Платон мне друг...

Алёна Платонова Норильчанка: литературный дневник

Такова данность, таков промыслительный факт! Друг, с которым мы никогда не встретимся, но всегда можем посоветоваться. Право же, не лично...
Если верить Данту, добродетельные язычники и люди, жившие до Иисуса, проживают после смерти в особой местности, под названием Лимб. Среди них - выдающиеся представители античности : "...учитель тех, кто знает (Аристотель), семьёй миролюбивой окружён. К нему Сократ всех ближе восседает и с ним Платон..."
Поскольку Платон - в первой тройке мудрецов, отчего бы не оборотиться вспять и не посоветоваться с этим " добродетельным язычником " и величайшим мыслителем!? Уж очень много в нашей жизни вопросов, требующих ответов! Вот один из них, возможно, главный : " Сколько ещё нужно жить и умирать человечеству, чтобы повзрослеть , чтобы понять: мы все идём в одну сторону!"
Ставлю вопросы и поражаюсь простоте ответа : на планете Земля не существует реальности с понятием "человечество"- такой общности нет, поскольку "человечество" - от сотворения и поныне - неоднородно , а потому разрозненно.
Не стану заниматься измышлениями, обращусь к мнению обожаемого мною Платона, пользуясь свободным пересказом его мыслей.
Согласно идеям Бога-Художника, Платон мечтал построить идеального человека и идеальное государство. Он предполагал, что в природе как таковой и в природе человека существуют явления и качества, прекрасные уже по самой своей сути: справедливость, красота, рассудительность и т.п. Если их "смешать", то можно сотворить "прообраз человека", боговидного и богоподобного - таков платоновский концепт идеального человека.
В понимании Платона, человек - это образ и подобие живого Космоса, образ и подобие Мировой Души, Мирового Ума, то есть образ и подобие самого Отца-Устроителя сущего. Как следует далее, человек - совершеннейшее сущее, предопределённое "божественным привидением". И только человека влечёт его бессмертная душа к всеобщему блаженному бытию, "к непреходящей и разумной цели".
Кроме того, Платон отмечал, что свои определяющие начала души присущи каждому человеку, народу и государству...Задолго до Л.Н.Гумилёва Платон заговорил об этнопсихологии, менталитете и этнической специфике души.
Платон первым предположил, что на природу души могут влиять местности - географическая специфика души : "Одни местности неблагие, другие благие, с милостивыми даймонами и неким божественным дуновением, они превосходят другие в смысле рождения лучших и худших людей".
В соответствии с основными началами души, Платон рассуждал и об антропологической специфике души, признавая наличие трёх родов людей
(с особой душой, особыми удовольствиями и жизненными ценностями).Это: философы, честолюбцы и сребролюбцы.
Ещё до Аристотелевского трактата о душе, первого системного исследования, Платон утверждал, что в государстве люди должны занимать место лишь в соответствии со своими природными задатками: " Кто годится в плотники- пусть будет плотничать"...то же самое - в остальных случаях. Платон размышлял об аксиологической и одновременно политической специфике души. В результате предложил следующую классификацию : аристократы, ценящие справедливость; честолюбцы, вечно соперничающие; олигархи, предпочитающие наживу и власть; демократы, любящие свободу и свободное общество; люди-тираны,с природной страстью к личной власти, ослеплённой душой слепо реализующие предельную несправедливость.
Платон не забыл и социокультурные причины зла : недостаточное или неудачное воспитание в человеке кротости, пробуждающее " зверя", " когда есть вероятность, что человек станет самым диким существом, которое только рождает земля".
Помимо воспитания, это столь же неудачное или недостаточное образование, когда в человеке нет системы истинных знаний, истинного мнения, о прекрасном, добром, справедливом и их противоположностях. Потому-то человек и может отклоняться в сторонй звериной природы.
Однако Платон верил в богоподобное начало человека, в преобладание в нём кроткой природы! Он не сомневался в этом даже в зрелости, в годы разочарований, кризиса собственной философии: " Ибо божественное начало, заложенное в человеке, спасает всё, если каждый подобающим образом его чтит".
Эта философия, эти законы близки христианскому духу : такое богоподобие определяет истинный путь, путь платоновского божественного человека. Надо лишь согласиться с Платоном, чтобы каждый подобающим образом чтил божественное начало, заложенное в нём и в другом человеке. Этот путь - путь любви божественной, общечеловеческой, объединяющей. В этом - смысл христианских заповедей и самого существования человечества.
В канун Пасхи 2017 года Благодатный Огонь вновь сошёл с Небес, значит, будущее вновь вступило в свои права!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.04.2017. Платон мне друг...