Автобиографический очерк

Николай Афремов: литературный дневник

Родился я 30 июня 1946г. в г. Моршанске Тамбовской области в семье рядового рабочего. Отец мой был простым токарем, а мать – учителем начальных классов. В нашей дружной семье было пятеро детей. Я рос обычным непослушным четвертым ребенком. К сожалению, не выдержав голодные послевоенные годы, мгновенно ушли один за другим из жизни мои старшие брат и сестра. Мать от такого нервного потрясения слегла и со временем у нее отнялись ноги. Отец вернулся с фронта инвалидом с ранением в голову. Вместе с родителями нас осталось в семье пятеро. Ребятишкам, но в основном «детям войны», - старшей моей сестре - доставалась нелегкая доля, приходилось выполнять самую черную работу, чтобы как, то помочь семье выжить и свести концы с концами.

Все мое детство, так же, как и моих сверстников, выпало на послевоенные годы, когда только что вышедшая из войны страна-победительница всеми силами, практически на одном энтузиазме, пыталась ликвидировать разруху, восстановить экономику и вытащить свой народ из голода и нищеты. Но Господь милостив был к нам и мы, несмотря на все трудности, не сломились и выжили. На наше счастье, мать неожиданно поднял на ноги, народными средствами главный врач городской больницы Быстров М.В. Она снова могла работать в Карельской школе учителем. Через некоторое время чудом поправился и мой отец. Он устроился работать на лесосплав по ремонту буксирных катеров. Наша жизнь месяц за месяцем начинала налаживаться. Мне исполнилось семь лет, и я пошел учиться в СОШ №2. Директором у нас был в то время фронтовик, - замечательный человек и педагог с большой буквы И.В.Алексеев, первым учителем была А.В. Крутовцева, - миловидная интеллигентная старушка, добрейшей души человек.


Как и мои друзья, я очень мечтал о небе. Но по состоянию здоровья я не смог поступить в Кирсановское летное училище. По настоянию моих родителей я поступил в Моршанский строительный техникум. Все время учебы увлекался музыкой: играл на духовых и нескольких народных инструментах, участвовал в художественной самодеятельности. Каждое лето я со своим младшим братом Алексеем перебирался «на свои харчи» по месту работы отца, на лесосплав. Выполняли мы там трудные для нашего возраста работы. Разыскивали и вылавливали утопленные бревна, вытаскивали с помощью отца их на берег. Там десятник их кубатурил и мы получали за это, какие-никакие гроши. Жили и спали мы в бригадном бараке на берегу реки. Кроватью нам служила старая долбленая лодка, постелью – охапка сена, а одеялом – старая отцовская шинель. Кормили нас впроголодь. Выручало только то, что для сопровождения плотов не хватало мужчин. Для этих работ вместо отца привлекались постоянно мы. Нам это занятие быть нужным нравилось. Мы сопровождали большие связки плотов, от Вьюнского кордона до 7-й пристани у Чёртова озера. Платили нам за это, какие - то деньги, но это было не главное. Главное – отъедались мы за эти три – четыре дня «от пуза». Паёк выдавался нам как взрослым, - большой и сытный. Основным же питанием для нас повседневно была пойманная рыба, которой в то время было видимо-невидимо в Цнинских просторах. Рыбалка, а с 16 лет и охота на водоплавающую дичь стали для нас не только развлечением, но и хорошим подспорьем, и, если можно так сказать, промыслом. Кормились этими «дарами природы» не только мы. Большая часть переплавлялась домой в семью и многочисленной отцовской родне. Порой излишки улова отдавала моя мать в детсады или в детдом. Позже мои увлечения переросли в фанатическую страсть. Все свое свободное время я мог проводить с удочкой или с ружьем. А неописуемые пейзажи прибрежных дубрав, ольховых и тальниковых трущоб, заводей, затонов, неизведанных протоков, озер и болот с множеством клумб кувшинок и хороводом лилий, находящихся в прибрежной части юркой и извилистой реки Цны. С самого детства и до глубокой старости оставили в моей душе постоянный восторг и неизгладимый след любви к природе, любви к своему краю, и к своему отечеству.


Летели годы. Я окончил техникум, и началась моя взрослая жизнь. Я был направлен в пос. Знаменка мастером по строительству сельскохозяйственных объектов. Проработав год, 19 –летним юношей я был призван в ряды вооруженных сил. Служба моя проходила хорошо. Я служил в ГСВГ в управлении ракетных войск ПВО. Прослужил от рядового до сержантского состава. Два последних года службы был комсомольским вожаком батареи. Там же был рекомендован для вступления в партию. В апреле 1968г. перед демобилизацией был принят в ряды КПСС. По окончанию службы вернулся в свой родной и любимый город. Не прошло и двух месяцев, как я женился. Появилась дочь, а потом и сын. В августе 1969г. поступил работать на пивоваренный завод на должность прораба по строительству производственных объектов. Через некоторое время был переведен на должность начальника отдела снабжения и сбыта. Коллектив был сплоченным и очень дружным. Производственным моим наставником был непосредственно сам директор завода Кордюков С.В. Настоящий самородок, преданный делу, честный и порядочный, но очень требовательный и строгий человек. С выходом его на пенсию работа с другим руководителем у меня не сложилась. По совету моих друзей я перешел работать в трест «Моршанскмежрайгаз» сначала мастером, а затем начальником эксплуатационной службы. Связав свою оставшуюся трудовую деятельность с газовым хозяйством города и района, отработав там ровно 30 лет. В 2006г. я ушел на заслуженный отдых. На пенсии я не мог сидеть, сложа, руки и поступил на службу в Никольскую церковь оператором газовой котельной, а чуть позже стал звонарем звонницы.

Творчеством до поступления в храм никогда не занимался, но стихи читать очень любил, особенно классику. И только в декабре 2009г. по просьбе Прихода быстро написал свой первый стих, посвященный юбилею настоятеля храма. Стих Приходу очень понравился. С этого самого момента, по благословлению настоятеля храма отца Сергия, и началась моя творческая деятельность. Я увлекся поэзией, а муза посещала меня практически ежедневно и днем и ночью, не давая мне продыха. Уже через 18 месяцев вышел мой первый сборник стихов «От души и для души», в который вошло всего 100 моих первых, «сырых» еще произведений. В настоящее время я продолжаю заниматься этим безумным занятием. Уже подготовлен к изданию мой второй сборник, более обширный и обработанный «Стихи и проза и смех и слезы». В этом уже втором моем издании я впервые попробовал себя в качестве начинающего писателя. Мои первые произведения «Знахарь», «Запоздалая исповедь», и «Одни страдания большой любви» я поместил на суд моих дорогих читателей.


С уважением.
Н.Афремов.


«Хорошая книга, как красивая женщина, сильно потрепана» (Нар. Мудрость)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.05.2015. Автобиографический очерк