Семантика украинских вышитых рушников. Перевод мойhttp://aratta-ukraine.com/sacred_ua.php?id=104 – ЭТИ ПОЛОТНЯНЫЕ КРИПТОГРАММЫ, КОТОРЫЕ СУМЕЛИ СОХРАНИТЬ И ДОНЕСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ УКРАИНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ, КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ГЛУБОКОЙ ТРАДИЦИИ, СОДЕРЖАТ КОДЫ, КЛЮЧИ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, ПО КАКИМ ЗАКОНАМ СОЗДАТЕЛЬ ПОСТРОИЛ ЭТОТ МИР. Рушник, как особый, высокого уровня сакральности предмет, характерный для многих народов, главным образом славянской, балтийской и финно-угорской групп. Украинцы, которые принадлежат к славянам, аккумулировали в недрах традиционной материальной и духовной культуры значительный массив информации в тканых и вышитых полотенцах, который представляет значительный интерес для всего мира. Ведь орнаменты, символы, знаки, которые наносились на рушники, передают информацию не конкретно об истории какого-либо народа, хотя, безусловно, она там присутствует. А о планетарном и космическом генезисе, о создании человека и других формах Жизни. Эти полотняные криптограммы, которые сумели сохранить и донести до наших дней украинские женщины, как хранительницы глубокой традиции, содержат коды, ключи к пониманию того, по каким законам Создатель построил этот Мир. Поэтому так много в вышитых рушниках сюжетов с Древом Жизни, которое бесспорно является центральным символом, полным чрезвычайно глубокого смысла. Композиции из различных сплошных орнаментальных полос, чередуясь между собой в цветах и знаках, также передают знания о том, что Мир неоднороден, многоплановый и сложный по своим проявлениям. РУШНИК КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ САКРАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Начиная от рождения и до самой смерти, рушник сопровождал всю жизнь украинца. На чистое белое полотенце или просто полотно, которое называлось крижмо (подарок по случаю рождения ребёнка), принимали маленького ребенка, что символизировало чистоту новорожденного, его души. Длинный прямоугольный кусок ткани всегда у наших предков означал путь, путь, который ведет человека, помогает ему жить. Так же в дальний путь провожали душу, спуская тело покойника в яму на рушниках или холсте. Как и в случае с подарком (крижмо) при рождении ребенка, тело покойника заворачивали в саван из чистого, отбеленного полотна, желая ему дальнейшей светлой дороги в звездных мирах. На протяжении всей жизни человека сопровождали рушники. Они помогали в течение календарно-обрядового годового цикла в разных работах, праздниках, обрядах. Еще задолго до христианских времен люди развешивали тканые и вышитые полотенца в священных рощах и дубравах, где происходило их общение с Творцом. Ведь вся природа - его творение, и в каждой живой и "неживой" форме Он пребывает. Рушники были своеобразными медиаторами, т.е. посредниками между Богом и Человеком. Те коды, ключи, что наносились на рушники, благодаря линиям и цветам, помогали людям общаться с миром невидимым, который населен разнообразными духами. Эти духи, принадлежащие к четырем стихиям - Огня, Воздуха, Земли и Воды, совокупно строят все живые формы, в том числе и человека, как физическое существо. Об этом знали наши предки, и они общались с духами, привлекая светлых или "хороших" для жизни и отпугивая "злых". Уже в XIX веке, когда начинается разрушение мировоззрения и мировосприятия, когда цивилизация начала наступать со всеми "благами", упрощая не в лучшую сторону жизнь человека, это отразилось и на рушниках. Они становились все пышнее, вышивки заполняли все пространство полотна, пока вообще не произошла подмена старых сюжетов новейшими, чужими - натуралистическими изображениями цветов, барочных форм, вышитых крестиком, которые ученые во многих странах единодушно определяют, как "брокаривский стиль". Но вернемся к "золотому веку" украинских рушников. Из того, что удалось зафиксировать этнологам течения 2-й половины XIX и всего XX века, вырисовывается панорама широкого применения рушников, кроме перечисленных обрядов. Известны "обыденные" рушники, которые ткались, вышивались за одну ночь - от заката до восхода Солнца. Такие рушники изготавливались женщинами по поводу многих проблем, которые возникали в семье, сельской общине и т.д. Это могла быть болезнь кого-то из родственников, которого нужно вылечить, а травы и другие методы не помогали. Или делали рушник женщины всего поселения, когда их мужья находились в на войне. Изготавливали рушники во время эпидемий различных болезней, как среди людей, так и среди животных. Как правило, такой рушник изготавливался в одном доме, куда собирались женщины в нечетном количестве. За всю ночь между ними не произносилось ни слова, все были сконцентрированы на работе и проблеме, которую мыслями каждая женщина решала, вкладывая свою долю энергетики. Энергия, собранная воедино, очевидно, делала такой рушник уникальным по силе своего воздействия. О том, что рушник - вещь святая, еще относительно недавно знали люди. Одна из современных исследовательниц народной материальной культуры Тамара Приходченко зафиксировала на Южном Подолье (в пределах современной Одесской области) такой рассказ. Во времена коллективизации, когда большевики издевались над трудолюбивыми семьями, одна из таких семей попала на выселение в Сибирь. Причем не разрешили взять с собой никакого инструмента, запаса пищи, а приказали ехать, собравшись за 10 минут. Тогда старшая женщина в семье – бабушка - взяла в углу старинный рушник и, молясь, трижды по солнцу обошла с ним вокруг всех членов семьи, которые в это время встали на колени во дворе. Она молилась о том, чтобы семья благополучно вернулась обратно после этого лихолетья на свою родную землю. Семья выжила, никто, кроме стариков - дедушки и бабушки, не умер на чужбине, и все вернулись на старое родовое место. Этот рушник Т.Приходченко видела воочию, и отметила, как дорожат им потомки, которым не надо объяснять, что это за реликвия в их доме. Наиболее широко использовался рушник в свадебном обряде. Этнолог София Терещенко зафиксировала в начале ХХ в. на Звенигородщине (Черкасская обл.) за время свадьбы использование рушников 20 раз. Действительно, свадьба - это праздник, к которому семья готовилась заранее, и девушка заранее вышивала для этого приданое, в том числе и рушники, имея достаточно времени. Поэтому именно свадебных рушников, представленных в музейных собраниях, больше, и они богаче вышиты. К сожалению, в прошлом этнологи мало обращали внимание на семантику рушников в определенном ритуале во время свадьбы. Опять же по той причине, что рушнику якобы отводилась роль украшения. Богатую культуру вышитых рушников мы видим на Среднем Приднепровье - регионе, который с разных точек зрения по праву называют сердцем Украины. О численности их в каждой семье красноречиво свидетельствует народная свадебная песня: В кладовке матица, Конечно, не точно такое количество полотенец вышивалось, но исчислялась оно не единицами, а десятками. Для того, чтобы иметь вышитый рушник, надо было приложить много усилий и труда. В первую очередь - это прядение нитей и изготовление полотна для рушников. Рушник был святой вещью, и к нему относились с большим уважением. Об этом свидетельствует тот факт, что для вышивания бралось лучшее, тонкое, самое белое, лучшего качества полотно, покупались очень дорогие красные нити. Мы видим на старых полтавских, киевских, черниговских рушниках великолепие красного цвета, в то время как в вышивании рубашек, например, красные нити употреблялись гораздо меньше. ПРЯДЕНИЕ НИТЕЙ Само полотно, даже без вышивки, по выражению известного современного исследователя народной культуры Сергея Верговского, имеет несколько уровней святости. Сама прямоугольная форма полотна, отрезаемого от свитка для рушника, составляет второй уровень святости. Прямоугольник, так же как и квадрат, ромб, круг - принадлежит к сакральным геометрическим фигурам. Третий уровень святости составляют крестообразные переплетения нитей в полотне. Именно из-за этой особенности полотно так почиталось и использовалось как крижмо и саван. Одновременно, кроме крестиков, полотно состоит из множества квадратиков, окошек, которые также, как мы только что отметили, относятся к священным знакам мира. Четвертый уровень святости составляет форма свитка, в который скручивается готовое полотно, полотенце. Это спираль - одна из самых распространенных форм существования Живой Материи. Полотенце-свиток становится моделью Мира. К пятому уровня святости можно отнести белый цвет полотна. Процесс отбеливания полотна, который проходит на открытом пространстве в природе, представляет собой магический процесс. Белили на Солнце и на Луне, на утренней росе, поливали Водой, высушивали на Воздухе. Духи всех стихий природы участвовали в отбеливании, помогая Человеку. Белый цвет - это цвет мира, цвет Бога-Отца, священный цвет наших предков - ариев, которые всегда любили и поклонялись Солнцу, Огню, хорошо белили свои дома снаружи и внутри, и любили одеваться в белые одежды. Конечно, пройдя такие этапы создания, полотно приобретало уникальные свойства, и могло служить рушником даже без нанесенной на него вышивки. Об этом красноречиво говорит тот факт, что на территории Западной Украины во время свадебного обряда родители проводят молодых по чисто выбеленном полотну, которое символизирует чистую, ничем не запятнанную будущую совместную жизнь супругов. Также чистое белое полотно имеет то преимущество перед вышитым или тканым рушником, что оно не несет никакой программы на будущее, которое полностью вверяется в руки Бога. Хотелось бы еще также напомнить о целебных свойствах домотканого конопляного или льняного полотна. Старые люди не хотели носить рубашек из магазинных тканей, когда они распространились и стали доступными. И очень хорошо делали. Домотканое полотно оптимально осуществляет терморегуляцию тела. В рубашке с такого полотна в жару не жарко, а в холод не холодно. Такое полотно делает хороший массаж тела. Очевидно, этими физическими и энергетическими характеристиками обусловлено использование домотканого полотна при уходе за лежачими больными. В них никогда не будет пролежней, если их одевать в рубашку из домотканого полотна. В связи с современным состоянием окружающей среды, с повышенным радиационным фоном от Солнца и от аварийных выбросов радиации с атомных электростанций, такое полотно снова становится полезным. Об этих его свойствах рассказывается в Писании. РОЛЬ НИТИ И ИГЛЫ В ВЫШИВАНИИ Для вышивания тщательно готовили и вышивальные нитки и иголки. С этнологических экспедиций, в частности из рассказа Т.Приходченко, узнаем инициации - посвящение девочек в вышивальщицы. Такой обряд осуществлялся в присутствии всей семьи, которая собиралась как на праздник. Как правило, бабушка брала в руки иглу, повторяла пожелания девочке стать хорошей мастерицей и легонько вкалывала в ладонь руки. Тамара Приходченко вспоминает, что ей было семь лет, когда проводился этот обряд. После бабушкиных пожеланий отец подвел девочку к яблоне в саду и сказал дочери, чтобы она попросила благословения и поддержки у этого дерева. Девочка прижалась своими ладонями к стволу и попросила почитаемое в народе дерево, чтобы оно помогло ей быть хорошей рукодельницей. Конечно, такое программирование не прошло бесследно, всю свою жизнь Тамара любит вышивать, а теперь и она является одним из активных исследователей народной вышивки на Украине. Почему необходимо было каждую девушку привлекать к вышивке и другим видам рукоделия? Вопрос этот сейчас не возникает в большинстве семей. А зря. Наши предки называли Женщину - хранительницей домашнего очага. Это означало, что она поддерживала Огонь Жизни в своей семье, она была жрицей. Она вынашивает детей, и всякие манипуляции с энергетикой в доме принадлежат женщине. В связи с этим, у нее должно быть отличное физическое и душевное здоровье. В экспедициях по исследованию вышивания на Черкащине Александра Телиженко (заслуженный художник Украины) зафиксировала сведения о том, что старшие женщины "зашивали свои болезни в полотенца" и затем по дешевой цене продавали их на базаре. Конечно, эта черная магия никогда не пройдет бесследно для такой "вышивальщицы", ведь один из космических законов провозглашает - энергия ниоткуда не возникает и никуда не исчезает. Как добро, так и зло в десять раз больше возвращается к человеку эффектом бумеранга. Нитки вышивальные, как мы сказали выше, также тщательно подбирались. Среди старых женщин в селах Южного Подолья в Одесской области сохранилась такая информация (полевые материалы Т. Приходченко). Лучшие нитки для вышивания - шелковые. Потому что ниточка состоит из паутинок кокона шелкопряда, которых два км. Это означает, что волокна, которые составляют нить, цельные по всей длине. Следующими по ценности является нити шерстяные. Они, как и шелк, животного происхождения, имеют белковую природу. За шерстяными идут нити льняные и конопляные, состоящие из лубяных волокон. "А худшие нити из ваты (хлопчатобумажные), потому что это - пух". Когда-то женщина без шерстяной запаски или попередницы не могла выйти за ворота на улицу, потому что запаска защищает женский живот. Понятно, что не столько в физическом плане, сколько в энергетическом. Шелковые вышивальные нитки, как и ткани, очень ценились, поскольку были привозными. Использовались исключительно для выполнения дорогих вещей. Шерстяные нитки для вышивания всего использовались на Правобережной Украине - Подолье, Буковине, Бессарабии, Карпатском районе. Это территория Карпато-Балканской культуры, ассимилировала в себя все лучшее, что было в земледельческих культурах, в том числе и Трипольской цивилизации. Традиция вышивать шерстью полотенца, рубашки сохранялась до середины ХХ века. Однако простота употребления хлопчатобумажных нитей - "пуха" - все-таки вытеснила в вышивках тканные шерстяные нити. Вышивание льняными и пеньковыми нитками было распространено по всей Украине. Для этого их пытались прясть. Затем наступала очередь их белить. Отбеливание нитей, как и полотна, имело целью не столько декоративный, сколько сакральный смысл. Ведь есть вышивки, исполненные и неотбеленными, вощеными нитями. Хорошо отбеленные нити - бель, независимо употреблялись для вышивания по всей Украине. Это древняя арийская традиция, происходит она от поклонения Свету - Огню, Солнцу. Помимо того, бель красили в красителях растительного происхождения - отварах травы, коры, плодов, корней, семян различных растений. Самыми популярными были нити, окрашенные в коре дуба. Однако не декоративный эффект имел место в распространенности этой окраски, а древние знания, которые известны были нашим предкам, а также кельтам, друидам, которые обожали растения. Дух растения - его эфир, эссенция при окрашивании проникает в вышивальные нити, и таким образом передаются человеку через вышивку определенные качества как для физического тела - силу, прочность, выносливость, устойчивость к болезням и т.д., так и для души - тонких тел. Недаром наши предки собирались для общения с Богом в священных дубравах и рощах и развешивали на старых дубах вышитые полотенца. Другие растения имели также свои особенности, с успехом применялись в определенных орнаментах для рушников, или одежды соответствующего назначения. Интересно окрашивание бели в конопляном масле. Нити замачивались в масле, а затем запекались в ржаном тесте. Под воздействием температуры и других факторов (процесс полимеризации), масло достаточно хорошо впитывалось в растительное волокно, и цвет нитей, обработанных таким образом не выгорал. Пряжа имела приятный золотисто-желтый цвет, и, собственно, называлось «нитками». Этот термин можно часто услышать и прочитать в литературе, когда дается описание вышивки. Нитки, как домодельного, одинарного скручивания нить, окрашенная в конопляном масле (очевидно, ценился цвет Солнца), давшая название всем вышивальным нитям, в том числе и фабричным, которые изготавливались уже из хлопка и красились в черный, красный, синий и другие цвета. ПОДГОТОВКА К ВЫШИВАНИЮ, Когда вышивались полотенца с растительным узором, то брали кусок целого полотна, ни в коем случае не сшитого (что означает перерубленные дорогу, а кому она надо?), и накладывали на старую вышивку. Оловянной ложкой, или иным способом перетирали, переносили узор на новое полотенце. Полотна на рушники по длине брали столько, чтобы было кратное человеческом росту. Действительно, подольские полотенца чаще короткие - 150-180 см, киевские, черкасские, некоторые полтавские - 300-350 см, отдельные полотенца достигают длины 450-550 см. Теперь, когда у нас есть готовые полотно, нитки, иголки, наступает время подготовиться самим к вышиванию. Из описаний и свидетельств пожилых людей это выглядело так. Никогда не приступали к вышиванию сгоряча. Сначала об этом размышляли, успокаивались, молились. Рушники свадебные и, наверное, многие другие, начинали вышивать в четверг - Перунов день, чтобы иметь высокое покровительство, полотенца и рубашки на смерть - в субботу (день Сатурна - планеты, символизирующей судьбу, карму). Начинали вышивать утром, когда Солнце подходило вверх к зениту, никак ни вечером. Когда садились вышивать у окна, то так, чтобы сесть к свету передом или боком, но не задом. Далее, взяв иглу, заправленную вышивальной нитью, читали молитву и пожелания, в зависимости от того, какое полотенце вышивали. Эти молитвы, пожелания срабатывали, как программа, которая накладывалась, и вшивалась в полотенце. Всегда, после перерыва, перед продолжением работы их повторяли. Когда откладывали работу до следующего продления, то ни оставляли как-нибудь полотно, а аккуратно его складывали. Если оставлять скомканным, то и судьба так поведет себя, не будет порядка. Когда заканчивалась нить в игле, то никогда не втыкали иглу в полотно. Надо было вдеть новую нить, и только тогда уколоть ее в полотно. Работу никогда не клали на те места, где спят и сидят. Даже лучше было положить на землю, если не было в тот момент куда. Собранную аккуратно работу заворачивали в ткань, не оставляли открытой. Еще в дохристианские времена, существовало таинство брака. Когда на свадебном рушнике благословляли родители молодых, то в доме в этот момент никого не было. Полотенце, которое постелили родители, молодая скручивала трубкой и прятала от постороннего глаза. Этот рушник после обряд не стирался (чтобы не смыть водой информацию), а сохранялся, так и скрученным в свиток, в сундуке. Уже после смерти деда и бабы их потомки могли показывать всем полотенца, говоря об их земном пути.
Как же вычисляли женщины, какой конец является отрицательно заряженным, а который - положительно? Опыты показали, но еще надо их проверить, что первый конец, который вышивается, имеет знак "+", а второй - "-". Это выражается даже в таком частом наблюдении, что первый конец вышивается с большим желанием, в то время как второй - наоборот. И порой, хочется вышить совсем другой узор. ВЫШИВАЛЬНЫЕ СТЕЖКИ Сам процесс вышивания - работа с материалами, нанесение орнамента на ткань с помощью различных технических приемов - чрезвычайно захватывающий, и не менее сакральный, чем у ткача, гончара, красильщика. Все, кто вышивает, без исключения, говорят о гармонизирующих особенностях этой работы, которая настраивает их на молитвенно-медитативное состояние. В книге Татьяны Платоновой «Тайная доктрина Гермеса Трисмегиста" говорится очень интересно о характере передачи и воплощения идей Творца. Идеи его начинаются в виде схем, которые затем принимаются высокими служебными духами, переживаются ими и передаются иерархически ниже. Схемы работают как матрицы, по которым дальше разворачивается величественная панорама ткачества Полотна Жизни, Ткани Света. СЕМАНТИКА КРАСОК, ЦВЕТА Включительно до начала ХХ столетья каждый регион Украины, где Белый свет является ипостасью Бога-Отца, а золотой - Богородицы. На Подолье распространены вышивки белыми и желтыми (пшеничного цвета) нитями, а более дорогие образцы - белыми и золотыми нитями. Этот колорит, как и цветок ромашка, несут в себе символическое, сакральное сочетание отцовской и материнской энергий. Очевидно, именно поэтому белым вышитым полотенцем связывают во время свадьбы руки молодым, о чем и поется в одной из свадебных песен из Центральной Украины: Белый - это цвет силы, ведь он содержит все цвета. Распространено выражение - "белый свет". Белые вышивки не рассчитаны на чувственные впечатления, а скорее для ума, размышлений, для духовных потребностей. Они воспринимаются высшими духовными центрами (чакрами) человека. Белый цвет излучает силу, энергию. Поэтому в белом жилье, в белой одежде человек быстро отдыхает, восстанавливает силы. Подолье - регион, который демонстрирует нам активное использование черного цвета в быту и в вышитых рубашках. Интересен тот факт, что свадебные рубашки во многих районах вышивались чисто черными узорами низью. Черный - это также цвет земли, богатства, цвет торжества. Недаром он так широко всегда использовался в праздничном наряде, в дорогих тканях. Черный цвет еще называют контактерским. Сенситивные люди, наделенные ясновидением, яснослышанием, могут принимать информацию с высоких планов, записывая ее только черными чернилами. Поэтому и узоры в черном цвете можно назвать также контактерскими. Однако сочетание черного с белым используется больше в тканых рушниках, чем в вышитых. Возможно потому, что черно-белые вышитые рушники, которые широко использовались в погребально-поминальной обрядности, исчезли через постоянную потребность в употреблении и, вместе с тем, с потерей традиции, заменились другими рушниками. Другое дело с красным цветом. Распространенную группу составляют рушники, вышитые исключительно красными нитями. Такое вышивание характерно для Полтавщины, Киевщины, Черниговщины, Слобожанщины, Полесья. Красный цвет, как богатый, красивый присущ для всех народов мира. Его использование в одежде, особенно детской, юношеской, свадебной, и в ритуальных тканях чрезвычайно широкое. Учитывая тот факт, что красные полотенца вышивались в большом количестве в регионах Среднего Приднепровья и Слобожанщины для свадебного обряда, а также использовались в быту после свадьбы, они и составляют основу многих музейных собраний в достаточном количестве. Свадьба - это кульминационная точка жизни человека, и этот обряд, который длился, как правило, неделю, нужно было должным образом подготовить и обставить по разным соображениям. Сейчас довольно популярным в мире стало китайское древнее искусство обустраивать дом, которое называется фэн-шуй. В нем отводится для красного цвета почетное место. В жилище развешивают красные фонарики, красные кисти с колокольчиками для того, чтобы привлечь жизненную энергию ци. У украинцев эту роль в доме всегда играли рушники. Они создавали то неповторимое настроение, колорит и наполняли собой пространство помещения, насыщали его атмосферу, защищали ее от дисгармонии. Достаточно широко представлены вышивки в полотенцах красными и синими и красными и черными нитями. Такое двухцветие характерно с древнейших времен. Хотя правильнее сказать - трицветие, ведь надо всегда учитывать белый цвет полотна, кроме вышивки. Красно-синяя гамма символизирует как бы сочетание активного горячего мужского красного цвета с пассивным холодным женским синим. В полотенцах Приднепровья, Слобожанщины синий цвет употребляется наряду с красным значительно меньше. Хотя известны рушники, которые вышитые сплошь только синим («постным») цветом. Их вывешивали в пост рядом с белыми, или сочетали в одном узоре синие и белые нитки. Постным также сочетание синего с черным. Вышивание красными и черными нитками на белом, безусловно, у многих вызывает ассоциации с классическими, хрестоматийными образцами украинского шитья. Эти цвета называют еще трипольскими. Хотя их сочетание старо как Мир. Это гармония двух сильных цветов божественной графики - белого и черного с не менее сильным, пульсирующим красным, что утверждает Жизнь. Красное и черное - это не только любовь и печаль по выражению украинского поэта. Это также, как и красное и синее - сочетание активного и пассивного. Хотя, как ни странно, эти цвета стоят в палитре рядом - красный соседствует с черным. Надо также иметь в виду, что со временем во многих красно-синих орнаментах, синий цвет был заменен на черный. Отдельно в вышивании рушников стоит желтый цвет. Сплошь им рушники не вышивали, но как компонент, он весьма символичен, а по эстетике - определенно сочетается с другими цветами. Желтый с синим - древнее сочетание цветов, что стало для украинского символом государственности. Но кроме поверхностной символики про рожь и пшеницу заслуживает внимания, по моему мнению, более древнее оккультное толкование желтого, как небесного огня - Солнца, Небесного Царства и синего, голубого - как воды, иной. Наконец, правильное их расположение на украинском флаге должно было быть такое - вверху желтый цвет, внизу - синий. Сочетание красного, черного и желтого цветов распространено на полотенцах преимущественно Правобережной Украины - Черкащины, Киевщины, Подолья. Желтый символизирует Божественную Мудрость - качество, которое приобретается человеком в результате многих воплощений на Земле. Мудрость - это гармоничный сплав Знания, Воли и Любви. Желтый цвет может также в вышивке заменять золотой. Широкое использование золотых нитей когда-то было невозможно с одной стороны из-за дороговизны, с другой - из-за сложности их изготовления. При подготовке материала о цвете, используемого в рушниках, мне попалась информация по астрологии об авестийском солнечном календаре (автор Павел Глоба), в определенной мере он дополняет вышесказанное. Как оказалось, на Земле воплощено несколько рас, которые называются по цветам. По порядку во времени они располагаются так: древнейшая голубая (арабы и семиты). Далее следуют желтая, или монголоидная (народы Азии), красный (индейцы Америки), черная или негроидная (народы Африки). И, наконец, последняя белая раса - арийская, европеоидная. Собственно, цвета этих рас перекликаются с традиционными цветами в вышитых и тканых украинских рушниках. Этим также подтверждается информация о планетарном и космическом генезе, которая закодирована в рушниковых узорах. Кроме конкретных цветов, рассмотренных выше, которые составляют основу большинства вышивок Украины, в том числе и рушников, есть много вариантов применения нитей, окрашенных в разнообразном растительном сырье. Это теплая гамма от светло-желтых, охристых до темно-коричневых тонов, серая гамма - от серо-голубого (окраска "куницами") до темно-серого и черного, различные оттенки зеленых и зелено-коричневых т.п. Как раз полихромные вышитые рушники издавна были характерны для Правобережной Украины, в частности, Подолья. Кстати, колорит Подолья, и орнаментика также очень перекликаются с удаленными территориями мира - индейцами Америки, Индонезией и некоторыми другими. На этих землях принимались для вышивания шерстяные нитки, которые гораздо лучше окрашиваются и содержат красители, чем нити из растительных волокон. СЕМАНТИКА ЧИСЕЛ Древние мудрецы говорили, что Природу составляют числа, и все, что мы видим вокруг, можно передать с их помощью. Такие глубоко символические вещи, как рушники тем больше передают нам информацию в числах. Ведь важно, например, из каких элементов состоит Древо, количество этих элементов, сколько лепестков имеют цветки и многое другое. Имеет значение конфигурация геометрических мотивов и количество элементов, составляющих определенную целостность. Числа делятся на четные и нечетные. Первые соотносятся, в большинстве случаев, с духовной природой, а вторые - с материальной, земной. В иконографии рушников присутствуют одновременно разные числа, создавая гармонию, равновесие. Единица выражается чаще в центральном мотиве, или сюжете, к которым относятся - Древо Жизни, восьмиугольная Заря, или восьмидольный мотив. Символика их сводится к изображению Единого Творца. Единица - это Солнце, центр, который связывает все воедино. Единица является основой всей жизни, всех чисел. Двойка обозначает мир полярных форм, дуальность, в восточной традиции - инь и ян. В геометрических орнаментах основу чаще всего составляет кадуцей - двойная спираль, одна нить которой символизирует эволюцию (прогресс), а вторая инволюцию (регресс). Сюда же относится и двусторонняя симметрия Древа, пара птиц по обеим сторонам него, парные мотивы с обеих сторон Древа. Тройка занимает особое место и входит в число Священных Чисел - 3, 7, 12, 60. Тройка достаточно широко встречается в числовой символике рушников. Довольно часто ленточные геометрические узоры на рушниках располагаются вертикально по три, что соотносится с тремя мирами - подземным, земным и небесным, с тремя нитями спирали - где кроме двух направлений движения (эволюции и инволюции) показан средний стержень, что соответствует устойчивости идеи Творца. С другой стороны, 3 - это символ тройственной природы Универсума (Небо, Земля, Человек). Принцип тройственности отражен в иконографии простого Древа, напоминающий Троицу (Три Сути). Четверка, Священная Тетрада, чаще возникает в геометрических мотивах квадрата, ромба, перекрещенного ромба. Компоновка подольских рушников довольно часто предусматривает два яруса по два мотива, мотив окна из четырех квадратов. Священная Тетрада - это четыре формообразующих стихии, о которых мы упоминали выше - Огонь, Воздух, Земля и Вода. Все живое, что мы можем видеть на физическом плане, есть результат их работы, материализация идеи Творца. Поэтому большинство геометрических узоров состоит из четырехугольников, поскольку они отражают матрицу создания, воплощение идеи в материальном плане. Пятерка также встречается часто, особенно в старых изображениях Древа Жизни из 5 цветков. Очевидно, это соотносится с Древом нашей пятой арийской цивилизации. Число 5 - это число человека, как в оккультной традиции Востока, так и Запада. Прямая пентаграмма символизирует Дух (вершина пятилучевой звезды) и его Власть над четырьмя стихиями Нередко изображаются в композициях геометрических и растительных орнаментов единичные пяти дольные мотивы из квадратиков. Конструкция из 5 ромбов, которая называется "геральдический узел" составляет основу многих геометрических орнаментов. Само название говорит как бы само за себя. Разнообразная конфигурация их, особенно в древних гуцульских и подольских узорах, вышитых низью, показывает отголосок древнего узелкового письма, с помощью которого передавалась информация о роде, его геральдика. Шесть, как удвоение тройки, символизирует воплощение Божьего Плана на Земле. Взаимопроникновение двух треугольников и образование в результате этого шестиконечной звезды также выражает эту идею в геометрических узорах. В сложной, космической интерпретации - это символ единения макрокосмоса (Бога) и Микрокосмоса (Человека). Треугольник, направленный вершиной вниз, символизирует собой Божественный Дух, сходящий на Землю и Человека. Треугольник вершиной вверх - это символ человека, стремящегося к Небу, к духовному и физическому совершенству, до достижения Космического Сознания. На "черницких" полотенцах с Черкащины часто возникают шести лепестковые цветки на лозах-бесконечниках из винограда. Интересный вариант геометрического орнамента из шестиугольных звезд подает полтавский рушник. Семь - число, повсеместно встречается в природе и относится к ряду Священных Чисел. Все миры, видимые и невидимые, проявляют себя как семеричные. Очень часто Древо изображают с семью ветвями, часто в сопровождении семиугольных звезд (звезд магов, астрологов). Это семь цветов и семь нот музыки. Это семь основных духовных центров, или чакр, у человека, которые тоже соотносятся с цветами и нотами. Семь - это число тайны. У всех народов число семь очень уважалось, поскольку оно лежит в основе всей эволюции. Восьмерка, как и шестерка, символизирует слияние, проникновение двух миров - духовного и материального. В полотенцах с Древом довольно часто изображаются восьми лепестковые цветки. Но чаще восьмерка проявляется в геометрических орнаментах в виде восьмиугольной звезды (народное название "полная роза", или "роза"). Эта звезда встречается довольно часто в подольских полотенцах, и еще чаще в орнаментах рубашек, как мужских, так и женских по всей Украине. Восьмерка символизирует космическую гармонию, равновесие всех вещей. Девять - число полного совершенства, в нем содержатся все числа от 1 до 9. Это треугольник трех (трижды по три) - полный образ всех миров. Это число посвящения в тайны жизни, смерти и перерождения. Это число высокой мыслительной и духовной активности. Число высокого сознания Христа, к которому стремится все человечество. Десять - одно из совершенных чисел, образуется от составления первых четырех элементарных чисел (1 +2 +3 +4 = 10). Десять - это Божественная полнота, оно означает полный путь жизни. Знак десятки составлен из единицы, означает бытие, и с нуля, выражающей небытие, т.е. оно включает в себя Дух и Материю. Двенадцать - это знаменитая дюжина, одно из Священных Чисел, совершенное число, символ законченности. В первую очередь это - 12 космических законов бытия, а также 12 знаков Зодиака, 12 месяцев в году, 12:00 дня и ночи, 12 апостолов и др. В семантике Древа Жизни это число встречается также наряду с другими. Например, на "черницких" полотенцах 12 лепестковый цветок часто вышивается на середине ствола Древа.
Все вышитые полотенца можно разделить на группы по характеру сюжету, композиции, главными из которых являются: Прежде, чем начать характеристику знаковых систем и отдельных символов, следует отметить некоторые общие моменты. Рассматривать семантику можно в трех плоскостях: понятийно - сюда входит проникновение в идею, которая обозначается символом, которая может быть выражена в его имени, в его содержании, в его значении, как целом, так и части его. Эта характеристика символов может быть бездонным "колодцем", из которого каждый получает информацию в зависимости от его эрудиции, степени развития интеллекта. эзотерически - это предполагает воздействие на вас силы или энергии и качества тех вибраций, которые может пробудить символ в каком-то из наших духовных центров (чакр). Это те чувства, которые невозможно передать словами, потому любое описание не даст полной характеристики информации, которая идет через некий духовный центр. Порой можно только услышать, что какое-то полотенце "теплое", а от какого-то веет "холодом". Нужно заметить, что не существует стандартного набора интерпретаций какого бы то ни было символа, и для каждого человека любой символ несет уникальное содержание. При этом разум должен соблюдать равновесие между формой и идеей, выражением и качеством, знаком и содержанием. Поэтому каждый, кто только начинает изучать семантику, сначала натыкается на различные толкования символов, спорит по поводу их значения, проходит будто через детский период их постижения. Древо Жизни, Мировое Древо, Древо Рода, Древо, Цветок, Вазон - все это научные и народные названия центрального символа в украинской вышивке, особенно в рушниках. Древо символизирует собой целый Космос со всеми его проявлениями. Древо всегда имеет ярко выраженный центральный верхний цветок. Он символизирует собой Огонь Жизни, пылающий постоянно, не угасающий, полный энергии. Этот Огонь охраняется двумя Лучезарными духами - ангелами (в христианской традиции), или птичками (в народной интерпретации). Такими ангелами-хранителями выступают также и предки, они пришли из этого Мира, но их души следят, чтобы ничто не помешало Родовому Древу. Дерево никогда не копирует какое-то конкретное растение, его листья, цветы, плоды. Всегда это собирательный, обобщенный образ, в котором все символично. Много мотивов и орнаментов подают схематично маленькие деревья, которые чередуются по цвету, различаются конфигурацией, размером. Это отголосок древнего культа растений, деревьев, который был как у наших предков, так и у кельтов, друидов. Однако отдельные растения все же узнаются, и даже специально вышиваются так, чтобы было понятно. К таким растениям, очень часто сопровождающим на рушнике композиции, относятся виноград, дуб, лилия и другие. К слову сказать, они также являются излюбленными в орнаментах рубашек. Гроздья, листья, усы винограда можно увидеть в самом дереве, но еще чаще они вышиваются по всему периметру полотенца. Виноград всегда был символом плодородия, плодовитости, бесконечности (вечности), позже стал символом христианства. Вспомните икону "Иисус Христос виноградарь" и слова Христа из Святого Писания "Я лоза виноградная". Популярность винограда обусловлена тем, что с древности все мистерии (посвященные Дионису, Вакху, Орфею, Церере, Изиде) разыгрывались с использованием виноградного вина или сока. Напиток, который упоминается в древних манускриптах как эликсир бессмертия, основывается на винограде. Но люди так и не научились до сих пор его правильно использовать. Другая сторона этой проблемы связана с влиянием тонких духовных вибраций, которые на людей неподготовленных в лучшем случае действуют как опьянение, затем вводят в транс (Дельфийский оракул) и просто делают человека безумным. Существует состояние "опьянение Богом", который люди некомпетентные могут сравнить с алкогольным опьянением, т.е. использованием виноградного сока. Другое растение, вошедшее в мифы и сказки многих народов мира - дуб. Он всегда был символом долголетия, эталоном крепкого здоровья, мужской красоты и других качеств. Собственно, дуб у украинцев отождествляется с Древом Жизни (народная песня "Туман яром" и другие). Многие Древа на полотенцах имеют выраженные дубовые листочки. Выше говорилось о том, что эманации растений переходят во время окрашивания из отваров в вышивальные нити. Знания народных целителей, знахарей всегда держались в секрете. Но какая-то часть стала теперь доступной для общественности. В Германии, например, распространены лекарства Баха, которые продаются в сети специальных аптек. Эти лекарства уникальны тем, что они изготовлены из вытяжки растений, их эссенции, эфира, и используются не столько для лечения физических болезней, сколько психических - различных страхов, комплексов. Капли эссенции дуба играют большую роль в нормализации жизни человека, помогают избавиться от страстей, зацикленности только на одной работе (трудоголик) и др. Лилея (крин) - популярный цветок в полотенцах с Древом Жизни. Она чаще венчает вверху Дерево, как Огонь Жизни (характерный признак "черницких" рушников с Черкащины). Как роза является символом полнокровной земной жизни, так лилия является символом духовной жизни, его чистоты, совершенства. Поэтому очень много символов лилии мы находим в орнаментах других народов, в их геральдике. Лилия достаточно часто употребляется в иконописи и церковной скульптуре западного христианского мира. Употребление лилии в вышивке свидетельствует еще раз о том, что рушник - вещь не только материальная, но и высоко духовная.
Центральный мотив, который составляет доминанту геометрической композиции, присущ, прежде всего, для подольских рушников. Чаще всего - это восьмиугольная звезда, разнообразные восьмидольные мотивы, а также изображение ромба, креста и др. Заслуживает отдельного рассмотрения семантика восьмиугольной звезды ("полной розы") - одного из самых популярных геометрических мотивов в украинском шитье. Во многих культурах мира этот символ означает Бога, Солнце, Звезду, Год. Вспомним украинскую звезду колядок. Популярность этого знака объясняется тем, что звезда-октаэдр является моделью построения энергетического поля вокруг каждого живого и "неживого" организма. Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) у всех организмов, в том числе и человека, поделившись трижды, имеет 8 клеток. Эти 8 клеток в дальнейшем задают направление 8 энергетическим потокам, строят будущее тело физическое и тонкие, духовные тела. Эта идея также выражена в широко распространенном мотиве полной сварги (свастики). (Подробнее о сварге на 33-34 стр. –прим.В.А.) Однако вернемся к 8-угольной Звезде. Ее еще называют Звездой Матери. И действительно, даже беглый анализ иконографии образов Богородицы свидетельствует, что на плечах, и надо лбом на ее плаще мафория чаще изображаются 8-угольные звезды, или 8-лепестковые цветки. Образ Отца также подтверждает это. Его изображают часто с нимбом треугольным, но также и восьмиугольным. Звезда в таком случае имеет другую конфигурацию - в виде двух квадратов, один из которых поставлен как ромб, восьми лучевая звезда образуется наложением прямого креста (символ мужского начала, Солнца) и косого креста (символ женского начала, Луны). Сочетание этих начал безусловно дает всему жизнь. Поэтому можно констатировать, что эта звезда является символом самой Природы. Кроме звезды, встречаются композиции с ромбом в обрамлении "S"-мотивов, ромбом в квадрате с восемью ответвлениями со звездами и другие. В последние годы закрепился еще и искусствоведческий термин Богиня-Берегиня. В народе такого названия на большинстве территорий не употребляли, однако где-то локально это могло быть. Богиня часто изображается с руками, поднятыми вверх в молитвенном жесте, или опущенными вниз. Исследователями трактуется первая позиция, как характерная для весенних рушников, когда Богиня призывает Небо помочь засеять ниву, зачать новую жизнь на земле. Вторая позиция характерна для второй половины лета, осени - Богиня благословляет Землю на рождение, принесения плодов, даров. На одном из подольских полотенец Богиня изображается с лошадью, которую держит за повод. Вышитая красными нитками она символизирует активную, духовную силу, в то время как лошадь вышитая синими нитками - олицетворение стихийных сил природы. Мужские изображения мы находим на рушниках из Подолья. В частности, в фондах Одесского краеведческого музея находится полотенце с всадниками на лошадях и фигурками собак между ними. Этот рушник трактуется исследователями как скотоводческий, "юрьевский". Мотивы животных встречаются преимущественно на рушниках Восточного и Южного Подолья. Их сюжеты являются, очевидно, отголоском древних культов охотников, кочевников. Есть отдельные рушники, на которых изображены крылатые или небесные лошади. Довольно часто изображаются четвероногие животные, которых невозможно идентифицировать, но к этому и не стремились. Хотя, например, в простом графическом исполнении узнается силуэт козы (рушник для Новогоднего цикла - вождение козы). Наконец, большинство рушников, которые вышитые 100 и более лет назад, являются для нас немыми свидетелями истории, хранителями тайн, которые нужно разгадать. Среди живых существ, которые вышивались на рушниках во всех регионах, особенно популярны птицы. Древнейшие образцы демонстрируют также символические, простые изображения птиц, не передают каких-либо видовых признаков. Но все же есть категория птиц, которых вышивали конкретно. К ним относится орел, пава, голубь. Орел, по древней мифологии, различным оккультным учениям - символ Всевышнего, символ Творца, олицетворение Мудрости. Это прослеживается в культурах разных народов мира, весьма отдаленно живущих друг от друга. На Украине распространены рушники, на которых вышиты двуглавые орлы с короной - символ Троицы. В основном такой сюжет характерен для Левобережья. Хотя большинство этих орлов копируют герб тогдашней Российской империи, а если взять древние корни, то это символ из Византии, все-таки традиция вышивать эту птицу гораздо древнее. Павлин в восточной традиции означает духовные знания. В традиции древнеславянской пава - Богородица. Ее изображали в виде большой красивой птицы с женским золотым лицом. В сказки о яйце-райце вплетается образ Богородицы-Павы. Она сносит яйцо, из которого возникает мир. Кроме того образ Павы - это образ солнечной птицы - Жар-Птицы, собственно олицетворение самого Солнца. Голуби издавна символизировали верную любовь, верную супружескую жизнь, и поэтому так распространены на рушниках их изображения. Отсюда и древние свадебные рушники, а также и более поздние имеют изображение Дерева с голубями, или цветущей ветки с голубями. Кроме традиционных композиций с Деревом, на рушниках Среднего Приднепровья вышивались оригинальные сюжеты, которые условно можно назвать космогоническими. Они демонстрируют различные по конструкции элементы, мотивы и отражают определенную ситуацию в космическом пространстве. К таким интересным рушникам принадлежит один из фондов Украинского центра народной культуры "Музей Ивана Гончара". Датируется он концом ХVII - началом ХVIII века и происходит из Полтавщины. Вышит он красными и синими нитками, рушниковыми швами. Конкретный сюжет представляет ситуацию объединения двух элементов (возможно стыковки двух космических кораблей?) с общей камерой. Внутри этой камеры находятся две фигуры. Этот процесс показан в космосе на фоне трех солнц и трех созвездий, состоящих из трех, десяти и двадцати трех звезд. Интересен тот факт, что сюжет на одном конце как бы показывает художественное, живописное изображение, выполненное разным рушниковым заполнением, в то время как на другом конце это изображение более схематизированное, можно сказать, "компьютеризированное". Оно вышито в основном двусторонним крестиком, изменен порядок цветов, и астрономические объекты представлены условными значками. Вся композиция на обоих концах обшита зигзагообразным бесконечником, который на одном конце полностью красный, а на втором - чередуются красный и синий цвета. Еще один оригинальный рушник из фондов УЦНК "Музей Ивана Гончара" происходит с Черниговщины. Он вышит красными нитками. Композиция ленточная, но нижняя часть полотенца имеет сюжет с тремя фигурами и латинской буквой "V". Интересная конфигурация деревьев с тремя парными ветвями, всадников на лошадях ("небесное воинство"?). Числовая символика полотенца кратная трем и шести. "Восхождение Духа в Материю" - так условно можно назвать этот рушник. В ленточных композициях рушников, как правило, используются геометрические орнаменты. Исследователи семантики насчитывают порой до 120 знаковых систем, которые используются в построении геометрических узоров. Геометрические орнаменты представляют собой схемы, траектории движения Духа. Особенность их заключается в том, что движение Духа идет по прямой линии от одной точки к другой. Таким образом, создается упорядоченная сеть из прямых ломаных линий. В Природе, материи движение проходит по тем же точкам, но, с учетом инерционных процессов, все эти линии будут выписаны по кривой. Мы это видим в физическом росте организмов, в движении всех физических объектов, в смене времен года и т.д. Орнаменты с геометрическими символами отражают принцип мужских энергий, в то время как растительные узоры со свободным контуром - это отражение женских энергий. Учитывая это в анализе вышивки рушников, одежды, мы можем выделять регионы, в которых преобладает тот или иной тип энергий. Кроме компоновки знаков в орнаменты, временами можно видеть отдельное их применение в вышивках. Особенно, в более старых образцах. Кроме символов геометрических, эти кресты известны в вышивании, как самостоятельные швы - крестик прямой, крестик косой и крестик двойной, или "болгарский", возможно "булгарский" (от булгар Поволжья). Нужно иметь в виду, что законы символики не всегда совпадают с физическими законами. На более высоком уровне два вида свастики обозначают два направления движения Духа - Эволюцию и инволюции, или прогресс и регресс. Сварга широко использовалась в геометрических орнаментах вышивки наших предков-ариев, но была скомпрометирована в ХХ веке фашистами, как и пентаграмма (5-угольная звезда) большевиками. Греки называли меандр "Рекой Жизни". Действительно, в рушниках обязательно присутствует бесконечник. Он выполняет функцию защиты и разграничения информации. Одновременно на одном полотенце может быть несколько бесконечников с разной амплитудой волны. Имея вид синусоиды, эти волны, как камертон, структурируют пространство, настраивают его на гармонический строй. Разная длина волны нужна для того, чтобы настроить различные духовные центры, или чакры человека. Если человек может испытать деструкции своего энергетического поля (ауры), то рушники с вышитыми на них бесконечниками помогают выровнять биополе. Квадраты и ромбы - одни из самых распространенных геометрических знаков в вышивках. Эти четырехугольники символизируют материю. Квадрат - устойчивая фигура, отражает материю статическую. Ромб, который стоит на одной точке, имеет большую свободу для движения и отражает материю в динамике. В духовной своей ипостаси ромб - "душа в украшении" (по народной терминологии, исследовал ведущий научный сотрудник Государственного музея народной архитектуры и быта Украины п. Сергей Верговский). Квадрат и ромб в большинстве культов изображают Землю, а потому издавна считаются знаками благополучия, материального богатства, достатка. СОВРЕМЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РУШНИКА Прошли те времена, когда люди жили, заботясь о гармонии в отношениях с Природой и с самими собой. Чем большими темпами начала развиваться цивилизация в технократическую сторону, тем быстрее наступал упадок духовных основ жизни людей. Рушники, которые тысячелетиями служили моделью человеческого мировосприятия, мировоззрения, миропорядка, стали просто украшением нашего дома, да и то далеко не всех. Не в один день все это произошло. Пусть простят мне соотечественники-христиане, но уничтожение рушникового наследия началось с введением христианства в нашей стране (а продолжилось советскими большевиками, которые уничтожали полотенца со сваргами - прим. «Аратты»). Об этом говорилось выше. С индустриальным развитием в XIX-ХХ веках, когда произошел значительный отход крестьян от земли в города, произошло и отчуждение людей от земли. А рушники, и вообще вышивки, привязаны к годовому обрядовому кругу, к Земле-кормилице, к различным праздникам и обрядам земледельческого культа. Потомки земледельцев, которые сейчас живут в бетонных домах на городском асфальте, не пашут, не сеют, не собирают урожая. Они не нуждаются в абсолютном большинстве ритуалов, которыми занимались их предки. Поэтому и отпала необходимость в том богатстве, которое досталось нам в наследство из бабушкиных сундуков. А жаль. При большем количестве денег, мы все равно стали беднее наших предков. Беднее мы стали духовно. На сегодня нет того количества ритуалов, в которых применялись рушники. А в обрядах семей, свадьбы, похорон, где еще они остались, их роль также не осознана большинством людей. Поэтому нередки ошибки в использовании рушников. Порой это оборачивается определенными проблемами в жизни. Приведу несколько примеров, не упоминая имен. Рушники для свадьбы часто покупают на базаре. Обращают внимание на богатство, декоративность вышивки, или ткачества, не задумываясь при этом над его значением. О том, что это вышито акриловыми нитками, никто в голову не берет себе. Берут рушники на прокат, ведь брак в церкви, или во дворце бракосочетаний воспринимается как театральное действо. Зачем тратить деньги на полотенце, он нужен на один момент, чтобы на нем красиво постоять... Надо отдать должное, интерес к рушниковой культуре у наших людей не угасает. К этой теме обращаются ученые, которые исследуют рушник, посвящая ему диссертации, статьи и монографии. Каждый музей Украины, в фондах которого хранятся вещи из народного быта, может похвастаться коллекциями рушников. Не является исключением и Украинский центр народной культуры “Музей Ивана Гончара”. Основатель нашего музея Иван Макарович Гончар в своей большой собирательной деятельности особую роль отводил рушникам. При жизни им было собрано около 1000 рушников. Большинство из них являются уникальными, поскольку двух одинаковых вышивок не бывает. Стоит все-таки отметить, что во всем мире растет интерес к этническому наследию каждого народа. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни у одного народа, ни у семьи, ни у одного человека. Украинцам есть с чем предстать перед другими нациями. Несмотря на сложное историческое прошлое, наш народ не растерял, а донес до сегодняшнего дня богатейшие сокровища духовной и материальной культуры, которые будут представлять интерес не только для самих украинцев, но и для других народов. Среди тех сокровищ на видном месте находится украинский рушник, который и является тем мостиком между прошлым и будущим. Уважайте его! Он наша память! Юрий Мельничук, © Copyright: Валентина Агапова, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|