Привет из города Глупова Самому Мудрому Критику.

Лариса Морозова Цырлина: литературный дневник

Приветствую внимательного и постоянного читателя чужих дневников, неустанно посещающего их Самого Мудрого Критика.


ВСЕЯДНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ НАС НЕ УДИВЛЯЕТ.
А ВОТ КОГДА НЕКТО РЕГУЛЯРНО ЧИТАЕТ ТО, ЧТО, СОГЛАСНО ЕГО ВКУСАМ И ВЗГЛЯДАМ, ЕГО ВООБЩЕ ИНТЕРЕСОВАТЬ НЕ МОЖЕТ, НЕ ДОЛЖНО - ЭТО НЕПОНЯТНО. ЗАЧЕМ НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ, ДНЕМ И ВЕЧЕРОМ ЛЕЗТЬ В ДНЕВНИКИ НЕИНТЕРЕСНЫХ ТЕБЕ АВТОРОВ, ЗАЧЕМ ИЗ ГОДА В ГОД ЧИТАТЬ НЕ СТИХИ, - А ДНЕВНИКИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ТЕБЕ НЕИНТЕРЕСНЫ КАК ПОЭТЫ?
ЭТО НЕ ТУПОСТЬ - ЧТО ПОД СВОИМ ИМЕНЕМ, А ОБЫЧНАЯ НАГЛОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛЯДАТАЯ.
ПОЭТОМУ С НИМ НЕ ПОЛЕМИЗИРОВАТЬ ХОЧЕТСЯ, А ДРАЗНИТЬ, КАК СТАРОГО ЗЛОГО КОТА.




М.Е. Салтыков -Щедрин



Мы не часто открываем книги, которые читали в школе. Приглашая сделать это, приведу наугад выбранные цитаты . Русские классики редко заглядывали в будущее, следуя ветхозаветной заповеди довольствоваться днем сегодняшним.
Но нам-то не заказано заглянуть в прошлое...



Эпиграф : "В этом году, по-видимому, даже для архивариусов литературная деятельность перестала быть доступною."



Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
История одного города




+ Содержание "Летописца" довольно однообразно; он почти исключительно исчерпывается биографиями градоначальников, в течение почти целого столетия владевших судьбами города Глупова, и описанием замечательнейших их действий, как-то: скорой езды на почтовых, энергического взыскания недоимок, походов против обывателей, устройства и расстройства мостовых, обложения данями откупщиков и т.д.Тем не менее даже и по этим скудным фактам оказывается возможным уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены,одновременно происходившие в высших сферах.




Когда мы мним, что счастию нашему нет пределов, что мудрые законы не про нас писаны, а действию немудрых мы не подлежим, тогда являются на помощь законы средние, которых роль в том и заключается, чтоб напоминать живущим, что несть на земле дыхания, для которого не было бы своевременно написано хотя какого-нибудь закона... Средние законы имеют в себе то удобство, что всякий, читая их,говорит:какая глупость!а между тем всякий же неудержимо стремится исполнять их.




И поверишь ли, друг? чем больше я размышляю, тем больше склоняюсь в пользу законов средних. Они очаровывают мою душу, потому что это собственно даже не законы, а скорее, так сказать, сумрак законов. Вступая в их область, чувствуешь, что находишься в общении с легальностью, но в чем состоит это общение - не понимаешь. И все сие совершается помимо всякого размышления; ни о чем не думаешь, ничего определенного не видишь, но в то же время чувствуешь какое-то беспокойство, которое кажется неопределенным, потому что ни на что в особенности не опирается. Это, так сказать, апокалипсическое письмо, котороеможет понять только тот, кто его получает





12) Б о р о д а в к и н, Василиск Семенович. Градоначальничество сие было самое продолжительное и самое блестящее. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною. Ввел в употребление игру ламуш и прованское масло; замостил базарную площадь и засадил березками улицу, ведущую к присутственным местам; вновь ходатайствовал о
заведении в Глупове академии, но, получив отказ, построил съезжий дом.




Школ нет, и грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам. Нет ни прошедшего, ни будущего, а потому летосчисление упраздняется. Праздников два: один весною, немедленно после таянья снегов, называется "Праздником неуклонности" и служит приготовлением к предстоящим бедствиям; другой - осенью, называется "Праздником предержащих властей" и посвящается воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных. От будней эти праздники отличаются только усиленным упражнением в маршировке.




Город приник; в воздухе чувствовались спертость и духота. Он еще не сделал никаких распоряжений, не высказал никаких мыслей, никому не сообщил своих планов, а все уже понимали, что пришел конец. В этом убеждало беспрерывное мелькание идиота, носившего в себе тайну; в этом убеждало тихое рычание, исходившее из его внутренностей.Незримо ни для кого, прокрался в среду обывателей смутный ужас и безраздельно овладел всеми. Все мыслительные силы сосредоточивались на загадочном идиоте и в мучительном беспокойстве кружились в одном и том же волшебном круге, которого центром был он. Люди позабыли прошедшее и не задумывались о будущем. Нехотя исполняли они необходимые житейские дела, нехотя сходились друг с другом, нехотя жили со дня на день. К чему? - вот единственный
вопрос, который ясно представлялся каждому при виде грядущего вдали идиота. Зачем жить, если жизнь навсегда отравлена представлением об идиоте? Зачем жить, если нет средств защитить взор от его ужасного вездесущия? Глуповцы позабыли даже взаимные распри и попрятались по углам в тоскливом ожидании...



Не стало в Глупове никакого суда: ни милостивого, ни немилостивого, ни скорого, ни нескорого. На первых порах глуповцы, по старой привычке, вздумали было обращаться к нему с претензиями и жалобами друг на друга; но он даже не понял их.
_______________
_______________




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.08.2009. Привет из города Глупова Самому Мудрому Критику.