***

Лидия Павловна Володина: литературный дневник

Вера - это благодарность
( Арх.Савва М)


Убеждённость и свободное послушание Истине лежат в самой сердцевине веры, но именно благодарность делает веру подлинно христианской. Более того, христианство начинается с благодарности, если так можно выразиться, само христианство и есть благодарность.
Часто спрашивают: как воспитать ребёнка в вере? Начните с благодарности. Благодарный человек, приученный замечать труд другого, с радостью говорящий "спасибо", пусть он ещё и не ходит в церковь, уже наполовину христианин, и может быть, на лучшую половину.
Но, чтобы принять христианскую веру в полноте, не следует упускать из виду и другие элементы веры, показанные в истории прокаженного. Благодарный самарянин не просто вернулся сказать "спасибо". Прежде всего он неудержимо, во всеуслышание взялся прославлять Бога, а потом упал перед Иисусом на колени. Не только благодарность похвалил Христос, но и этот жест благоговения назвал верой спасающей.
Вера это благодарное благоговение, священный трепет и почтение перед святыней, которые просятся обнаружить себя не изб страха наказания, а от избытка благодарного сердца.


Каждое богослужение в православном храме начинается с Мирной ектении. Дьякон призывает помолиться от тех, кто "с верой, благоговением и страхом Божиим" входит в храм Господень.
В этом прошении благоговение и страх Божий - это синонимы веры.
Вера = благоговение = страх Божий.
Это тот самый страх Божий, который есть начало премудрости. (см притч 1:7)
Важнейший элемент, без которого немыслима вера - трепет перед святыней, восторг благоговения перед священным. Ведь Господь, Которому мы несём нашу благодарность, есть 'огонь поядающий' (евр 12-29) и не потому, что Он грозен и беспощаден для грешников, а потому, что Он --Тайна и Святость. Источник Жизни и Чистоты. Но эти имена - не более, чем громкие слова для того, у кого нет веры, то есть опыта прикосновения к святыне, и естественного ответа на этот опыт - благоговения.
Благодарность и благоговение - нечто лишнее, избыточное, то, без чего, кажется, можно спокойно обойтись. И как тут не вспомнить ещё одного прокаженного --Симона, в доме которого произошло странное событие: некая женщина, придя молча на трапезу, где возлежали уважаемые почтенные мужи, принесла с собой сосуд с драгоценным миром, разбила его и полной горстью, не жалея, начала умащать этим дорогим маслом не только голову Спасителя, но даже и ноги.
Люди разумные и опытные тут же возмутились нерациональным использованием предметов роскоши:
--Зачем такие траты?
Лучше бы это миро продать, а деньги раздать нищим! Нашёлся даже один практичный молодой человек, который сразу подсчитал, что можно было бы без затей выручить за это масло триста динариев-- целое состояние!
Если бы дело было в православной стране, обязательно отыскался бы неравнодушный гражданин с убийственным вопросом:
--Кто благословил?
--По чьему благословению такие расходы ?
Думаю, премудрые и разумные, обличавшие женщину, не меньше были возмущены и поведением Учителя, от Которого как от приличного человека ожидалось проявить скромность и стыдливо отвергнуть такие затратные жесты.
А вот Христос женщину похвалил и траты одобрил, хотя, конечно же, всё это происходило без Его повеления и тем более благословения.
И под этим одобряющим взглядом в наших храмах до сих пор и навсегда море прекрасных и лишних вещей: драгоценные избыточные оклады на иконах, без которых можно обойтись, но невозможно выжить, величественные и лишние колокольни с бесполезными, но чудесными колоколами, бессмысленные, но любимые крестные ходы с напрасными, но вдохновляющими хоругвиями, невероятной красоты и ненужности венки из пышных цветов на иконах, по-детски наивные, но трогательные обряды, за которые мы столетия терпим язвительные насмешки, нерационально длинные, но волнующие богослужения с затратным, и ничем, кроме красоты, не окупающимся пением.
Взрывали храмы, сжигали скиты, срывали колокольни, а люди всё равно строят и будут возводить всё это лишнее и прекрасное, пока в сердцах есть вера, то есть, священный и неудержимый порыв благодарного сердца. И почему это так, сложно понять светскому человеку, который сам от избытка любящего сердца стремится сделать что-нибудь прекрасное для любимой?


( Из книги Арх Саввы Мажуко Лабиринты благочестия)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.04.2024. ***
  • 19.04.2024. ***
  • 18.04.2024. ***
  • 16.04.2024. ***
  • 10.04.2024. ***
  • 08.04.2024. ***
  • 06.04.2024. ***
  • 02.04.2024. ***