Любовь и трагедия.
Ангелина СТЕПАНОВА и Александр ФАДЕЕВ
"....жизнь все-таки взяла свое, и в 1938 году я женился – женился по любви... У нас – дети, которых я так несправедливо и жестоко был лишен в молодые годы и о которых я так мечтал. Жена моя – актриса Московского Художественного театра Ангелина Осиповна Степанова, актриса очень талантливая, всю свою духовную жизнь отдающая этому своему любимому делу. В быту она мало похожа на актрису в привычном понимании, она – большая семьянинка, страстно любит детей, просто одевается, штопает носки своему мужу и пилит его, если он выпьет лишнюю рюмку водки».
Из письма Александра Фадеева.
Со Степановой Фадеев познакомился на гастролях МХАТа в Париже, летом 1937, возвращаясь из Испании.
Степанова на гастролях хотела выглядеть как настоящая парижанка и потратила все свои деньги на платья в модных бутиках. Встретив Фадеева, она приняла его приглашение пообедать (денег у неё больше не было). После этого обеда Фадеев постоянно сидел в вестибюле отеля, поджидая Степанову. Причем писателя не остановило ни то, что бурный роман актрисы с драматургом Николаем Эрдманом стал достоянием всей Москвы, ни увлечение ею Борисом Пильняком, ни развод с первым мужем. Ни то, что незадолго до их встречи Степанова родила сына Александра, а имя отца ребенка тщательно скрывала всю жизнь.
Фадеев был очарован умной, прекрасной женщиной, усыновил мальчика, а мальчик этот, - Александр Фадеев-младший со временем стал мужем другой советской дивы, Людмилы Гурченко. Через несколько лет после свадьбы в семье появился общий ребенок — сын Михаил.
Фадеев и Степанова прожили вместе двадцать лет, причем многочисленные измены писателя, увлечение Еленой Сергеевной Булгаковой, даже рождение внебрачной дочери Маши от поэтессы Маргариты Алигер не смогли разрушить их союз. Степанова простила мужа, более того, сыновья Фадеева, приемный и родной, дружили со сводной сестрой до самой ее смерти. Примечательно, что жизнь Маши прервалась так же трагически, как и у отца. Выйдя замуж за немецкого поэта, но не найдя своего места в жизни, она покончила с собой.
Когда произошла трагедия в Переделкино, Степанова находилась на гастролях в Югословии. Ей не рассказали сразу всю правду, намекнули, что Фадееву стало плохо. О произошедшем она узнала уже в Киеве, купив в аэропорту газету, где на первой полосе были помещены портрет Фадеева в черной рамке и сообщение о том, что известный писатель покончил жизнь самоубийством, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Она так и приехала в Москву, держа в руках газету с некрологом.
После похорон Степанова вернулась в Белград. Через два дня она уже была в театре, удивив всех своей выдержкой. Самолёт из Будапешта приземлился за два часа до начала спектакля. Степанова молча прошла к себе в гримуборную. и так же молча, не слушая соболезнований, вышла на сцену. На следующий день, в "Трёх сёстрах", она играла Ирину. Первую фразу: "Зачем вспоминать?" - она произнесла с обычной лёгкостью. Зал вздрогнул.
...Её 90-летие было отмечено в театре скромно и очень красиво. Было много цветов, заполнивших небольшую трехкомнатную квартиру. Ангелина Осиповна попросила отвезти все цветы на Новодевичье кладбище - на могилы Александра Фадеева и мхатовцев.
. ...Постепенно Степанова стала уставать. В 1988 году она решила уйти из театра. «В театре мне стало неинтересно», - сказала она, подавая заявление об уходе. Ее особо не удерживали, и МХАТ остался без своей самой выдающейся актрисы, последней из игравших со Станиславским. Она целиком отдалась семье. В ее доме сохранялся неизменный тихий и интеллигентный дух. Она не позволяла себе ходить по дому неодетой, в халате и тапочках. Только изящные туфли, прекрасно сшитые костюмы,неизменно превосходная прическа...
Через несколько лет умер Шура, обожаемый старший сын. Пьющий, безалаберный, непутевый, любимец женщин, много раз женатый, когда-то необыкновенно красивый, добрый человек, последние годы он жил за городом с женой Надей, внучкой Сталина, и множеством собак. Миша, младший, умолил мать не ходить на похороны, зная, как это может подействовать на нее. Ангелина Иосифовна очень тяжело переживала смерть сына. Она часами молча сидела за столом и курила. В ее жизни больше не было театра, где она могла залечить любые раны... Но родной театр не стал ей чужим. В 1995 году во МХАТе отметили ее 90-летие - скромно и очень красиво. А когда в 1998 году отмечали столетие Художественного театра, она специально ездила к Славе Зайцеву, который выбирал ей платье. Степанова сразила зайцевских манекенщиц - она сохранила потрясающую фигуру, с крайней тщательностью и вкусом выбирала платье, ее движения были удивительно изящны. А ей было 93 года!... Последние годы она редко выходила из дома, встречалась лишь с несколькими людьми, к телефону подходила в определенные часы. 13 мая, в день смерти Александра Фадеева, не общалась ни с кем. Но раз в две недели приезжала в театр - сделать прическу, узнать, что происходит... В конце жизни у нее спросили, можно ли назвать ее счастливой. Она ответила: «В моей жизни было много горя и бед. Но если вы спрашиваете, была ли я счастлива, я скажу - да, была, каждый день, каждую секунду, и свою биографию я не променяю ни на какую другую».
Степанова пережила мужа на 44 года. В своем завещании она попросила похоронить ее рядом с мужем. И сегодня они вместе.Умерла Ангелина Иосифовна 17 мая 2000 года - во сне. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, в одной могиле с мужем, Александром Фадеевым. Он всегда говорил про нее: «Таких, как Лина, не бывает на свете».
«В ЦК КПСС. 13 мая 1956 года Переделкино
Не вижу возможности дальше жить. Так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы — в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли благодаря преступному попустительству власть имущих, лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40—50 лет… Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в положении париев и — по возрасту своему — скоро умрут. И нет никакого уже стимула в душе, чтобы творить… Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл. И я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей. Александр Фадеев».
Последняя воля покойного исполнена не была, его похоронили на Новодевичьем кладбище. Медицинская комиссия, назначенная правительством, заявила, что трагедия случилась в результате расстройства нервной системы из-за хронического алкоголизма. А о содержании предсмертного письма стало известно лишь в 1990 году.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.