П. Флоренский. По имени - житие...

Марина Чигра: литературный дневник

"Имя - тончайшая плоть, посредством которой определяется духовная сущность его носителя. Имя - это лицо, личность того или иного типического склада. Имя не то предвещает, не то приносит человеку характер, его душевные и телесные черты в его судьбу.


Когда наши представления складываются в типический образ, то имя завивается в самое строение этого образа, и выделить его оттуда не удается иначе, как разрушая сам образ!!!


В житиях, прологах, церковных песнопениях многочисленны указания о ярком выражении святым духовной сущности своего имени. "По имени и житие" - стереотипная формула житий; ПО ИМЕНИ - ЖИТИЕ, а не имя по житию. Если священник даст крещаемому имя преподобного, это обещает ему счастливую жизнь...


Имя оценивается Церковью, а за нею - и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея, а святой - как наилучший ее выразитель, свое эмпирическое существование соделавший прозрачным так, что чрез него нам светит благороднейший свет данного имени.


И все-таки имя - онтологически первое, а носитель его, хотя бы и святой, - второе; самому Господу, еще не зачавшемуся на земле, было предуготовано от вечности имя, принесенное Ангелом. Тем более - люди...


В некоторых случаях возникают именные явления, поражающие и предвзятого наблюдателя. В душе они порождают невольное ощущение своей подлинности, от которой не отделаться ссылками на случайность таких совпадений, и тогда такие события встают стражами заповедной от вторжений рационализма области. Эти стражи и невдумчивых заставляют хотя бы на мгновение задуматься и почувствовать в именах эмблемы чего-то им непостижимого...


Эмпирический анализ таких исторически знаменательных имен, наряду с возможными привычками и вытекающей отсюда преднамеренностью в пользовании именем, как лозунгом, обнаруживает элементы, заведомо не подлежащие такому толкованию и загадочные с точки зрения индивидуальной сознательности: есть что-то, неразложимый психологически остаток, свидетельствующий о силе имен....


Имя наиболее обобщенно показывает нам личность, удерживая ее индивидуальный тип, без которого она не была бы сама собою. В имени наиболее четко познается духовное строение личности, не затуманенное вторичными проявлениями и свободное от шлаков биографий и пыли истории...


Так, нашему времени духовного оскудения чуждо звучит имя Иоанн, и, непонятное в своем высоком строе, оно кажется притязательным и неискренним; оно вытеснено перерождением своим - именем Иван. Сын грома, запертая молния, страх Божий, любовь и мудрость Божия - это Иоанн...


П.Флоренский. Имена




Другие статьи в литературном дневнике: