Падший монах

Павел Странник: литературный дневник


За одним монахом бес ходил тридцать лет, стараясь соблазнить его и все не удавалось. Наконец через тридцать лет он соблазнил его блудом и монах пал. Впасть в этот грех монаху — все равно что уничтожить все свои предшествовавшие труды. Бес пришел к падшему и сказал ему, что он теперь отпал от Бога и стал рабом греха и диавола.


— Ты теперь мой, — говорил бес.


— Никогда, я — раб Божий.


— Да как же ты можешь быть Божиим, когда впал в мерзейший грех? Ты ужаснейший грешник.


— Ну что ж, что грешник? Я — Божий, а тебя знать не хочу.


— Да ведь ты пал?


— А тебе-то какое до этого дело?


— Куда же ты теперь пойдешь?


— В монастырь.


— Разве место тебе в монастыре после такого ужасного дела? Твое место теперь в миру. Да к кому же ты идешь?


— К духовнику на исповедь.


Бес всячески хулил духовника, останавливал монаха, но тот стоял на своем. Что же сказал духовник? Грех он его отпустил.


— Все свои прежние труды, брат, уничтожил ты своим падением. Встань и начни сначала.


А в ночь игумену того монастыря, мужу высокой жизни, явился Господь Иисус Христос. Он держал за руку монаха.


— Узнаешь ли ты, кто это? — спросил Господь игумена.


— Узнаю, Господи, это монах из моего стада, да еще падший.


— Знай же и то, что этот монах, не поддавшись наветам бесовским, склонявшим его к унынию и отчаянию, в самом падении своем посрамил беса, и Я оправдал его.


Такое значение имеет твердость и мужественная готовность, потерпев поражение в борьбе, начать ее снова, не впадая в уныние и отчаяние.


Преподобный Варсонофий Оптинский



Другие статьи в литературном дневнике: