Завершая начатый разговор, зададимся вопросом: "Что же более всего считается свойственным душе по природе"?
Одушевлённое отличается от неодушевлённого двумя признаками - движением и ощущением. Все философы определяют душу тремя признаками : движение, ощущение и бестелесность.
Итак, душа есть сущность как форма, есть суть бытия и форма естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя.
Сказанное о части тела следует приложить ко всему живому телу : как часть относится к части, так совокупность ощущений относится ко всему ощущаемому как ощущаемому.
Мы познаём, во-первых , благодаря здоровью, во-вторых , благодаря части тела или всему телу.
Следует отметить : официальное православие традиционно считает древних философов язычниками и не признаёт аристотелевские трактаты о душе. Но само православие избегает рассуждений на эту волнующую тему, потому нам ничего другого не остаётся, как продолжить вникать в труды язычников!
"...знание и здоровье есть образ, некая форма, смысл и как бы деятельность способного к ним". Следовательно, знание есть способность к познанию, здоровье - деятельная возможность быть здоровым.
Ведь действие способного к деятельности происходит в претерпевающем и приводимом в соответствующее состояние.
Так вот! То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем,- это душа, которая есть некий смысл и форма, а не материя или субстат.
Следовательно, во-первых, она - форма, во-вторых,- материя, в-третьих,- то, что состоит из того и другого; из них материя есть возможность, форма - энтилехия( термин Аристотеля).
Так как одушевлённое существо состоит из материи и формы, то не тело есть энтилехия души, а душа есть энтилехия (предположительно, энергия) некоего тела. Поэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, и она не есть какое-либо тело( душа - нечто принадлежащее телу, а потому она и пребывает в теле, а именно в определённого рода теле, а не так, как предшественники Аристотеля приноравливали её к телу.
Если принять за доказанную истину то, что жизнь есть особая форма существования материи, можно утверждать: вследствие вечного стремления материи ко всё более совершенному оформлению, неорганический мир постепенно переходит в органический, а растительное царство - в животное.
Таким образом, вся природа составляет одно целое, и жизнь, развиваясь всё ярче, достигает высшей ступени совершенства в человеке( смотреть научно- философский трактат Аристотеля "О душе").
Затронем наиболее яркое качество человека - добродетель, признав при этом, что добродетель состоит не в знании и понимании добра, а в действии, так как само знание не удерживает от дурных поступков.
Философская этика через многократные упражнения вырабатывает в человеке сознательную тягу к добру, сделав эту тягу постоянным качеством воли. Суть добра - в господстве разумного элемента души над чувственными страстями! Признавая важность наслаждения, Аристотель считает высшей его разновидностью чувство довольства, вызываемое в человеке сознанием, что его поступки нравственны и хороши.
ВЫВОД:
Аристотель подразделял души на три вида: питающая(растительная), чувствующая(животная), разумная(человеческая).
Все живые существа обладают собственной энтилехией души. Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела(это утверждение относится лишь к первым двум видам души, а третью, разумную её сторону, сопричастную Богу, он признавал бессмертной).
Человеческую волю Аристотель полагал решительно свободной!
Именно потому мы, исходя из свободы воли, присоединим к мнению Аристотеля собственное : Душа есть субъект восприятия , образованный союзом Духа и Материи.
За сим наши рассуждения по данной теме завершены. Читайте работы древних философов, поскольку даже медицинский трактат Авиценны опирается на их труды.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.