День рожденя Горбачёва!

Игорь Степанов-Зорин 3: литературный дневник

На день рожденье Горбачёва 2 марта в ночь ни на миг не мог заснуть.Видимо температура -как в бане.Хотел утром ехать на радиорынок , но не уверен что днём меня не одолет сон.В 12 часов начнут сжигать чучела Маслениц в разных Уфимских парках и во дворах школ.
.А в одной школе учащиеся у Масленицы- лицо Горбачёва сделали. Право не смогу наверное поглядеть как будет гореть!-Что то не то со здоровьем.
Правительство намеренно опускает курс, чтобы наполнить бюджет, но это чревато инфляцией


В четверг доллар и евро в очередной раз довольно сильно подорожали к рублю. Вообще, с 1 июня доллар вырос на 35 коп., евро — на 70 коп. И меня в очередной раз спросили, что с заначкой-то валютной делать? Продавать ее, может, после роста курса будет падение? Или придержать, может, рост продолжится? Других волнует, сколько на заграничный отдых готовить. Если евро так набирает темп, поездка в Европу становится накладной.


Неожиданно сам для себя я ответил:


- Возможно, правительство само опускает рубль, чтобы решить бюджетные проблемы. Ведь самим по себе доллару и евро дорожать вроде не с чего.


Пара доллар-евро, действительно, «танцует» возле отметки 1,3 доллара за евро , то одной валюте похуже, то другой, там перемен особых нет.


И уже на следующий день, в пятницу, моя странная догадка получила подтверждение. Стали известны детали антикризисного плана правительства. В нем — как один из инструментов — ослабление рубля.


В чем тут игра? Вот нефтяник. Он продает свою нефть за рубеж за доллары. Затем он превращает валютную выручку в рубли и платит экспортную пошлину в рублях. Именно экспортная пошлина — главный наполнитель бюджета. Но, если рубль слабее, то из того же количества долларов рублей получается больше. Поэтому пошлины он заплатит тоже больше. И бюджет будет казаться более наполненным.


Как это работает — мы хорошо помним по осенним месяцам 2008 года. Тогда казалось: рубль падает сам собой. Но потом, из рассказов тех, кто принимал решения, вскрылась в том числе такая версия (детали антикризисных решений по-прежнему остаются предметом дискуссий): правительство само сделало плавную девальвацию (на самом деле, не так чтобы очень плавную). Чтобы наполнить бюджет. Который трещал: нефть резко подешевела, а госкомпании осаждали «кассу», умоляя помочь им заплатить свои иностранные долги.


Теперешнюю логику властей понять можно. Рост ВВП практически остановился, сейчас он — 1,5%, а к осени может стать нулевым или даже отрицательным. Нефть медленно дешевеет, с марта сорт Brent потерял около $10 за баррель, а нынешняя цена - $103 - лишь на $3 выше той, при которой бюджет сводится без дефицита ($100). При этом над правительством висит, как Дамоклов меч, необходимость выполнять указы президента, принятые в мае 2012 года — о социальной поддержке населения. В первую очередь речь идет о повышении зарплат бюджетникам до уровня не ниже среднего по региону. Подсчитано, что для выполнения этой задачи нужен рост в 5-6%, но его нет. Будучи в гостях у «КП» бизнесмен Михаил Прохоров (интервью с ним выйдет в ближайших номерах), заметил, что в отсутствие роста теоретически можно ослабить рубль процентов на 25. Как именно это сработает — вы уже понимаете.


Но ничто не берется из ничего. Если в бюджете появляются деньги, они откуда-то уходят, игра с курсами — лишь инструмент, который маскирует этот переход. В нашем случае (как, впрочем, почти всегда) заплатить придется населению. Ослабление рубля — это рост инфляции. В России около половины импортного продовольствия, промышленных товаров — примерно столько же. Все это покупается за доллары и евро и, конечно, подорожает.


Выбор, собственно, невелик. Или резко снижать налоги, в надежде, что бизнес оживится и разгонит экономический рост. А он поможет выполнить указы президента. Но снижать налоги страшно: бизнес может и не разогнаться, а бюджет совсем без налогов отощает. Но если страшно так, придется играть с курсами. Корень проблемы в том, что у правительства просто нет времени для маневра. Действовать надо было еще в 2012 году, когда стало очевидно, что рост затормозился. Но — тогда не спохватились, теперь поздно. И как в старом анекдоте, когда лисица говорит вороне: «Пойми, так даже вопрос не стоял, отдать сыр или нет».
Вернуться на главную
!
Авторская колонка отражает исключительно личное мнение автора, не всегда совпадающее с мнением редакции «Комсомольской правды»



Другие статьи в литературном дневнике: