Белая воронаНаиля Ахунова о прозе и поэзии нашей жизни Она с французским шармом носит шляпки и коллекционирует белых ворон. Литобъединение, которое она возглавляет, называется «Белая ворона». Нынче ему 15 лет. Недавно увидела свет и новая книга Наили Ахуновой «Заметки на полях шляпы». Впервые в Казани представлен незнакомый большинству читателей литературный жанр, который, по сути, сопровождает нас сейчас повсюду.
Ни дня без книги Наиля, фамилия облегчает жизнь? Ведь вы дочь классика татарской литературы Гарифа Ахунова. Это накладывает огромные обязательства. Отца нет уже 12 лет. Но память о нём, его творчество определяют вектор моей жизни. Мама, Шаида Максудова, тоже была литератором, переводчицей. Её отец, мулла, стал одним из прототипов главной книги Гарифа Ахунова «Дочь Волги». В нашей семье 5 литераторов. В доме - культ книги, и день без неё для меня потерян. А как появилась на свет «Белая ворона», ставшая, пожалуй, самым популярным литературным объединением? В 1997г. в Казанском медуниверситете я организовала литературную студию при поддержке студенческого профкома. Ребята собрались очень талантливые. Долго искала название, хотелось учесть специфику вуза. В школьной тетрадке дочери попались на глаза латинские крылатые изречения. Сразу понравилось «Rara avis», т. е. редкая птица, «белая ворона». Ну как же в медуниверситете обойтись без латыни? Литобъединение давно вышло за рамки вуза. Фестивали, конкурсы, которые вы проводите, привлекают всех – от пионеров до пенсионеров. Порой участвуют даже не десятки, а сотни людей, увлечённых поэзией. Сложилось и волонтёрское движение. Среди авторов, с кем я занимаюсь, немало инвалидов. Появились и филиалы «Белой вороны». В моём родном Альметьевске мы открыли уже второй сезон. Есть филиал в казанской школе-интернате №4 для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Занятия ведёт один из моих учеников. У нас много друзей – художников, фотографов, музыкантов. Для меня «Белая ворона» и увлечение, и образ жизни. А говорят, что современную молодёжь привлекает не литература, а компьютер и пиво. Я постоянно общаюсь с молодёжью. В этом году мы провели всероссийский фестиваль «Хайкумена на Волге». Стоило бросить клич в Интернете, и те, кто любит японскую поэзию, приехали из 8 городов страны от Москвы до Таганрога. Состязались в стихосложении, знакомились, город показали. Хотелось бы проводить такие фестивали регулярно, ведь первый получился очень интересным! О хайку и хайдзинах Жанр вашей новой книги – хайбун: прозаические миниатюры в сочетании с трёхстишиями (хайку). Чем привлекает вас и ваших единомышленников древняя японская традиция? Лаконизмом и изяществом. Те поэты, кто приехал на «Хайкумену», называются хайдзинами. Мне приятно, что имею диплом 4-го международного конкурса хайку, который проходил в Москве, и собрал хайдзинов со всего мира, включая Австралию. Жанр хайку отвечает ритмам и темпу 21-го века. В старину в поэзии преобладали эпические поэмы, монументальные оды. Время было другое. В древней Японии хайку считалось поэзией для избранных, для интеллектуалов. Сейчас этот жанр во всём мире активно используется в рекламе, в компьютерном общении, при оформлении вернисажей и выставок. В нём есть некая недосказанность и, одновременно, ясность. Говоря современным языком, хайку – это нечто вроде слогана. А сочинить коротенький запоминающийся слоган очень трудно. Востребованность хайку – интереснейшее литературное явление, которое ещё никто не осмыслил и не изучил. Название вашей книги «Заметки на полях шляпы» связано с вашим любимым головным убором или же с японской поэзией? Я люблю японского поэта Басё, который жил в 17-м веке. По преданию, странствуя по стране, он носил огромную шляпу, и на её полях записывал свои стихи. Так что название не случайно. А шляпок у меня – несколько десятков. Особенно много соломенных. Комбинирую их с платками, шарфами, бантами и прочими аксессуарами. Но самая любимая – первая, из чёрного фетра, моя спутница и талисман. Она появилась одновременно с «Белой вороной». Купила в поселковом магазине, влюбилась, надела, и сразу пошла. У меня есть хайку на эту тему: « О пальмах и море// Мечтает сомбреро// В шкафу средь панам». Я ведь очень люблю путешествовать, как все хайдзины. Коллекция ворон тоже появилась одновременно с «Белой вороной»? На первую годовщину литобъединения мне подарили первую фигурку. А потом стали дарить друзья, ученики, родственники. Даже из-за границы такие сувениры привозят. Есть очень оригинальные авторские работы. Например, ворона с натуральными перьями. Со своими птичками я принимала участие в конкурсе «Удиви страну!», который как-то проводила одна московская газета. Заработала приз читательских симпатий. Ослепшая память - Распространено мнение, что российская культура в кризисе, торжествуют пошлость и безвкусица, а чересчур умные мысли никому не нужны. Мир культуры разнообразен. И каждый выбирает что-то своё, исходя из собственной духовно-нравственной планки. Для меня лично планка стоит высоко. Для тех, с кем я общаюсь, тоже. Огорчает, что библиотек становится всё меньше, а вместо них появляются совсем другие заведения. Мы семь лет собирались в библиотеке на ул. Муштари, в историческом здании, куда часто заглядывали туристы. Здание снесли. Как снесли и Дом культуры медработников, с которым связана целая эпоха в истории Казани. Что построят взамен – неизвестно. «Пустые глазницы//Старинной Казани//Ослепшая память». Ведь в первую очередь, старинные здания лишают окон, а после начинается всё остальное. И для города, и для человека беспамятство имеет необратимые последствия. Вы окончили художественную школу, работали художником на компрессорном заводе. Сейчас рисуете? Редко. Но раньше даже в выставках принимала участие, получала грамоты и призы. Японская поэзия близка к живописи. Когда смотрю сейчас на осенние деревья, так и вижу руку японского художника. «От смущенья краснея//Осень стучится в окно// Веткой рябины». Увлечение хайку что-то изменило в вашей жизни? Приобрела множество новых друзей из разных стран. В Америку в гости зовут... Скоро поеду на 5-й международный конкурс хайку. Расти творчески - для меня это очень важно. Вопросы задавала
Наиля Ахунова родилась в Альметьевске. Окончила Казанский институт культуры. Автор 10 книг. Член Союза писателей РТ. Заслуженный работник культуры РТ. Замужем, есть взрослая дочь. ("АиФ.Регион". Сентябрь 2012)
© Copyright: Наиля Ахунова, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|