Биография
Известный исследователь творчества Хайяма индийский ученый Свами
Говинда Тиртха вычислил по сочетанию светил в гороскопе, что Хайям
родился 18 мая 1048 года.
Омар Хайям родился в Хорасане., в древнем городе Нишапуре, в семье
зажиточного ремесленника, быть может, старейшины цеха ткачей,
изготовлявших ткани для шатров и палаток.
Очевидно, ремесло его предков было почетным, ибо Хайям - псевдоним поэта - происходит от слова "хайма" (шатер, палатка) ,
Получив первоначальное образование в родном городе, Хайям
переезжает учиться в Балх. Для дальнейшего усовершенствования своих
познаний в 70-х годах XI века Хайям поселяется в Самарканде -
крупнейшем научном центре того времени.
Из всех наук молодого Хайяма сильнее всего увлекала математика.
Славу ему принес не дошедший до нас трактат "Трудные вопросы
математики" и последовавший за ним - "Объяснения трудного в заключениях
Эвклида". Вскоре Хайям переезжает в Бухару по приглашению правителя,
принца из рода Караханидов. Там он принят был с большими почестями.
Правитель Бухары, беседуя с Хайямом, "сажал его с собой рядом на
престол в знак наивысшего уважения",
К этому времени стремительно выросла и утвердилась огромная
империя Великих сельджуков-выходцев из кочевого туркменского племени
Огузов. В 1055 г. сельджукский султан Тогрул-бек завоевал Багдад и
объявил себя духовным главою всех мусульман.
Халиф окончательно утратил всякую власть, что имело большое
благотворное влияние на культурное развитие народов, населявших
обширные страны Ближнего Востока.
При султане Малик-шахе империя Великих сельджуков простиралась от
границ Китая до Средиземного моря, от Индии до Византии. Главою нового
государства стал известный Низам-ул-мульк, образованнейший человек
своего века, обладавший большим государственным талантом. При нем
расцвели промышленность и торговля. Он покровительствовал наукам,
учреждал в больших городах учебные заведения-медресе и восстановил
Багдадскую академию "Низамийе".
По его приглашению Омар Хайям переселяется в столицу нового государства Исфахан и становится почетным приближенным султана.
Легенда говорит, что Низам-уд-мульк предложил Хайяму управлять
городом Нишапуром и всей прилегающей областью. Хайям ответил: "Не хочу
управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу весь свой разум
посвятить науке на пользу людям!"
К этому времени Хайям известен как величайший астроном своего
века. Ему поручено строительство крупнейшей в мире обсерватории. В
результате его многолетних наблюдений за звездным небом, им была
совершена реформа календаря за пятьсот лет до реформы папы Григория
XIII.
Когда создавал Хайям свои четверостишия? Очевидно, в течение всей
жизни, до глубокой старости. Он никогда не писал хвалебных од
правителям, никогда не был придворным льстецом, ожидающим милостей и
подачек. Мы представляем себе его человеком гордым и независимым,
исполненным достоинства.
Его четверостишия-рубай - пробились, как родники, изглубин
народного творчества. Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая
поэма. Хайям выгранил форму четверостишия, как драгоценный камень,
утвердил внутренние законы рубай, и в этой области нет ему равных.
О Хайяме - ученом, философе-сказано много. До нас дошло восемь его
ученых трудов-математических, астрономии ческих, философских и
медицинских. Это далеко не все его наследие. Многое или погибло, или
еще не найдено. В одном четверостишии он говорит:
Тайны мира, что я заключил в сокровенной тетради,
От людей утаил я, своей безопасности ради.
Эта сокровенная тетрадь Хайяма приоткрывается нам в его
великолепных четверостишиях, где он, с необыкновенной силой, глубоко и
полно высказывает то, чего не мог сказать в своих научных трудах из-за
суровых условий своего вреиеви, из-за тяготевшего над ним гнеота
религии. Как язвительно издевается он в своих стихах над показной
святостью, над установлениями шариата, которые он считает
бессмысленными, над всем, - что гнетет и давит душу живую. Он отрицает
существование ада и рая, отрицает загробную жизнь, смеется над постами
и молитвами, что было величайшим кощунством в глазах официальных
ревнителей ислама.
Лев Толстой. говорил, что художественное произведение нельзя
передавать другими .словами, оно должно само рассказывать о себе.
Творчество Хайяма.-одна из величайших вершин мировой поэзии-говорит
само за себя. Все более приближается к нам и проясняется сквозь
редеющий туман столетних разнотолков огромный, тысячецветно сверкающий
мир поэзии и высокой мысли Омара Хайяма.
Восемнадцатилетний период жизни Хайяма в Исфахане был самым
счастливым и творчески плодотворным временем его жизни под защитой
могущественных покровителей.
В 1092 году заговорщиками был убит Низам-ул-мульк. Через месяц в
расцвете сил умер Малик-шах. Началась ожесточенная борьба за власть.
Империя стала разваливаться на отдельные феодальные государства.
Средства на обсерваторию перестали отпускать. Положение Хайяма
становилось опасным. Его враги и гонители подняли головы. Историк
пишет: "Чтобы сохранить глаза, уши и голову, шейх Омар Хайям предпринял
хадж (паломничество в Мекку)". Путешествие к святым меcтам в ту эпоху
длилось иногда годами... Возвратясь из хаджа, Омар Хайям поселился в
Багдаде, где стал как бы профессором в академии Низамийе. Нрав его
изменипся. Он стал суровым, замкнутым и "захлопнул дверь своего дома
перед прежними друзьями и единомышленниками". Прошли годы, в стране
установился сравнительный порядок. К власти пришел сын Низам-ул-мулька,
стремившийся продолжать политику своего отца. Овеянный славою, великий
ученый Омар Хайям вернулся в родной Нишапур. Ему к тому времени было,
очевидно, более 70 лет. Последние годы жизни он провел на родине, в
благословенном Хорасане, окруженный почетом и уважением лучших людей
своего времени. Его гонители не осмеливались расправиться с ним.
Четверостишия Хайяма полны глубоких философских раздумий. Он
скорбит над неустроенностью человеческих судеб, над обреченностью жизни
человеческой. Эти четверостишия, очевидно, родились в годы его
скитаний, когда он стал мишенью издевательств и преследований людей
низких и лицемерных, которых он так всегда ненавидел.
Великий гуманист и жизнелюбец Хайям утверждает жизнь, прославляет
красоту и духовное величие человека. Глубинный смысл его поэтических
образов не дает нам поводов для мистического, суфийского их
истолкования, но и за каждой реалистической картиной, будь то гончарная
мастерская, или черепок кувшина, бывший когда-то черепом шаха
скрывается глубокий и драгоценный символ: он воспевает возлюбленную, и
хотя она смертна, как все люди, она становится божеством, ради которого
он отрекается от рая. Он прославляет пир, но это пир высоких мыслей и
благородных чувств- пир Платона. Чаша вина - это волшебная чаша
Джамшида, чаша человеческого разума, объемлющего весь мир. Сборище
пьяных гуляк оказывается кругом избранных мудрецов.В некоторых
четверостишиях возникают пейзажи, изумительные по чистоте и
прозрачности красок. Хайям, столь много сказавший о кувшине, чаше и
вине, не был ни пьяницей, ни гулякой. Великому мудрецу, ученому,
трудившемуся весь свой долгий век до последнего часа, едва ли могло
прийти в голову предаваться разгулу.
Творчество Омара Хайяма – удивительное явление в истории культуры
народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Его открытия в
области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира
и имеют историческое значение. Его стихи «жалящие как змея» до сих пор
покоряют своей предельной ёмкостью, лаконичностью, образностью,
простотой изобразительных средств и гибким ритмом. Философия Омара
Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения («Цель творца и
вершина творения – мы»). Он ненавидел и обличал существующие порядки,
религиозные догмы и пороки, царившие в обществе. Однако часто Хайям
впадал пессимизм и фанатизм, что было широко распространено в
средневековье и особенно на востоке. Этот мир считался временным и
преходящим. Богословы и философы того времени придерживались того
мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти.
Всё это не могло не найти своего отражения в творчестве Омара Хайяма.
Однако поэт также любил и реальную жизнь, протестовал против её
несовершенства и взывал наслаждаться каждым её мигом, невзирая на то,
что существующие нравы и инквизиция не разделяли и преследовали
подобные взгляды на жизнь.
Омар Хайям страстно желал переустройства мира и делал для этого
всё, что в его силах: открывал законы природы, устремлял взгляды на
звёзды, вникал в тайны мироздания и помогал людям освобождаться от
духовного рабства. Он видел, что все религии сковывают человеческий
дух, силу его разума и понимал, что только освободившись от этого,
человек сможет жить свободно, счастливо.
Рубаи Омара Хайяма – классика средневековой восточной поэзии,
которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого слова
.Вся поэзия Хайяма - это прославление величия духа человеческого, вся
она проникнута верой в бессмертный творческий разум человека. Этим она
близка нам. В этом - залог ее бессмертия.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.