Про аффективность и структуру, из моей жежешечки01 July 2013 @ 02:26 am Итак, замена мистико-интеллектуального размышления аффективной декларацией. Можно ли искать здесь одну из причин глобальной деструкции (пост-)индоевропейской речи? Тот факт, что язык исторически не эволюционирует, а упрощается, очевиден и ежу. Тот факт, что письменность сама по себе - слишком элитаристское явление, чтобы быть полноценно постигнутой широкими массами, очевиден в меньшей степени, и отсюда вытекают постоянные эсхатологические страхи интеллигенции при виде орфографических ошибок (куда мир катится? и что же с нами станется?) - см. последнюю статью в "Снобе", она очень смешна. Но исторические дисциплины ясно показывают, что орфографическая блажь - ровесница самой орфографии, что греческие посвятительные надписи кишат ошибками в духе "здать и зделать", что средневековые переписчики книг не были чужды "Шведций" и "Кинецбергов", но общий КПД культуры от этого не особо-то и падал, а для стройной и сложной структуры речи орфография и письменность вовсе необязательны: слепой аэд писал в уме. Если для каждой эпохи индоевропейской поэзии (да и литературы вообще) основной характеристикой является её архитектура, про настоящий период хочется сказать, что основной характеристикой является полная архитектурная импотенция. В лучшем случае наблюдается эксплуатация старых форм (тут уж кто во что горазд, тащат от былинного стиха до частушечного и от гексаметров до дантовских терцин), в типичном же конвейер выдаёт аморфные массы, лишённые не только метрической структуры, но и любой структуры вообще. И это было бы, в принципе, не страшно, если бы внутри этих сгустков наблюдалась хотя бы некая семантическая цельность, хотя бы какое-то пространственное решение, - но нет. Пространства там практически нет. Там мог бы появиться какой-то едва ли не ветхозаветный номинализм, но его распыляют обрывки мыслей и душат судороги аффекта. Аффекту не нужна архитектура, потому что аффект сиюминутен, он не подразумевает никакого становления как протяжённого во времени процесса. Ему может быть нужна эстетика, декорация; по сути, это - макияж, призванный усилить эффект, но никакой интеллектуальной функции он не предусматривает. Поэтому наиболее жалко выглядят аспирации, оформленные в виде глубокомысленных пассажей: это одно несчастное сдавленное "ах", преподносимое читателю в бутафорском медицинском пинцете. Читатель, впрочем, не видит в полумёртвом головастике ничего дисгармоничного, а если видит - это становится новым источником аспираций. Аффекту не нужна архитектура, ему нужно обрядиться поярче и топнуть капризной ножкой, а эта самая европейская поэтическая речь со времён, как минимум, гомеровского щита Ахилла и до недавних пор была насквозь пространственным явлением. Созерцание, освоение и организация информационного пространства и есть основные элементы познания, если уж формулировать просто и грубо. Аффект - реакция на раздражитель, из этого пространства исходящий, но не более. В общем, следующим нобелевским лауреатом по литературе должна стать чья-нибудь лента в твиттере. из комментариев dredger: пароход и человек on July 2nd, 2013 1. Как здесь уже отметили, не только литература, но и язык вообще разрушается. Язык - парадигма, но существует она только как "облако синтагм", распределенное в сознаниях носителей. Когда критическое большинство носителей утрачивает способность удерживать в сознании всю сложность парадигмы... Дальше ясно.
- Про носителей. Как известно, "большинство" никогда не отличалось способностью удерживать в сознании сложность парадигмы языка. Отсюда ясное функциональное разделение т.н. высших и низших культурных слоёв. В обществе, где высота положения определяется строго экономическим благосостоянием, постепенное вырождение неизбежно. Собственно, вся индоевропейская история - история такого вырождения, и ещё неизвестно, существовало ли когда-либо стратифицированное и-е общество, жившее иначе. Другое дело, что, пока существует идеал, существуют идиоты, желающие ему соответствовать.
strepetaa on July 8th, 2013 Скажите, а упрощение языка можно как-то измерить? То есть - сложность, чтобы доказать ее уменьшение? Или это субъективное ощущение?
Очень дельный комментарий, спасибо за него. Так к чему относится Ваш вопрос? К сложности языка, к сложности текста или к сложности архитектуры? Первая часть коммента как бы о тексте, вторая - о языке, третья о структуре, но только о внешней её части. 1. про текст Я не думаю, что закономерности математического числа применимы в полной мере к культуре (да и не в полной тоже). Здесь я как раз разделяю позиции нежно пожурённого мною в исходном посте Шпенглера. Объясню почему. Культура не оперирует абстракциями; отношение к объекту в ней определяется строго ценностной системой. Говоря же о максимальной сложности случайного бессмысленного текста и списывая при этом со счетов фактор ценности, мы говорим о чём-то совершенно несуществующем. Собственно "сложность" текста в культурном, а не математическом, понимании формируется диапазоном и архитектоникой ценностных привязок. Общая же ценность формируется его исторической информативностью, причём под историей следует понимать не только историю человечества, но и ретроспективное познание вообще. Степень осмысленности тут не всегда важна: бред сумасшедшего информативен, т.к. позволяет нам получить задним числом некие знания о его болезни. Лепет ребёнка информативен; информативен вой алконавта в белой горячке. Вопрос только - для кого и в какой степени. Но говорить о сферическом бессмысленном тексте в вакууме я не хотела бы. 2. про язык Когда мы (историки) говорим об упрощении языка, мы говорим, в первую очередь, об уменьшении количества структурных приёмов, испрользуемых для моделирования связной речи. Мы говорим только об этом, просто потому, что пересчитать и просчитать неструктурные приёмы - ассоциативные, например - пока не представляется возможным, по крайней мере, в рамках относительно научной беседы на нашем убогом уровне. Вероятно, это по силам прокачанным адептам когнитивной лингвистики, но я, увы, не из них. Итак, грамматика, синтаксис и фонетика. И, отчасти, графика. И всё бы хорошо, но поэтическая речь - это, скажем так, "язык в языке". У языка уже есть определённая архитектура, поэзия развивается в её рамках, но параллельно строит собственную архитектуру и наращивает собственный запас выразительных средств. И если "язык вообще" развивается относительно "самостоятельно", по мере спонтанного человеческого словопроизводства в любой его форме, то поэтическая речь - это швейная машинка с ножным приводом: не понажимаешь на педаль, трусов не будет. Поэтому восстановление баланса между историческими утратами и новыми средствами возможно только в том случае, если кто-то будет активно эти средства производить и воспроизводить. Предположим, ясно, что классическая строфика сейчас уже неактуальна. Но ясно и то, что стихотворение без ритма - это не стихотворение, а проза, записанная в столбик. Вместо того, чтобы двигаться к созданию новых метрических и ритмических форм (предпосылки чему были, кстати говоря, в нач. 20 в.) западноевропейские аффтары в большинстве своём предпочитают прозу в столбик и радуются. На русском пространстве, наоборот, до сих пор не закончился 19 в. с его квадратными строфами. 3. Ну и про символы, наконец. Во-первых, они бывают разными. Есть инь-ян, а есть, например, облачение христианского священника или крестово-купольная базилика. Есть меандр, а есть какая-нибудь пещера нимф. Разумеется, символика пещеры нимф или той же базилики строится на совокупности более простых символов, но если лишить эту совокупность архитектурного решения и, например, повязать епитрахиль на лоб или вклепать алтарь сразу у порога, информативность всей структуры резко упадёт. Отсюда следует "во-вторых": элементарные символы - это схемы базовых аксиом философских концепций. Разумеется, они максимально востребованы в культуре и максимально долговечны. Но это не значит, что они не допускают надстроек: напротив, они их всячески притягивают. Условно говоря, если схема предписывает указать, что 2х2=4, она не запрещает написать рядом, что 4х4=16, а если материнская концепция изначально допускает, что в какой-то параллельной системе счисления 2х2=5, это можно указать тоже. Отсюда, например, невероятный диапазон вариаций креста, вплоть до каких-нибудь вот таких Мне бы, конечно, хотелось надеяться, что наши языки развивают символизм, а не медленно уходят от символизма к псевдосимволизму, этакой поверхностной эмблематике. Но я не знаю, как можно измерить символизм в рамках языка. Просто потому, что для этого нужно с чем-то сравнивать (очевидно, с символизмом древнейших вариантов рассматриваемых языков) - а это "что-то" известно нам крайне фрагментарно и ни фига не понято. © Copyright: Катерина Канаки, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|