– таково название новой книги известного казанского писателя Ахата Мушинского. Избранные произведения разных лет представлены в ней тремя жанрами прозы – рассказы, повесть и два романа.
По ряду признаков лично я отнёс бы все вошедшие в книгу произведения к так называемой интеллектуальной прозе. Во-первых, это несомненная философская составляющая, которая позволяет читателю встать вровень с автором и осмысливать довольно плотный событийный ряд не с точки зрения житейской бытовухи, а с точки зрения Бытия. Стать мудрее. Происходит это незаметно и ненавязчиво, у тебя словно открывается третий глаз; буквы, слова, да и сама книга исчезают, а всё происходящее обретает некую вполне осязаемую трёхмерность, ты волей-неволей становишься участником описываемых событий.
Вторая составляющая интеллектуальной прозы Ахата Мушинского – когда ты в качестве читателя постоянно ощущаешь за Словом автора дыхание мировой культуры и понимаешь, он – носитель этой культуры. Есть правда другого рода авторы, их тексты, как правило, перегружены иноязычным волапюком, а сами они, взгромоздясь на котурны и надув щёки, грузят кстати и некстати свои тексты чужими цитатами и собственными недалёкими «размышлизмами». Таких авторов воистину легион, но к интеллектуальной прозе их творчество отношения не имеет.
Третья составляющая – чисто техническая (в профессиональном смысле) работа с текстом. Между романом «Шейх и Звездочёт» с одной стороны и романом «Записки горбатого человека» с другой – расстояние около десятка лет. Если расстояние можно измерять годами. В «Шейхе и Звездочёте», безусловно, есть свои достоинства: чудно прописанные характеры, трогательная до слёз ностальгия по детству, послевоенный коммунальный быт, познавательность – в романе немало сцен, связанных с историей Казани. И умение автора работать с деталью (чёрт, как известно, кроется в деталях)... Но композиционно, на мой взгляд, роман перегружен необязательными сюжетными линиями, хотя все они умело связаны рукой писателя. Но самое главное, роман очень даже читается.
Совсем другие ощущения испытываешь, когда берёшься за написанный спустя годы роман «Записки горбатого человека». Безукоризненный по форме, по мастерству исполнения; сюжет выстроен по спирали, как фуга. Закольцован. Как такое возможно?! Я до сих пор подозреваю (ты уж извини, Ахат), что у тебя это вышло случайно. Но (как коллега по литературному цеху), ей богу, завидую. Не стану пересказывать содержание, цитировать, отыскивать и разжёвывать смыслы – это дело неблагодарное. Роман надо читать! Хотя должен предупредить читателей: чтобы узнать и понять мудреца, надо самому быть мудрым.
Разумеется, десяток лет из творческой биографии автора просто так не спишешь. Естественно, появляются жёсткие профессиональные наработки, обостряется чувство слова. И не просто чувство. Начинаешь ощущать магию Слова, когда интуитивно отыскиваешь то единственное, которое исчерпывает ситуацию, то или иное понятие, чувство до конца, до донышка. В результате чего возникает яркий и доступный читателю образ.
В этом отношении несомненный интерес представляет включённая в книгу повесть «Прогулка за эдельвейсами». Из жизни альпинистов.
Повесть написана настолько ярко и образно, что, читая, ты как бы сам вполне осязаемо вдыхаешь хрустальный горный воздух, невольно прикрываешь глаза от блеска ледяных скальных изломов, вздрагиваешь от звяканья по камням ледорубов… Однако журналиста Сергея Матушкина, случайно попавшего в команду заядлых альпинистов, поначалу грызут сомнения. Он так и записывает у себя в дневнике: «Альпинизм – это игра в романтику вроде бы взрослых мужиков с серьёзными, деловыми минами. Для чего всё это? Ложь и фальшь! В конце концов, умный в горы не пойдёт, умный горы обойдёт».
Но восхождение с участием журналиста всё же состоялось. По весьма сложному маршруту. Ему и его напарнику по связке Нуриману не раз пришлось заглянуть в лицо смерти, и Матушкин понимает, что сами по себе горы человеку, действительно, не нужны. Человеку нужен Человек. И осознание самого себя: кто ты есть на самом деле? Тварь дрожащая или характер имеешь? В итоге оба они, и Нуриман, и Сергей, поначалу непримиримые соперники, влюблённые в одну женщину, по воле судьбы штурмуют горную высоту и поднимаются на свою самую высокую в жизни нравственную вершину.
Запоминаются представленные в книге образы: Шейха – юноши Шаиха, Звездочёта – астронома Новикова, дезертира Аширова («Шейх и Звездочёт»), альпиниста Нуримана Сабирова и журналиста Сергея Матушкина («Прогулка за эдельвейсами), романтичной девушки Алсу («Яблони цветут в октябре») и многих других.
Герои произведений писателя – разных национальностей. Так, как и в жизни, как и в многонациональной Казани, которой посвящена большая часть книги. На мой взгляд, роман «Шейх и Звездочёт» (в варианте на татарском языке – «Хаваларда ак кугарчен») одно из сильнейших произведений, когда-либо написанных о Казани. Чувствуется, что автор, родившийся и проживший всю свою жизнь здесь, в родном городе, знает Казань как бы изнутри и тонко передаёт её особенности и нравы.
Книга «Яблони цветут в октябре» – это, безусловно, событие. Не только республиканского, но и российского значения. К сожалению, Таткнигоиздат редко балует своего читателя такого рода событиями. На презентации книги (символично – в октябре?) дочь писателя, преподаватель Казанского университета, во время выступления перед аудиторией со слезой в голосе воскликнула: «Мой папа написал гениальную книгу!»
Ахат, дорогой, я с ней вполне согласен!
Кто-то из особо недоверчивых может мне не поверить на слово. Для таких сообщаю: менее чем за полгода со дня выхода книги в свет весь тираж в 2000 экземпляров с книжных полок как ветром сдуло. Но если вы, дорогие читатели, спустя какое-то время сумеете всё же приобрести книгу Ахата Мушинского «Яблони цветут в октябре», то знайте – это дополнительный тираж.
Лев Кожевников лауреат Республиканской литературной премии
им. Г. Державина
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.