двух F-80 из 35-й и 36-й истребительно-бомбардировочных эскадрилий (ИБЭ). Китайцы заявили, что к ним в плен попали двое катапультировавшихся американских пилотов. Более удачным для летчиков 64-го ИАК выдался следующий месяц май, в котором они нанесли противнику ряд чувствительных ударов. Так, 13 мая при отражении налета на город Синыйджу летчики 148-го ГИАП перехватили группу F-80 и, отогнав их от города, сбили два самолета. В тот же день летчикам 821-го ИАП удалось перехватить группу F-84 и также прогнать их в море, сбив один "Тандерджет". В последующем бою с подоспевшими "Сэйбрами" они сбили еще один истребитель и без потерь возвратились на базу. Американцы вновь "подсластили пилюлю" неудачного для них дня, сбив на посадке один МиГ из состава 494-го ИАП (пилот катапультировался). К этому надо добавить, что 13 мая попал в плен командир 4-й ГП полковник УокерМахурин. На допросе Махурин рассказал, что он возглавлял группу F-86,переделанных в истребители-бомбардировщики, которая выполняла один из первых боевых вылетов в этом новом для себя качестве. По словам Махурина, над целью его сбили зенитчики, а по версии советской стороны - летчики 190-й ИАД. Кроме "Сэйбра" Махурина, американцы признали в тот день потерю одного F-80C из 80-й ИБЭ. Через четыре дня, 17 мая в "Аллее Мигов" разыгралось несколько воздушных сражений. Сначала 20 летчиков из 821-го ИАП, которых лидировал сам командир полка Герой Советского Союза подполковник Г.Ф.Дмитрюк, были наведены по радио на группу F-84. Прикрывавшие их "Сэйбры" шли выше штурмовиков, за облаками, и ждали "Мигов" сверху. Но наши летчики скрытно подошли снизу и внезапно атаковали строй "Тандерджетов", которые сообразили, что их атакуют, только увидев пушечные "трассы" и взрывы снарядов. В панике пилоты "Тандерджетов" бросились врассыпную. Однако не всем из них удалось добраться до моря. Пять F-84 упали охваченные пламенем (только одного пилота смогли подобрать на следующий день летчики 3-й спасательной эскадрильи ВМС США). "Сэйбры" так и не успели прийти им на помощь, и все летчики 821-го ИАП благополучно вернулись на свой аэродром. В тот же день пилоты 494-го ИАП перехватили еще одну группу F-84 и отогнали их в море, успев сбить один самолет. Что удивительно, в этом налете принимали участие и несколько групп поршневых штурмовиков F-51 "Мустанг" из 35-й ИБГ. Видимо, американское командование понадеялось, что "Мигов" на них не хватит, но просчиталось. Пилотам 821-го ИАП удалось перехватить группу "Мустангов" и сбить или подбить одну машину. Согласно американским данным, потери этого дня действительно ока-зались весьма значительны. На аэродромы в Южной Корее не вернулись три F-84E из 49-й ИБГ, один F-84D из 136-й ИБГ и один F-80C из 8-й ИБГ. Очередная встреча с противником состоялась через неделю, 25-го мая. Произошло несколько боев летчиков 97-й и 190-й авиадивизий с группами штурмовиков F-84 и прикрывавшими их "Сэйбрами". В этот день удачно действовали операторы РЛС выносного пункта управления 64-го ИАК, которые точно вывели группы "Мигов" на приближавшиеся штурмовики. Дальнейшее было "делом техники": летчики 148-го ГИАП, дважды удачно атаковали небольшие группы "Тандерджетов" и сбили три F-84. В тот же день пилоты этого гвардейского полка перехватили группу поршневых штурмовиков, идентифицированных ими как "Корсары", и сбили одну машину. "Сэйб-ры" из групп сопровождения так и не сбили ни одного "Мига", а сами потеряли один истребитель. Так же удачно действовали в этот день и летчики 821 -го ИАП, которые перехватили на малой высоте группу F-84 и умелыми атаками сбили два из них. Остальные тут же покинули район штурмовки и улетели в море. Только в одном из боев летчикам "Сэйбров" удалось отбить атаку "Мигов" из 256-го ИАП на группу "Тандерджетов" и нанести потери нашим летчикам. Было сбито два истребителя, один пилот погиб. Еще один МиГ совершил аварийную посадку вне аэродрома из-за нехватки топлива. Как ни странно, надо отметить, что у американцев за этот день не числится ни одного сбитого "Тандерджета". В списке потерь значится только один F-86A из 4-й ГП и один "Скайрейдер", возможно, принятый нашими летчиками за "Корсар". Еще одна воздушная схватка произошла в последний день мая. По заявлению летчиков 148-го ГИАП, они перехватили группу винтовых машин и четырех из них сбили. В документах 64-го корпуса указано, что сбитые самолеты являлись "Мустангами", но по докладам летчиков 148-го ГИАП это были "палубные штурмовики". Американские сводки о потерях свидетельствуют, что корпусные документы ближе к истине. За 31 мая в них числятся два сбитых F-51D из 18-й ИБГ и один "Мустанг" - фоторазведчик RF-51D из той же авиагруппы. Очевидно, он должен был зафиксировать на пленку результаты налета. В тот же день летчики 821-го ИАП также перехватили группу поршневых штурмовиков, сбив один из них. Корпус потерял всего однин МиГ -"Сэйбры" - "блокировщики" подловили его на взлете. Погиб опытный летчик - командир звена капитан И.Ф.Денисов, одержавший в небе Кореи две победы. 6 июня группа F-84E из состава 7-й эскадрильи 94-й ИБГ ВВС США совершила налет на Чонгджу. Их перехватили и успешно атаковали летчики 494-го ИАП, ведомые командиром полка подполковником Г.Ф. Дмитрюком. Согласно докладам пилотов, им удалось сбить три F-84. Американцы подтвердили лишь то, что в этот день действительно имела место атака "Мигами" их самолетов, в результате которой "Тандерджет" 2-го лейтенанта У.Хита получил 80 осколочных пробоин и полуметровую дыру в правом крыле от снаряда авиапушки. Летчик с трудом дотянул до своей базы в Южной Корее. Самолет впоследствии пришлось списать, как не подлежащий ремонту. Заходя на посадку, уже над аэродромом Аньдун, наши летчики подверглись атаке "Сэйбров" из 335-й эскадрильи 4-й ГП и потеряли два "Мига". Правда, обошлось без жертв - оба пилота благополучно катапультировались. В этот же день и над тем же аэродромом подверглись атаке летчики 148-го ГИАП. Их атаковали на взлете "Сэйбры" из состава 25-й эскадрильи 51-й ГП, которые сбили пару "Мигов". Катапультные кресла вновь спасли жизнь пилотам. В итоге 6 июня нашими было сбито три F-84 (но американцы признали потерю только одного) ценой потери четырех своих самолетов. Янки могли отпраздновать победу. В начале июля была выведена во второй эшелон 97-я ИАД ПВО, которая не слишком удачно действовала в небе Кореи, неся ощутимые потери. Дивизия перебазировалась на тыловые аэродромы Северо-восточного Китая Мукден и Аньшань и еще в течение месяца иногда выполняла боевые вылеты в основном с задачей деблокирования передовых аэродромов 64-го ИАК. Ее сменила 133-я ИАД ПВО, в том же месяце вступившая в боевые действия. Крайне неудачным днем для летчиков оставшейся 190-й ИАД стало 4 июля. В этот день 70 истребителей-бомбардировщиков F-84e под прикрытием около 50 "Сэйбров" предприняли массированный налет на Супхунскую ГЭС и военную академию КНА в городе Сакчу. На отражение налета были подняты два авиаполка 190-й ИАД (494-й и 821-й), всего 53 самолета. Первыми ушли на перехват три эскадрильи 494-го полка, которых наводили с земли на группу "Тандерджетов". Но наши авианаводчики упустили из виду летевшие выше и за облаками "Сейбры". В результате неожиданной атаки сверху были сбиты сразу пять наших самолетов, а в ходе дальнейшего боя - потеряно еще два. Летчикам 494-го пришлось поодиночке выходить из боя. Помогла им в этом подоспевшая группа "Мигов" из 256-го ИАП, которые сбили два "Сэйбра" и связали боем остальных. Вскоре схватка завершилась, так как у американцев заканчивалось горючее и боеприпасы. Свою основную задачу они выполнили: "Тандерджетам" удалось нанести бомбовый удар по намеченным целям. К штурмовикам прорвалась только одна пара "Мигов" из 494-го ИАП, и ведущему этой пары капитану Н.П.Чистякову удалось сбить один F-84. Это все, чего смогли добиться летчики 494-го ИАП. А безвозвратные потери составили семь самолетов, еще несколько машин получили повреждения. Благо все семеро летчиков спаслись на парашютах, ос и это несколько сгладило горечь поражения. Еще хуже обстояли дела у 821 -го ИАП, стартовавшего следом за 494- м. Его уже на взлете атаковали несколько пар "Сэйбров", которые прямо над аэродромом сбили три самолета, вынудив командование дивизии прекратить выполнение боевого задания. Из трех сбитых летчиков двое катапультировались, а старший лейтенант В.В.Шмагунов погиб в своем самолете. "Сэйбры" же ушли безнаказанно... Однако и это было еще не все -на деблокирование передовых аэродромов корпуса прилетели из Мукдена летчики 97-й ИАД. Но они мало чем помогли пилотам 190-й дивизии, а вдобавок сами потеряли одну машину (пилот из 16-го ИАП спасся на парашюте). Итог дня был нерадостным: 64-й ИАК потерял 11 самолетов и одного летчика. Американцы заявили, что пилоты "Сэйбров" сбили 13 "Мигов" ценой потери двух F-84E из 4-й ГП. После этого поражения 190-ю ИАД также вывели во второй эшелон. В начале августа она и вовсе убыла в Союз. На передовых позициях осталась лишь 133-я ИАД. И только в сентябре на корейский фронт прибыли полки 216-й ИАД ПВО. Они сразу включились в боевую работу, существенно ослабив тем самым нагрузку на летчиков 133-й дивизии. Боевое крещение новой смены состоялось 20 августа. В этот день летчикам 726-го ИАП в районе Сиодзио удалось перехватить группу F-84, которых прикрывали "Сэйбры" из 334-й эскадрильи 4-й ГП. Наши оттеснили штурмовики в сторону моря, сбив один "Тандерджет". Затем, завязался бой с "Сэйбрами", в ходе которого американские асы майор Фредерик Блэйз и майор Эдвард Беллинджер сбили два "Мига". Погиб комэск майор А.А.Шеховцев, другой пилот спасся на парашюте. Нашим удалось сбить одного "Сэй-бра", так что итог боя оказался ничейным. Примечательно, что обе победы советских пилотов подтверждаются американскими данными. 20 августа 4-я ГП потеряла F-86Е, а в 474-й ИБГ недосчитались одного "Тандерджета". 4 сентября американцы начали серию массированных авиаударов по корейским объектам в района города Анею. Налеты следовали один за другим. В "Аллее Мигов" ежедневно шли тяжелые бои. Наши перехватчики упорно пытались прорваться к боевым порядкам штурмовиков, но вплоть до 9 сентября все их попытки были тщетны. За этот период они записали восемь побед над "Сэйбрами" и лишь один сбитый F-84 (американцы признали только гибель "Тан-дерджета" из 49-й ИБГ 8 сентября). Собственные потери были весьма велики -13 самолетов и двое летчиков. Утром 9 сентября янки предприняли новый налет на военную академию в Сакчу силами 45 (по другим данным - 60) F-84E под прикрытием 40 F-86. На отражение этого налета вылетела 216-я ИАД в полном составе. В районе Кайсен-Сингисю летчики дивизии встретили первый заслон "Сэйбров". Наши истребители вступили в схватку и сковали их боем. Затем на перехват штурмовиков подняли 133-ю ИАД. Первым взлетел 726-й ИАП в составе 18 экипажей под командованием командира полка подполковника Л.Д.Горячко. В районе Дэгуандонга они обнаружили и сверху атаковали строй "Тандерджетов". Бой длился около 20 минут, с 10:58 до 11:15, и за это время, по нашим данным, на землю рухнуло 14 F-84, a остальные в беспорядке устремились к морю. Столь больших однодневных потерь американская ИБА не имела с осени 1951 года. Рассказывает бывший командир звена 726-го полка Михаил Арсеньевич Каташов: "Мы были подняты по тревоге для отражения массированного налета противника на ГЭС. В 50-60 километрах от объекта прикрытия, на высоте 3000-4000 метров на встречно-пересекающихся курсах обнаружили большую группу F-84. Командир полка передал об обнаружении противника на землю и получил приказ атаковать и каждому выбирать цель самостоятельно. И тут-то все началось... Мы имели некоторое преимущество по высоте, и в развороте влево сверху сзади провели атаку на строй штурмовиков. После этого строй "Тандерджетов" рассыпался, а мы в одиночку и парами выбирали себе цели и били противника. Я стал преследовать пару F-84, которые, сбросив беспорядочно свои бомбы, стали уходить от меня по долине между гор, но уйти не смогли из-за малой высоты. И я, своим излюбленным приемом, с пикирования, настиг их и поочередно сбил одного за другим. Таким же образом еще двух F-84 сбили летчики моего звена старшие лейтенанты В. И. Мотонаха и М. С. Гречин". Другой летчик 726-го ИАП Лев Иванович Русаков продолжает рассказ об этом сражении: "Самый памятный из всех боев полк провел 9 сентября. Мы вылетели тогда в составе двух эскадрилий - восемь экипажей из 2-й АЭ и десять экипажей из 1-йАЭ. Вел всю группу командир полка подполковник Л.Д.Горячко. Мы набирали высоту. Над китайской территорией, на высоте 6000-7000 метров мы получили команду сбросить ПТБ и выходить в 21-ю зону со снижением до 1000 метров. Выполнив команду, при подходе к зоне, на встречном курсе выше себя увидели большую группу "крестов" (так наши летчики называли F-80 и F-84, поскольку их силуэты очень походили на крест), причем вел группу "Сэйбр" и непосредственное прикрытие состояло из двух пар "Сэйбров". Поступила команда - "Всем разобрать цели. Атака!", и началось... Бой проходил на малых высотах над сопками, с большими перегрузками до потемнения в глазах. Когда "янки" завопили, что их со всех сторон атакуют "Миги", на нас сверху посыпались "Сэйбры". Потом нам сообщили, что в этом бою против нас были две авиагруппы "Тандерджетов" и почти столько же "Сэйбров". После боя выяснили, что мы сбили 15- 16F-84 и один F-86. Но и у нас были тяжелые потери: погиб мой товарищ и одноклассник Иван Капунов и штурман нашего полка майор И. К. Сова (пуля попала ему в голову). Бой был кровавым и жестоким: или мы их - или они нас". Далее события развивались следующим образом. После тяжелых потерь "Тандерджеты" стали уходить в залив, а "Миги" 726-го ИАП преследовали их. Потери штурмовиков были бы еще больше, но в это время им на помощь пришла еще одна группа "Сэйбров" из 51-го крыла, которая в свою очередь атаковала увлекшихся преследованием пилотов и сразу сбила два "Мига". Теперь туго пришлось нашим истребителям, так как численное превосходство и лучшая позиция для атаки принадлежали противнику. К тому же порядки полка распались на пары, четкой и сплоченной группы уже не было, чем и воспользовались американцы. Спасли положение подоспевшие полки 133-й ИАД - две восьмерки 147-го ГИАП и столько же экипажей 415-го ИАП, которые атаковали увлекшихся преследованием "Сэйбров". Бой вспыхнул с новой силой. Снова обратимся к воспоминаниям его участников - летчиков 147-го ГИАП: "Первым по тревоге вылетел 415-й ИАП, - рассказывает командир 3-й АЭ полка, в то время капитан, Николай Иванович Шкодин, - затем подняли нас в составе двух восьмерок. Первую вел ведущий группы штурман полка майор Кравченко, а вторую - я. Через некоторое время я увидел гигантскую свалку из нескольких десятков самолетов, битва была в самом разгаре и мы сходу вступили в бой. Сразу же пара "Сэйбров" атаковала и сбила самолет капитана И.В.Пронина из звена капитана Калюжного. Я атаковал эту пару и с короткой дистанции сбил одного из "пиратов", тем самым отомстив за гибель товарища". В этом бою отличился и ведомый Шкодина капитан Федор Гаврилович Афанасьев. Вот как он описал свою победу: "На посадке нас часто поджидали "охотники" - опытные летчики США. Один такой "ас" решил в одиночку "поохотиться" в районе Мяогоу и выбрал целью моего ведущего. Увидев это, я уменьшил скорость, чтобы увеличить интервал между собой и Шкодиным и стал выходить влево, для того чтобы сократить радиус и выйти "Сэйбру" в хвост. По радио я дал команду Шкодину резко повернуть самолет влево. Тот меня понял и моментально выполнил мою команду, тем самым я резко сократил расстояние и вышел в хвост "Сэйбру", который уже вел огонь по самолету ведущего. Я дал очередь. Пилот "Сэйбра" поняв, что попал под удар, тут же бросил свою "жертву" и отвернул вправо. Я также бросился за ним вправо и на преследовании сбил его. Он упал в сопках". Это были первые победы Шкодина и Афанасьева в небе Кореи. Однако "Сэйбрам-охотникам" из 4-го ИАК все же удалось в районе аэродрома "Аньдун" подкараулить на посадке самолет командира 1-й АЭ 726-го ИАП майора К.Н.Дегтярева и сбить его. Наш летчик спасся на парашюте. В том бою один F-86 сбили и летчики 415-го ИАП, первыми вступившие в бой. О том, как это произошло, рассказывает "герой дня" в полку Евгений Иванович Поливайко: "Был вылет в район реки Ялуцзян на отражение налета самолетов противника. Я летел в первом звене 1-й АЭ ведомым у командира эскадрильи майора Г.И.Богданова. Вторую пару вел капитан Акимов. Был большой бой с "Сэйбрами". Большая свалка. В одном из маневров мой ведущий вышел на очень удачную позицию по отношению к паре F-86. Но у Богданова что-то случилось с прицелом, и выпущенная им очередь прошла рядом с целью. "Сэйбр" метнулся в сторону и попал прямо в мой прицел. Я в упор ударил по нему из всех пушек. Он задымился, потом загорелся и упал на берегу реки Ялуцзян. Я видел вспышку взрыва на земле. Но тут меня атаковала другая пара "Сэйбров", а мой ведущий Богданов уже ничем не мог мне помочь, так как был впереди меня. "Сэйбры" зажали меня и били с двух сторон. Меня спасла пара капитана Акимова. Они услышали мои позывные и курс, которые я выкрикивал в эфир. По этой радионаводке пара Акимова атаковала зажавших меня "Сейбров". Те сразу вышли из атаки и, бросив меня, пошли в пике. Я воспользовался моментом и ушел в облака и тем самым спасся, получив несколько пробоин в самолете, но все для меня тогда обошлось. Позже выяснилось, что сбитый мной американский пилот был негром". 415-й ИАП также понес потери: были сбиты два самолета, но оба пилота, старшие лейтенанты ГА.Бурин и М.Ф.Сергеев благополучно катапультировались и вскоре вернулись в полк. Что касается летчиков 216-й ИАД, которые первыми взлетели на перехват и сковали боем передовой заслон "Сэйбров", то они отлично справились со своей задачей, сбив при этом четыре F-86 и не потеряв ни одного самолета. Особо отличился капитан М.И.Михин из 1-й АЭ 518-го ИАП, который сбил один "Сэйбр" и подбил еще одного. Еще двух "Сэйбров" сбили летчики 676-го ИАП майор ГА.Болотин и капитан М.Ф.Юдин. Итог воздушного сражения, по данным командования 64-го ИАК, был таков: корпусом за день сбит 21 самолет противника (плюс две предположительные победы) и еще один подбит. Уничтожено 14 F-84 и 7 F-86. Свои потери - шесть МиГ-15бис и трое пилотов: майор И.К.Сова, капитан К.П.Пронин и старший лейтенант И.И.Капунов. Все погибшие из состава 133-й ИАД. Летчики этой дивизии уничтожили 17 самолетов противника, в том числе пилоты 726-го ИАП сбили 14 F-84, а также предположительно сбили или подбили еще два F-86, которые полку не засчитали. Летчики 147-го ГИАП сбили два "Сэйбра". Еще один F-86 сбит летчиками 415-го ИАП. Летчики 216-й ИАД без потерь сбили четыре F-86 и подбили еще один. Американцы заявили, что в этом сражении пилоты "Сэйбров" одержали шесть побед. Отличились летчики 25-й эскадрильи 1-е лейтенанты Саймон Эндерсон и Уолтер Копе-лэнд и 2-й лейтенанат Томас Мур, а также летчики 39-й эскадрильи подполковник Зон Маркхэм и 1-й лейтенант Фрэнсис Хамфрейс. Еще одна победа на счету канадского летчика лейтенанта Эрнста Гловера, проходившего боевую стажировку в составе 334-й эскадрильи 4-й ГП ВВС США. Это редкий случай, когда реальные потери корпуса точно совпали с заявленным числом побед американских пилотов, чего нельзя сказать о заявках на победы советских летчиков. Американцы признали потерю в тот день только трех F-84E и одного F-80C. Погибли капитан Эдвард Уоррен О'Брайн, 1-е лейтенанты Джим Харольд Айлкир и Джеймс Алан Ол-сон. Впрочем, как это нередко бывало, здесь учтены только те самолеты, что упали на вражеской территории. Получив неожиданный отпор, американские истребители-бомбардировщики несколько дней не появлялись в "Аллее Мигов". Налеты возобновились только во второй половине сентября, но уже 18 числа янки понесли очередную потерю: не вернулся из боевого вылета F-84E 1-го лейтенанта Келвина Эдгара Ходела, сбитый лейтенантом М.И.Михиным. Летчики 64-го ИАК вновь отличились 21 сентября при отражении налета "Тандерджетов" на Пакчон. В налете принимал участие 41 F-84nofl прикрытием почти такого же количества "Сэйбров". Им противостояли летчики 133-й и 216-й ИАД. Восемь экипажей 676-го ИАП и 16 экипажей из 518-го ИАП сковали боем истребители передового заслона, а летчики 415-го и 147-го полков прорвались к штурмовикам. Вновь даем слово командиру 3-й АЭ 147-го ГИАП капитану Н.И.Шко-дину: "Первым по тревоге на отражение налета ушел 415-й полк, а через некоторое время подняли в воздух и наш полк. Вскоре я увидел, как большая группа F-84 бомбит химический завод, а чуть в стороне идет ожесточенный бой с "Сэйбрами". Наш полк поспешил на помощь, и сходу на малой высоте мы атаковали группу "крестов". Сначала я атаковал двух выходящих из атаки F-84 и удачно зашел им в хвост, но гут я увидел, что пара F-84 гонит одиночный МиГи бьет по нему из всех стволов. Я бросил свою цель и поспешил на выручку к товарищу, попавшему в беду. Сблизившись с увлекшимися атакой "крестами", я с короткой дистанции снял одного из них, и тот упал на землю. Как потом выяснилось, выручил я тогда капитана Е. И. Поливайко из 415-го ИАП". Летчики из эскадрильи капитана Ворошилова сбили три "Тандерджета", причем одного из них "снял" ко-мэск, а двух других - его ведомый старший лейтенант Иван Шинаев. Но и сам Шинаев не вернулся из боя -его, увлекшегося преследованием "Тандерджетов", зажала и сбила пара "Сэйбров". В итоге летчики 147-го ГИАП сбили четыре F-84 и один F-86 при потере одного самолета и летчика. А летчики дравшегося рядом 415-го полка добавили к этому счету еще один сбитый F-86. После отражения налета еще одно сражение разгорелось в районе аэродрома Дапу, который блокировали "Сэйбры" из 336-й эскадрильи 4-й ГП. Для деблокирования были подняты две эскадрильи 676-го полка и эскадрилья 878-го ИАП. В сражении над аэродромом был подбит самолет старшего лейтенанта В.Ф.Лекомцева из 878-го ИАП, которому пришлось садиться "на брюхо". При посадке летчик не пострадал, но самолет списали из-за повреждений. В том же бою был сбит и погиб летчик 676-го полка - командир звена капитан Федор Андреевич Бодня. Скорее всего, его сбил капитан Робинсон Ризнер, который в этот день записал на свой счет два "Мига" и стал асом, одержав свою четвертую и пятую победу. По словам самого Ризнера, в этом бою он дрался с пилотом, которого он посчитал лучшим летчиком-истребителем когда-либо встречавшимся ему в бою. Они сошлись на высоте 10000 метров, затем МиГ перешел в пике, а "Сэйбр", который лучше разгонялся за счет большей массы, догнал и поразил его. Подбитый МиГ пересек реку Ялуцзян и стал снижаться в районе ВПП одного из китайских аэродромов, где и разбился. Все это наблюдал сам Ризнер и его ведомый лейтенант Джон Логан. Однако Логану не удалось рассказать об увиденном. У его "Сэйбра" была перебита гидросистема и изрешечены топливные баки. Американцу удалось дотянуть до острова Чодо в Желтом море и катапультироваться, но, запутавшись в парашюте, он утонул до того, как к нему подоспела помощь. Возможно, его сбил лейтенант П.А.Козлов из 676-го ИАП, который заявил, что подбил "Сэйбр", но тот упал в море и Козлову эту победу не засчитали. Еще одного "охотника" сбил в тот день в районе Дапу летчик 913-го ИАП старший лейтенант А.А.Александров из только что прибывшей из приморья 32-й ИАД. Это была первая победа полка в небе Кореи. Итог дня таков: летчики 64-го авиакорпуса сбили семь самолетов противника плюс одна неподтвержденная победа (Козлова). Из них шесть побед на счету летчиков 133-й ИАД (два F-84 и четыре F-86). Свои потери - три самолета и два пилота. Американцы заявили, что в этот день пилоты "Сэйбров" сбили пять "МиГов", четыре из которых на счету пилотов 336-й АЭ и один-25-й АЭ. Собственные потери они оценили в один F-86 и один F-84E из 49-й ИБГ. Весьма успешный для наших пилотов воздушный бой состоялся 28 сентября. В этот день летчики из 676-го и 878-го ИАП 216-й ИАД заявили об уничтожении без потерь со своей стороны шести F-86. Американцы же признали потерю одного новейшего F-86F из 40-й ГП, одного F-84E из 474-й ИБГ и одного F-80C из 8-й ИБГ. После этого летчики 64-го авиакорпуса больше месяца не имели встреч с американскими истребителями-бомбардировщиками, так как последние либо успевали уйти в безопасную зону, либо "Сэйбры" мешали нашим по мере возможности. Только в ноябре возобновились схватки советских летчиков с вражеской ударной авиацией. С1 ноября ИБА 5-й ВА ВВС США активизировала свою деятельность в "Аллее Мигов", начав серию ударов по важным объектам на территории КНДР с налета на три автомобильных моста в районе Йонгми. На отражение этого налета были брошены группы "Мигов" из состава 133-й ИАД, которые взяли на себя передовой заслон "Сэйбров", а летчики китайской Объединенной Воздушной Армии (ОВА) атаковали штурмовиков и истребителей из группы непосредственного прикрытия. При отражении этого налета летчики 133-й ИАД уничтожили пять самолетов противника: четыре F-86 и один F-84, подбив еще одного F-86. Три сбитых "Сэйбра" засчитали летчикам 726-го ИАП. Два из них на счету командира 1 -й A3 майора К.Н.Дегтярева. Майор таким образом расквитался с американцами за 9 сентября, когда его самолет был сбит, а ему самому пришлось катапультироваться. Летчики 415-го ИАП перехватили на отходе группу "Тандерджетов" и майору К.П.Петрову удалось сбить один F-84, а в бою с "Сэйбрами" капитан В.Ф.Гутченко сбил F-86. Наши летчики в этих боях потерь не имели. Для полноты картины надо заметить, что американцы тоже не признали за этот день ни одной потерянной машины, а пилоты "Сэйбров" записали на свои счета два "сбитых" "Мига". На следующий день, 2 ноября летчики 133-й ИАД вновь были подняты по тревоге. На этот раз подудар "Мигов" попали "Шутинг Стары", которые редко "забредали" в район действий наших истребителей. По заявлению наших летчиков, они сбили шесть F-80, но большая часть из них упала в море. Победы засчитали по данным фотоконтроля и по подтверждению от корейских рыбаков, которые утверждали, что видели один или два горящих самолета, упавших в воду далеко от берега. В конце боя подоспели "Сэйбры" из 16-й эскадрильи 51-й ГП. 1-му лейтенанту Томасу Уайту удалось сбить самолет командира звена капитана В.П.Лепикова, незадолго до этого сбившего два F-80. Лепиков благополучно катапультировался. Согласно американским данным, 2 ноября был сбит только один F-84E из 58-й ИБГ. 6-го, 16-го, 17-го и 19-го ноября американские истребители-бомбардировщики наносили удары по транспортным коммуникациям силами до 100 самолетов. При отражении этих налетов летчики 64-го авиакорпуса выполняли задачу по сковыванию передовых заслонов вражеских истребителей, а непосредственно по штурмовикам должны были работать летчики из ОВА. Видимо, с этой задачей они не справлялись, поэтому, начиная с 20 ноября, от пилотов 64-го ИАК вновь потребовали не допускать налетов вражеской ИБА на охраняемые объекты. 21 ноября около сотни истребителей-бомбардировщиков F-84 из состава 49-го и 58-го авиакрыльев ВВС США предприняли налет на офицерское училище КНА в Бугдине. Их прикрывали несколько десятков F-86 из 4-го и 51-го авиакрыльев. На перехват взлетели пилоты 133-й и 216-й ИАД. При этом летчики 133-й дивизии связали боем истребительное прикрытие, а 216-я атаковала истребители-бомбардировщики. Вот что рассказывает об этом бое его участник Герой Советского Союза командир 415-го ИАП подполковник Павел Федорович Шевелев: "Был полковой вылет на отражение налета на Бугдин (в переводе "Золотые пески"). Полк подняли поздновато, и над Бугдином было полно штурмовиков. Сначала мы обнаружили четверку F-84, и я сходу атаковал их. Мне удалось сбить одного "Тандерджета". Затем мы столкнулись с восьмеркой F-84 и сразу пошли в атаку. С первого же захода капитан В.М.Панов сбил одного "креста", затем старший лейтенант Сокуренко догнал и сбил еще одного, причем так по нему ударил, что у "Тандерджета" отвалилось крыло. Правда, и мы понесли потери из-за того, что прозевали атаку двух групп "Сэйбров". Так, 1-ю эскадрилью полка, ведомую майором Богдановым, неожиданно атаковали шесть F-86 и сбили машину комэска. Иван Богданов погиб". "Сэйбрам" удалось также сбить самолет старшего лейтенанта А.А.Гаранкинаиз2-йАЭ, но тот спасся на парашюте. "Сэйбры" тоже не избежали потерь - одного из них сбил капитан В.М.Панов. Всего же в этом бою летчики 415-го ИАП сбили пять F-84 и один F-86, но почему-то две победы у командования корпуса вызвали сомнение и их засчитали как "подбитые". Кроме того, в бою с заслоном "Сэйбров" летчики 216-й ИАД без потерь сбили один F-86 и подбили еще два. Сбитый "Сэйбр" записали на счет замкомэска капитана В.Г.Казакова. Как это нередко бывало, американские сводки о потерях отличались от советских заявок на победы в меньшую сторону. 21 ноября янки "списали в расход" два F-86E из 51 -й ГП и два F-80C из 8-й ИБГ. Сражение 21 ноября стало последним для летчиков 64-го ИАК в 1952 году. До конца ноября и весь декабрь летчики авиакорпуса периодически вылетали на перехват истребителей-бомбардировщиков, но, в основном, безуспешно. Американцам обычно удавалось избегать боев с "МиГами". Только 22 декабря летчики 216-й ИАД сбили очередной "Шутинг Стар" из 8-й ИБГ, а 25 декабря - пилоты 133-й ИАД "завалили" два F-84G из 49-й и 58-й ИБГ, которых им почему-то записали как "Сэйбры". В итоге с марта по декабрь 1952 года летчики двух новых смен авиакорпуса (до февраля в небе Кореи сражались летчики старой смены, состоящей из 303-й и 324-й ИАД) провели 20 результативных встреч с ИБА 5-й ВА ВВС США, из которых восемь подходили под статус больших сражений. Особое место в этом ряду занимает сражение 9.09.1952, когда американцы, согласно советским данным, понесли наибольшие потери. Всего же летчики 64-го ИАКс марта по декабрь 1952 года записали на свой боевой счет 68 американских истребителей-бомбардировщиков. Из них 42 F-84, 19 F-80 и 7 F-51. Непосредственно в схватках с истребителями-бомбардировщиками летчики авиакорпуса потерь не имели, однако в боях с прикрывавшими их "Сэйбрами" корпус потерял 47 истребителей МиГ-15бис и 14 летчиков. Пилоты авиакорпуса, в свою очередь, сбили 37 F-86 и подбили еще четыре. Все эти цифры, напомню, взяты из официальных советских сводок о потерях и победах. Сопоставление их с американскими данными дает массу разночтений, однако в любом случае не вызывает сомнений, что наши летчики смогли дать в небе Кореи серьезный отпор американской истребительно-бомбардировочной авиации, заставив ее в целом ряде случаев отказываться от своих планов и нести весьма ощутимые потери. В заключение надо сказать, что начиная с марта 1952-го и до 1 января 1953 года официально признанные на сегодняшний день боевые потери ИБА 5-й ВА ВВС США в Корее (включая потери от зенитного огня) составили 174 самолета: 93 F-84, 43 F-51 H38F-80. © Copyright: Александр Латаев, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|