Путешествие на Волосяную гору

Татьяна Шевченко 5: литературный дневник

Я люблю гулять по сентябрю, это положительный заряд эмоций и здоровья на всю долгую зиму. И вот в один из тёплых, слегка пасмурных дней, меня позвал в дорогу Господин Сентябрь на древнюю гору Саамов .
Сборы были очень недолги. Добраться до подножия горы было делом нетрудным (автобус быстро домчал нас до места). Хотелось поскорей взобраться на самую вершину горы, о ней ещё говорят, что это гора Кит. Существует древнесаамская легенда о том, что море выбросило кита на берег около города Кандалакши. Большая рыба осталась лежать на месте и вскоре закаменела, превратившись в гору. По-саамски кит означает Валас, отсюда и название Валасная (или Волосяная). Гора, если присмотреться с Белого моря, и вправду похожа на кита. Высота Волосяной горы - 475 метров над уровнем моря. На этой горе находится древнее капище саамов. Капище - пространство в языческих храмах, которые расположены позади алтаря. Здесь ставят статуи языческих богов. На Валасной горе мы увидели много языческих статуй, по- саамски Сейдов.
Валентина Лукьяновна - наш экскурсовод – начинает неторопливо свой рассказ:
На горе Валасной (или Волосяной) находится древнее капище, представляющее собой самое большое скопление камней Сейда в Кандалакшском районе - более 200. Существует несколько версий названия горы. Некоторые из них уходят своими корнями в глубину веков или даже тысячелетий…
После возвращения из похода я перечитала книгу «Топонимы Мурмана» автора Александра Алексеевича Минкина. Там можно найти почти любое объяснение возникновения тех или иных названий на Кольском полуострове. Не обошел он своим вниманием и Кандалакшский район. Меня интересовало толкование названия Волосяная гора. Цитирую: «Волосяная тундра, следующая за Крестовой, свое название получила не от слова «волосы», а от того, что она принадлежала своей Кандалакшской волости, а не монастырю или частному лицу.
На этой тундре имели право выпаса оленей все жители волости (Глухая буква «т» в слове «волость» была утрачена давно, можно сказать при самом появлении этого понятия).
Топонимы и микротопонимы, указывающие на то, что когда-то объекты, в состав которых входит слово «Волостной» принадлежали всей волости, не редкость в Кандалакшской губе (В Порьей губе по писцовой книге Алая Михалкова указывается «волосяная» сторона и т.д.)».
Своё восхождение на гору мы начали от сноупарка. Тропа имеет протяженность почти 3 км, проходит по склону горы Волосяной до самой ее вершины, откуда открывается панорама на залив, город и окрестности на 360 градусов. В некоторых местах она оборудована деревянными мостками и трамплинами.
Тропа оказалась довольно исхоженной и очень крутой. Подниматься было довольно нелегко, зато был прекрасный повод остановиться, передохнуть, пофотографировать великолепный вид.
А между тем, горы становились всё выше и круче, под самые тучи, до неба можно было дотронуться рукой. Я вспомнила своё стихотворение:
Северное небо низко над землёй,
Распростёрло тучи над самой головой.
Облака седые выстроились в ряд,
Северным сиянием играет звездопад.


Северное небо близко над землёй,
Можешь дотянуться до него рукой.
Радуга двойная проложила мост,
Освещая небо всполохами гроз.
А с горы открывается вид га город Кандалакша, виден залив и многочисленные острова Белого моря. Чем выше горы, тем легче идти. Солнца почти нет, оно в какой-то белёсой дымке, ветра тоже почти нет, зато под ногами ягельный мох (на ощупь тёплый), лишайники (ими покрыты почти все камни), кое-где встречаются ягоды брусники и вороники. А вот и сейды –саамские священные камни. Возле одного из них я нашла остро отточенный простой карандаш. Я верю: это знак. Знак того, что я должна обязательно писать, писать стихи, прозу. Фотографируемся. Загадываем желания. Вокруг тишина, вокруг – ни души, только мы и первозданная природа. Небольшие озерца, неглубокие овраги, каменные молочные глыбы, карликовые корявые берёзки – всё это творение Матушки-природы.
…Замечательная осенняя пора! Под моими ногами по-прежнему шуршат листья. Земля тоже становится покрытой золотом, это золото - опавшие листья. И я тихонько шепчу:
Спасибо, лес, за тишину,
За шорох листьев под ногами,
За побуревшую траву,
И тёплый дождик вечерами.


Спасибо, небо, за закат,
Уже холодный и багровый.
Благодарю за звездопад
И за резной листок кленовый.


Спасибо, осень, за любовь,
Она, как искра, нежная истома.
Я говорю спасибо вновь
И не желаю ничего другого.





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.10.2016. Путешествие на Волосяную гору