Гражданской войны могло и не быть, если бы в 1917

Татьяна Кайгородова: литературный дневник

Гражданской войны могло и не быть, если бы в 1917 году Тихон (Беллавин) не был избран патриархом


Именно церковь первой вступила в борьбу, призвав народ восстать против советской власти, вплоть до жертвенного подвига («Церковные ведомости» 1918 №3-4 с.156) и пролить кровь.


Именно церковь стала главной движущей силой в Гражданской войне, организуя погромы, саботаж, кровавые стычки с милицией, поджоги, диверсии.


Именно церковь благословила внешнюю интервенцию, так называемый поход «воинства Христова» и поддержала его материально.


И всю эту деятельность церкви возглавлял поставленный (не избранный епископатом) либералами патриарх Тихон (Беллавин), бывший черносотенец, один из лидеров черносотенного «Союза русского народа», «переобувшийся» в либерала.


До избрания Тихона (Беллавина) патриархом он семь лет, с 1898 по 1907 годы, подвизался в Америке епископом Алеутским и Северо-Американским, после чего был переведён в Ярославскую епархию.


Тихон (Беллавин) с духовенством в Нью-Йорке. Фото из открытого доступа
Однако в Ярославле у Тихона в 1913 году произошёл конфликт с губернатором графом Татищевым, по причине его либеральных взглядов, и Тихон был переведён в Виленскую епархию на должность архиепископа Литовского, что являлось бесперспективным понижением.


С началом войны, по причине захвата некоторых территорий немцами, Тихон перебрался в Москву, якобы в эвакуацию, бросив при этом свою паству на произвол судьбы. Так он и остался в Москве в ожидании более интересных перспектив. („Богословский вестник“, 1917, июнь–июль, С. 136).


Его либеральные антимонархические взгляды с примесью масонского гуманизма не остались не замеченными, поэтому члены Синода включили его в список претендентов на патриарший престол.


Всего претендентов было пять, равное количество голосов набрали бывший обер-прокурор Синода мирянин Самарин и Тихон (Беллавин).


У Тихона была мощная рекламная кампания, о нём активно писали питерская газета „Всероссийский церковно-общественный вестник“, и выпускаемый при Московской духовной академии журнал „Богословский вестник“, находившийся в руках либеральной профессуры и студентов,


„Вестник“ писал, что „архиепископу Тихону всегда были присущи либеральные воззрения“, а период его епископства в Америке (в 1898–1907 гг.) „наложил ещё более глубокую печать демократизма на его мировоззрение“ („Богословский вестник“, 1917, июнь–июль, С. 136)


Так создавался революционный имидж Тихона, при этом тщательно замалчивалась его связь с черносотенцами.


На первом голосовании 30 октября 1917 года архиепископ Тихон и Самарин получили равное число голосов: по 297 при общем числе выборщиков в 800 человек. Во втором туре голосования почти все голоса, отданные трем другим архиереям, перешли к архиепископу Тихону, и он победил с 481 голосом против 303 голосов Самарина.


Епископы не скрывали своего враждебного отношения к патриарху Тихону, как к выскочке, бывшему черносотенцу, который ради карьеры воплотился в либерала. Многие епископы, не признав в нём патриарха, ушли от него в раскол.


Так избрание одного человека повлияло и на будущее церкви, и на политическую обстановку в России, которая подверглась внешней интервенции не без участия новоизбранного патриарха.


Начало конфликта


23 января 1918 года вышел декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который провозглашал ряд норм ограничительного характера: национализация церковного имущества, лишение религиозных организаций права юридического лица, владения собственности и права на её приобретение. Также была провозглашена свобода совести для всех граждан, и отменена религиозная присяга.


Но при этом декрет не носил антирелигиозный атеистический характер, хотя церковь при этом лишалась всего своего имущества.


Часто приходится слышать, мол какое там у церкви имущество было, мол всё принадлежало государству.


Но это не так. Церковь была самым крупным феодалом в России


Справка по имуществу Церкви


До 1917 года церковь владела значительным имуществом и денежными средствами. Прежде всего это были земельные угодья, пожалованные из государственных земель царскими указами, а также отдельными феодалами, поэтому к 1917 году монастырям принадлежало около 1 млн десятин земли, а общий объём церковного землевладения составлял 2,5 млн десятин земли.


Церковь владела немалым количеством предприятий, торговых заведений, доходных домов, мельниц, винокурен, рыбным и лесным промыслом.


Церковь получала прибыль от эксплуатации движимого и недвижимого имущества, процентов с капитала, сборов (кружечного, кошелькового) и сборов за требы. Капиталы церкви частично были размещены за границей.


При этом храмы строились на государственные деньги и из них же выплачивалось жалованье.


Накануне выхода декрета патриарх Тихон, возмущённый национализацией церковного имущества, выступил с посланием, в котором анафематствовал советскую власть.


Патриарх Тихон (Беллавин) Фото из открытого доступа
«…Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.


Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение». «Зовём всех вас, верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей. А, если нужно будет, и пострадать за дело Христово зовём вас, возлюбленные чада церкви, зовём вас на эти страдания вместе с собою.


А вы братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа зовите чад ваших на защиту попираемых прав церкви православной… зовите становится в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставляют силу своего святого воодушевления».


Со стороны патриарха это был совершенно необдуманный поступок - идти против власти, призывать к вооружённой борьбе с пролитием крови. И это при том, что власть ему дала советская власть.


Воззвание патриарха было оглашено 21 января в церкви Св. Максима Исповедника протоиереем Иоанном Восторговым с призывом к борьбе


Протоиерей Восторгов: «Борьба за веру и церковь, борьба во всю жизнь, борьба до конца, борьба без тени уступки, – слышите ли? Борьба, борьба и борьба - вот наш и ваш долг. Наступают времена идти на мученичество и страдания».


(Деяния Собора кн.6, вып. 1, 1918 г.; Церковность. № 348,1918 год.)


Газета «Церковные ведомости» призывала:


«Объединяйтесь же православные около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все и мужчины и женщины, и старые, и малые, составляйте союзы для защиты наших заветных святынь... Лучше кровь свою пролить и удостоится венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же Русь святая! Иди на свою Голгофу»


Тихон в послании Н. Троицкому в письме от 30 января 1918 года, которое обошло всю печать, дает указания:


«Не теряйте времени, собирайте вокруг себя стадо своё, наставляйте его благовременно и безвременно… По одному, по два созывайте их на пастырские беседы читайте им слово Божие, особенно пророческие послания, где много найдёте указаний на смуту и лихолетье, подобных настоящему. Отбирайте сначала лучших людей, не пренебрегайте беседами с благочестивыми женщинами, которые часто удерживают своих мужей и братьев от беззаконных поступков и защищают церковь Божию.


Составляйте из благонамеренных прихожан братства, союзы, советы, – что найдёте полезным по местным условиям – и добрый труд ваш благословит господь успехом, и вы спасёте вверенное вам стадо от расхищения и погибели».


«Церковность».1918г. № 349. Восторгов: «Во исполнения призыва власти церковной мы обязаны не исполнять повелений и распоряжений власти гражданской. Так и будем делать хотя бы нам, за это грозили всеми видами гонений и страданий. Не обманывайтесь лёгкостью борьбы. Она будет тяжёлою и длительною…Тут надо сознать, что не одним крёстным ходом ограничивается борьба, а напряжённою жизненною работою и работою организованною».


Из листовки, напечатанной в типографии Рябушинского:


«Скорее, скорее, без всякого промедления! Последние времена! На святую церковь открыто гонение. Неужели это потерпим, неужели станем сообщниками служителей сатаны? Прочь, страх, прочь равнодушие! Разве не знаете, что из Руси святой хотят сделать Русь сатанинскую?…Пора, пора! Объединяйтесь без промедления, Объединяйтесь, как зовёт нас всех наш святейший патриарх! Не медля ни одной минуты, записывайтесь около своих храмов, в свои приходские общины, записывайтесь в братства, в православные союзы… Умрём за Христа! Со Христом и во Христе объединившись, всё сделаем для церкви, – если надо, и умрём».


Таких призывов было множество, и они возымели действие, по стране начались погромы, диверсии, поджоги, нападения на красноармейцев. При этом вёлся учёт так называемых жертв, которых тут же записывали в мученики. Собор ещё продолжал заседать и там была создана специальная «Комиссия о гонениях на церковь», которая предложила назначить особый день для «Соборной молитвы об убиенных за веру и церковь православную».


Патриарх Тихон против Брестского мира


Шла весна 1918 года, Собор продолжал свою работу, проклиная на каждом заседании Советскую власть, организуя крестные ходы и общие анафематствования.


Патриарх Тихон даже влез в политику, выступив против заключения Брестского мира 3 марта 1918 года и выпустив очередное проклятие


«Церковь не может благословить заключённый ныне от имени России позорный мир». «Не может теперь иначе, как с глубокой скорбью взирать на эту видимость мира, который не лучше войны».


Патриарх встречался с представителями Антанты и благословил их на интервенцию. Его посещал Английский консул Оливер, и представитель Французского правительства Маршан вместе шефом отдела пропаганды графом Шевальи. Они обсуждали координацию контрреволюционной деятельности, о намерении восстановить восточный фронт при помощи чехословаков. Обсуждались сроки высадки на Севере войск союзников.


За антисоветскую деятельность патриарху в марте 1918 года был вручен «Благодарственный Адрес», подписанный бароном Рейнгольдом Мирбахом.


(С. Данилов. Чёрное воинство. Отделение церкви от государства. Борьба монахов против народа. изд. ВЦИК. М., 1918 г.)


25 мая с благословения патриарха Тихона началось восстание чехословацкого корпуса.


Вторжение интервентов (японцев, американцев, англичан, канадцев, французов, итальянцев) последовало в августе-сентябре 1918 года. Так началась Гражданская война, хотя, по сути, это была Первая отечественная война, на Россию напали 14 государств.



Сказы Истории.
Канал в Дзене




Читаю канал одного дьяка; пишет, естественно, под псевдонимом, а то из РПЦ погонят:


«В комментариях как бы попеняли, что советская власть действительно не давала избрать патриарха с 1925 по 1943 гг.
Там более сложная история на самом деле, потому что не просто "не давала", а способствовала грызне за власть не только с раскольническими структурами типа обновленцев, но и внутри самой "тихоновской" церкви после соглашательской декларации м. Сергия 1927 года. Не в том состоянии была церковь, чтобы такие выборы могли состояться. Ну пусть "не давала", ладно.
Но вы подумайте: советской власти никак "не забудут не простят" эти семнадцать лет, а царской власти, которая действительно не давала возможности выбирать патриарха с 1700 по 1917 гг., всё забыли, всё простили.
В чём тут секрет?»
Ну да, тоже думаю.


В чем секрет?


И ведь без конца изгаляются ещё: Ленин (который предоставил помещение в Кремле для избрания патриарха(!), ни во что не вмешивался, хотя благодарности за это не получил никакой) – если послушать наших правдорубов, «вообще ни при чем, Церковь сама», а Сталин – вторично давший избрать патриарха – «испугался Гитлера и пошёл на это».


Почитаешь такое – выходит, что Ленин и Сталин даже как-то унизительно выглядят в том, что навстречу церкви пошли.


Иное дело Александр Первый или Николай Первый! У них и война была, и государство шаталось – а им всё нипочём! Никаких патриархов никому! И шага навстречу церкви не сделали! Богоносцы!


Не то что эти большевики.


Захар Прилепин.
Канал в Дзене.



____
Почему Церковь так легко предала императора Николая II во время событий февраля 1917 года


Это сейчас Русская православная церковь воспевает страстотерпцев - бывшего императора Николая и его семью, но в последние дни февраля, когда Петроград захлестнули революционные события, Синод не предпринял никаких попыток поддержать монархию, отношение к ней было прямо противоположное.


2 марта Церковь с радостью восприняла весть об отречении императора.


4 марта состоялось первое официальное заседание Синода после революции, на нём присутствовал Владимир Львов, который от лица правительства объявил о предоставлении Церкви свободы от опеки государства. Члены Синода выразили искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Церкви. В частности, архиепископ Новгородский Арсений говорил о появлении перед Российской Церковью больших перспектив, открывшихся после того, как "революция дала нам (Церкви) свободу от цезарепапизма".


Тут же из зала заседаний Синода было вынесено императорское кресло, которое и было тем самым «символом цезарепапизма», его было решено передать в музей.


5 марта по распоряжению Синода во всех церквах Петроградской епархии было отменено возглашение многолетия царствующему дому, а во всех храмах империи начали совершаться молебны с возглашением многолетия «Богохранимой державе Российской и благоверному Временному правительству ея».


6 марта Синод установил молитву о "благоверном Временном правительстве".


9 марта Синод обратился с воззванием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий», где говорилось:


«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. ...Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. ...Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани... ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо Родины, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы».


Таким образом Синод фактически признал революцию как свершившуюся «волю Божию» и провозгласил начало новой государственной жизни России.


В связи с изменением формы государственной власти были проведены исправления богослужебных книг и молитв, в которых дом Романовых упоминался уже в прошедшем времени.


Были упразднены царские дни, которые имели статус государственных праздников и включали в себя дни рождения и именины императора, его супруги и наследника, дни восшествия на престол и коронования императора. Причём это было сделано раньше официального постановления Временного правительства, которое вышло 16 марта.


Таким образом церковь не задумываясь внесла нововведения в содержание богослужебных книг, изменив церковно-монархическое учение о государственной власти и это несмотря на то, что оно исторически утвердилось в богослужебных книгах Русской Церкви и до марта 1917 г. было созвучно державной триединой формуле «За Веру, Царя и Отечество».


Однако в новых текстах церковью было внесено «богословское оправдание» революции, где говорилось, что «всякая власть от Бога»: как царская власть, так и народовластие, то есть произошедшая революция тоже «от Бога».


Как видим церковь очень быстро перестроилась из «монархической» в «республиканскую», даже не дожидаясь Учредительного собрания.


Естественно, возникает вопрос, почему Церковь с такой готовностью отказалась от императора и даже не молилась за него, зная, что он и его семья находятся под арестом.


Митрополит Московский Тихон (будущий патриарх) благословляет ударный женский батальон перед отправкой на фронт. Военные формирования, состоящие из женщин, были созданы Временным правительством с целью поднять патриотический настрой армии на фронтах Первой мировой войны. Лето 1917 года, Москва, Красная площадь.


Отношение императора Николая II к церкви


В 1700 году Пётр упразднил патриаршество, церковь стала государственным ведомством, подчиняясь Синоду и обер-прокурору, светскому чиновнику, назначаемому императором.


Царский Указ от 17 апреля 1905 года об «Укреплении основ веротерпимости» готовился без участия иерархов Церкви.


Митрополит Вениамин Федченков писал: «Господство государства над Церковью в психологии царских и высших кругов действительно было к общему горю» («На рубеже двух эпох». М.1994).


То же отмечал архиепископ Иларион Троицкий: «Перед началом войны (первой мировой) Церковь в России была унижена до крайности».


Неоднократно отцы-священники обращались к императору с просьбой об избрании патриарха, на что император неизменно отвечал: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне время столь великое дело».


Поэтому, когда император был арестован иерархи церкви не то, что не сожалели, а наоборот вздохнули с облегчением и обратились к Временному правительству о созыве Поместного собора и избрании патриарха, на что получили согласие новой власти.


Религиозность царской четы
Сейчас появилось очень много церковной литературы, описывающей религиозность царственных особ. Церковь откровенно замалчивает и свое предательство по отношению к монарху и то, что религиозность царской четы находилась под большим вопросом.


Императрица Александра Фёдоровна, которая постоянно вмешивалась в политику, холодно относилась к духовенству, отмечая в одном из своих писем, что «в Синоде одни только животные»!


Зато при дворе постоянно крутились какие-то странные люди, мистики, оккультисты. Царица водила дружбу с французским магом Папюсом, вызывавшим дух Александра III, ясновидцем Филиппом, тоже французом, которого её же духовник называл «порождением бесовских сил».


Митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Вместо же влияния духовенства в придворную сферу проникало увлечение какими-нибудь светскими авантюристами, „спиритами“... до Распутина был при Дворе какой-то проходимец француз „Филипп“ («На рубеже двух эпох»).


Святоотеческую литературу они не читали, каждодневные дневниковые записи императора были однообразны: «дивный день – прогулка – обед – чтение художественной или исторической литературы – игра в кости или карты – дождь – обедня – прогулка – и так далее...».


То есть императорская семья вела обычную светскую жизнь и воспевать их фанатичную религиозность может не стоит.


Поместный собор
28 августа 1917 года открылся Поместный собор Русской церкви, с перерывами он продолжил свою деятельность до 20 сентября 1918 года. 25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская Социалистическая революция, но большевики не препятствовали проведению собора.


Важнейшим решением Собора стало восстановление патриаршества и избрание патриархом Всея Руси митрополита Московского Тихона (Белавина).


Сказы Истории
Канал в Дзене



Другие статьи в литературном дневнике: