ПАК-ФА - российский самолет 5 поколения
ПАК-ФА Сухой Т-50 (3 ед.)
Конкурент:
F-22 Raptor (141 ед.)
Ожидаемые характеристики:
Размер (м):
- крыла 14,2; площадь=78,8 m2
- длина 22
- высота 6,05
Вес (кг):
- полный 37000
- нормальный 26000
- пустой 18500
Топливо (кг): 10300
Боевая нагрузка (кг):
- макс 7500
- AA макс 2260 конформ
Скорость (км/ч):
- макс 2100 (2600?); M2,0;
- набор 350 м/с
- мин 0 ОВТ
- крейсерская 1300 (-1800?)
Высота (м): 20000
Дальность (км): 4000/5500 (2x2000кг)
- сверхзвук 2500
Взлетная полоса (м): 350 (без ОВТ)
G-force (g): 10-11
EPR: 0,05 м2
Нагрузка на крыло (кг/м2):
- макс 470
- норм 330
Thrust-to-weight ratio:
- макс 0,84
- норм 1,19
Топл: 2,55 кг/км
Время полета: 3,3 ч
Двигатели: АЛ-41FФ (117С на первых прототипах)
- тяга 2x15500/2x9800
- компрессор: диаметр 932мм, 3 шаг
- вес 1350 кг
- увелич давл 4,2-4,5
- ресурс 4000 ч
- межрем ресурс 1500 ч
- сопло:
вес: 380 кг
угол отклон +-16 град в любом направлении, +-20 град в плоскости
скорость отклонния: 60 град/сек
Электроника:
Н050(?)БРЛС AFAR/AESA
Вооружение: ? 2x30мм пушка
Ракеты: 10 (конформ), возможн 2*4 на внеш подв.
В 1998 году ВВС РФ выдали тактико-техническое задание (ТТЗ) на легкий многофункциональный фронтовой самолет (ЛФС). На роль ЛФС могли претендовать проекты С-56, С-52/57, МиГ 1.27 и МиГ-29M3.
Легкий фронтовой самолет рассматривался как дешевое дополнение к МФИ.
- 1998 СФИ (средний фронтовой истребитель).
Самолёт так называемого среднего класса, написано обоснование и техническое задание. Цель - сохранение характеристик при сниженном взлетном весе (в сравнении с Су-27) за счёт уменьшенных массово-габаритных характеристик БРЭО и повышенных удельных параметров двигателей. Вероятно в классе F/A-18E/F.
По заверениям руководства КБ Сухого СФИ способен один решать задачи МФИ и ЛФИ, в результате были окончательно закрыты темы ОКБ МиГ 1.42 и 4.12.
- 1999. Официальное начало работы по Т-50 -истребителю 5-го поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21).
...
Следующим шагом стало уточнение в конце 2000 г.состава перспективной группировки ФА. В связи с этим некоторое время тема звучала как "средний фронтовой истребитель" (СФИ).
В апреле 2001 г., ВВС конкретизировали требования к перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации (ПАК ФА). Насколько известно ВВС требуется около 300истребителей ( оптимистично - 600 ).
По-видимому, пересмотр ТТЗ стал следствием отказа от тяжелого истребителя (программа МФИ), что привело к объединению тем МФИ и ЛФС в одну. По известным данным новая машина ОКБ Су должна была занять нишу между И-90 (1.42) и ЛФИ ( микояновский проект 80-х годов 412, С-57) и иметь нормальный взлетный вес, согласно аванпроекту 23 тонны.
На создание ПАК ФА предполагалось выделить полтора миллиарда долларов. С самого начала эта сумма вызывала сомнения. В Иркутском АПО полагают, что на программу создания собственно самолета пятого поколения необходимо 2,5-3 млрд. долл. Представитель АВПК "Сухой" заявил, что для перевода работ по С-37 из стадии экспериментального образца в стадию серийного производства потребуется примерно10млрд. долл. Закупочная стоимость одной машины (на внешнем рынке) вероятно будет соизмерима с ценой F-35и составит порядка 80 млн.долл.
-
ПАК ФА,
2000-2003г, он победил в конкурсе аванпроектов в 2002 году.
В результате работ вырос взлетный вес и соответственно были снижены летные данные. Вероятно в результате произошёл отказ от варианта с вертикальной посадкой.
ОКБ имени Яковлева объявило о временной приостановке своего участия в проекте, ввиду изменения требований к комплексу со стороны заказчика. Укороченный взлет и вертикальная посадка будут реализованы позже.
2003 - 2004, был успешно защищен эскизный проект.
Главный конструктор самолета Т-50 -А.Н.Давиденко (на 2004 г.). Успешно проведена защита эскизного проекта нового истребителя, начаты эксперименты на летающих лабораториях.
По состоянию на 2004год проектный максимальный взлетный вес Т-50 достиг 35 тонн.
В 2005 году объявлено, что весь комплекс работ по созданию Т-50обойдется в 5 миллиардов долларов.
Самолет будет оснащенмоторами АЛ-41Ф1, так называемого первого этапа с отклоняемым вектором тяги (ОВТ) и тягой 14000 кгс, двигатель второго этапа будет оснащен новым компрессором и соплом с реверсом тяги (вероятно общее плоское сопло для двух двигателей, аналогичное серийному С-37). Тяга составит 15300 - 15500 кгс.
-2006
В 2006 году запланированы завершение разработки, предъявление и защита очередного этапа проекта и его составных частей. В «Новосибирском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова» идут подготовки по программе комплекса И-21. Программы разработки комплекса И-21 и семейства российских региональных самолетов RRJ являются национальными приоритетными программами в авиастроении и обеспечиваются государственной поддержкой. Основной объем НИОКР, выполняемых ОАО «ОКБ Сухого», приходится на программы военной авиации - 74,8% и почти половина от этого объема (36,7%)-НИОКР, связанные с разработкой комплекса И-21.
..."
планер самолета определен, продут (в аэродинамических трубах ЦАГИ, - "ИФ-АВН"), характеристики выверены".
...
По его словам, ВВС России закажут также более легкий самолет пятого поколения.
"Параллельно мы будем делать более облегченный самолет, может быть, с одним двигателем", - сказал В.Михайлов.
По его словам, не всегда целесообразно иметь в парке только тяжелые самолеты, которые способны, например, нести 12 ракет.
"Трудно предположить, что все ракеты он (летчик, - "ИФ-АВН") использует, собьет 12самолетов противника. Пусть лучше будет 4или даже 2 ракеты, но он их обе использует -этого будет достаточно", - сказал В.Михайлов.
По словам главкома, стоимость и вес нового самолета меньше, что также имеет большое значение.
В.Михайлов сообщил,что эскиз нового самолета пятого поколения в скором времени может быть обнародован.
23 августа.
Истребитель пятого поколения в России планируется создать двух классов -тяжелого и легкого, сообщил главком ВВС генерал армии ВладимирМихайлов.
ADVERTISEMENT
"Мы разрабатываем самолет пятого поколения в двух направлениях, на компании "Сухой" и корпорации "МИГ". На базе компании "Сухой" планируется создать тяжелый вариант истребителя, на "МИГ" -легкий", - сказал В.Михайлов в среду на встрече в Москве с командующим ВВС Финляндии Хейкки Люютиненом.
Как сообщил "Интерфаксу-АВН" помощник главкома ВВС полковник Александр Дробышевский, на встрече В.Михайлов также отметил, что на тяжелом варианте истребителя планируется установить 12 точек подвески для различного вооружения, на легком - четыре.
В.Михайлов сказал, что вес тяжелого варианта истребителя пятого поколения составит 30тонн, легкого - 14 тонн.
"Авионика у самолетов, разрабатываемых в компании "Сухой" и корпорации "МИГ" будет одинаковая, что позволит снизить затраты на их производство", -приводит слова главкома его помощник А.Дробышевский.
2007.
В марте объявлено о начале строительства первого летного экземпляра ПАКФА
...
Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) им. Чкалова приступило к строительству многофункционального истребителя пятого поколения. Работы проводятся совместно с авиазаводом в Комсомольске-на-Амуре. Об этом сообщил генеральный директор предприятия Федор Жданов в ходе посещения НАПО губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским.
"Финишная сборка будет происходить в Комсомольске-на-Амуре, а у нас будет полностью производиться сборка головной части этого самолета", - уточнил Жданов. Истребитель пятого поколения, который заменит самолеты предыдущего поколения МиГ-29 и Су-27, разработан конструкторским бюро "Сухого".
Проект самолета пятого поколения ВВС России прошел защиту технического макета. Об этом 6 апреля 2007 года сообщил временно исполняющий обязанности главнокомандующего ВВС РФ генерал-полковник РФ Александр Зелин. Он отметил, что сроки исполнения заказа и решение заказчика (Министерство обороны РФ) не меняются."В сроки до 2009г. Мы укладываемся", -подчеркнул А.Зелин.
В настоящее время идет работа над созданием рабоче-конструкторской документации. Ранее министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что самолет пятого поколения будет создан к 2009г
29.12.2008 года
Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что истребитель пятого поколения будет поднят в воздух, как и планировалось, в 2009 году.
«К августу 2009 года мы получим летный самолет пятого поколения. Мы поднимем в воздух эту машину в 2009 году», - сказал Главком журналистам.
А. Зелин отметил, что к 2009 году будут готовы три самолета пятого поколения. «Все они в данный момент проходят испытания и находятся в той или иной степени готовности»,-сказал он.
По словам Главкома ВВС, «причин для невыполнения планов по поставкам этих самолетов в срок я не вижу» ни с финансовой, ни с организационной точки зрения.
06.2009
----------
Затронут тему авиации, замминистра обороны сообщил, что до момента, когда в воздух поднимется первый российский самолет пятого поколения, остаются считанные месяцы. "Он должен оторваться от земли первый раз в этом году. У нас оснований говорить о том, что сроки будут сдвигаться, нет", - сказал он.
В.Поповкин отметил, что в этом самолете будет много новых элементов: "Сам планер - это будет самолет пятого поколения. Двигатель будет 4+++".
Днем ранее в Ле Бурже Погосян анонсировал, что ПАК-ФА встанет на крыло в этом (2009) году и "может быть представлен на выставке не ранее 2010-2011 гг"
24.12.2009 первая пробежка по полосе.
29.01.2010 11:09 -12:06 первый полет в Комсомольске.
По материалам http://warfare.ru/rus/?lang=rus&linkid=2280&catid=255
Другие статьи в литературном дневнике:
- 11.02.2010. ПАК-ФА - российский самолет 5 поколения