Ты и я, мы оба правыСАЛЬЕРИ Прелесть многофигурных композиций в том, что они позволяют взглянуть на одну ситуацию с разных сторон и увидеть разную правду. И Пушкин охотно даёт нам такую возможность. Скажем, здесь: Моцарт явно и намеренно забавляется неумелыми попытками смертного (уличного скрипача) воспроизвести его собственные небесные мелодии («Из Моцарта нам что-нибудь!»). Он чувствует себя Аполлоном рядом с Марсием, ощущает себя лёгким и весёлым божеством, которого никак не могут задеть неуклюжие ноты («Смешнее отроду ты ничего не слыхивал…»). Музыка для него - забава, строительство замков из воздуха, ему и в голову не придёт возмущаться неудачным исполнением. Но то, что Моцарт получил в дар от небес младенцем, Сальери «упрямо и надменно» добывал своим горбом, потом и кровью, «усильным, напряжённым постоянством». Он на собственной шкуре испытал, каким изнурительным трудом может доставаться хорошая музыка. И ему физически невыносимо больно, когда плоды трудов (неважно, его собственных или любого другого музыканта) под неумелым смычком превращаются в какофонию. Его это бесит, он, если бы не воспитание, вскочил бы с места, выхватил у старика скрипку и сломал об голову скрипача. А тут ещё сидящий рядом гений подзуживает - ты, мол, не в духе нынче… Убийцами нас делает искусство. 2022 © Copyright: Александр Анатольевич Андреев, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|