***Святые отцы о разуме. Или: наука отдыхает! 25 октября 2024 Добрый осенний вечер, дорогие читатели! На днях я открыла на компьютере папку, посвященную моей учебе в Свято-Тихоновском университете, где хранятся мои рефераты, курсовая, дипломная работы, а еще огромная библиотека святоотеческой и современной богословской и религиоведческой литературы. Так вот, среди всего этого обилия я нашла свой реферат по апологетике, прочитала и подумала: ничего себе, как интересно я мыслила и писала 10 лет назад! Я думаю, что уважаемые читатели не сочтут эту мысль тщеславной. Да и, собственно говоря, не я сама так мыслила, ведь это реферат. В конце я дам список использованной литературы, которой я пользовалась. В общем, я решила поделиться с вами частью своей работы, посвященной конфликту веры и разума. Это острейший конфликт христианской цивилизации, который существует уже несколько столетий, и он касается каждого из нас, поскольку, несмотря на то, что мы - православные христиане - живем мы в мире, где разум (ratio) поставлен судьей всем и вся. Поэтому, прежде чем начинать говорить о конфликте веры и разума, нужно договориться о понятиях, то есть о том, ЧТО есть разум в христианском представлении и в представлении современной науки. Что есть разум? разум – сила души (одна из трех), вера – состояние души, ее направленность (т.е. понятие куда более широкое, чем разум). Как понимают устроение человека отцы Церкви? По учению отцов Церкви разумность – одна из главных черт образа Божия в человеке. Разум поставлен над остальными силами души, и гармоничное развитие личности возможно лишь при его господстве. Также и светские психологи говорят о разуме, как о высшей психической функции человека (Сосновский Б. А., с. 262). Как это ни странно, но разумная сила – это не ум, хотя они и очень тесно связаны. Разумная сила в переводе на научный язык – это рассудок, интеллект, который дан для приспособления к окружающему миру: он рассуждает, анализирует, вступает в диалог, создает понятия, но суждения его, как правило, ограничены чувственным миром. Разумная сила души включает рассудок, воображение и память. Но, согласно Дионисию Ареопагиту, рассудок не способен к простому цельному знанию. (В. Леонов, прот., с. 56-57) Единого понятия об интеллекте в психологии на сегодняшний день нет. Но наиболее типичным является понимание интеллекта как способности к познанию или как уровня психического развития. Общим в понимании интеллекта и ума в христианской антропологии и современной психологии является : · Понимание его как познавательной способности; · Наличие «собирательного» «подхода» <…> : интеллектом и умом обусловлены все познавательные процессы: восприятие, речь, памяти, мышление и т. д.; · Интеллект не ограничивается только рациональным знанием; · Интеллектуальная способность генетически обусловлена, свойственна человеку от рождения; · Наличие чувственного и понятийного познания. (Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М., с. 62). Расхождение в отношении к разуму начинаются с того положения, когда святые отцы утверждают, что разум человека поврежден в результате грехопадения первых людей Адама и Евы: из естественного разум стал плотским. «Греховная поврежденность разума проявляется прежде всего в разделении констатирующей способности от оценивающей (ума от сердца). Единая душевная способность разумения распадается на отдельные трудно согласуемые составляющие: логическую, нравственную, эстетическую. Особенно труден для разума, по учению святых отцов, логический синтез в сфере нравственной и эстетической». (Катасонов В. И., цит. по Шеховцова Л. Ф., с. 55) Разумеется, что наука не признает никакого повреждения человека грехом, однако, не все ученые безоговорочно верят в силу разума: Один из виднейших современных западных антропологов К. Вальверде пишет: “Познавательная способность разума тоже погружена в чувственность и потому фактически имеет определенные границы. Более того, будучи предоставлена самой себе, она может сбиться с пути и окончить иррационализмом – особенно тогда, когда разум попытается проникнуть в тайны человека и Бога… Философы выявили те аберрации, которые претерпевает разум, когда его превращают в субъективное орудие господства или в генератор идеологий… это указывает на то, что, человеческий разум, дойдя до определенного предела, нуждается в помощи свыше, чтобы не заблудиться. Только получая помощь от Откровения Божьего, человек становится вполне рациональным…Мечтать, что разум один сможет предоставить нам модели правильного поведения и мы единодушно примем их, как мечтают об этом и сегодня запоздалые наследники Просвещения, – фантастическая наивность”. Слово ум имеет в Священном Писании и трудах святых отцов несколько смыслов: часто этим словом называется душа, но умом именуется и сущность души, то есть сердце. Апостол Павел пишет, что Бог: «озарил наши сердца, дабы просветить на] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). Таким образом, сердце является высшим органом познания. Для секулярного мира это безумие, потому что, во всей культуре идет, как раз-таки, противопоставление ума и сердца. По отношению к уму разум выполняет техническую функцию. Святые отцы признавали и понимали трагедию разделения ума(сердца) и разума, в результате которой ум перестал видеть вещи в простоте, а разум вместо второстепенной роли фактически занял главенствующую позицию в душе человека: «То, что принято называть рационализмом и в чем действительно сказывается ограниченность нашего ума, часто неспособного подняться до постижения высших истин, которые не поддаются упрощенной рационализации, – есть как раз остановка духа на упрощенных формулах мышления» (прот. Василий Зеньковский). Думаю, что каждый из вас согласится, что для человеческого ума более характерны операции анализа, а не синтеза. Это, в том числе, очень заметно при взгляде на современные науки: психологию, которая не дает и даже не пытается дать ответа на вопрос: что такое душа (но бесконечно препарирует интеллект, мышление, чувства и т. д. )? медицину, которая лечит по отдельности любой орган человека, но зачастую не способна вылечить человека. В современной психологии не выделяется специфика познания: и человек, и внешний мир познаются одними и теми же способами. Психология не знает перехода от низших видов познания к высшим, которые знает христианство, это: воздержание от образности и чувственных наслаждений; Современная психология говорит о том, что интеллект является способностью адаптации к окружающему миру. В христианстве же ум и разум предназначены для преображения мира, а не адаптации к нему, а также для познания Бога. (Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М., с. 62-63) «До падения разум в человеке имел правильное употребление, то есть ум ощущал Бога, а разум выражал опыт ума. <…> Разум, не имея возможности выражать опыт ума, отождествился с мышлением. <…> Рассудок, выступая со своими доводами, заповеди Христа и среди них “Не судите, да не судимы будете” (Мф. 7:1), отвергает как безумие. Он говорит, что способность суждения составляет отличительное достоинство человека, в этой способности заключено его превосходство над всем миром <…>. И действительно, ум-рассудок, когда на нем и в нем сосредоточивается духовное бытие человека, царит и властвует в свойственной ему отвлеченной сфере настолько, что высшего себя не обретает и потому кончает признанием в себе божественного начала. Это последний предел рассудочного воображения и в то же время – последняя глубина падения и мрака». (прп. Силуан Афонский, цит. по И. Влахос, митр., с. 209). «Святые отцы разум прежде всего связывали со способностью человеческого духа руководить главным образом нравственной жизнью человека или с познанием Бога. Разум человека неразрывно связан со свободой. «Те умны, которые могут различать добро от зла», - говорил св. Антоний Великий (Антоний Великий, т. 2, с. 121). Разум – это выбор добра, злой человек – неразумен» (Шеховцова, с. 55). Последняя мысль подтверждается словами Псалтири: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" (Пс. 13:1)». То есть с точки зрения православного вероучения, человек отрицающий Бога – безумен. Почему? Потому что, если человек не признает, что высший смысл бытия находится вне его и дается от существа высшего порядка, он останавливается в своем развитии. Человек, который полагает себя мерой всех вещей и центром жизни, деградирует, его жизнь становится бесконечным самообслуживанием. Вот так, друзья. Оказывается,спор о вере и разуме бесплоден, если мы не договоримся о понятиях. Для христианина рассудок (разум) - лишь сила души, данная для познания ТВАРНОГО мира, но не Творца. А вот ум (сосредоточенный в сердце или же дух человека) - это средоточие образа Божия, которым подобный (человек) может познать Того, Кому он Подобен. Список использованной литературы: 1. Гриб А. А. Христианство и современная наука. Интервью радиостанции «Град Петров». . 2. Жохов В., свящ. Гносеологическая функция христианской веры в диалоге богословия и науки. Доклад на научно-практической конференции «Человек и общество 21 века. Идеи и идеалы». Курск, 2006. 3. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева лавтра, 2004. 4. Ирхин В. Ю., Кацнельсон М. И. Уставы небес. 16 глав о науке и вере. Глава 10. Выводы из квантовой механики: субъект и объект. . Режим доступа: 5. Кураев А. О вере и знании. . Режим доступа: http://old.russ.ru/antolog/inoe/kuraev.htmсвободный, 30.12.2013 г. 6. Леонов В., прот. Основы православной антропологии. Издательство Москвоской Патриархии Русской Православной Церкви, М. 2013. 7. Психология. Под ред. Б. А. Сосновского. М.: Юрайт, 2011. 8. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. Издательство Москвовского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, М. 2012. 9. Юстин (Попович), архим. Догматика Православной Церкви. Издат-во монастыря прп. Иова Почаевского, Мюнхен. Источник |