Зачем первосвященник Захария нарушил Закон?

Ирина Юрская: литературный дневник

У древних людей, или людей Библии, было особое наитие, духовное вдохновение, то, что мы сейчас называем харизмой. Ведь современный человек в некотором смысле является запрограммированным, он действует согласно внешним этикетным правилам. Сердце же древнего человека всегда было открыто откровениям, скрытым от созерцательного восприятия.


Вспомним момент, когда Валаам шел для проклятия израильского народа, и вдруг ослица остановилась и заговорила человеческим голосом. Вместо проклятия он приходит и произносит благословение. Подобные проявления способны увидеть, как и святые, только люди глубокой духовной практики. Именно таким человеком как раз и был первосвященник Захария, который встретил в храме Пресвятую Богородицу. Духовным взором он прозрел в маленькой девочке Великую Деву, Которая родит Мессию израильского народа – Спасителя. И первосвященник по наитию Святого Духа совершает деяние, которое, согласно Закону, удивило, возможно, даже смутило многих. Но мы знаем, что все события, которые происходят по Божьему наитию, не имеют рядового, последовательного значения. Они выходят из ряда вон, но они оправданы именно тем, что так хочет Бог.


Дева-отроковица приближается к Богу…


Через Введение в храм Девы-отроковицы Бог показал всем языческим народам, что спасение есть, оно уготовано не только для Израиля ; Бог хочет установить завет с человеком, призывает к нему. И этой гранью, точкой возвращения в завет с Богом и была Пресвятая Богородица.


По ветхозаветным понятиям женщина вообще воспринималась как слабое, немощное, не совсем совершенное существо. И вот Бог показывает, что через Нее, через эту маленькую девочку, в мир придет Спаситель, что Она есть олицетворение всего человечества, которое будет спасено, более того трехлетняя Дева есть главное действующее лицо всех этих событий.


Введение Богородицы в Святая святых – это начало человеческого спасения, а Дева Мария – непосредственная его участница. Первым человеком, который осознал это, был первосвященник Захария. По наитию Святого Духа он усвоил сокровенную тайну и показал ее предстоящим в храме людям, а Матери всего мира – открыл принятие Божественной благодати.


И вот сама Богородица заходит во Святая Святых – там, где есть таинственная присутствие Бога – шехина.


В переводе с еврейского, термин "шехина" означает «присутствие Всевышнего».
Бог находится везде, повсюду, но есть места Его особого присутствия.


Богородица приближается вплотную к Богу, Который непосредственно будет действовать через Нее в будущем:
Отец будет благословлять, Дух Святой – освящать, а Сын Божий – сходить, рождаться.


Три лица Святой Троицы пересекаются во Святая Святых, меняется история человечества,
исполняется обетование Божие - явлена миру Богоизбранная, Та, Которая станет причиной спасения человечества, через Нее придет Христос.


А первосвященник – всего лишь спутник, проводник, который дает возможность прозреть то, что уже происходит.


Входя во Святая Святых Богородица как бы ведет за собой всех людей


Святая Святых – образ Рая, это результат той жизни, к которой должен стремиться человек.
И входя туда, Богородица как бы ведет за собой всех людей, Она показывает,
что через Нее все человечество спасется и попадет в Рай –
возвратится в ту священную древнюю область, которую утратило через первородный грех прародителей.


Этой идеей пронизано и богослужение самого праздника Введения -
Богослужение открывает тайну Домостроительства Божьего,
которая не просто уже начала осуществляться, она уже уготована и надо ее принять.


Через настоящее встречается прошлое и будущее.
Эта встреча как бы является тем, что задумал Бог – тайной спасения...
Бог дает нам надежду, твердую уверенность в том, что дело спасения и
Домостроительства продолжается, идет дальше, и что те обетования,
которые Он дал в Писании – это не пустой звук, они сбываются.


Введение в храм Пресвятой Богородицы дает возможность живо ощутить близкое присутствие Мессии.


Как написано в Писании, что Его еще не видно, Он где-то там, за горами, но Его присутствие уже близко, лучи Его уже сияют…



Епископ Иларий (Шишковский)
2011 г.



Другие статьи в литературном дневнике: