24 апреля 2012 года Радоница

Альбина Голованчикова: литературный дневник

Особое Поминовение усопших.


Немного истории
---------------
Радоница


Во многих славянских и германских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых: в Саксонии, Лаузенице, Богемии, Силезии и Польше, во время язычества народ хаживал на кладбища 1 марта, в час рассвета и там приносил жертвы усопшим. На кладбищах, которые в Псковской и Тверской губерниях называются буями и буивицами, доныне в святки делают гадания.


Празднования семика приходилось в тот же день, когда по прежнему обычаю погребали умерших и поминали убогих на скудельницах или убогих домах.


"В Троицкую субботу", как видно из Стоглава, "сходились мужи и жены на жальники (от глагола "жалеть"), то есть на кладбища, и плакали на могилах с великим кричанием и, когда станут играть скоморохи гудошники, то они перестанут плакать и начнут скакать, плясать и в ладони бить на тех жальниках".


С исключением последнего, подобный обряд соблюдается и доныне в Смоленской губернии. Олай великий и другие описывают старинные обряды пред наступлением Великого Поста в Мертвое воскресенье изгнанием зимы или смерти, кои встречаются у славянских и германских народов, а в Польше известен под именем Моржаны.


В это же время франки совершали подобное же торжество в память усопших, соединенное с мимическими представлениями и песнопениями.


Радоницу справляют в России во вторник Фоминой недели, как у белорусов так и у великоруссов. В Рязанской губернии она называется наской и навий день, - что сходно с литовским словом navie - мертвец, так как в этот день собираются на кладбище поминать умерших.


Местом заупокойного пира у литовцев было или самое кладбище или дом вблизи него.


В России в радоницу приносят на кладбище лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле наполовину очищенных два-три красных яйца и пирога кусок, или другого чего-нибудь, на долю покойника, уходят. Класть яйца на могилу было в обычае римлян, у которых было глубокое уважение к памяти усопших.


Серьская Zadusnice (Задушница) вполне соответствует нашей радонице.


В Малороссии радоница (гробки) сопровождается причитанием на могилках, потом пиршеством и катанием яиц; в заключение на могилку льют водку или вино из рюмок. Там радоница называется "гробками" и это могильное торжество происходит с утра понедельника до вечера среды. Катанье яиц там происходит до самого Юрьева дня.


В Галицких местностях и в Тверской губернии в Фомину неделю, называемую Радоницами, гуляет народ после полуночи и до света, распевая под окнами: "Юница, молодица, подай яйцо в перепечу!"


Тогда подают парням вино, пиво, ладышки, а девкам пряники и красные яйца. Этот Юнец или Вьюнец упоминается в 25 вопросе Стоглава: "и на Радонице Вьюнец, и всяко в них бесование".


Присутствовавшие в Радоницы на могилах скоморохи при поминовении происходят от скоморов или скомахов - народа хищнического и бродяжнического, жившего на нижнем Дунае в V VI веках. Вероятно, скоморохи были бездомными бродягами вроде цыган, бродили из села в село, из деревни в деревню, где поплясать, где попеть, где украсть, от чего получили такое незавидное название.


Радоница, Радуница, в посаде Парфенове, волостях Ширской, Петрусовской, Салтановской называлась Усопшая Радованица.


По утру, подобно русским, пермячки-хозяйки красят яйца в радоницу, называемую у них Радольницей. Тут же пекут пироги с рыбой, блины, солянки, оладьи, разное мясо и проч. Отобедав по праздничному, часть всего приготовленного они приносят в церковь, где служат панихиды и обедни по умершим родителям и близким родственникам; потом возвращаются домой. В этот день в церковь ходят далеко не из всех домов и только особенно набожные и зажиточные. Принесенные в церковь яства поступают: лучшие - церковнослужителям, а прочие - нищим. Кроме поминок, у пермяков радольница ничем не отличается от обыкновенного рабочего дня.


В Чухломском и Кологривенском уездах, Костромской губернии Радованицами называлось Фомино воскресенье.


("Русскiй народъ. Его обычаи, обряды, преданiя, суеверiя и поэзiя". Москва. 1880. Собр. М. Забылинымъ. Издание книгопродавца М. Березина.)


Версия для печати в инете.


ВОТ ТАК УЗНАЁТСЯ НАША ПРАВОСЛАВНАЯ ИСТОРИЯ!





Другие статьи в литературном дневнике: