Литературная пародия – общие правила и полезные советы или серьезно о несерьезном
24 марта 2014 - Олег Нечаянный
Пародия, как утверждают толковые словари, это произведение искусства, имеющее целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме.
В этом определении я бы хотел выделить три главных составляющих, благодаря которым пародия отличается от произведения, написанного по мотивам другого произведения, подражания или просто кривляния:
1. Произведение искусства. Это словосочетание подразумевает то, что пародия по уровню литературного мастерства, как минимум, не уступает оригиналу, а зачастую и превосходит его.
2. Комический эффект. Необходимость присутствия комического эффекта указывает на то, что пародия должна заставить читателя (а не только автора) смеяться. Желательно до слез. Критерий «смешно – не смешно» должен стоять во главе угла при ее написании. Не верьте тому, кто скажет, что пародия обязательно должна быть «доброй» и не обижать чувства автора исходника. Пародия может быть и злой. Но в этом случае, нужно очень хорошо чувствовать грань между острой сатирой и прямым оскорблением личности автора. Здесь хороши все средства сатиры – гротеск, сарказм, высмеивание слабых сторон произведения, грамматических ошибок и пр. Однако это ни в коем случае не отменяет право на существование такого жанра пародии, как дружеский шарж.
3. Специально измененная форма уникальных черт оригинала. Прежде, чем изменять эти уникальные черты, их необходимо определить и выделить. Это зависит непосредственно от пародируемого объекта, поскольку пародия может быть написана, как на конкретное произведение, так и на литературный стиль автора в целом. При этом стоит учесть, что пародия на авторский стиль имеет смысл только в том случае, если речь идет об известном авторе, чьи произведения хорошо знакомы широкому кругу читателей. Для выделения уникальных черт пародируемого произведения, их необходимо процитировать. Распространенная ошибка многих начинающих пародистов заключается в цитировании объемных фрагментов или даже целого произведения, в результате чего цитата зачастую оказывается длиннее самой пародии, а комический эффект ускользает от читателя. Для цитирования вполне достаточно одной-двух показательных строк. Максимум, четверостишия. Для изменения авторской формы существует несколько инструментов пародирования, о которых я расскажу ниже.
Одним из главных инструментов является смещение контекста, предполагающее перенос литературного героя или события вместе с присущими им мыслями и эмоциями в другую обстановку. В качестве примера, здесь и далее буду приводить фрагменты пародий Александра Иванова.
Что делать со стихами о любви,
Закончившейся пошленьким скандалом?
Не перечитывая, разорви,
Отдай на растерзание шакалам.
Евгений Долматовский
Скользнула по лицу любимой тень,
И вспыхнул взгляд, такой обычно кроткий...
Последнее, что видел я в тот день,
Был чёрный диск чугунной сковородки.
Вторым важным инструментом является гиперболизация. Объектом гиперболизации может являться избитый штамп, грамматическая или стилистическая ошибка, неудачное словотворчество, незнание предмета, неоправданное использование архаизмов, жаргонизмов и т. п. Выявленный объект гиперболизируется до абсурда и многократно повторяется.
Косматый облак надо мной кочует,
И ввысь уходят светлые стволы.
Валентин Сидоров
В худой котомк
Поклав ржаное хлебо,
Я ухожу туда,
Где птичья звон.
И вижу над собою
Синий небо,
Косматый облак
И высокий крон.
Следующий инструмент пародии, это смысловая инверсия или переворачивание. Например, исходное стихотворения может быть написано в возвышенном стиле от лица всадника, скачущего к своей прекрасной даме, а пародия описывает эту же ситуацию глазами его усталой и ворчливой лошади. Так же инверсия может трактовать красивые (по мнению автора исходника) поэтические образы в буквальном смысле.
Березы — это женщины земли.
Ирина Снегова
Да, я береза. Ласковая сень
Моя — приют заманчивый до всхлипа.
Мне безразлично, что какой-то пень
Сказал, что не береза я, а липа.
Еще один важный инструмент – это нарушение единства тематики и стиля. Так высокий стиль и пафос эпического сражения в исходном произведении может быть использован пародистом в описании пьяной драки между собутыльниками, а романтические чувства и любовная страсть высокосветских лирических героев – во взаимоотношениях между представителями крупного рогатого скота.
Вдруг на плечо ко мне ложится
Донского Дмитрия рука.
Юрий Головин
Идем Москвою — руки в брюки
(вокруг сплошная лепота!) -
два Юры — я и Долгорукий,
и с нами — Ваня Калита.
Изучаю Вашу любовную лирику.
Встретил опечатку:
"...я решила - ты с ума сошол..." - сошЁл.
В этой строке: "...дрожь мне в нОгахх..."
слова переставь и нормально будет:
...дрожь в ногах мне было не унять...
(А можешь и не править, мне пофигу, я всем сообщаю, если встречаю.)
Трагична будет дальнейшая судьба этой героини.
Я вот читаю другие рецензии и у меня сомнения возникают, что авторы с проникновением читают твои строки.
В основном - чтобы к ним с ответным визитом пришла и похвалила.
Магомед Манташов 03.07.2017 06:32 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
Мой визит к моим друзьям -это праздник,равно,как и их появление у меня на страничке доставляет мне неописуемый восторг!!!!
Вам ЭТО НЕ ПОНЯТЬ!!!
Не утруждайте себя любезный визитами ко мне...
Я ВЫПОЛНЯЮ НАКАЗ МОИХ ЛЮБИМЫХ ДРУЗЕЙ:
"Когда идёть гражданская война ,
бойцы стремглав кидаются в атаку .
Графиня , помни -- ты у нас одна .
Одно прошу Вас -- берегите sraку !!!"
Василий Муржа!
Засим откланиваюсь и надеюсь на Ваше благоразумие...да и не подаю я....(улыбка тут)
Лорик..здравствуй душа моя!!!
Елизавета Копушкина 03.07.2017 22:03 Заявить о нарушении / Удалить
НЕ ПОНЯЛ ЮМОРА, мне без разницы ваши войны...
Ты ошибки исправь и можешь стирать рецензию мою.
А остальные муси-пуси мне по барабану -
кто воюет, зачем воюет, и остальные трения.
А то я смотрю тут, то "князь", то "графиня" на Стихире...
Кислородом не дыхнуть.
Ты мне спасибо за правки скажи.
А то мне тут:Графиня ошибки не может допустить...
Да "графиня" из костей и мяса, как и все простые смертные.
Магомед Манташов 03.07.2017 22:27 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Регистрационный номер №0203880
от 24 марта 2014
Поделиться…
Источник:
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.