***

Дух Хайяма: литературный дневник

Омар Хайям рубайят
в аутентичных переводах с подстрочниками


ПРЕДИСЛОВИЕ
Омар Хайям - популярный средневековый среднеазиатский автор, прославившийся среди своими четверостишиями - рубайят. Он также был крупным ученым своего времени. В Иране до сих пор используют разработанный им календарь. Занимался он и математикой... Но широкой публике он известен прежде всего как поэт.
Его стихи - философского содержания, посвящены смыслу жизни и человеческого бытия, затрагивают вечные вопросы человеческого существования, актуальные и сегодня.


Вместе с тем положение с переводами Хайям нельзя назвать хорошим - существует большое количество переводов, но сделанных с недостаточно бережным отношением к первоисточнику. Подавляющее большинство опубликованного содержит ничем не оправданные вольности, вплоть до полного уклонения от оригинала.
Например популярный "перевод":


Развеселись. В плен не поймать ручья?
Зато ласкает беглая струя.
Нет в женщинах и в жизни постоянства?
Зато бывает очередь твоя!
(И. Тхоржевский)


Это вообще не перевод, а авторский стих.
Ведь подстрочник оригинала:


Встань, не тужи о преходящем мире.
Садись и проведи мгновенье в веселье.
Если бы в природе судьбы было постоянство,
То никогда тебе не пришлось бы родиться.


В "переводе" искажена даже основная идея, полностью заменена образная система, и стилистически - разухабистость, вовсе не присущая Хайяму.
И таких "переводов", нередко и технически плохо сделанных, полным-полно.
Это видно из антологии, в которой собрано множество переводов разных авторов:
Малкович Р.Ш. Омар Хайям: Рубайят. Сопоставление переводов. — СПб.:
Издательство РХГА, 2012. — 696 с.
Даже наиболее популярный и признанный переводчик Г.Б.Плисецкий допускает слишком много вольностей при передаче оригинала. Из трех сотен его переводов аутентичными можно назвать не более нескольких десятков.
Очень многие переводчики, сталкиваясь с элементами гомоэротики у Хайяма, меняют пол персонажа стиха. Я такое считаю категорически недопустимым. Не нравится содержание стиха - ну не переводите вообще. А корежить зачем? Кстати, такое случается и с сонетами Шекспира - из друга делают подругу.


Поэтому я поставил себе задачу - стихотворно изложить рубайят как можно ближе к оригиналу по идее, образности, лексике, композиции, стилистике.
Чтобы в переводе были максимум Хайяма и минимум переводчика.


И еще - Шекспиру "повезло" - его сонеты пронумеровали. И при переводе никто не пишет просто "перевод Шекспира", а обязательно указывается номер переводимого сонета. Поэтому всегда ясно, что переводится и можно сверить перевод с оригиналом. И это хоть как-то дисциплинирует переводчиков. И, для хоть немного знающих английский, дает возможность сравнить с оригиналом.
При публикации переводов Хайяма обычно ничего вообще не указывается и можно только гадать, что именно переводилось. В результате в сетевых публикациях попадаются в качестве рубайя даже стихи, никакого отношения ни к Хайяму ни к средневековью не имеющие.
Наконец даже среди древних текстов далеко не все, что приписывалось Хайяму, принадлежит ему.
В данном труде взято за основу издание Института Востоковедения, в котором собраны рубайят, наиболее уверенно относимые именно к творчеству Хайяма. Все они помещены под номерами. Кроме того, в этом издании приведены сделанные специалистами подстрочники, тоже пронумерованные.
"Омар Хаййам. Рубаййат" том II М.1959 Издательство восточной литературы 89 стр.
Аналогичной нумерации придерживается упомянутая выше антология (со сбоем на один номер)


Призываю и впредь всех публикантов в обязательном порядке указывать номер рубайя.
Помимо номера, я решил приводить также подстрочник и необходимые примечания. Некоторые переводы сделаны не в одном варианте.
Что и как у меня получилось - предоставляю судить читателям.
.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
И вкратце - технические подробности.
Оригинальное звучание системы аруза, в которой написаны рубайят (на языке оригинала) принципиально невозможно передать в рамках русского стихосложения. Поэтому такая задача и не ставилась (ни другими переводчиками, ни мной). Авторы выбирали тот размер стиха, который считали подходящим.
Традиционно система рифмовки в Рубайя ААхА х- нерифмованная ("холостая") строка. ААА - созвучные рифмы. Иногда встречается и АААА (все строки на одну рифму). В оригинале встречается также "редиф" - слово или группа слов, добавляемых после строки.
Переводы могут делаться с соблюдением этой структуры или без нее, учитывая, что для русской поэзии этот прием нехарактерен и часто плохо звучит. (это тоже - делают, или не делают, все переводчики).
.
Я старался придерживаться следующих принципов перевода:
.
1. Максимальная приближенность к тексту подстрочника.
.
2. Безусловная передача смысла стиха в целом, и отсутствие существенных искажений в частности.
.
3. Жесткое стремление сохранить распределение материала по строкам.
Не допуская переноса материала из одной строки в другую, или изменения порядка строк. То есть то, что написано в 3 строке - в 3 строке перевода и размещается.
.
4. Максимальное сохранение лексики, образности и стилистики оригинала.
.
5. Минимальное внесение отсутствующих в подстрочнике слов, предметов, образов. А при внесении - стремление к максимальной естественности, уместности. Ситуационной, образной, стилистической.
.
6. Безусловное соблюдение схемы рифмовки ААхА (преимущественно) либо АААА, с максимальным стремлением в первом случае обеспечить альтернанс в окончаниях строк. ММЖМ либо (реже) ЖЖМЖ.
.
7. Разумеется, стремление к гладкости ритмики и звучания.
.
8. Ввиду невозможности передачи ритмики оригинала силлаботоникой, каких-либо ограничений по ритмике не ставилось. (Разумеется, обеспечивая одинаковую ритмику во всех строках стиха).
.
Хочу сказать, я считаю переводческий труд "моментом истины" для ремесленного уровня стихотворца:
Умения сказать то, что надо, теми словами и образами, какими надо, жестко укладываясь в ту форму, которая требуется. Чем, на мой взгляд, далеко не всегда хорошо владели берущиеся за переводы. Ряд переводов в антологии при хорошей точности передачи оригинала неприемлемы по техническому качеству исполнения и звучанию.
.
В своем собственном стихе при написании всегда можно заменить предмет, образ, да все, что угодно на все, что захочется.
Грубо говоря, строитель волен выбирать любые строительные материалы,
любой стиль и архитектуру постройки. Убрать, добавить или модифицировать любую деталь. И даже при самом кривом и нелепом результате заявить "а я так вижу".
:-)
С переводом это не проходит. Здесь набор стройматериала и инструментов очень ограничен. И строить надо не то, что получается, а максимально приближенное к оригиналу.
.
Итак главные трудности, с которыми пришлось столкнуться при переводе:
.
1) Прежде всего, обеспечение тройной рифмы ААхА.
Хорошо, если все три рифмующихся слова можно извлечь из подстрочника.
Но это редкая удача. И обычно это три глагола. Или три прилагательных. Реже - смешанные рифмы.
В этом случае задача состоит в перекомпоновке подстрочника так, чтобы необходимые слова оказались под рифмой.
И дальнейшая проблема состоит в том - обеспечивают ли "глагольные" рифмы достаточно приемлемое звучание стиха...
Но наличие трех "готовых" слов бывает редко.
.
Самый сложный случай - когда даже двух слов, пригодный для рифмовки в подстрочнике обнаружить не удается.
Тут возможны два пути решения проблемы
-замена слов подстрочника на синонимы или близкие по смыслу и подходящие по стилистике.
Например, заменить чашу на пиалу можно не беспокоясь, а вот на "бокал"- никак не лезет по стилистике того века.
Небосвод на небо - нормально. Но небо, как вершитель судеб, заменять на судьбу или рок - уже некоторая натяжка. Печаль и грусть можно считать взаимозаменяемыми. Нередко при передаче душевного состояния можно заменять существительное на прилагательное и наоборот: грустный взор <-> грусть во взоре итп.
.
Но чаще приходится вставлять слово, отсутствующее в подстрочнике
А это требует максимальной внимательности и чувства стиля.
Ибо "добавка" может начать диссонировать с остальным содержанием, либо не подходить по ситуации, либо по стилю.
Или просто бросаться в глаза очевидной постороннестью.
Ну например, заменить чашу на чашу вожделенную лучше чем на чашу синюю. Ибо цвет - совершенно случаен, а вожделенность для чаши с вином достаточно естественна.
Вставка чаши в сцену с питьем вина допустима и не нарушает картину. А вот вставка "красавицы" там, где ее нет и не подразумевается - уже явный огрех.
Вставка стандартных эпитетов - тюльпаноликая, розощекая красавица вместо красавица. Или даже просто "тюльпаноликая" - приемлемо.
Но вставить нишапурская или бухарская красавица - ничем не оправданное сужение ситуации.
К сцене с вином добавить траву, на которой это происходит, отсутствующую в оригинале - неточность допустимая (если место действия не указано в других местах стиха), это достаточно традиционное сочетание образов. А вот плов - уже вопрос.
Приготовление плова требует наличия продуктов, посуды, треноги, дров, затраты приличного количества времени. Это далеко не то, что просто сесть пить вино на лужайке.
.
Повторюсь, технически наиболее сложной оказалась проблема рифмовки.
.
2) Вторая нередкая трудность - это необходимость сокращения слишком длинной строки. Изложить то же самое более короткими словами.
Что-то заменить на похожее, но на более краткое по объему.
Или вообще что-то выбросить.
Вот здесь самое сложное - решать чем можно пожертвовать, а что оставить. Обычно при переводе легко можно пожертвовать повторами. Или тем, что на автомате подразумевается.
Из грусти с печалью оставить либо только грусть либо печаль. Разумно жертвовать прилагательными, особенно штампованными, например "тюльпаноликая".
Либо служащими только для украшения и маловажными для общего смысла.
стиха. В конструкции "расписная чаша" можно пожертвовать расписной, если для стиха в целом расписанность чаши не имеет значения. Но если там противопоставление расписной чаши и простой пиалы, то жертвовать расписанностью нецелесообразно.
В крайнем случае возможен перенос части содержания, не вмещающегося в данную строку, в соседнюю, но это представляется весьма нежелательным. Ибо нарушает оригинальную композицию. И часто создает "переносы".
.
3) в ряде случаев приходится заботиться наоборот, об удлинении строки. Здесь аналогичные правила. Надо стремиться добавлять то, что минимально изменяет содержание, хорошо стыкуется с ним тематике и стилистике. В крайнем случае, может, "позаимствовать" недостающее из соседней строки.
.
4) наиболее легкой с технической стороны является перекомпоновка нерифмующейся третьей строки. Здесь никаких серьезных затруднений не возникало.
.
5) стоит отметить ряд специфических моментов - недостатки и неясности подстрочника. Здесь - иногда приходилось подолгу обдумывать - о чем же стих, что хотел сказать автор. Сказывается совершенно разный культурно-исторический фон и менталитет. И в ряде мест - даже климатические особенности Средней Азии.
.
Наконец, очень важный момент - я старался максимально удерживаться от "улучшений" Хайяма - соблазн которого не избежали очень многие переводчики. Каким бы "сухим" или "банальным" ни казался оригинал - не надо "улучшать" его своими переработками, образами, украшениями и прочими изысками. Тем, чего в оригинале заведомо нет и не предполагается.
Не надо поправлять Хайяма, если кажется, что он неправ. И тем более, излагать не текст оригинала, а свои интерпретации.
Существует большое количество размышлизмов на тему, что Хайям подразумевал под "вином" или чем-то там еще. Но такие интерпретации - вообще не дело переводчика. Хайям пишет "вино" - я перевожу "вино" и категорически не желаю вдаваться в какие-либо споры о том что все это должно означать в переносном смысле. Не потому что мне это неинтересно, или нечего сказать, просто это - совсем другое занятие.
Интерпретаторством лишь изредка пришлось заниматься, когда смысл подстрочника трудно было вообще понять.
.
Еще раз - мой лозунг: максимум Хайяма и минимум переводчика!
"А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!"(с)А.С.Пушкин



001
тех, кто мудростью просверлил жемчужину смысла,
говорил слов о сущности Господа, -
Никто не раскрыл основной нити тайн:
Сначала посуесловили, а затем - заснули.



Из тех кто жемчуг смысла мудростью сверлил,
Кто много слов о сути Бога говорил,
К важнейшей нити тайн никто не прикоснулся.
Посуесловили, затем их сон сморил.



002
Тот, кто является избранником мира
И размышляет о нём с высоты звёзд, -
Словно небо, в познании Твоей сущности
Изумлён и растерян, поник головой.



Кто избранником мира объявлен толпой
Размышляет о всем с высоты неземной,
Тот, к познанию сути Твоей прикоснувшись,
Изумлен и растерян, поник головой.




003
Тот, кто стар, и тот, кто молод, -
Все уйдут один за другим, по одному.
Ведь это царство мира никому не останется навеки:
Уходили и мы уйдём, придут и уйдут .



Тех кто стар и кто молод, кто ныне живут,
Одного за другим на тот свет унесут.
Не дано в царстве мира остаться навеки:
Мы, как предки, уйдем, и потомки уйдут.



004
Если не достанутся нам в удел розы - довольно и шипов.
Если не достигнет нас свет - довольно и огня.
Если не будет рубища, ханаки и шейха -
Довольно колокола, церкви и зуннара.



хАнака (перс.) - суфийская обитель.
Изначально ханаки были скромными приютами дервишей,
но затем превратились в целые комплексы
ЗуннAр - пояс определённого вида, который были обязаны носить
- христиане и иудеи в Леванте, подданные Османской империи;
Зуннар - символ отречения от ислама.



1)
Когда нет роз - довольно и шипов.
Пусть свет далек - нам хватит и костров;
Когда ни рубища, ни ханаки, ни шейха -
Зуннара, церкви и колоколов.


2) перевод с редифом:
Когда в удел нет роз - то и шипов довольно
Пусть свет от нас далек - горящих дров довольно;
Когда ни рубища ни ханаки ни шейха нет -
Зуннара, церкви и колоколов довольно.



005
О Господи! Ты замесил мою глину - что же мне делать?
Ты соткал мою шерсть и ткань - что же мне делать?
Всё злое и доброе, что я совершаю,
Ты начертал на моём челе - что же мне делать?



1)
О Аллах, что мне делать - ты глину мою замесил,
Ты телесным покровом и плотью меня наградил.
Все добро и все злые дела, что теперь совершаю -
Начертал у меня на челе - чем я не угодил?


2) перевод с редифом
Меня из глины Ты создал - так что ж мне делать?
Мне плоть с покровами соткал - так что ж мне делать?
И все что совершаю, все добро и зло,
Ты на челе мне начертал - так что ж мне делать?



006
Тот, кто дал красавицам улыбающиеся губы,
Кто дал скорбящим сердечную боль,
Если и не дал нам в удел радости, - не беда:
Мы довольны, так как многим тысячам дал горе.



Кто дал красавицам улыбки на губах,
Тот, кто вложил в сердца скорбящим боль и страх,
Не дал нам радости, но мы и тем довольны:
Ведь многим тысячам лишь горе дал Аллах.



007
Как жаль, что мы зря состарились,
в чаше подобного ветру неба истолкли нас.
Горе и скорбь! мы моргнуть глазом,
Как не стало нас, , не достигнув своих желаний.
-------------------
Жизнь прошла, очень жаль - мы состарились зря,
В сменных чашах небес истолкла нас заря.
Скорбь и горе! И глазом моргнуть не успели,
Как уходим, в желаньях своих не сгоря.



008
Хотя у меня красивы лицо и волосы,
Как тюльпаны, щёки, и стан, как кипарис,
Непонятно, зачем в цветнике времени
Предвечный Художник создал нас.



Волосы красивы, лик пригож и чист.
Как тюльпаны щеки, стан как кипарис.
В цветнике времен мы вянем быстротечно,
Для чего ж Предвечный создал сей каприз?



009
Если отличит в моём роде родовой признак саки,
То в каждом виде сто видовых различий найдёт саки.
Если я откажусь , пусть по своему обычаю
даст мне вина саки -
И пусть я перестану быть самим собой!



Если сущность во мне разглядит виночерпий,
То по сотне различий мой облик очертит.
Если я отрекусь - пусть мне снова нальет,
Перестану я быть сам собою, поверьте!



Здесь необходимы пояснения: Это, видимо, стих на несколько схоластическую тему - об определении предмета(понятия) через род и видовое отличие(отличия).
Общий смысл стиха как я понимаю, надо воспринимать так:
Если виночерпий определит к какому роду принадлежит автор (Лиргерой),
То найдет и видовые отличия в каждой стороне ЛГ,
то есть индивидуальные черты.
Если я буду отказываться от того что он опознает,
пусть он даст мне вина, и я перестану быть тем, кого он опознал.
Все это в таком виде очень не стихотворно, и близко к буквальному тексту не стоит и стараться переводить. Здесь, мне кажется, самый правильный выход - изложить своими словами. Что я и постарался сделать.



010
Раз твой хлеб насущный предопределён Богом,
То никогда не уменьшат и не увеличат .
Не надо тужить о том, чего нет, -
Нужно быть свободным от того, что есть.



Раз хлеб насущный богом предопределен -
Не может быть ни сокращен, ни приращен.
Тужить бессмысленно о том что не досталось,
И будь свободен от того, чем наделен.



011
О саки, если моё сердце и отобьётся от рук,
То куда оно уйдёт? Ведь - это море.
Если суфий, который, словно узкий сосуд, полон невежества,
Выпьет каплю , то оно ударит ему в голову.



Виночерпий! Коль сердце отбилось от рук,
Где его мне искать? Мир - как море вокруг.
Если суфий до края невежеством полон,
Хватит капли вина - переполнить сосуд!



012
Как жаль, что окончена книга юности,
Что та ранняя весна жизни прошла.
Та птица радости, которую звали молодость,
Увы, не знаю, когда пришла и когда ушла.



Жаль, книга юности закончилась, как жаль,
Про жизни раннюю весну моя печаль.
Та птица радости, что молодостью звали,
Увы, не вспомнить, как пришла, как скрылась в даль.



013
Если бы я был властен над скрижалью рока,
Я переписал бы её по собственному желанию и прихоти.
Я бы совсем изгнал из мира печаль
И от радости достал бы головой небосвод.



Если был бы я властен над книгой-судьбой,
Я на вкус бы ее переделал на свой
Я совсем бы изгнал из вселенной печали,
И от радости небо достал головой.



014
От этого вращающегося свода жди зла,
Считай, что нет у тебя друзей в мире.
Покуда можешь, будь хоть на миг самим собой.
Не требуй завтрашнего дня, не оглядывайся
на вчерашний день - смотри на сегодняшний.



С вращением небес судьба лишь станет злей,
Считай что ни врагов нет в мире, ни друзей.
Покуда можешь, будь хоть миг самим собою -
Не завтра, не вчера, сегодня жадно пей.




015
От наступления весны и ухода зимы
Листы нашей книги срываются.
Пей вино, не горюй, ибо мудрец сказал:
<Горести мира - словно яд, а противоядие - вино>.
-------------------
Наступленья весны и уходы зимы
Обрывают листы книги жизни, но мы
Пьем вино не горюя, ведь сказано мудрым:
Мира горести - яд, что вином можно смыть.



016
Если один миг уйдёт из твоей жизни,
То не дай ему пройти иначе как в веселии.
Берегись, ибо суть земного царства -
Жизнь. Как проведёшь её, так она и пройдёт.
-------------------
Пусть будет в жизни каждый миг наперечет,
И не иначе как в веселии пройдет.
Земного царства суть - поток мгновений.
Как проведешь ее, так жизнь и протечет.



017
Эти гончары, что месят глину,
Если бы присмотрелись к ней рассудком и разумом,
То никогда не стали бы бить, топтать и мять ее:
это прах отцов - обращались бы хорошо.
-------------------
До тех, что месят глину, гончаров,
Дошло бы до сердец их и голов -
Её бы мять и бить, топтать не стали,
А уважали б - это прах отцов.



018
Говорят: не пей вина в ша'бан - не дозволено.
И в раджаб - это месяц Господа.
Шабан и раджаб -месяцы Господа и посланника ?
Так будем пить в рамадан, ибо это наш собственный месяц.



Смысл этого рубайя представляется туманным.
Вино вообще считается недозволенным.
ШабАн и раджАб - месяцы лунного календаря,
предшествующие рамадану. Считается, что в эти месяцы
верующий обязан готовиться к рамадану.
Рамадан традиционно считается наиболее полезным для
очистки от грехов - Аллах наиболее легко и охотно
прощает их именно в этот месяц.
И кстати, сведений, что шабан специально посвящен Аллаху,
а раджаб - пророку я не нашел. Видимо, невнятность подстрочника
навела переводчиков на такие мысли
В этом свете, возможно, стих надо понимать так:
- будем пить тогда, когда Аллах наиболее к нам благосклонен.
Соответственно этому я и решил переводить.



Не подобает пить вино в шабан,
И на раджаб запрет такой же дан,
А в рамадан Аллах к нам благосклонен,
Так будем пить в наш месяц - рамадан.



019
О небосвод! Как случилось, что подлецу ты даришь блага?
Даришь бани, мельницы и дворцы.
А благородный покупает в долг чёрствый хлеб -
На такое небо надо плюнуть!
------------------


О небо, что ж ты ублажаешь подлеца?
И не жалеешь бани, мельницы, дворца,..
А черствый хлеб, и то лишь в долг - для благородных.
По чести - плюнуть бы в такие небеса!



020
Не поддавайся печалям несправедливой судьбы,
Не напоминай душе о невзгодах ушедших.
Не выпускай сердце, как и локоны возлюбленной.
Не расставайся с вином, не губи свою жизнь.
-------------------
1)
Пусть пристрастна судьба - не печалься о том,
Позабудь о невзгодах, покинувших дом.
Не теряй в горе сердце и локон любимой,
Жизнь свою не губи, не прощайся с вином.


2)
Справедливости нет у судьбы - не скорби.
Горечь прошлых невзгод позабудь, отруби,
Не роняй, не теряй локон, сердце любимой,
Не прощайся с вином, жизнь свою не губи.



021
Лучше, если в наше время у тебя будет поменьше друзей:
С людьми времени лучше общаться издали.
Тот, на кого ты полагаешься в жизни,
Если раскроешь глаза разума, он враг твой.



Лучше меньше иметь в наше время друзей,
И держать на дистанции прочих людей.
Ну а тот на кого полагаешься в жизни -
Коль прозреешь, увидишь - врага нет подлей.



022
О несведущий в делах мира, ты ничто.
Твоя основа - ветер, и потому ты ничто.
Границы твоего бытия -
это меж небытиём,
Вокруг тебя ничто и внутри ты ничто.



1)
Не желающий знать, что творится на свете,
Ты ничто, потому что бесплотен, как ветер.
Жизнь твоя лишь кусочек из небытия,
Пуст внутри и снаружи, ни темен ни светел.


2) перевод с редифом:
В делах несведущ света - ты ничто,
Твоя основа ветер - ты ничто.
Песчинкой жизнь твоя в тисках небытия,
Ты пуст и неприметен - ты ничто.



023
Как жаль, что основы жизни утеряны
И рукою смерти много сердец окровавлено.
Никто не пришёл из того мира, чтобы принести
какую-нибудь весть,
Рассказать о положении путников .



Как жаль что у жизни маячит конец,
И смерть окровавила много сердец.
И нету вестей из загробного мира -
Что путникам там уготовил Отец?



024
От вина убывает надменность в головах,
Вино развязывает тугие узлы.
Если бы Иблис выпил глоток вина,
То две тысячи раз поклонился бы он Адаму.
-------------------
Примечание - согласно исламской вере,
Иблис (дьявол в исламе) отказался поклониться творению Аллаха - Адаму
И потому был отринут Аллахом.


От вина убывает надменность, упрямость
И тугие узлы распускаются сами.
Если б выпил Иблис хоть глоточек вина,
То две тысячи раз поклонился б Адаму.



025
О саки! Твой лик прекраснее чаши Джамшида,
Смерть за тебя лучше вечной жизни.
Прах твоих ног - свет моих глаз,
Каждой частичкой он лучше ста тысяч солнц.
-------------------
Чаша Джамшида (Зеркало Искандера) -
волшебное зеркало, в котором виден весь мир.
саки - виночерпий. Виночерпием могла быть и девушка.
"Прах твоих ног" - видимо, неточность подстрочника,
скорее всего - "прах у ног твоих", или "с ног твоих".



Ты, виночерпий, прекрасней всего мироздания,
Смерть за тебя лучше вечного существования.
Прах с ног твоих - свет моих очарованных глаз,
Лучше, чем ста тысяч солнц, лишь частички сияние.



026
От моего прихода не было пользы небосводу.
И от ухода моего не увеличились ни сан его, ни блеск.
И ни от кого ещё не слышал я,
Ради чего породил меня, уничтожил.
-------------------
Приход мой пользы не доставил для небес.
Когда ушел - не стали больше сан и блеск.
Ни от кого еще не слышал я, ни разу, -
Зачем рожден был я, и для чего исчез.



027
Никогда я не пью с наслаждением чистого вина,
Пока не мне испить злой напиток из рук горести.
Не обмакну я свой хлеб в чью-либо соль,
Пока не съем кебаб из своего сердца.
-------------------
Нет наслаждения пить чистое вино,
Пока не выпьешь горя, так заведено.
Не обмакну хлеб в чью-то соль, пока кебаба
Из сердца своего отведать не дано.



028
Черепок горлышка жбана лучше царства Джамшида.
Глоток вина лучше пищи Мариам.
Утренний вздох из груди вдребезги пьяного
Лучше песнопений Абу Сайида и Адхама.



Примечания:
Марйам = Мариам, мать святого Исы (Иисуса, котогрый в мусульманстве
считается лишь одним из пророков).
<Пища Марьям> - символ святой пищи, трапезы праведников.
Адхам (Ибрахим Адхам, умер ок. 776-783 г.) и Абу Сайид - известные
суфийские шейхи, авторы мистических четверостиший, о жизни которых
впоследствии сложили легенды. Их песни стали молитвами и священными
гимнами (<Песнопения Адхама и Абу Сайда>).
Джамшид (Джам, Джемшид, Джем) - легендарный царь иранского эпоса.
Его правление считалось "золотым веком"
1)
За Джамшидовый век черепок не отдам -
В нем глоточек вина лучше блюд Мариам.
Лучше утренний вздох охмелевшего друга,
Чем те песни, что пели Сайид и Адхам.


Кроме того решил также перевести, избавив стих от имен,
которые ничего не говорят русскому читателю.
2)
Черепок жбана лучше, чем век золотой,
В нем остаток вина - лучше пищи святой,
По сравнению с утренним вздохом застольным
Песнопенья святош - только ветер пустой.




029
Пошёл я вчера к одному гончару.
Над глиной он ежеминутно творил чудеса.
Я увидел - хотя и не видели этого все,
лишённые зрения:
В руках каждого гончара - прах отцов.
-------------------
Стих с такой же идеей встречался ранее (номер 17).


Пошёл я вчера к одному гончару.
Он с глиной творил чудеса чарой рук.
И то, что не видят слепые душою:
В руках гончаров прах отцов - понял вдруг.



030
Если я пьян вином магов, -то я таков.
Если ]считают, что] я влюблённый, гуляка
и идолопоклонник, -то я таков.
Каждый думает по своему разумению.
Я знаю сам, каков я есть, - я таков!



1)
Если кто-то считает я пьян вином магов - и пусть.
Говорят, что язычник, влюбленный гуляка - и пусть
Каждый судит о мне по уму своему - что за грусть?
Про себя знаю сам я, каков и с чем фляга - так пусть!


2) укороченный вариант
Я магов вином опьянен? - я таков,
Гуляка и вечно влюблен? - я таков.
Все думают по своему разуменью,
Я ж знаю, каким сотворен - я таков!



031
Доколе ты будешь хмурить брови из-за огорчений?
Никогда ты не достигнешь печалью своей цели.
мои и твои дела -не в наших руках.
Покорись судьбе: для мудреца это лучше.



Доколе хмурить брови из-за огорчений?
Печалью не достигнешь цели вожделений.
Пойми, в руках не наших нити наших дел,
Так покорись судьбе - отдайся мудрой лени.



032
О кравчий! Цветы и травы, ставшие столь
пленительными,
Смотри, через неделю превратились в прах.
Пей вино, срывай цветы, ибо пока оглянешься -
Цветы станут прахом, а травы сравняются .



Цветы и травы, их краса, о виночерпий,
Спустя неделю превратятся в символ смерти.
Так пей вино, срывай цветы, а обернешься -
Цветок стал прахом, а трава - засохшей степью.



033
Я не тот, кого страшит смерть -
Ибо та часть моего
будет лучше этой части.
Жизнь дана мне Богом на подержанье -
Вручу её , когда придёт пора вручить.



1)
Меня не страшит смерти близкая весть,
Я верю, что там будет лучше, чем здесь.
А жизнь лишь на время Аллахом дается,
Верну я, когда срок мой кончится весь.


2)
Я не из тех, кого смерть может устрашить,
Мне лучше будет там, чем в этом мире жить.
Мне Богом жизнь дана на подержанье только,
Вручу ему, когда придет пора вручить.



034
Этот старый караван-сарай, именуемый миром -
Пегая усыпальница утра и вечера.
пиршество, оставшееся сотни Джамшидов.
могила, убежищем для сотен Бахрамов.



1)
Старый двор постоялый, сей мир человеческий,
Усыпальница пегая утра и вечера,
И остатки от пиршества сотни Джамшидов,
Склеп для сотен Бахрамов, укрывшихся в вечности


2)
Старый двор постоялый, зовущийся миром упрямо,
Усыпальница утра и вечера, полная хлама.
Эта куча объедков от пиршества сотен Джамшидов,
Это склеп, послуживший убежищем сотням Бахрамов



Примечания:
Джамшид - легендарный царь иранского эпоса.Положил начало
государственности, разделил людей на четыре сословия.
Научил людей носить одежду. В его царствование не было
ни болезней, ни смерти, ни вражды.
Бахрам (Бехрам, Бахром, Байрам) - легендарный древнеперсидский шах,




035
Где польза от нашего прихода или ухода?
Где уток основы нашего бытия?
Небесное пламя выжигает глаза лучших людей мира.
Превращает их в пепел, а где же дым?



Где же польза для мира от наших смертей и рождений
Где уток бытия для основы из наших мгновений?
Выжигает небесное пламя глаза самых лучших из нас,
Превращает их в пепел, а где же хоть дым обретений?



036
Тайн вечности ни ты не знаешь, ни я.
Этих загадочных письмен ни ты не прочитаешь, ни я.
Существует только наша с тобой беседа за завесой.
Когда упадёт завеса - ни тебя не останется, ни меня.



1)
Нам тайны вечности с тобой неведомы до гроба.
Загадочных письмен не прочитаешь, сколь ни пробуй.
Реальна лишь беседа наша пред завесой тьмы.
Когда ж завеса упадет - то мы исчезнем оба.


2) перевод с редифом
Тайн вечности и сущности не знаем, ты и я,
Загадочных письмен не прочитаем, ты и я.
И лишь беседа наша за завесой существует.
Завеса упадет и мы растаем, ты и я.



037
Не ищи радости, ибо итог жизни - один лишь миг.
Каждая частичка - из праха Кай-Кубада и Джамшида.
Дела и мира, и всей Вселенной -
сон и мираж, и обман, и мгновенье.



Не гоняйся за радостью, миг - вот итог жизни всей.
Лишь песчинки остались из праха великих царей,
Все дела и свершения мира, и целой Вселенной
Сон, мираж и обман, и мгновенья они не длинней.



Кай-Кубад (Кей-Кубад, Кубад) - царь из мифической династии
шахов древних иранцев, отец Кей-Кавуса, основатель династии
царей Кеянидов, легендарный шах древнего Ирана,
правивший с 488 по 531 гг. н.э. и прославившийся могуществом и
пышными пирами.
Я решил в переводе убрать конкретные имена,
ничего не говоряшие обычному читателю,
оставив в стихе их функцию - ссылку на великих царей.



038
О, если бы было место отдохновения!
Или же был бы конец этому долгому пути!
О, если бы была надежда после ста тысяч лет
Вырасти из чрева земли, словно трава!



Если было бы место в пути отдохнуть,
Или добрый конец ждал бы длительный путь!..
После ста тысяч лет коль была бы надежда
Вновь травой из земли прорасти как-нибудь!..



039
О саки! Если в моих объятиях красавица
с рубиновыми устами,
И если вместо виноградного сока будет вода Хидра,
Если музыкантом будет Зухра, а собеседником - Иса:
Коль сердце не радуется, нет места веселью.



Кравчий, пусть в объятьях пери, пусть рубиновы уста.
Пусть вода живая в чаши вместо сока налита,
Пусть Зухру дадут в чангисты, в собеседники - Христа:
Коль не радуется сердце - нет веселья, жизнь пуста.



Зухра (Зохра) - планета Венера. По мусульманской легенде, Зухра была когда-то
прекрасной женщиной, в которую влюбились ангелы Харут и Марут. Ангелы
незадолго перед тем похвалялись своей непорочностью, и Бог послал их на землю для испытания. Зухра выпытала у потерявших голову от любви к ней ангелов тайное имя Бога и с помощью этого имени как заклинания вознеслась на небо. Аллах, поражённый красотой Зухры, не стал наказывать её, а превратил в планету Венера, вменив ей в обязанность сопровождать своей игрой на чанге хор небесных светил и ангелов. Венера покровительствует музыкантам и изображается в виде женщины с бубном в руках. Ангелы Харут и Марут в наказание были низвергнуты с небес и подвешены вниз головой в колодец, где они должны пребывать до Судного дня. В поэзии Зухра символизирует красавицу.
Хизр (Хызр, Хызыр, Хидр) - легендарный мусульманский пророк, не
упоминаемый в числе канонических пророков в Коране. Отыскав подземный источник жизни и испив из него воды, получил бессмертие. Покровительствует путникам, заблудившимся в пустыне, и спасает их от гибели. Он имеет такую особенность, что никогда не попадается на глаза - появится вдали, как мираж, и исчезает.
Иса - Иисус Христос, в исламе не бог, а один из пророков.



040
Гонимый чоуганом рока, словно мяч,
Беги влево, беги вправо и ничего не говори.
Ибо тот, кто заставил тебя бежать -
Он знает , он знает, он знает, он!



Чоуган (човган) - клюшка с загнутым концом, которой гоняют по лугу мяч при
игре <човганбози>, напоминающей поло.


1)
Гонимый клюшкой рока, словно мяч,
Беги вперед, взад, вбок, ответ не клянчь.
Ведь тот, кто так бежать тебя заставил,
Он знает все, все знает Он! Молчи, не плачь.
2)
Как мячик, клюшкой рока принуждён,
Беги направо, влево, спрятав стон.
Ведь тот, кто так бежать тебя заставил,
Зачем - он знает, знает, знает он!



041
Гадал я в книге жизни.
Вдруг с сердечной болью мудрец
сказал: <Блажен тот,В чьих объятиях
Возлюбленная, подобная месяцу, - ночью, длинной, как год>.



В книге жизни гадал я, мудрец мне внимал,
Вдруг с сердечною болью внезапно сказал:
"Тот блажен, кто с возлюбленной юной в объятьях,
Что прекрасна, как месяц, ночь годом считал."



042
Не бойся невзгод скоротечного времени,
Не бойся того, что постигает ,
ибо это недолговечно.
Этот миг наличный проведи в веселии,
Не грусти об ушедшем, не бойся грядущего.



1)
Не бойся невзгод, время так скоротечно,
А что постигает - то недолговечно,
Отдайся веселью в наличный сей миг,
Не бойся, что будет, прочь грусть о конечном.


2)
Время так скоротечно - не бойся невзгод,
Что постигнет - не вечно и скоро пройдет.
Миг наличный веселью отдай, и о прошлом
Не грусти, и не бойся того что грядет.



043
Боюсь, что мы более не попадём в этот мир
И не встретимся более с друзьями.
Давай же воспользуемся этим мгновением,
в котором мы живём!
Быть может, в следующее мгновение нас уже не будет.



Боюсь не вернемся мы в мир этот с вами,
Не встретимся больше, расставшись с друзьями -
Напьемся же мигом, в котором живем,
Вдруг через мгновенье - исчезнем мы сами.



044
Выпей того вина, которое является напитком вечности,
Выпей , что является источником веселья в этом мире.
Оно обжигает, как огонь, но горе
Уносит, как живая вода, выпей !



Напиток вечности испей - хлебни вина,
Источник радости налей из кувшина.
Пусть обжигает как огонь оно, но горе,
Водой живой уносит - пей до дна!



045
Пусть не обладаем мы истиной и достоверными -
Невозможно всю жизнь пребывать в сомнении.
Лучше не будем выпускать из рук чашу с вином.
Выпьем и будем веселы: не трезвые и не пьяные.



Пускай нет истины и достоверных знаний,
Несносна жизнь одних сомнений и исканий.
Из рук не будем выпускать фиал с вином.
Глотнем - и веселы, не трезвы и не пьяны.



046
Не следует печалью огорчать весёлое сердце
приятное время омрачать заботами.*
Никто не знает тайны , что будет потом.
Нужны вино, возлюбленная, и наслаждение, и желание.



*)Буквально: приятное время тереть камнем тягот.


1)
Веселое сердце печалями не огорчайте,
Приятное время заботами не омрачайте.
Никто не раскроет вам тайны, что будет потом,
Так пейте вино, наслаждайтесь, любите, желайте!


2)
Не огорчайте грустью сердце ваше
Заботы бросьте, время станет краше
Никто не знает, что потом и потому:
Нужны желание, возлюбленная, чаша.



047
Иди, осыпь прахом главу небес и мира.
Пей вино и будь среди луноликих .
Не время для упрёков, не время для забот -
Ведь из всех ушедших никто не вернулся.



Кинь праха на главу и мира и небес.
Сегодня пей вино, люби красавиц - здесь,
Не время для забот, не время для упрёков -
Ведь всякий, кто ушел от нас - навек исчез.



048
Цель всего творения - мы,
В глазах разума источник зрения - мы.
Этот круг мироздания - словно перстень,
Без всякого сомнения лучший камень его инкрустаций - мы.



Пик, вершина всего, цель творения - мы
Видит Разум - источники зрения - мы
Мироздания круг - словно перстень Аллаха,
Лучший камень его, без сомнения - мы



049
Если пьёшь вино, то пей с мудрыми,
Или же - с улыбающимся, тюльпаноликим юношей.
Не пей много, не кричи , не разглашай,
.
Пей мало, пей изредка, пей тайно.



Пей с мудрыми, уж если пьешь вино,
С улыбчивым красавцем, все равно,
Не пей сверх меры, не кричи о том, не хвастай,
Пей мало, редко, тайно - коль грешно.



050
С красавицей, более свежей, чем розы цветника,
Не выпускай из рук чашу вина и букет роз
До того , когда ураган смерти внезапно
Унесёт рубашку жизни, словно лепестки розы.



С красавицей, свежее, чем розы цветника,
Из рук букет и чашу с вином не выпускай,
До урагана смерти, что за миг, внезапно
Сорвет рубашку жизни, как лепестки цветка.



051
Прекрасна весенняя роса на лепестках розы,
Прекрасно лицо возлюбленной на лужайке.
О прошедшем дне, что бы ты ни сказал - нехорошо.
Будь весел, не говори о вчерашнем дне,
ибо сегодня - прекрасно.



Прекрасны росинки весной в лепестках розы красной
Прекрасен возлюбленной лик на лужайке атласной
О дне, что прошел, что бы ты ни сказал - все напрасно.
Будь весел, молчи о вчера, ведь сегодня - прекрасно.



052
Болен я, дух подвергает испытанию
тела.
Отказ от вина угрожает моей жизни.
И самое удивительное - чего бы я ни употреблял при болезни,
Всё вредит мне, кроме вина.



Заболел - между духом и телом война,
И угроза для жизни - отказ от вина.
Удивляюсь тому: чем бы я ни лечился,
Все вредит, только влага вина не вредна.



053
Кровавый ручей моего сердца снёс бы сто домов,
А в сто раз больше в опасности от моих слёз.
Каждая ресничка моя - жёлоб, по которому стекает кровь,
А если я сомкну ресницы, то будет потоп.



1)
Сто домов снес бы сердца кровавый ручей,
В сто раз больше опасен поток из очей.
Кровь стекает по желобу каждой реснички,
А сомкну я ресницы - потоп для людей.


2)
Снес бы сердца кровавый ручей сто домов,
Но опасней стократ слез кровавых поток.
Кровь стекает по желобу каждой реснички,
А сомкну я ресницы - случится потоп.




054
Раз Творец не захотел того, чего хотел я, -
Разве исполнится то, чего я захотел?
Если всё, что он захотел, праведно, -
Следовательно, всё, чего я захотел, - грешно.



Я хотел, чего Творец не хочет, но
Разве сбудется, что мною решено
Если праведно все то, что захотел Он -
Значит все, что захотелось мне - грешно.



055
Те, что достигли глубин мудрости и знаний,
Стали светочем для других в познании наук -
Не выбраться из этой тёмной ночи,
Наговорили разных сказок и погрузились в сон.



Те, что достигли знаний, мудрости глубин,
Явились светочем в познании другим.
Но не смогли покинуть этой темной ночи,
Свалились в сон, наговоривши сказок им.



056
Тот, кто установил землю, небосвод и небеса,
Много горестей вложил в это печальное сердце.
Много рубиновых уст и луноподобных лиц
Спрятал под землю и в ларец праха.



Создавший землю, небосвод, всему Отец
Так много горестей вложил в печаль сердец.
Так много алых уст и лиц луноподобных -
Под землю спрятал он, а прах сложил в ларец.



057
Сегодня у тебя нет власти над завтрашним,
А размышления твои о завтрашнем - не что иное,
как пустая мечта.
Не губи этого мгновения, если твоё сердце не безумно,
Ибо не вечно ты будешь жить.*)



*) более точно- "ибо этот остаток жизни не вечен"


Сегодня у тебя, смирись, над завтрашним нет власти,
И размышления твои - мечты пустые застят.
Мгновенье это не губи, коль разум в сердце есть -
Не вечна жизнь, что впереди - сейчас судьбе отдайся.



058
Была капля воды - слилась с морем.
Частичка праха - смешалась с землёй.
Что такое приход уход твой в этом мире? -
Появилась какая-то муха и исчезла.



Капли воды слились с влагой морской,
Праха частичка смешалась с землей.
Что твой приход и уход в этом мире?
Муха явилась, исчезла с листвой.



059
Хотя и несчастен я, и мерзок в грехах -
Я не отчаиваюсь, как идолопоклонники кумирен.
Утром, умирая от хмеля,
Я требую вина и красавиц, а не мечети и храма!



Хотя несчастен я и мерзок, полон срама -
Я не отчаюсь как язычник, а упрямо
Прошу, страдая от вчерашнего похмелья,
Вина, красавиц - не мечети и не храма.



060
О друг, не будем тужить о завтрашнем дне!
Воспользуемся этим наличным мигом.
А завтра, когда покинем эту старую обитель,
Присоединимся к семь тысяч лет.*)



*) то есть к покойникам . Согласно исламу, мир существует 7 тысяч лет.


1)
О завтрашнем не будем, друг, тужить, искать ответ.
Воспользуемся мигом, обналичим сей просвет.
А завтра мы покинем эту старую обитель,
И присоединимся к тем, кому семь тысяч лет.


2)
О завтрашнем дне, друг, не будем тужить,
Чтоб с пользой наличный миг этот прожить.
Ведь завтра, покинув мирскую обитель,
Уйдем к тем, кто семь тысяч лет, как лежит.



061
Тому, кто сведущ в тайнах мира,
Радость, горе и печаль - всё одно.
Раз добро и зло мира пройдут,
Хочешь - будь болезнью, хочешь - снадобьем.



Для сведущих в тайнах подлунного царства,
Печаль, радость, горе - одно всё мытарство.
Раз все преходяще, и зло и добро,
Коль хочешь - будь хворью, а хочешь - лекарством.



062
Мы были жидкости, вложенной в чресла,
Вышедшей наружу от пламени страсти.
завтра наш прах развеет ветер -
Проведи же хорошо, с вином, эти два мгновенья.



Комментарий: То что в тексте - бессмыслица.
Пока ты капля - рано, когда ты прах - уже поздно радоваться.
На мой взгляд более точно было бы -
время между этих двух мгновений.
Перевожу в соответствии с этим замечанием.


Ты каплей был из чресел поколений,
Что ветер страсти вытолкнул весенний.
А завтра ветер прах развеет - веселись,
Живи с вином меж этих двух мгновений.



063
Печаль я убью чашей в один ман,
Себя - обогащу двумя ритлями вина.
Сначала я дам трёхкратный развод разуму и вере,*)
А затем женюсь на дочери лозы.



*) Мусульманская формула развода должна быть произнесена трижды,
иначе она недействительна. Не следует понимать это как три развода.
Ман (мэн) - мера веса: в средневековой Персии: во времена Хайама
чаша в один ман вмещала 800-850 г. вина (по другим данным примерно 500 г.).
ритль - Ратль (ратл) - большая чаша, кубок, мера веса.
В переводе я разум заменил на разумность, чтобы ЛГ разводился
с сущностями женского рода.
:-)



Я чашей в ман убью печальный свой позыв,
Два ритля красного вина возьму в призы.
Трехкратный дам развод разумности и вере,
Затем женюсь на сладкой дочери лозы.



064
Странно проходит этот караван жизни.
Блаженно мгновенье, которое проходит в веселье.
Саки, зачем горевать о будущем воскресении?
Принеси чашу вина, ибо ночь проходит.



Гляди, караван этой жизни так странно проходит,
Блаженно мгновенье, в которое радость приходит.
О кравчий, зачем горевать, что мы вдруг не воскреснем?
Неси лучше чашу вина, ибо ночь на исходе.



065
Да будет в голове моей страсть к кумирам, подобным гуриям,
Да будет в руках моих постоянно виноградный сок.
Мне говорят: да дарует тебе Творец раскаяние! -
Если он и дарует, не буду ,
да удалится это от меня!



К подобным гуриям юнцам пусть жжет страсть неустанно,
А виноградный сок в руках струится постоянно.
Твердят мне: пусть раскаянье пошлет тебе Творец!
Пошлет и пусть, отрину прочь, я каяться не стану!



066
Солнце бросило аркан утра в воздух,
Кай-Хусрау дня бросил шарик в чашу.
Пей вино, ибо крик любви в утреннюю пору
Отозвался во Вселенной эхом: <Пейте!>



Примечание: надо понимать - осветился горизонт
и солнце появилось в чаше неба. Возможно и понимание -
солнце отразилось в чаше вина.


Кай-Хосров (Кей-Хосров, Кей-Хосроу, Кай-Хусрау, Хосров)
- легендарный шах древнего Ирана.
Символ воинской доблести, справедливости и могущества.


1)
Солнце бросило на воздух утра пЕтлю,
Кей-Хосров дня бросил в чашу шарик светлый.
Пей вино, ведь ранним утром крик любви
Отозвался во вселенной эхом - "пейте!"


2)
Солнце бросило на воздух утра пЕтлю,
Властелин дня бросил в чашу шарик светлый.
Пей вино, ведь ранним утром крик любовный
Отозвался во вселенной эхом - "пейте!"



067
Эй, муфтий, у нас больше дел, чем у тебя.
При всём опьянении мы трезвее тебя.
Мы пьём кровь лозы, а ты - кровь людей,
Рассуди же справедливо, кто нас кровожаднее.



1)
ДЕла больше у нас, хоть ты, муфтий, живешь суетливо,
Мы при всем опьянении мыслим трезвее на диво.
Кровь лозы проливаем и пьем мы, а ты кровь людей.
Ну и кто кровожадней из нас, рассуди справедливо.


2) укороченный вариант:
Больше муфтия дел мы имеем,
И напившись, его мы трезвее.
Кровь лозы пьем, а он кровь людей,
Кто же тут кровожадней и злее?



068
Доколь в обмане и фальши жизни?
Доколь мне будет наливать мутное саки жизни?
Из-за его хитростей и коварства хочу я
Пролить на землю остаток жизни, как глоток .



1)
В обмане фальши бытия доколь мне пребывать,
Бог-кравчий мутное вино сколь будет наливать?
Коварство, хитрости его, узнав, теперь хочу я
Остаток жизни, как глоток вина, земле отдать.


2)
Доколь вся жизнь обман и ложь?
Доколь ты, бог, муть в чашу льешь?
Твоим коварством сыт по горло,
Остаток жизни сдам за грош.


3)
Доколь обмана с ложью власть?
Пить жизни божью муть - не сласть.
Твоим коварством сыт по горло,
Остаток жизни сплюну в грязь.




069
Возлюбленная, из-за которой страдает мое сердце,
Сама охвачена другим горем.
Как я стараться лекарства себя,
Если болен сам лекарь наш ?



О, ты, кем я сердцем страдать приневолен,
Сама по другому охвачена горем.
Что толку лекарства просить для себя,
Когда вожделенный целитель сам болен.



070
Один глоток вина лучше царства Кавуса,
Лучше трона Кубада и престола Туса.
Каждый вздох, исторгаемый влюблённым по утрам,
Лучше молитв лицемерных святош.



Кай-Кавус (Кей-Кавус, Кавус, Каус, Ковус) - древний иранский шах из
мифической династии Кеянидов,
Кай-Кубад (Кей-Кубад, Кубад) - царь из мифической династии шахов древних
иранцев, отец Кей-Кавуса, основатель династии царей Кеянидов, легендарный шах
древнего Ирана, правивший с 488 по 531 гг. н.э. и прославившийся могуществом и
пышными пирами.
Тус - 1) легендарный витязь, персонаж <Шах-наме> Фирдоуси, 2) город в
Хорасане.


1)
Винный глоток лучше царства Кавуса,
Трона Кубада, величия Туса.
Вздох по утрам из возлюбленных уст
Лучше молитвы "избавь от искуса..."


В этом варианте перевода я убрал святош, и на мой взгляд,
суть не сильно изменил, а стих стал стройнее.
Впрочем, если святош не трогать, а убрать ничего не говорящие
обычному читателю имена, то получится:
2)
Простой глоток вина любого царства круче,
И славы что в любых сражениях получишь.
И каждый вздох того, кто любит, по утрам
Святош молений скучных, лицемерных, лучше.


Ну и третий вариант, с точной передачей
четвертой строки подстрочника:
:-)
3)
Чаша вина лучше царственных лож,
Трона и славы - надеюсь, поймешь:
Вздох, исторгаемый милыми утром,
Лучше молитв лицемерных святош.



071
Не мечтай прожить более шестидесяти лет.
Куда бы ни поворачивал стопы - иди лишь пьяным.
Пока из чаши головы твоей не сделают кувшин,
Не выпускай из объятий кувшин и из рук чашу.



О жизни сверх шести десятков не мечтай,
Куда ни шел бы ты - лишь пьяным в путь ступай.
Пока из головы кувшин не изготовят,
И чашу и кувшин из рук не выпускай.



072
Прежде чем мы вкусим превратности судьбы,
Давай-ка сегодня выпьем вина,
Ибо этот небесный свод при вращении
Не даст нам возможности испить даже воды.



Перед тем как вкусить передряги судьбы,
Дай, сегодня напьемся, оставим труды:
Ибо сей небосвод при дальнейшем вращеньи
Не позволит испить и глоточка воды.



073
Я много скитался по склонам и долам,
но от моих скитаний дела не улучшились.
Я доволен тем, что жизнь моя
со всеми превратностями хоть и
шла хорошо, но всё же иногда проходила приятно.



Я скитался по горам и по долам,
Но скитанья не улучшили дела.
Всё ж доволен, пусть превратности и были,
Иногда приятно жизнь моя текла.



074
О , тревожащийся днём и ночью о мирских благах
И не думающий никогда о Судном дне!
Приди, наконец, в себя, посмотри хорошенько хоть один миг,
Как поступает с другими время!



Тревожишься благами только мирскими,
День Судный не вспомнишь меж днями своими.
Приди же в себя хоть на миг, посмотри,
Что делает время с другими!



075
Каждый, кто начертал строки разума в сердце,
Не провел даром ни одного мига своей жизни.
Он или старался снискать милость Творца,
Или же избрал себе покой и поднял чашу.



Кто начертал в сердце разума строки,
Мига не тратил зря в жизненном сроке.
Он или милости жаждал Творца,
Или же выбрал покой с чашей сока.



076
Мы явились чистыми из небытия и осквернились.
Радостно вышли наружу и огорчились.
слёзы огнём наши сердца.
Мы растратили жизнь, а сами ушли в землю.



Явились чистыми мы в мир и осквернились.
А выйдя радостно наружу - огорчились.
Огонь пролитых слез обуглил нам сердца.
Мы жизнь растратили и под землею скрылись.



077
Солнце вечного неба - любовь.
Птица благословенного луга - любовь.
Любовь - это не стенание соловья,
А вот если умираешь без стона - это любовь.



1)
Солнце - вечного неба зарница - любовь
ЛУга благословенного птица - любовь
Соловьиные стоны - водица, не кровь.
А без стона погибнуть решиться - любовь


2)
Солнце - светоч небесного круга - любовь.
Птица благословенного луга - любовь.
Не во тьме соловьиные стоны, к сезону,
А без стона погибнуть за друга - любовь.



078
В тот день, когда не бывает у меня чистого вина,
Если во рту у меня и противоядие, то оно ядом.
Горести мира - это яд, а его противоядие - вино.
Когда выпью вина, то не страшусь яда.



1)
День без чистого вина мне навевает только грусть.
И во рту противоядье - как отрава, зря лечусь.
Горесть мира - неизбывный яд, лечение - вино.
И когда из чаши выпью - то отравы не страшусь.


2)
Когда нет вина - день кажется адом,
Лекарство во рту мне чудится ядом.
Мирская грусть - яд, панацея - вино,
А выпью вина - и лекарства не надо.



079
На свете никто не соединился с розощёкой ,
Пока его сердце не испытало уколы шипов судьбы.
Взгляни на гребень: пока не расщепился на сотни кусков, -
Не прикоснулся к локонам красавицы.



На свете никто не обрел с розощекой любовь,
Чьё сердце судьба не терзала уколом шипов.
На гребень взгляни - не коснулся он локонов нежных
Пока сам не стал расщеплёным на сотню зубцов.



080
Я не знаю вовсе: тот, кто меня создал,
Сотворил из жителей рая или мерзкого ада.
Чаша, кумир и барбат на краю нивы -
Эти три - мне наличными, а тебе в долг - рай.



Барбат - струнный музыкальный инструмент, род лютни или лиры.


Создавал бог меня - из чего я не знаю,
Тварей мерзкого ада иль жителей рая.
Лютня, чаша, любовник, у нивы на крае -
Обещанием - рай, а наличность тройная.




Примечание: Здесь, на мой взгляд, неточен подстрочник.
"тебе в долг - рай" - бессмыслица в прямом понимании,
творец не может быть что-то должен своему созданию.



081
Я сказал: <Больше не буду пить пурпурного вина,
Вино - кровь лозы, больше не буду пить кровь>.
Старец разума сказал мне: <Ты серьёзно говоришь?>
Я ответил: <Да нет\ Как мне не пить?>



Сказал - "не буду больше пить: вино ведь не водица,
Оно ведь кровь лозы, а я - совсем не кровопийца".
А старец разума спросил: "серьезно говорится?"
Я отвечал ему "Да нет, ну как мне не напиться!"



082
О друзья, напоите меня вином
И это янтарное лицо сделайте яхонтовым.*)
Когда я умру, омойте меня вином,
А из виноградных лоз сделайте мне гроб.



*) "яхонт" здесь - в значении "рубин". И строка означает
"Мое бледное (желтое) лицо сделайте рдеющим как рубин


О, друзья, напоите меня винной влагою, чтоб
Лик мой не был янтарным, алели бы щеки и лоб.
А когда я умру, то вином красным тело омойте.
А из лоз виноградных, пожалуйста, сделайте гроб.



083
Вином и розами на берегу ручья с луноликой,
Пока возможно, буду я наслаждаться.
Пока я был, есть и буду,
Я пил вино, пью и буду пить.



Пока вино и розы есть, ручей журчит,
Я с луноликой буду время проводить.
Пока я был, пока я есть, и буду,
Вино я пил, вино я пью и буду пить.



084
Вот от утреннего ветра распускается бутон розы,
Соловей радуется красоте розы.
Сядь в тени роз, ибо долго эти розы будут
Осыпаться на землю, а мы уже будем прахом.



О ветер утренний, в бутоны розы вей,
Они распустятся - рад будет соловей.
Сядь в тени роз, они ведь будут долго
На землю осыпаться,.. Мы - уйдем скорей.



085
Хаййам, судьба стыдится того,
Кто сидит печальный из-за превратностей судьбы.
Под звуки лютни пей вино из чаши,
Пока чаша не разбилась о камень.



Послушай, о Хайам, судьба того стыдится,
Кто из-за неудач печальным в круг садится.
Под звуки лютни чаще пей вино из чаши,
Пока о камень чаше не пришлось разбиться.



086
Друзья, когда вы будете вместе собираться,
Радуйтесь красоте друг друга.
Когда кравчий будет обносить вином магов,
То помяните и меня, беднягу, добрым словом



Примечание: в данном случае "вино магов" - вино от
зороастрийцев, не мусульман, а не обнесение вином
каких-то гостей-волшебников.


Когда решите вы, друзья, собраться вместе снова,
Пусть будет друга красота для радости основой.
Когда напитком магов будет кравчий обносить,
То помяните и меня, беднягу, добрым словом.



087
Если я скажу Тебе тайну в трущобах,*)
Это лучше, чем молиться в михрабе без Тебя.
О Ты, начало и конец ,
без которого ничто не существует!
Хочешь - сожги меня, хочешь - обласкай.



*) Развалины ("трущобы") распространенный поэтический образ
Обозначающий место, где нарушаются установления ислама
("очаг вольности")


Михраб - дугообразная сводчатая ниша во внутренней стене мечети,
указывающая направление на Мекку - религиозный центр ислама в Западной Аравии, куда всем верующим предписано совершать паломничество. У этой ниши при молитве обычно стоит имам. Во время молитвы мусульмане должны стоять лицом к Мекке. В персидской поэзии с михрабом сравниваются изогнутые брови красавицы.


Исповедуюсь лучше в безбожных трущобах,
Чем в мечети имамом молиться без Бога.
Ты, начало, конец, и источник вселенной,
Можешь сжечь, обласкать, дать хоть мало хоть много.



088
Ты разбил мой кувшин с вином, о Господи!
Закрыл для меня врата наслаждения, о Господи!
Ты пролил на землю пурпурное вино.
Да буду я проклят, может быть, Ты пьян, о Господи?!



Ты кувшин мой с вином для чего-то разбил,
Для меня Ты врата наслажденья закрыл,
И пурпурную влагу на землю пролил.
Будь я проклят, а может быть, пьяным Ты был?


Можно добавить к строкам редиф "О, Аллах", но надо ли?



089
Этот гончар, слепивший чаши голов,
Проявил в гончарном деле своё искусство:
Над скатертью нашего бытия он поставил чашу вверх дном
И наполнил горечью эту опрокинутую чашу.



Этот гончар, чаши наших голов изваявший,
В деле гончарном искусство свое показавший,
Чашу над скатертью жизни поставил вверх дном,
Горечь налил до краев опрокинутой чаши.




090
Ты .милосерден, я не думаю о грехе.
Ты дал припасы, я не думаю о тяготах пути.
Если по твоей милости я воскресну безгрешным,
То нисколько не буду думать о чёрной книге.



примечание: здесь в оригинале игра слов "безгрешный"
буквально можно бы перевести как белый(отбеленный) от черноты.


Милосерден Ты, грехов не смущают миги,
Дал припасы - и путей не страшат вериги.
Если милостью твоей бел душой воскресну,
То не стану размышлять я о черной книге.



091
Небосвод не взрастит на земле розу
Без того, чтобы не сорвать её и не обратить вновь в прах.
Если бы облако собирало прах вместо воды,
То до дня воскресения изливало бы оно кровь красавиц.



Если роза растет на земле под небесною сенью -
Будет сорвана, в прах обратится порою осенней.
Если б в облаке вместо воды смерть людей собирать -
Изливало б оно кровь красавиц до дня воскресенья.



092
Если горе дашь вина, она затанцует.
Глупец тот, кто поносит вино.
Никогда я не буду раскаиваться в употреблении вина,
Ибо это то, что воспитывает человека.



1)
Если горЕ дашь вина затанцует она.
Глуп кто поносит вино - грош такому цена
В том, что я пью - никогда, ни за что не раскаюсь,
Многому учит людей потребленье вина.


2)
Если горе дашь вина, то она затанцует.
Глуп, кто поносит вино и ругает впустую.
Я никогда не раскаюсь, что пью я вино,
Ибо питье - это то, что людей воспитует.




093
Подними пиалу и кувшин, о возлюбленная,
Кружись по лужайке и на берегу ручья,
Ибо этот небосвод много стройных
луноликих
Сотни раз обратил в пиалу и сотни раз в кувшин.



1)
О возлюбленная, подними пиалу и кувшин.
У ручья, на лужайке, кружи и беспечно пляши,
Ибо сей небосвод столько тел луноликих и стройных
Сотни раз, обратил в пиалу и стократно в кувшин.


2)
Пиалу подними, о, любовь, свет очей.
На лужайке кружись, где воркует ручей,
Ибо сей небосвод луноликих и стройных
В кувшины обратил много сотен людей.




094
Ударил я вчера о камень обливной кувшин,
Очень пьян был я, потому так грубо поступил.
Кувшин сказал мне на тайном языке:
<Подобен тебе я был, а ты уподобишься мне>.



Обливной кувшин о камень я вчера чуть не разбил,
Потому что очень пьяным был, так грубо поступил.
И на тайном языке кувшин с обидой мне промолвил:
"Уподобишься ты мне, как я тебе подобен был"




095
О Ты, сущности которого разум не ведает,
, не нуждающийся в покорности или непокорности моей.
Я пьян от грехов и трезв от упования.
Это значит: я надеюсь на Твоё милосердие.



1)
Боже, сущности чьей не постичь мне безмерности,
Ты в моих не нуждаешься бунте иль верности.
Я хмельной от грехов, в уповании трезв -
И живу я в надежде Твоей милосердности.


спрессованный вариант
2)
Ты непостижим, пусты
Мой елей, мой бунт, посты...
Пьян в грехе я, трезв в надежде:
Милосерден будешь Ты.



096
Эти обитатели могил превратились в прах и пыль,
Каждая частичка отделилась от другой.
Ох, что это за вино: ведь до Судного дня
Они лишились сознания и не ведают ни о чём.



Стали прахом, стали пылью обитатели могил,
Ветер каждую частичку друг от друга отделил.
Что же за вино такое, что до даты Воскресенья
Все сознания лишились. Кто же так их напоил?



097
Теперь, коль ты можешь,
Освободи же душу возлюбленной от бремени,
Ибо это царство красоты не будет вечным:
Оно ускользнёт когда-нибудь и из твоих рук.



Сегодня, если сможешь, то любя,
Освободи любимую от клятв.
Ведь царство красоты не будет вечным:
Когда-то ускользнет и от тебя.



099
Встань, о милый юноша, ведь утренняя пора!
Наполни рубиновым вином хрустальный кубок,
Ибо этот миг единый, на подержание
в бренном уголке,
Будешь долго искать, но более не найдёшь.



Встань о юноша милый, ведь утро уже за окном!
И наполни хрустальные кубки багряным вином.
Ибо миг сей единый, подаренный нам в мире бренном,
Будем долго искать мы, но вновь никогда не найдем.



99+1
Вино - прозрачный рубин, а кувшин - рудник.
Пиала - тело, а вино в ней - душа.
А та хрустальная чаша, что искрится от вина, -
Это слёзы, в которых скрыта кровь лозы.



Кувшин - рудник, ну а вино - рубин добытый.
Пиалка - тело, а душа - что в ней налито
Хрустальный кубок, что искрится от вина -
То слезы гор, в которых кровь лозы сокрыта.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.05.2020. ***
  • 18.05.2020. ***