***

Щербак: литературный дневник

.........Роль внушения в
общественной жизни
В.М. Бехтерев
Речь на годичном
собрании
Императорской
военно -медицинской
академии 18 декабря
1897 г. Публикуется с
сокращениями.
B настоящую пору так
много вообще говорят
о физической заразе
при посредстве
contagium vivum, или
физических микробов,
что, на мой взгляд, не
лишнее вспомнить и о
«contagium psychicum»,
приводящем к
психической заразе ,
микробы которой,
хотя и не видимы под
микроскопом , но тем
не менее, подобно
настоящим
физическим
микробам , действуют
везде и всюду и
передаются через
слова и жесты
окружающих лиц ,
через книги, газеты и
пр., словом – где бы
мы ни находились, в
окружающем нас
обществе мы
подвергаемся уже
действию психических
микробов и ,
следовательно,
находимся в опасности
быть психически
зараженными .
Вот почему мне
представляется не
только
своевременным , но и
небезынтересным
остановиться на этом
предмете , полном
глубокого значения,
как в повседневной
жизни отдельных лиц,
так и в социальной
жизни народов .
Прежде всего мы
должны выяснить, что
такое само по себе
внушение ? Бесспорно,
что внушение есть
один из способов
влияния одних лиц на
других , которое может
происходить как
намеренно , так и
ненамеренно со
стороны влияющего
лица и которое может
осуществляться иногда
совершенно
незаметно для
человека,
воспринимающего
внушение , иногда же
оно происходит с
ведома и при более
или менее ясном его
сознании . Для того
чтобы выяснить себе
роль внушений ,
необходимо пояснить,
что наша психическая
сфера имеет один
важный фактор ,
известный под
названием личного
сознания или так
называемого «я»,
которое при
посредстве воли и
внимания
обнаруживает
существенное влияние
на восприятие нами
внешних впечатлений,
которое регулирует
течение наших
представлений и
которое определяет
выполнение наших
действий . Все, что
входит в сферу
психической
деятельности при
посредстве личного
сознания , усваивается
нами путем
обдумывания и
осмысленной
переработки ,
становясь прочным
достоянием нашего
« я».
Этот путь воздействия
окружающей среды на
нашу психическую
сферу может быть
назван путем
« логического
убеждения», так как
конечным результатом
упомянутой
переработки всегда
является в нас
убеждение : «мы
убедились в истине,
мы убедились в
пользе , мы убедились
в неизбежности того
или другого »,– вот что
мы внутренне можем
сказать , после того,
как в нас совершилась
упомянутая
переработка внешних
впечатлений ,
воспринимаемых при
посредстве нашего
личного сознания . Но
независимо от того в
нашу психическую
сферу могут входить
разнородные
впечатления и
влияния помимо
нашего личного
сознания и ,
следовательно,
помимо нашего «я».
Они проникают в нашу
психическую сферу
уже не с парадного
хода , а, если можно
так выразиться, с
заднего крыльца,
ведущего
непосредственно во
внутренние покои
нашей души . Это и
есть то, что мы
называем внушением.
В числе способов
психического
воздействия одних
лиц на других , кроме
убеждения и
внушения , мы можем
различать еще
приказание или
пример , но
несомненно, что в
известной мере и
приказание , и пример
действуют совершенно
подобно внушению и
даже не могут быть от
него отличимы ; в
остальном же как
приказание , так и
пример, действуя на
разум человека, могут
быть вполне
уподоблены
логическому
убеждению . Так,
команда есть
бесспорно приказание,
а кто не знает, что
команда действует не
только силой страха за
непослушание , но и
путем внушения или
прививания известной
идеи . С другой
стороны, и пример,
помимо своего
влияния на разум
путем убеждения в
полезности того или
другого , может еще
действовать
наподобие
психической заразы,
иначе говоря, путем
внушения, как
совершенно
невольное и
безотчетное
подражание .
Кто не знает
заразительного
действия публичных
казней ; кому, наконец,
неизвестно
заразительное
влияние
самоубийства ?
Итак, необходимо
иметь в виду, что
вопреки словесному
убеждению ,
обыкновенно
действующему на
другое лицо силой
своей логики и
непреложными
доказательствами ,
внушение действует
путем
непосредственного
прививания
психических
состояний , т.е. идей,
чувствований и
ощущений , не требуя
вообще никаких
доказательств и не
нуждаясь в логике .
Одним словом,
внушение действует
прямо и
непосредственно на
психическую сферу
другого лица путем
увлекательной и
взволнованной речи,
путем уговора, жестов
и мимики.
Легко видеть отсюда,
что пути для передачи
психических
состояний с помощью
внушения гораздо
более многочисленны
и разнообразны ,
нежели пути для
передачи мыслей
путем убеждения .
Вот почему внушение,
в общем, представляет
собою гораздо более
распространенный и
нередко более
могущественный
фактор , нежели
убеждение.
Последнее может
действовать только на
лиц , обладающих
здравой и. сильной
логикой, тогда как
внушение действует
не только на лиц с
сильной и здравой
логикой , но еще в
большей мере на лиц,
обладающих
недостаточной
логикой , как,
например, детей и
простолюдинов.
Несомненно поэтому,
что внушение, или
прививание
психических
состояний , играет
особо видную роль в
нашем воспитании , по
крайней мере до тех
пор , пока логический
аппарат ребенка не
достигнет известной
степени своего
развития ,
позволяющего ему
усваивать логические
выводы не менее ,
нежели готовые
продукты умственной
работы других ,
передаваемые с
помощью так
называемого
внушения , или
психической
прививки .
Равным образом и в
простом классе
населения внушение,
или прививка идей,
играет гораздо более
видную роль , нежели
логическое
убеждение .
Всякий обращавшийся
с народом знает это
хорошо по
собственному опыту и
знает цену логических
убеждений , которые
если и имеют иногда
успех , то лишь
временный, тогда как
внушение или
приказание здесь
почти всегда
действуют верно .
Влияние команды в
войсках сводится
также не к убеждению,
а к внушению и
приказанию , которые
действуют сильнее
всякого убеждения. Но
и на интеллигентных
лиц , обладающих
вполне развитой
логикой , внушение
действует вряд ли
менее сильно , нежели
на детей и
простолюдинов.
Хотя все
вышеуказанное
достаточно точно
определяет самый
предмет , тем не менее
нельзя не упомянуть,
что о действии
внушения и о
распространении
психической
инфекции мы не
могли составить себе
ясного представления
до сих пор , пока не
были нами ближе
выяснены условия,
необходимые для
осуществления
внушения и
распространения
психической заразы.
Опыт показывает, что
такое намеренное
прививание тех или
других психических
состояний удается
лучше всего в особом
состоянии сознания ,
которое мы называем
гипнозом и которое ,
на мой взгляд, есть не
что иное, как
искусственно
вызванное
видоизменение
нормального сна
( Бехтерев В.М. Гипноз
и его значение как
врачебного средства.
Нервные болезни в
отдельных
наблюдениях . 1894.).
Как известно, в
гипнозе легко удаются
самые разнородные
внушения ... Но опыт
показывает нам, что
не всегда степень
внушаемости идет
рука об руку с
глубиной сна . Есть
очень глубокие
степени гипноза, как,
например,
«летаргическая фаза
Chared», которые
совершенно
недоступны
внушению . Напротив
того, в других случаях
уже слабые степени
гипноза отличаются
необычайной
внушаемостью .
Отсюда ясно, что
степень внушаемости
определяется не
самим гипнозом или
сном , а тем особым
состоянием сознания
или психической
деятельности , которое
мы имеем в гипнозе, а
иногда и в
естественном сне.
Эти условия,
благоприятствующие
внушению в гипнозе ,
заключаются в том,
что при изменении
нормального
сознания ,
выражающемся
большим или
меньшим засыпанием
« я» и не
исключающем
общения с внешним
миром или , по
крайней мере, не
исключающем
общения с
гипнотизатором,
производимые
последним внушения
входят в психическую
сферу
непосредственно и
независимо от
личного сознания
гипнотизируемого
субъекта , иначе
говоря, помимо его
«я». Закрепляясь в тех
глубинах души,
которые мы называем
бессознательными и
которые вернее было
бы назвать скрытыми ,
эти внушения
впоследствии входят
сами собой в сферу
личного сознания и ,
не будучи распознаны
как посторонние
внушения , подчиняют
личное сознание в
более или менее
значительной мере.
По-видимому, таким
образом, вся сущность
гипнотических
внушений заключается
в том , что у
загипнотизированного
наступает особое
состояние
пассивности , в силу
чего внушения и
действуют на него
столь подавляющим
образом .
Не подлежит, однако,
сомнению, что
состояние пассивности
представляет собой
лишь одно из
благоприятнейших
условий для введения
внушения в
бессознательную
сферу .
Оно составляет лишь
подходящую
обстановку для
внушения , устраняя в
большей или
меньшей мере
вмешательство
личного сознания.
Так как однако, это
состояние пассивности
ничуть не идет рука об
руку с глубиною сна , а
зависит в
значительной степени
такж



Другие статьи в литературном дневнике: