Алмазный мой венец

Олег Духовный: литературный дневник

После аксёновской "Таинственной страсти", столь очевидно перекликающейся с мемуарной повестью Валентина Катаева "Алмазный мой венец", решил её перечитать. Какой всё-таки замечательный писатель и какая интересная, неоднозначная фигура! Одессит до мозга костей, т.е.ироничный, снисходительный к чужим слабостям гедонист, тончайший стилист, обладающий необыкновенным, оптически зорким взглядом и поэтически чутким слухом. Литературный наставник талантливой, только-только проклюнувшейся "оттепельной" плеяды, что называется, ставящий её "на крыло" под гостеприимным светом зелёной лампы основанного им журнала "Юность", на мой взгляд, лучшего журнала того достославного времени. Какие имена: Аксёнов, Гладилин, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Искандер, Кузнецов - это же почти официально издаваемый "Метрополь"!
Основатель придуманного им литературного стиля "мовизм" ( от французского "мовэ", т.е. плохой ), явно фрондирующего, противопоставляющего себя гладкописанию официальной советской литературы, глухой и слепой к подлинному слову и, соответственно, жизни. Эстетическая позиция, имеющая явную этическую подоплёку, сразу вспоминается крылатая фраза Андрея Синявского, что у него с советской властью чисто стилистические разногласия.
Волею судеб я был приобщён к этому журналу гораздо раньше своих сверстников и почти физически ощущал своё превосходство и в кругозоре, и в интеллектуальной независимости, и в степени приобщённости к веянию времени, преодолевающего любые железные занавесы и берлинские стены. Эстетические и этические основы, воспринятые мной благодаря этому журналу, ощущаются мной и по сей день. Не говоря уже о том, что были своеобразной кислородной подушкой в "глухую пору листопада"застойного времени. Ну вот, опять плавно перешёл к себе, любимому. Всё, ставлю точку. Естественно, стихами:


Акселерат


Восторгался стихами Басё
про печальный сей мир под вишнёвыми кущами,
подражал персонажам Аксё -
нова, тому, что они пили и кушали,
щеголял в мокасинах,
форсил заграничным плащом –
кто стоял в магазинах? –
заслонял баскетбольным плечом
девиц мимолётных –
а что же там было ещё? –
вспоминай, вспоминай –
теплее, тепло, горячо!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.10.2013. Алмазный мой венец