1 января. В этот день...

Лариса Башкирцева: литературный дневник

«Гений с одного взгляда открывает истину» из письма А.С.Пушкина К.Ф.Толю, 26 января 1837г...


1818 г.,


Цар­ское Се­ло. Е.А. Эн­гель­гардт пи­шет A.M. Гор­ча­кову в Мос­кву: «Вы впол­не пра­виль­но уга­дали, про­читав Пу­щин вмес­то Пуш­кин, ибо о пос­леднем я ни­чего не знаю, раз­ве, что он ни­чего не де­ла­ет в Кол­ле­гии… и что, го­ворят, он не пи­шет боль­ше кра­сивых сти­хов, но дра­гоцен­ные сти­хот­во­рения» (ори­гинал на франц.: в пись­ме от 3 дек. 1817 Эн­гель­гардт оши­боч­но наз­вал Пу­щина Пуш­ки­ным).


1820 год


Пе­тер­бург. Пуш­кин пи­шет сти­хот­во­рение «До­риде» («Я ве­рю: я лю­бим; для сер­дца нуж­но ве­рить»).


1822 год


Ки­шинёв. В День Свя­того Ва­силия Пуш­кин при­сутс­тву­ет на тор­жес­твен­ном ос­вя­щении ар­хи­епис­ко­пом Ди­мит­ри­ем ма­нежа, пос­тро­ен­но­го учеб­ным ба­таль­оном на средс­тва М.Ф. Ор­ло­ва, и на зав­тра­ке в ма­неже с учас­ти­ем приг­ла­шен­ных влас­тей го­рода во гла­ве с Ин­зо­вым, чи­нов­ни­ков, знат­ных го­рожан (все­го 40 че­ловек) и офи­церов. В тот же день Пуш­кин был у Ор­ло­ва до­ма, на зва­ном обе­де, ку­да, на­ряду с офи­цера­ми, бы­ли приг­ла­шены и ниж­ние чи­ны (нес­лы­хан­ная дер­зость в са­модер­жавной Рос­сии). «В шам­пан­ском и си­вухе не бы­ло не­дос­татка. У не­кото­рых шу­мело в го­лове, од­на­ко же все разъ­еха­лись бла­гоп­ристой­но!» (Из днев­ни­ка П.И. Дол­го­руко­ва).


1824 год


Одес­са. Пуш­кин встре­ча­ет в Одес­се Но­вый год.


Одес­са. Пуш­кин наб­ра­сыва­ет план и со­чиня­ет пер­вые 30 сти­хов по­эмы «Цы­ганы».


ПЛАН ПО­ЭМЫ «ЦЫ­ГАНЫ»
«Ста­рик
Де­ва
Але­ко и Ма­ри­ола
Ут­ро. Мед­ведь, се­ление опус­те­лое
Рев­ность
Уб/ий­ство/ Приз­на­ние
Убий­ство
Из­гна­ние»


1825 год


Пе­тер­бург. В га­зете «Се­вер­ная Пче­ла» №1 на­печа­тана за­мет­ка «Вос­точная лют­ня. Ал. Шиш­ко­ва. М. 1824». О под­ра­жании А.А. Шиш­ко­ва Пуш­ки­ну. Без под­пи­си.


Пе­тер­бург. В «Сы­не Оте­чес­тва» №1 на­печа­таны «Пись­ма на Кав­каз». Под­пись: Ж. К. <Н.И. Греч> – Хва­леб­ный от­зыв о «Бах­чи­сарай­ском фон­та­не» и нас­мешки по ад­ре­су его кри­тиков. Со­об­ща­ет­ся о на­писа­нии «Ев­ге­ния Оне­гина» и «Цы­ган». Там же на­печа­тано сти­хот­во­рение «Те­лешо­вой. В ба­лете Рус­лан и Люд­ми­ла, где она яв­ля­ет­ся оболь­щать ви­тязя», под­пись: Гри­бо­едов.


1826 год


Ми­хай­лов­ское. Пуш­кин наб­ра­сыва­ет план дра­мати­чес­кой сце­ны «Ску­пой ры­царь».


Пе­тер­бург. Н.М. Ка­рам­зин, про­читав в при­несён­ном ему П.А. Плет­нё­вым сбор­ни­ке сти­хот­во­рений Пуш­ки­на эпиг­раф: «Aetas prima canal veneres, extrema tumultus» <«Пер­вая мо­лодость вос­пе­ва­ет лю­бовь, бо­лее поз­дняя — смя­тения»>,— ус­матри­ва­ет в сло­ве «tumultus» на­мёк на сов­ре­мен­ные по­лити­чес­кие со­бытия в Рос­сии и вос­кли­ца­ет: «Что вы это сде­лали? за­чем гу­бит се­бя мо­лодой че­ловек?» Плет­нёв ус­по­ка­ива­ет Ка­рам­зи­на тем, что под сло­вом «tumultus» Пуш­кин ра­зуме­ет ду­шев­ные смя­тения.


Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) — выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма. В 1789-1790 гг. предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника». Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803). В 1803 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, прекратил всякую литературную работу. Создатель «Истории государства Российского». Реформатор русского языка, обогативший язык словами-кальками, такими, как «впечатление», «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и др.


Мос­ква. Е.А. Ба­ратын­ский и П.А. Вя­зем­ский чи­та­ют вмес­те «Сти­хот­во­рения Алек­сан­дра Пуш­ки­на». Чте­ние ув­ле­ка­ет их. Ба­ратын­ский на­пишет об этом Пуш­ки­ну: «…ду­мали про­бежать нес­коль­ко пь­эс и проч­ли всю кни­гу».


1827 год


Мос­ква. Вы­шел из пе­чати пер­вый но­мер но­вого жур­на­ла «Мос­ков­ский Вес­тник», от­кры­ва­ющий­ся сце­ной из тра­гедии «Бо­рис Го­дунов»: «1603 год. Ночь. Келья в Чу­дове мо­нас­ты­ре». Под­пись: «Алек­сандр Пуш­кин».


Мос­ква. Пуш­кин по­сеща­ет Алек­сан­дру Гри­горь­ев­ну Му­равь­ёву, еду­щую к му­жу Н. М. Му­равь­ёву в Си­бирь, в до­ме её ро­дите­лей в Б. Спас­ском пе­ре­ул­ке и пе­реда­ёт с нею сти­хот­ворное пос­ла­ние И.И. Пу­щину («Мой пер­вый друг, мой друг бес­ценный»). Пуш­кин го­ворит Му­равь­ёвой: «Я очень по­нимаю, по­чему эти гос­по­да не хо­тели при­нять ме­ня в своё об­щес­тво; я не сто­ил этой чес­ти», — и при про­щании так сжи­ма­ет ей ру­ку, «что у неё за­щеми­ло паль­цы».


Пе­тер­бург. В «Се­вер­ной Пче­ле» №1 в раз­де­ле «Но­вые кни­ги» на­печа­тана ре­цен­зия на аль­ма­нахи, вы­шед­шие к но­вому го­ду. О «Нев­ском Аль­ма­нахе» со­об­ще­но, что к не­му при­ложе­ны че­тыре гра­виро­ван­ные кар­тинки на сю­жеты «Бах­чи­сарай­ско­го фон­та­на» Пуш­ки­на, прек­расные «как по изоб­ре­тению, так и по от­делке».


1828 год


Пе­тер­бург. Пуш­кин ос­та­нав­ли­ва­ет ра­боту над ро­маном о Пет­ре <Арап Пет­ра Ве­лико­го>.


1829 год


Мос­ква. В од­но из по­сеще­ний до­ма Уша­ковых Пуш­кин впи­сыва­ет в аль­бом Ели­заве­ты Ни­кола­ев­ны Уша­ковой сти­хот­во­рение «Ел.Н. Уша­ковой» («Вы из­ба­лова­ны при­родой»). Бы­вая на Прес­не, Пуш­кин рас­ска­зал о сво­ём ув­ле­чении А.А. Оле­ниной и о не­удач­ном сва­товс­тве. Сти­хот­во­рение пред­став­ля­ет со­бой пе­рера­ботан­ный ва­ри­ант пос­вя­щения А.А. Оле­ниной. По рас­ска­зу H.С. Ки­селе­ва, при этом про­изош­ла не­кото­рая шут­ли­вая борь­ба из-за ад­ре­сата, по­чему сти­хи не под­пи­саны. ««Так вы на­ходи­те, что под сти­хами Пуш­ки­на нуж­на под­пись? Прос­ти­тесь с этим лис­тком: он не дос­то­ин чес­ти быть в ва­шем аль­бо­ме», — ска­зал Пуш­кин, со­бира­ясь унич­то­жить сти­хи». В ре­зуль­та­те из­мя­тый лис­ток с отор­ванным уг­лом ос­тался в ру­ках Ел.Н. Уша­ковой, Пуш­кин под­пи­сал сти­хот­во­рение.


Мос­ква. Пуш­кин с П.А. Вя­зем­ским при­сутс­тву­ют на пер­вом спек­такле фран­цуз­ской труп­пы в час­тном те­ат­ре С.В. Кар­це­вой, смот­рят ко­медию Де­туша «Рас­то­читель» и во­девиль «Ко­меди­ант Этам­па». Вя­зем­ский на­пишет на сле­ду­ющий день же­не: «Мы с Пуш­ки­ным жа­лели, что там, где не­дав­но раз­да­вались зву­ки Рос­си­ни, те­перь хри­пят в flon, flop <при­пев пес­ни> фран­цуз­ской му­зыки».


Мос­ква. Вы­шел из пе­чати и раз­да­ёт­ся под­писчи­кам 1-й но­мер «Мос­ков­ско­го Вес­тни­ка» за 1829 г., в ко­тором на­печа­таны про­из­ве­дения Пуш­ки­на: «В кро­ви го­рит огонь же­ланья» и «Вер­тоград мо­ей сес­тры», объ­еди­нён­ные об­щим заг­ла­ви­ем «Под­ра­жания»; «Утоп­ленник» («При­бежа­ли в из­бу де­ти»); «Д…у. На приг­ла­шение ехать с ним мо­рем на по­луден­ный бе­рег Кры­ма» («Нель­зя, мой тол­стый Арис­тип»); «К. …» («Стих каж­дой по­вес­ти тво­ей»); «От­ры­вок из по­эмы Миц­ке­вича «Кон­рад Вал­ленрод» («Сто лет ми­нуло как Тев­тон»); «Чернь» («По­эт по ли­ре вдох­но­вен­ной»). Все с под­писью: «А. Пуш­кин».


Пе­тер­бург. В га­зете «Се­вер­ная Пче­ла» №1 опуб­ли­кова­на анек­до­тичес­кая сце­на в сти­хах М.А. Бес­ту­жева-Рю­мина «Мав­ра Ва­силь­ев­на Том­ская и Фрол Са­вич Ка­лугин», па­роди­ру­ющая сов­ре­мен­ных по­этов, под­ра­жате­лей Пуш­ки­на, про­да­ющих свои сбор­ни­ки по той же це­не, и од­новре­мен­но ру­га­ющая Пуш­ки­на за до­рого­виз­ну его из­да­ний.


1830 год


Пе­тер­бург. Пуш­кин от­прав­ля­ет гра­фине Е.Ф. Ти­зен­га­узен в пись­ме на­писан­ное по её прось­бе сти­хот­во­рение <Цик­лоп> («Язык и ум те­ряя ра­зом»). Гра­финя в на­ряде Цик­ло­па со­бира­лась при­ветс­тво­вать эти­ми сти­хами мо­нар­ха во двор­це на кос­тю­миро­ван­ном ба­лу, пос­вя­щён­ном окон­ча­нию вой­ны с Тур­ци­ей.


Язык и ум те­ряя ра­зом,
Гля­жу на вас еди­ным гла­зом:
Еди­ный глаз в гла­ве мо­ей.
Ког­да б судь­бы то­го хо­тели,
Ког­да б имел я сто очей,
То все бы сто на вас гля­дели.


Петербург. Вышел из печати 1-й номер «Литературной Газеты», издаваемой А.А. Дельвигом, с публикациями Пушкина: Отрывок из восьмой главы «Евгения Онегина» (от «Прекрасны вы, брега Тавриды» до «Зарему я воображал»), подпись: «А. Пушкин»; две его заметки без подписи: <О «Некрологии генерала от кавалерии Н.Н. Раевского> («В конце истекшего года вышла в свет «Некрология генерала от кавалерии Н.Н. Раевского»») и <О переводе романа Б. Констана «Адольф»> («Князь Вяземский перевёл и скоро напечатает») — обе заметки размещены в отделе «Смесь».


Мос­ква. В 1-м но­мере «Мос­ков­ских Ве­домос­тей» со­об­ща­ет­ся об из­бра­нии в дей­стви­тель­ные чле­ны Об­щес­тва лю­бите­лей рос­сий­ской сло­вес­ности при Мос­ков­ском уни­вер­си­тете «ко­рифе­ев сло­вес­ности на­шей: А.С. Пуш­ки­на, Е.А. Ба­ратын­ско­го, Ф.В. Бул­га­рина и оте­чес­твен­но­го ком­по­зито­ра му­зыки А.Н. Вер­стовско­го».


Пе­тер­бург. Выш­ла в свет «Кар­манная книж­ка для лю­бите­лей Рус­ской ста­рины и сло­вес­ности на 1830 год», из­да­ва­емая В.Н. Оли­ным. В ней опуб­ли­кова­но сти­хот­во­рение Пуш­ки­на «Кня­гине Го­лицы­ной, урож­дённой Княж­не Су­воро­вой» («Дав­но об ней вос­по­минанье»). По­мета: «1823 го­да. Одес­са», под­пись: «А. Пуш­кин».


Пе­тер­бург. «Се­вер­ная Пче­ла» в № 1 и 2 опуб­ли­кова­ла вто­рой от­ры­вок из ро­мана Ф.В. Бул­га­рина «Ди­мит­рий Са­моз­ва­нец».


Пе­тер­бург. Пуш­кин в от­вет на пись­мо Ека­тери­ны Ни­кола­ев­ны Уша­ковой по­сыла­ет ей сти­хот­во­рение «Я вас уз­нал, о мой ора­кул».


Я вас уз­нал, о мой ора­кул,
Не по узор­ной пес­тро­те
Сих не­под­пи­сан­ных ка­ракул,
Но по ве­селой ос­тро­те,
Но по при­ветс­тви­ям лу­кавым,
Но по нас­мешли­вос­ти злой
И по уп­ре­кам … столь неп­ра­вым,
И этой пре­лес­ти жи­вой.
С тос­кой не­воль­ной, с вос­хи­щень­ем
Я пе­речи­тываю вас
И вос­кли­цаю с не­тер­пень­ем:
По­ра! в Мос­кву, в Мос­кву сей­час!
Здесь го­род чо­пор­ный, уны­лый,
Здесь ре­чи — лед, сер­дца — гра­нит;
Здесь нет ни вет­ре­нос­ти ми­лой,
Ни муз, ни Прес­ни, ни ха­рит.


1831 год


Мос­ква. Пуш­кин на­носит но­вогод­ний ви­зит Ела­гиным-Ки­ре­ев­ским. На сле­ду­ющий день он со­об­щит об этом П.А. Вя­зем­ско­му: «Ки­ре­ев­ский наш здесь. Ве­чор ви­дел его» (И.В. Ки­ре­ев­ский не­дав­но воз­вра­тил­ся в Мос­кву из-за гра­ницы).


Мос­ква. Пуш­кин по­луча­ет от Н.А. По­лево­го, из­да­теля «Мос­ков­ско­го Те­лег­раф»», и Н.И. На­деж­ди­на, из­да­теля но­вого жур­на­ла «Те­лес­коп», би­леты на по­луче­ние этих жур­на­лов в 1831 г. и 1-й но­мер «Мос­ков­ско­го Те­лег­ра­фа». В пись­ме По­лево­му он бла­года­рит его за жур­нал и жа­ле­ет, что не мо­жет прис­лать «Бо­риса Го­дуно­ва», ко­торый уже вы­шел, но ему ещё не дос­тавлен. В от­ветном пись­ме Н.А. По­левой за­веря­ет Пуш­ки­на, что глу­бокое поч­те­ние к не­му ни­ког­да не из­ме­нялось и не из­ме­нит­ся: «В са­мой ли­тера­тур­ной неп­ри­яз­ни, Ва­ше имя, вы, всег­да бы­ли для ме­ня пред­ме­том ис­крен­не­го ува­жения, по­тому что Вы у нас один и единс­твен­ный. Сер­дечно поз­драв­ляю Вас с Но­вым го­дом, и же­лаю Вам все­го хо­роше­го».


Пе­тер­бург. Вы­шел в свет 1-й но­мер «Ли­тера­тур­ной Га­зеты» за 1831 г. с пер­вой пуб­ли­каци­ей сти­хот­во­рения Пуш­ки­на «Кав­каз» («Кав­каз по­до мною. Один в вы­шине»), под­пись: «А. Пуш­кин». В раз­де­ле «Смесь» опуб­ли­кова­на за­мет­ка «Из­да­теля»: «Бо­риса Го­дуно­ва, соч. А.С. Пуш­ки­на, в пер­вое ут­ро рас­купле­но бы­ло, по све­дени­ям кни­готор­говцев, до 400 эк­зем­пля­ров. Зна­чит, неп­ри­вет­ли­вые жур­на­лис­ты нап­расно ви­нят на­шу пуб­ли­ку за рав­но­душие к ис­тинно хо­роше­му в на­шей ли­тера­туре…». В этом же но­мере — на­чало ре­цен­зии А.А. Дель­ви­га на «Бо­риса Го­дуно­ва» (без под­пи­си) и объ­яв­ле­ние о вы­ходе «Се­вер­ных Цве­тов на 1831 год» со сти­хами Пуш­ки­на.


Мос­ква. В «Мос­ков­ском Те­лег­ра­фе» №1 за 1831 г. на­печа­тана па­родия на Пуш­ки­на, наз­ванная: «И. Мод­но­риф­мин. «Бо­кал по­эта 1831 го­ду», с вы­падом про­тив не­го: «Так пла­тим до­рого!.. Сквозь сле­зы, / Я ва­ше пью ви­но, друзья, /И — как ян­вар­ские мо­розы, / Трес­куч и хла­ден сер­дцем я!..».


Мос­ква. П.А. Вя­зем­ский пи­шет Пуш­ки­ну из Ос­тафь­ева: «Ми­лос­ти про­сим, при­ез­жай, да про­шу при­вез­ти с со­бою По­линь­яков­ское шам­пан­ское. Приш­ли Бо­риса. — Вот сти­хи, ко­торые про­шу про­честь и от­дать Мак­си­мови­чу <сти­хот­во­рение «Зим­ние ка­рика­туры», сос­то­ящее из не­боль­ших от­рывков: «Рус­ская лу­на», «Ки­бит­ка», «Ме­тель», «Уха­бы», «Обо­зы»>. Приш­лю ему и про­зы ма­лую то­лику. Уз­най, бу­дет ли у не­го в аль­ма­нахе что По­лево­го? Ес­ли нет, то дам ему ста­тей­ку на не­го».


Пе­тер­бург. В двух пер­вых но­мерах (1 и 6 ян­ва­ря) «Ли­тера­тур­ной Га­зеты» на­печа­тана статья А.А. Дель­ви­га о «Бо­рисе Го­дуно­ве» (без под­пи­си): «„Бо­рис Го­дунов», бес­спор­но, дол­жен стать вы­ше про­чих про­из­ве­дений А.С. Пуш­ки­на. По­эма „Пол­та­ва» бы­ла, так ска­зать, пе­рехо­дом на­шего по­эта от юнос­ти к зре­лому воз­расту, от по­эзии во­об­ра­жения и чувств к по­эзии выс­шей, в ко­торой вдох­но­вен­ное во­об­ра­жение все­му по­вели­тель…».


1832 год


Пе­тер­бург. Пуш­кин с 1 ян­ва­ря 1832 г. чис­лится чи­нов­ни­ком Ми­нис­терс­тва инос­тран­ных дел.


Пе­тер­бург. Пуш­кин с же­ной и сес­трой, Оль­гой Сер­ге­ев­ной Пав­ли­щевой, обе­да­ет и про­водит ве­чер у ро­дите­лей.


Пе­тер­бург. Н.В. Го­голь по­сыла­ет А.С. Да­нилев­ско­му аль­ма­нах «Се­вер­ные Цве­ты на 1832 год» и пи­шет о «чуд­ной пь­есе» Пуш­ки­на «Мо­царт и Саль­ери», «в ко­торой, кро­ме яр­ко­го по­эти­чес­ко­го соз­да­ния, та­кое вы­сокое дра­мати­чес­кое ис­кусс­тво», о «кар­тинном» «Де­либа­ше», и до­бав­ля­ет о Пуш­ки­не: «всё, что ни есть его — чу­дес­но».


1833 год


Пе­тер­бург. Пуш­кин ра­бота­ет над пе­рево­дом оды Го­рация (кн. I, ода I) <«Ца­рей по­томок, Ме­ценат»>, за­кан­чи­ва­ет пе­ревод из цик­ла «Под­ра­жания древ­ним» (Из Афе­нея) («Слав­ная флей­та, Фе­он, здесь ле­жит»).


Пе­тер­бург. Пуш­кин окан­чи­ва­ет XV гла­ву <Дуб­ров­ско­го>.


1834 год


Пе­тер­бург. Пуш­кин, уз­нав о по­жало­вании его в ка­мер-юн­ке­ры, «огор­чён и взбе­шён», за­пер­ся у се­бя до­ма и ни за что не хо­чет ехать во дво­рец. Н.М. Смир­нов вся­чес­ки до­казы­ва­ет ему всю неп­ри­лич­ность его по­веде­ния. «Не уп­ра­шивай­те, — от­ве­ча­ет Пуш­кин, — у ме­ня и та­кого мун­ди­ра нет».


Пе­тер­бург. Пуш­кин за­носит в Днев­ник за­пись: «Треть­его дня я по­жало­ван в ка­мер-юн­ке­ры — (что до­воль­но неп­ри­лич­но по мо­им ле­там). Но Дво­ру хо­телось, что­бы На­талья Ни­кола­ев­на тан­це­вала в Анич­ко­ве. Так я же сде­ла­юсь рус­ским Dangeau»…


Филипп де Курсийон, маркиз де Данжо (1638—1720) — французский военный и дипломат, известный главным образом как автор знаменитых в своё время мемуаров («Дневник двора Людовика XIV» — «Journal de la cour de Louis XIV»), охватывающих период с 1684 по 1720 гг. Ежедневные сводки событий при дворе, никем не отредактированные, помогают узнать ход событий и непосредственную реакцию на них придворных.


…Пи­шет о се­мей­ном раз­ла­де Бе­зоб­ра­зовых из-за рев­ности му­жа и вновь о ка­мер-юн­керс­тве: «Ме­ня спра­шива­ли, до­волен ли я мо­им ка­мер-юн­керс­твом. До­волен, по­тому что Го­сударь имел на­мере­ние от­ли­чить ме­ня, а не сде­лать смеш­ным, — а по мне хоть в ка­мер-па­жи, толь­ко б не зас­та­вили ме­ня учить­ся фран­цуз­ским во­кабу­лам и ариф­ме­тике».


Пе­тер­бург. Пуш­кин по­луча­ет пись­мо от Е.К. Во­рон­цо­вой, под­пи­сан­ное «Е. Wibelman» и со­дер­жа­щее прось­бу прис­лать ка­кое-ли­бо про­из­ве­дение для аль­ма­наха «По­дарок бед­ным».


1835 год


Пе­тер­бург. В пер­вый день но­вого го­да Пуш­кин с же­ной на­веща­ет ро­дите­лей, ко­торые со­бира­ют­ся на дру­гой день по­кинуть гос­ти­ницу Де­мута и пе­реб­рать­ся в квар­ти­ру на Мо­ховой ули­це.


Пе­тер­бург. В при­бав­ле­ни­ях к №1 «Санк­тпе­тер­бург­ских Ве­домос­тей» объ­яв­ле­но о про­даже в книж­ных лав­ках «Ис­то­рии Пу­гачев­ско­го бун­та», соч. А.С. Пуш­ки­на, с пор­тре­том Пу­гачё­ва, с кар­той про­ис­шес­твий и под­пи­сями раз­ных лиц то­го вре­мени. Це­на 20 руб., с пе­ресыл­кой 22 руб.


Пе­тер­бург. Пуш­кин с же­ной и сво­яче­ница­ми по­сеща­ет спек­такль в Ми­хай­лов­ском те­ат­ре, где у не­го своя ло­жа; иг­ра­ют три фран­цуз­ских во­деви­ля.


Пе­тер­бург. Вы­ходит из пе­чати кни­га Меть­юри­на (в га­зетах: «Ма­тюри­на») «Ис­по­ведь ан­гли­чани­на, упот­ребляв­ше­го опи­ум» (СПб., 1834). Пуш­кин при­об­ре­та­ет её для сво­ей биб­ли­оте­ки.


1836 год


Пе­тер­бург. Ут­ром ка­мер-юн­кер Пуш­кин с же­ной при­сутс­тву­ет в Боль­шой цер­кви Зим­не­го двор­ца на тор­жес­твен­ной ли­тур­гии по слу­чаю Но­вого го­да, на ко­торую Пуш­кин был приг­ла­шён по­вес­ткой Прид­ворной кон­то­ры 27 де­каб­ря. В час по­полуд­ни в Зо­лотой гос­ти­ной Пуш­кин при­носит им­пе­рат­ри­це но­вогод­ние поз­драв­ле­ния.


Пе­тер­бург. Ве­чером Пуш­кин с На­таль­ей Ни­кола­ев­ной, в чис­ле мно­гих ты­сяч приг­ла­шён­ных, учас­тву­ют в пуб­личном мас­ка­раде в Зим­нем двор­це, ус­тро­ен­ном в оз­на­мено­вание 10-ле­тия царс­тво­вания Ни­колая I. Из пись­ма ба­рона П.А. Врев­ско­го бра­ту Б.А. Врев­ско­му от 8 ян­ва­ря 1836 г.: «Ма­дам Пуш­ки­ну я за­мечаю всег­да сре­ди дос­той­ных быть за­мечен­ны­ми. Я был впер­вые 1-го ян­ва­ря на боль­шом мас­ка­раде во Двор­це. Это праз­дник са­мый по­пуляр­ный из всех в этом ро­де су­щес­тву­ющих».


1837 год


Пе­тер­бург. «Пуб­личный мас­ка­рад», на ко­торый по­вес­ткой из Прид­ворной кон­то­ры приг­ла­шён ка­мер-юн­кер Пуш­кин с суп­ру­гой, «от­ме­нён по слу­чаю нез­до­ровья Ея Ве­личес­тва» (за­писа­но в ка­мер-фурь­ер­ском жур­на­ле).


Пе­тер­бург. Пуш­кин ра­бота­ет над ли­тера­тур­ной мис­ти­фика­ци­ей о Воль­те­ре и г-не Дю­лисе, по­том­ке Жан­ны д’Арк, — Пос­ледний из свой­ствен­ни­ков И­оан­ны д’Арк («В Лон­до­не, в прош­лом 1836 го­ду»), про­дол­жа­ет ра­боту над ма­тери­ала­ми по ис­то­рии Пет­ра и тек­стом «Сло­ва о пол­ку Иго­реве».


Пе­тер­бург. Пуш­кин го­товит пя­тый том «Сов­ре­мен­ни­ка» (№1 на 1837 год).


Пе­тер­бург. Пуш­кин ве­дёт пе­рего­воры с кни­гоп­ро­дав­ца­ми об от­дель­ном из­да­нии сво­его ис­то­ричес­ко­го ро­мана «Ка­питан­ская доч­ка». Ре­ша­ет по­ручить это де­ло Л.И. Же­беле­ву, при­каз­чи­ку кни­гоп­ро­дав­ца А.В. Гла­зуно­ва, дер­жавше­го книж­ную лав­ку на Са­довой ули­це. Же­белев пред­ла­га­ет из­дать двух­томник: 1-й том – ро­ман «Ка­питан­ская доч­ка», 2-й – по­вес­ти, из­данные в 1834 го­ду и ос­тавши­еся не рас­про­дан­ны­ми.


Пе­тер­бург. Пуш­кин да­рит ро­ман «Ев­ге­ний Оне­гин» до­чери рос­товщи­ка А.П. Шиш­ки­на и де­ла­ет на по­дарен­ном эк­зем­пля­ре над­пись: «Ми­лос­ти­вой го­суда­рыне Люд­ми­ле Алек­се­ев­не Шишки­ной от ав­то­ра. 1837 1 ян­ва­ря».


Пе­тер­бург. На­талья Ни­кола­ев­на Пуш­ки­на оп­ла­чива­ет сче­та за ис­текший ме­сяц. Вы­да­ёт Ни­колаю Моз­жу­хину 605 руб. 90 коп. на те­кущие рас­хо­ды для ежед­невных за­купок к сто­лу. От­кла­дыва­ет вып­ла­ту дол­га бу­лоч­ни­ку, мо­лоч­ни­ку, док­то­ру, ап­те­карю, пор­тно­му и мно­гим дру­гим пос­тавщи­кам. Ос­та­ют­ся не­оп­ла­чен­ны­ми и сче­та из круп­ных ма­гази­нов, ко­торые от­пуска­ли то­вары в кре­дит.



Статья взята с Пуш­кин­ского сайта Вла­дими­ра Ор­ло­ва и За­ряны Лу­говой


* - Даты в календаре приведены по старому стилю









Другие статьи в литературном дневнике: