Путешествие к вавилону лабиринту

Татьяна Шевченко 5: литературный дневник

3 октября, второй месяц календарной осени. А у нас, на Севере, в этом году она и лету не дала разгуляться. Осеннее лето было и в июне, и в июле, и в августе.
Осеннее лето. Июльские дни…
Погода забыла на Север дорогу.
Целый день проливные дожди,
Холодно, ветрено и … одиноко.


Солнце с утра закатилось за горы,
Ветер порывистый гонит волну.
Словно осень взошла на просторы
И властной царицей прошла по двору.


Листья от холода вянут, чернеют,
Тучи на небе устроили сход.
Летним июлем они вдруг стареют
И заслоняют собой небосвод.


Осень, ты, осень, летняя осень,
Постой, не спеши к нам на Север идти.
Лето короткое, милости просим
На солнечных лучиках к нам прилети.


Немного порадовал сентябрь своими яркими красками и тёплым дыханием. Сегодня сбудется моя мечта: увидеть лабиринт. На Кольском полуострове это каменное сооружение находится на берегу Белого моря, точнее в губе Малый Питкуль. Лабиринты на поморском языке называются вавилоны, они встречаются у моря во многих местах северной Европы. Существует много разных версий использования этих сооружений в прошлом: в промысловой магии, в погребальных церемониях, в сакральных космических культах. Магические таинственные спирали влекут и по сей день человечество. Возраст многих из лабиринтов от полутора до нескольких тысяч лет.
Наш путь начинался с уникального природного и исторического места нашего края – Монастырский наволок. Наволок –с поморского языка переводится –приметный мыс, полуостров. С наволоком связаны многие исторические события страны и края самых разных лет правления Ивана Грозного. Это Смутное время, эпоха церковного раскола, Крымской войны, оккупации Антантой. Когда-то в 16 веке здесь стояла монастырская церковь Рождества Богородицы, сейчас на этом месте стоит памятный крест.
Монастырский наволок –живописное и святое место. Здесь гибли наши предки от иноземцев-шведов в 1589 году, этот берег жёг бомбардировкой английский фрегат в 1855 году, здесь покоится прах партизан, жертв английской интервенции 1918 года... Поистине святые места.
Мы выходим на тропу, которая ведёт нас к загадочному лабиринту. Так хочется побыстрее оказаться в том месте, соприкоснуться с историей. Впереди (глазам своим не верю) японские дома, построенные из дерева. Как они здесь оказались? И почему этот район Кандалакши называется в народе «Японией». Название району дали солдаты, вернувшиеся с Русско- Японской войны.
Экологическая тропа пролегает вдоль моря, с правой стороны – высокие скалы, гора Барыня. Шагается легко. Свежий ветерок доносит запах моря, под ногами шуршат опавшие листья, хвоя. Под лучами северного солнца тропинка кажется рыжей. Но вот и первое препятствие – каменные валуны, их много, они скользкие после вчерашнего дождя. Стараешься аккуратно становиться на них, а порой, и переползать. Мы идём всё выше и выше, в гору. Перед нами внезапно появляются, так как тропинка петляет, бараньи лбы (это гладкие широкие каменные глыбы).
С трудом карабкаемся и на них, всё выше и выше. И вот он поморский глядень – высокое обзорное место для наблюдения за морем. Удобная смотровая площадка. Отсюда смотрели в морскую даль, встречая и провожая корабли, наблюдали за косяками рыб (сельди), за морским зверем, угадывали погоду, да просто любовались морскими просторами. Дух захватывает от красоты увиденного: море, острова, стаи диких уток, собирающихся в стаи и готовящихся к отлёту. Острова, острова, острова Беломорья
Отраженьем легли вы на глади воды.
Всё стоите на страже морского подворья,
А вокруг пролегли лишь морские пути.


Здесь повсюду вода, стальная, студёная,
Крики чаек порой заглушают волну.
Попробуй на вкус: вода – пресно-солёная,
И приливы достигают семи метров в высоту.


Острова, острова, острова – великаны
Отражаетесь мощью в зеркальной воде.
Над вами, как стражи, кружатся бакланы,
Чтоб добычу из моря достать налегке.
Острова, острова, острова – маяки,
На могучих плечах своих держите сушу.
В гости к вам лишь плывут смельчаки
И покой, и устав ваш морской не нарушат.


Острова, острова, заповедная зона.
Здесь нетронутый рай, к лабиринтам тропа.
Острова, острова, вы Белого моря корона
И царство ваше морское на все времена.


Небольшой отдых, фотосъёмка и вперёд – к лабиринту. Тропинка, если так её можно угадать в очертаниях каменных глыб, спускается вниз, ближе к морю. Идём по красным отметинам. Не идём, а ползём вниз. Мне представилась картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы». В отличие от нас, великий полководец переходил через ледяные вершины зимой. Солдаты, наполняющиеся энтузиазмом при взгляде Суворова, улыбаются в ответ и бесстрашно съезжают по крутому заснеженному склону горы. Мы же, наполненные энтузиазмом и скорейшей встречей с историческим памятником, ползли, как могли. На лицах коллег улыбок не было, был истерический хохот от увиденного. Те, кто уже спустился со скал, наблюдали за нами, комментировали наши шаги, зацепки за тоненькие кустики, если они попадались под руку. Весёлая картина спуска получилась.
А впереди шумит волнами Белое море, уже видно сквозь редкие деревья, как волна, брызгая и шипя, накатывается на другую, скорее на берег, чтобы немного отдохнуть.
Лесная тропинка от устланной на ней хвои и от осеннего солнца кажется рыжей, а по краям зелёные заросли брусничника, но ягод на них почти нет. Неурожайный выдался год.
Наш путь преграждают каменные кучи, они повсюду. Скорее всего, они были сложены заключёнными Соловецкого лагеря особого назначения, базировавшегося в начале 30-х годов в окрестностях Кандалакши. Заключённые в основном занимались лесозаготовками, вели рыбный промысел. Из валунника (каменных куч) построены самые первые дома в Кандалакше: железнодорожная столовая, баня.
И вот мы выходим на широкий простор литорали. Литораль – это морское дно близ берега, регулярно обсыхающее в отлив и затапливаемое в прилив, ни суша, ни море. На литорали можно увидеть много интересного: моллюски, которые закапываются в песок, балянусы (морские жёлуди), сидячие раки. В отлив плотно затворяются в своих домиках-створках и ждут воду.
Красиво вокруг, на берегу виднеются сосны-крепыши, невысокие, но статные. Ветерок доносит с моря чудные здоровые запахи: свежесть, запах йода от растений. Наслаждайтесь!
Как хорошо, что мы застали отлив. Перебираемся к острову, где перед нами долгожданное чудо, построенное за 2 тысячи лет до нашей эры. Лабиринт. Вавилон!
Стараемся войти в него, пройти, не заплутавшись и не запнуться за камешки, чтобы не повредить истории. Захватывает дух. Окунаешься в двухтысячелетнюю историю до нашего века. Какие были люди в то время, кто соорудил это чудо? И кто я в этом мире?


Кто Я в этом мире Вселенной?
Капля дождя иль искра далёкой звезды?
Я живу в этом мире бренном,
Постигая азы человечности, доброты.


Кто Я в этом мире Вселенной?
Песчинка в пустыни, снежинка в ночи?
Я поступью шагаю непомерной,
Оберегая людские души от грязи и лжи.


Я - Человек, повелитель Вселенной!
Я - плоть и разум, огонь и вода!
Я в этот мир вошла постепенно
И уйду, как настанет в жизни пора.


Я - Человек, нас таких миллионы,
Живём на планете, ей имя – Земля.
Я молю: люди, чтите мирские законы,
Ведь Бог наш Всевышний Отец и Судья.


На душе легко и свободно. В сердце – чувство благодарности и гордости, что я живу в этом прекрасном и сложном мире, что Я – Человек!


11 октября 2015 года



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.10.2015. Путешествие к вавилону лабиринту