Ретеллинг — это переложение уже известной истории на новый лад,
но история должна быть узнаваема читателем,
при этом автору нужно привнести в устоявшуюся сюжетную канву
свои мысли, идеи и «фишки».
Чаще всего в основу ретеллинга ложатся:
Мифы. Сказки. Сюжеты классической литературы.
Первые ретеллинги, как считается, появились еще в Древней Греции!
Это трагедии Еврипида и Эсхила, например, «Медея» или «Агамемнон».
Античные авторы брали знакомые им сюжеты мифов (эпос Гомера уже тогда воспринимался как нечто легендарное)
и трактовали их по-новому: раскрывали те элементы, о которых в мифе умалчивается.
Акцент смещался на личностные отношения и социальные проблемы.
Если говорить образно: «обертка» оставалось той же, наполнение становилось другим.
Сказки братьев Гримм тоже можно назвать ретеллингами:
авторы перерабатывали фольклор, придавая ему литературную форму.
А студия Disney в свою очередь сделала ретеллинги по ретеллингам братьев Гримм:
сделала их не такими мрачными, адаптировала под детскую аудиторию.
Важно! Никаких юридических проблем у автора ретеллинга не будет.
Сказки и мифы никому не принадлежат, а права на большинство классических произведений уже истекли.
Кира Фролова - редактор отдела фантастики издательства «Эксмо»:
«Ничто не ново под луной, и работа с архетипичными сюжетами не признак исключительно нашего времени.
Хотя сейчас ретеллинги снова набирают популярность у нас и за рубежом.
Мы все росли на сказках, нам всем с детства знакомы герои фольклора и мифов.
И вот когда мы вырастаем, нам хочется снова вернуться к своим старым знакомым,
но не просто так, а переосмыслить, познакомиться заново,
придумать им новые жизни и приключения. И неважно, читатель ты или писатель.
Как написать ретеллинг?
Каким же образом можно «развернуть» знакомую читателю историю?
Есть несколько универсальных методов.
Оговоримся: ретеллинг чаще всего сохраняет ключевые сюжетные точки оригинальной истории.
Чтобы «Красная шапочка» была узнаваема, героине недостаточно носить красную шапочку!
Как минимум ей стоит отправиться к бабушке, чтобы что-то принести: необязательно пирожки.
Смена протагониста
Что, если в «Золушке» главной героиней станет злая мачеха? И окажется, что она не такая уж злая.
А в истории про Питера Пена акцент будет сделан на сюжетной арке Капитана Крюка.
Пользуясь этим методом, вы можете либо сделать центральным героем
второстепенного персонажа, либо поменять действующих лиц местами:
хорошие становятся плохими, плохие — хорошими.
Третий вариант посложнее: рассказать историю от лица персонажа, который не появляется в оригинале.
Кристина Тэ в книге «Моя темная королева», например, жонглирует сразу двумя способами:
Рапунцель становится антагонистом, а ее выдуманная сестра теперь главная героиня.
Если вы решитесь сменить протагониста, советуем сперва составить список всех персонажей оригинальной истории.
Будет проще выбрать того, кто соответствует вашему замыслу.
Смена сеттинга
История либо переносится из прошлого в современность, либо меняется культурный контекст.
Например, популярный фильм «Красотка» — это, можно сказать, ретеллинг «Пигмалиона» Бернарда Шоу.
Кстати: сама пьеса английского драматурга — ретеллинг античного мифа об одноименном скульпторе,
который влюбился в статую, сделанную своими руками!
А богиня Афродита оживила прекрасную даму из слоновой кости.
Получается, что фильм «Красотка», — ретеллинг в квадрате.
С культурным контекстом все сложнее.
Допустим, можно взять за основу «Спящую красавицу», но вместо средневековой Европы перенести героев… в Индию!
Тут придется как следует проработать матчасть, просмотреть различные источники, докопаться до оригинала.
А еще — послушать себя: что именно вас вдохновляет?
Главное, не бояться!
Известные сюжеты — плодородная почва, стоит только присмотреться.
И отпускайте свою фантазию в полет, тогда должно получиться что-то особенное!"
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.