О торжестве малого и грустного Ода умерла. Поэма агонизирует. Веселые вещи появляются редко, «Сказ про Федота стрельца», например, да и тот распылённый в мелкие ходячие отрывки по преимуществу. В целом и в основном доминирует грусть и формы мелкие и средние, однако. Да и то сказать, времена-то какие! Кажется, время больших форм, не только в поэзии, но и в искусстве вообще - прошло. Пишутся, конечно, поэмы, но «Евгения Онегина» или «Демона» среди них не замечается. И даже если что-то подобное и появится, то массового распространения они не имеют шансов обрести. Разве что новый «Федот стрелец»... Нет и не предвидится эпопей типа «Войны и мира» или «Тихого Дона». После смерти Прокофьева и Шостаковича много ли новых симфоний и опер появилось? Вот есть Свиридов - прекрасный композитор, но на слуху у всех в основном его мелкие вещи! У всех на слуху имя Шнитке, но слушать его - невозможно! Я пробовал, а вы? Мне кажется, его просто снобы раздули. Оперетта... Допустим она сменилась мюзиклом. Чем он, кстати, лучше? Разве что сравнительно большей примитивностью своей? Гигантские реалистические или полуреалистические полотна, подобные «Явлению Христа народу» - А.Иванова или «Гибели Помпеи» - К.Брюллова, до сих пор выходят из студии И.Глазунова. Допустим, они по-своему замечательны. Но кто их видит, кто смотрит и возвращается, чтобы снова посмотреть? Кто восторгается? И что ползет им на смену? - невнятный модернизм и постмодернизм, гнусные перформансы и инсталляции - как символ распада этого мира и этой цивилизации? Гигантизм, монументальность в более или менее внятной формах своих на практике сохраняется пока лишь в скульптуре и архитектуре. Малые формы, в отличие от больших, быстрее и лучше доходят до сознания потребителей (читателей, слушателей, зрителей). Такие дела. Как-то так получается. © Copyright: Александр Рязанский Колобаев, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|