Распятый написано в великую пятницу

Ягая Баба: литературный дневник

Халиль Джибран


Сегодня, как и каждый год в этот день, человек пробуждается от глубокой дремоты и восстает перед призраком Веков, устремив полные слез глаза на вершину Голгофы, где прибит гвоздями к Кресту Иисус Назарей... Но едва заканчивается день и приходит вечер, род человеческий отворачивается от горы и с молитвой преклоняет свои колени перед идолами, на каждой вершине холма, на каждом лугу, в каждом амбаре с пшеницей.
Сегодня души христиан становятся на крыло памяти и отлетают в Иерусалим. Там они и толпятся, бия себя в грудь и глядя на Него, терновым венцом венчанного,
распростершего Свои руки под небесами, глядящего из-под наброшенной Смертью вуали в глубины Жизни...
Но когда покров ночи опускается на дневную сцену и завершается короткая драма, вереницы христиан возвращаются обратно и ложатся почивать в тени забвения под стеганым одеялом невежества и лени.
Каждый год в этот день философы оставляют спои темные пещеры, а мыслители — холодные кельи, поэты покидают свои воображаемые кущи, и все они почтительно замирают перед этой безмолвной горой, прислушиваясь к молодому голосу, просящему за Своих убийц: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».
Но когда безмолвная тьма удушает голоса света, философы, мыслители и поэты возвращаются в свои узкие щели и закутывают свои души пергаментными страницами бестолковых писаний.
Женщины, увлеченные великолепием Жизни, се¬годня поднимутся со своих мягких подушек, чтобы увидеть скорбную Женщину, стоящую перед Крестом подобно нежному саженцу перед разъяренной бурей; приближаясь к ней, они услышат глубокие стоны — знак горького горя.
Молодые люди и юные девушки, спешащие в бурном потоке современной цивилизации, сегодня оста¬новятся на мгновение и оглянутся на Магдалину, слезами смывающую кровавые пятна с ног Святого, рас¬пятого между землей и небом; и когда зрелище это утомит их пустые глаза, они отправятся восвояси и скоро рассмеются.
Каждый год в этот день человечество просыпается с пробуждением Весны и в слезах становится и под ногами страдающего Назарея, а потом смежает свои глаза и покоряется глубокому сну. Но Весна не дремлет, она улыбается и взрослеет, пока не превратится в Лето, облаченное в душистые золотые одежды. Человечество — это плакальщица, с наслаждением обливающая слезами воспоминания и героев прошлых столетий... Если бы человечеству было дано понимание, оно ликовало бы ради их славы. Человечество подобно младенцу, в блаженстве зас¬тывшему возле раненого зверя. Род людской смеется пред лицом крепнущего потока, уносящего в забве¬ние сухие ветви деревьев, подхватывающего на сво¬ем пути все, что непрочно.
Человечество видит в Иисусе из Назарета простого бедняка, который претерпел горести и унижения вместе со всеми слабыми. И Его жалеют, ибо человечество полагает, что Ему было больно на Кресте... И человечество может предложить Ему только слезы, стенания и жалобы. Столетиями человечество почитало слабость в облике Спасителя.
Но Назарей не был слаб! Он был и остается сильным! Только люди отказываются понимать истинный СМЫСЛ силы.
Иисус не знал страха в жизни, и Он умер не в страдании или жалобах... Он был при жизни вож¬дем. Его распяли как крестоносца; при кончине своей Он проявил героизм, испугавший Его убийц и мучителей.
Иисус не был птицей с поломанными крыльями. Он был разъяренной бурей, поломавшей все кривые крылья. Он не боялся ни Своих обвинителей, ни Своих врагов. Он не страдал в руках убийц. Он был свободным, отважным и решительным. Он презирал всех деспотов и угнетателей.
Он видел заразные нарывы и вскрыл их... Он лишил голоса Зло, Он раздавил Ложь, Он удушил Измену.
Иисус пришел из круга света не для того, чтобы разрушить дома и возвести на их развалинах аббатства и монастыри. Он не убеждал сильного сделаться монахом или священником, но пришел, чтобы послать на землю новый дух, обладавший властью со¬крушить основы любой монархии, построенной на людских черепах и костях... Он пришел, чтобы унич¬тожить величественные дворцы, построенные на могилах слабых, чтобы разбить идолов, поставленных на телах бедняков. Иисус был послан сюда не для того, чтобы учить людей возводить великолепные церкви и храмы посреди холодных лачуг и жалких хижин... Он пришел, чтобы сделать храмом человеческое сердце, превратить душу в алтарь, а разум в священника.
Таковы были дела Иисуса из Назарета, таким было учение, за которое Его распяли. И если бы че¬ловечеству была дарована мудрость, оно сегодня пело бы в полный голос песню победы и гимн триумфа.
О распятый Иисус, Который скорбно смотрит с вершины Голгофы на унылую процессию, внимая ро¬поту темных народов, не знающих смысла снов Вечности... Ты на Кресте Своем более славен и благороден, чем тысяча царей на тысяче престолов в тысяче империй.
Ты в муках смерти могущественнее тысячи полко¬водцев, побеждавших в тысяче войн...
В скорбях Своих Ты радостнее Весны, процвет¬шей веселыми цветами...
В страдании Своем Ты отважнее и молчаливее стенающих ангелов небесных...
Перед кнутобойцами Твоими Ты тверже твердой скалы...
Терновый венец на челе Твоем славнее и величественней короны Бахрама... Гвозди, пронзившие руки твои, прекрасней скипетра Юпитера...
Брызги крови на Твоих ногах блистательней ожерелья Иштар.
Прости слабых, которые оплакивают Тебя сегодня, ибо они не знают, как плакать по самим себе... Прости их, ибо они не знают, что Ты смертью попрал смерть и мертвым во гробах даровал жизнь...
Прости их, ибо им не ведомо, что Твоя сила до сих пор ждет их...
Прости их, ибо им не ведомо, что каждый день — это Твой день.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.04.2008. Распятый написано в великую пятницу