***

Лидия Павловна Володина: литературный дневник

Святые отцы о разуме. Или: наука отдыхает!


25 октября 2024


Добрый осенний вечер, дорогие читатели! На днях я открыла на компьютере папку, посвященную моей учебе в Свято-Тихоновском университете, где хранятся мои рефераты, курсовая, дипломная работы, а еще огромная библиотека святоотеческой и современной богословской и религиоведческой литературы.


Так вот, среди всего этого обилия я нашла свой реферат по апологетике, прочитала и подумала: ничего себе, как интересно я мыслила и писала 10 лет назад! Я думаю, что уважаемые читатели не сочтут эту мысль тщеславной. Да и, собственно говоря, не я сама так мыслила, ведь это реферат. В конце я дам список использованной литературы, которой я пользовалась.


В общем, я решила поделиться с вами частью своей работы, посвященной конфликту веры и разума.


Это острейший конфликт христианской цивилизации, который существует уже несколько столетий, и он касается каждого из нас, поскольку, несмотря на то, что мы - православные христиане - живем мы в мире, где разум (ratio) поставлен судьей всем и вся.


Поэтому, прежде чем начинать говорить о конфликте веры и разума, нужно договориться о понятиях, то есть о том, ЧТО есть разум в христианском представлении и в представлении современной науки.


Что есть разум?
Вопрос об отношении веры и разума по большей части сводится к пониманию природы человека в христианской антропологии и светской психологии. Согласно христианскому вероучению само противопоставление веры и разума оказывается не вполне правомочным, поскольку сравниваются понятия, принадлежащие к разным категориям:


разум – сила души (одна из трех), вера – состояние души, ее направленность (т.е. понятие куда более широкое, чем разум).


Как понимают устроение человека отцы Церкви?
Святые отцы выделяют в человеке три силы души: разумную, волевую и чувственную. Эти же аспекты психики человека выделяют и современные психологи.


По учению отцов Церкви разумность – одна из главных черт образа Божия в человеке. Разум поставлен над остальными силами души, и гармоничное развитие личности возможно лишь при его господстве. Также и светские психологи говорят о разуме, как о высшей психической функции человека (Сосновский Б. А., с. 262).


Как это ни странно, но разумная сила – это не ум, хотя они и очень тесно связаны.


Разумная сила в переводе на научный язык – это рассудок, интеллект, который дан для приспособления к окружающему миру: он рассуждает, анализирует, вступает в диалог, создает понятия, но суждения его, как правило, ограничены чувственным миром. Разумная сила души включает рассудок, воображение и память.


Но, согласно Дионисию Ареопагиту, рассудок не способен к простому цельному знанию. (В. Леонов, прот., с. 56-57)


Единого понятия об интеллекте в психологии на сегодняшний день нет. Но наиболее типичным является понимание интеллекта как способности к познанию или как уровня психического развития. Общим в понимании интеллекта и ума в христианской антропологии и современной психологии является :


· Понимание его как познавательной способности;


· Наличие «собирательного» «подхода» <…> : интеллектом и умом обусловлены все познавательные процессы: восприятие, речь, памяти, мышление и т. д.;


· Интеллект не ограничивается только рациональным знанием;


· Интеллектуальная способность генетически обусловлена, свойственна человеку от рождения;


· Наличие чувственного и понятийного познания. (Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М., с. 62).


Расхождение в отношении к разуму начинаются с того положения, когда святые отцы утверждают, что разум человека поврежден в результате грехопадения первых людей Адама и Евы: из естественного разум стал плотским.
Это значит, что после грехопадения нарушилась иерархия внутри человека, и вместо господства разум подчиняется чувствам и воле, «обслуживает» их.


«Греховная поврежденность разума проявляется прежде всего в разделении констатирующей способности от оценивающей (ума от сердца).


Единая душевная способность разумения распадается на отдельные трудно согласуемые составляющие: логическую, нравственную, эстетическую. Особенно труден для разума, по учению святых отцов, логический синтез в сфере нравственной и эстетической». (Катасонов В. И., цит. по Шеховцова Л. Ф., с. 55)


Разумеется, что наука не признает никакого повреждения человека грехом, однако, не все ученые безоговорочно верят в силу разума:


Один из виднейших современных западных антропологов К. Вальверде пишет: “Познавательная способность разума тоже погружена в чувственность и потому фактически имеет определенные границы. Более того, будучи предоставлена самой себе, она может сбиться с пути и окончить иррационализмом – особенно тогда, когда разум попытается проникнуть в тайны человека и Бога…


Философы выявили те аберрации, которые претерпевает разум, когда его превращают в субъективное орудие господства или в генератор идеологий… это указывает на то, что, человеческий разум, дойдя до определенного предела, нуждается в помощи свыше, чтобы не заблудиться. Только получая помощь от Откровения Божьего, человек становится вполне рациональным…Мечтать, что разум один сможет предоставить нам модели правильного поведения и мы единодушно примем их, как мечтают об этом и сегодня запоздалые наследники Просвещения, – фантастическая наивность”.


Слово ум имеет в Священном Писании и трудах святых отцов несколько смыслов: часто этим словом называется душа, но умом именуется и сущность души, то есть сердце. Апостол Павел пишет, что Бог: «озарил наши сердца, дабы просветить на] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6).


Таким образом, сердце является высшим органом познания. Для секулярного мира это безумие, потому что, во всей культуре идет, как раз-таки, противопоставление ума и сердца.


По отношению к уму разум выполняет техническую функцию. Святые отцы признавали и понимали трагедию разделения ума(сердца) и разума, в результате которой ум перестал видеть вещи в простоте, а разум вместо второстепенной роли фактически занял главенствующую позицию в душе человека:


«То, что принято называть рационализмом и в чем действительно сказывается ограниченность нашего ума, часто неспособного подняться до постижения высших истин, которые не поддаются упрощенной рационализации, – есть как раз остановка духа на упрощенных формулах мышления» (прот. Василий Зеньковский).


Думаю, что каждый из вас согласится, что для человеческого ума более характерны операции анализа, а не синтеза. Это, в том числе, очень заметно при взгляде на современные науки: психологию, которая не дает и даже не пытается дать ответа на вопрос: что такое душа (но бесконечно препарирует интеллект, мышление, чувства и т. д. )? медицину, которая лечит по отдельности любой орган человека, но зачастую не способна вылечить человека.


В современной психологии не выделяется специфика познания: и человек, и внешний мир познаются одними и теми же способами.


Психология не знает перехода от низших видов познания к высшим, которые знает христианство, это:


воздержание от образности и чувственных наслаждений;
отсечение помыслов;
сосредоточенность ума в сердце;
прекращение вращения мыслей;
отсутствие многопопечения;
наконец, действие благодати.


Современная психология говорит о том, что интеллект является способностью адаптации к окружающему миру.


В христианстве же ум и разум предназначены для преображения мира, а не адаптации к нему, а также для познания Бога. (Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М., с. 62-63)


«До падения разум в человеке имел правильное употребление, то есть ум ощущал Бога, а разум выражал опыт ума. <…>


Разум, не имея возможности выражать опыт ума, отождествился с мышлением. <…> Рассудок, выступая со своими доводами, заповеди Христа и среди них “Не судите, да не судимы будете” (Мф. 7:1), отвергает как безумие. Он говорит, что способность суждения составляет отличительное достоинство человека, в этой способности заключено его превосходство над всем миром <…>. И действительно, ум-рассудок, когда на нем и в нем сосредоточивается духовное бытие человека, царит и властвует в свойственной ему отвлеченной сфере настолько, что высшего себя не обретает и потому кончает признанием в себе божественного начала. Это последний предел рассудочного воображения и в то же время – последняя глубина падения и мрака». (прп. Силуан Афонский, цит. по И. Влахос, митр., с. 209).


«Святые отцы разум прежде всего связывали со способностью человеческого духа руководить главным образом нравственной жизнью человека или с познанием Бога. Разум человека неразрывно связан со свободой. «Те умны, которые могут различать добро от зла», - говорил св. Антоний Великий (Антоний Великий, т. 2, с. 121). Разум – это выбор добра, злой человек – неразумен» (Шеховцова, с. 55).


Последняя мысль подтверждается словами Псалтири: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" (Пс. 13:1)». То есть с точки зрения православного вероучения, человек отрицающий Бога – безумен.


Почему? Потому что, если человек не признает, что высший смысл бытия находится вне его и дается от существа высшего порядка, он останавливается в своем развитии. Человек, который полагает себя мерой всех вещей и центром жизни, деградирует, его жизнь становится бесконечным самообслуживанием.


Вот так, друзья. Оказывается,спор о вере и разуме бесплоден, если мы не договоримся о понятиях. Для христианина рассудок (разум) - лишь сила души, данная для познания ТВАРНОГО мира, но не Творца.


А вот ум (сосредоточенный в сердце или же дух человека) - это средоточие образа Божия, которым подобный (человек) может познать Того, Кому он Подобен.


Список использованной литературы:


1. Гриб А. А. Христианство и современная наука. Интервью радиостанции «Град Петров». .

2. Жохов В., свящ. Гносеологическая функция христианской веры в диалоге богословия и науки. Доклад на научно-практической конференции «Человек и общество 21 века. Идеи и идеалы». Курск, 2006.


3. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева лавтра, 2004.


4. Ирхин В. Ю., Кацнельсон М. И. Уставы небес. 16 глав о науке и вере. Глава 10. Выводы из квантовой механики: субъект и объект. . Режим доступа:

5. Кураев А. О вере и знании. . Режим доступа: http://old.russ.ru/antolog/inoe/kuraev.htmсвободный, 30.12.2013 г.


6. Леонов В., прот. Основы православной антропологии. Издательство Москвоской Патриархии Русской Православной Церкви, М. 2013.


7. Психология. Под ред. Б. А. Сосновского. М.: Юрайт, 2011.


8. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. Издательство Москвовского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, М. 2012.


9. Юстин (Попович), архим. Догматика Православной Церкви. Издат-во монастыря прп. Иова Почаевского, Мюнхен.


10. Лега В. П. Вера и знание.


Источник
https://dzen.ru/a/ZxtR9oqNJRLsIrfY



Другие статьи в литературном дневнике: