27 января день памяти святой равноапостольной нины

Нина Акулова: литературный дневник

27 января день Памяти СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИИ..........И ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ СОВЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ ГОРОДА ЛЕНИНГРАДА ОТ БЛОКАДЫ ЕГО НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ВОЙСКАМИ............


Сегодня отдание праздника Богоявления - Крещения Господня, сегодня память Святой Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, сегодня важный день в нашей гражданской истории — день освобождения северной столицы от страшной блокады во время Великой Отечественной войны. Все эти события имеют прямое отношение к жизни верующего человека. Даже светские события в истории тесно связаны с тем, что люди делают, о чем они мыслят, как они исполняют закон Христов, как они молятся, что они у Бога просят, насколько они верят в Благой Божий Промысл.


Всё, что происходит с нами в истории, в человеческой жизни, непосредственно связано с нашей духовной жизнью — это аксиома бытия. Светское прочтение истории не предполагает этой связи, потому что многое становится непонятным, многое не может быть осмыслено, если исключить религиозное измерение. Именно такими событиями наполнена история Великой Отечественной войны, — когда никакими объяснениями, никакими логическими выкладками было невозможно объяснить то, что произошло с нашим народом, в том числе Великую Победу в этой войне. Но мы знаем, что Господь приклонял Милость к нашему народу. Он дал ему возможность искупить многие грехи и не дал погубить народ, страну и Веру Православную. Снятие блокады с северной столицы страны имело судьбоносное значение, и удивительной была сама способность многомиллионного города выстоять в условиях голода, обстрелов и блокады.


Господь помогает нам понять смысл истории, — и не только для того, чтобы мы могли вознести Ему Благодарность за многие благодеяния, в том числе за проповедь о Нем Великими Мужами и Женами, среди которых особое место занимает Равноапостольная Нина, Просветительница Грузии. Господь преподает нам эти уроки для того, чтобы у нас оттачивалось Духовное Зрение, чтобы мы видели смысл происходящего, понимали смысл истории, видели подлинное значение того, что происходит с нами в этой земной жизни. Потому что все, что происходит, имеет некий служебный характер — по отношению к тому, что будет; характер временный, преходящий — по отношению к тому, что Вечно, что будет существовать всегда......


День памяти Равноапостольной Нины совпадает с отданием праздника Богоявления - Крещения Господня, – словно Иоанн Предтеча передает слово Проповеди о спасении души Святой Нине.


Святая Нина была родственницей Святого Великомученика Георгия Победоносца. Мать Святой Нины была родной сестрой правящего Иерусалимского Патриарха. Она с детства решила посвятить свою Жизнь служению Богу и стать Монахиней. В то время института Монашества еще не было, но были люди, которые жили при Храмах, не вступали в брак и посвящали всю свою Жизнь служению Богу. Однажды в сонном видении Нина увидела Богоматерь, которая дала Ей Крест, свитый из виноградных лоз, и повелела идти в Ее удел, который выпал Ей при Жизни по жребию, но в который Архангел Гавриил Ее не пустил, сказав, что Богу будет угодно просветить эту Землю в последующие годы. Проснувшись, Нина увидела в руках удивительный Крест, сплетенный из виноградных лоз, и перевязала его собственными волосами. В Кафедральном Соборе города Тбилиси до сих пор находится этот Крест, полученный из рук Пречистой Девы.


Нине, конечно, было очень тяжело, особенно в самом начале — молодой девушке, которой не было еще и 20 лет, пришлось идти в неизвестную, дикую, варварскую страну. Святая Нина хотела найти Хитон Христа Спасителя. Как известно в Грузии еще со времен разрушения Первого Иерусалимского Храма (VIII века до Рождества Христова) существует огромная древняя иудейская община. В этой общине был собственный первосвященник, наследник Илии, и Нина слышала, что в роду первосвященника еврейской Грузинской общины знали, где находится Хитон Спасителя.



Идя в пределы Иверии (Грузии), Святая Нина встретила единомышленников, общину Монахинь-армянок, которые приняли Крещение и решили вместе трудится, возвещая Евангелие Христово армянскому народу. Но их Служение было недолгим, так как армянский царь Тиридат, влюбившись в одну из армянских Монахинь и получив отказ, казнил всю Монашескую Общину. Святая Нина была вместе с ними, но избежала гибели, спрятавшись в кусте дикой розы. Она наблюдала, как Ангел принимал Души убиенных Монахинь, и Он же Ей сказал, чтобы Она шла дальше, в Иверскую Страну, где Ее ждало Служение. Она стала роптать: «Как я пойду, я же одна, только что убили моих подруг». И явился некий Муж из Света, который принес Ей Свиток. Она прочитала Его, в нем было предсказание, что Евангелие будет Проповедано всем народам: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа." Скорее всего, этот Светоносный Муж являлся Ангелом Хранителем грузинского народа, и Он убедил Нину идти в Грузию.


Она пришла в город Мцхету, столицу Грузии того времени (Тбилиси был основан только в VI веке). На подходе к городу Нина увидела, что готовится грандиозное жертвоприношение. Толпы людей стремятся к истуканам, установленным на вершине горы, ведут жертвы: животных и людей, затачиваются огромные ножи, чтобы совершить убийства во славу демонов. Святая Нина видит огромного бронзового истукана, позолоченного сверху, у него один глаз яхонтовый, а другой изумрудный. Подъезжает царь для того, чтобы совершить жертву, и Нина, стоя на соседней скале, начинает молиться Господу, чтобы Он не допустил этого. После Ее молитвы совершенно ясное небо затянулось тучами, засверкали молнии, загрохотал сильный гром, налетел ураган, и люди в панике побежали в город. Тем временем молния ударила в истукана и расплавила его, а сильный ливень смыл все капище до последнего камешка в разъяренные воды Куры. Царь был в ужасе и трепете и стал спрашивать у поданных, не тот ли это Бог вмешался, который совратил и римлян, и армян, не Христианский ли это Бог уничтожил капище?


Святая Нина спустилась в город и нашла там одну уверовавшую в Истинного Бога женщину и ее мужа, которые пригласили ее жить у них в доме, но Нина предпочла жить в шалаше у них в саду. Нина стала ходить и возвещать о том, что наступило Царствие Божие, что нужно прекратить поклоняться тьме (демонам) и начать служит Богу Света. Примечательно, что одним из первых Ею обращенных ко Христу стал иудейский первосвященник Авиафар, глава грузинских евреев. Вслед за ним последовали еще пятьдесят еврейских семей. Это были потомки того самого разбойника Варравы, которого освободили иудеи вместо Христа.


Святая Нина прославилась исцелением больных. Она их клала на свою кровать из трав и Крестила Крестом, полученным от Богоматери, и все, обращавшиеся к ней за помощью, чудесным образом исцелялись силой Животворящего Честного Креста и Силой, которую Господь дал Нине. Святая Нина никогда не сомневалась в Силе Божией, и Господь Ее никогда не подводил.


Христианство стало быстро распространяться по всей Грузии, и тогда восстала против Нины царица Нана, жена царя Грузии. Как только она публично заявила, что будет преследовать Христиан, ее разбил паралич. Она приглашала к себе знахарей, чародеев, колдунов, но никто не мог ей помочь, и тогда, по совету близких, она решила пригласить Нину. И как только Святая проделала над Наной обычную свою процедуру — перекрестила Крестом, царица исцелилась и телом, и Душою. Царица Нана стала Христианкой и принялась очень рьяно обращать царя Грузии, но он решил просто от нее сбежать. Царь поехал в глухой лес на охоту. По пути он говорил своим придворным, что ему надоели Христиане, что если раньше он их терпел, то теперь не будет, что вернется и всех изведет под корень. И после этих слов опустилась страшная тьма на лес, налетел сильный вихрь и ураган, черная туча окутала царя так, что он уже не мог ничего видеть на расстоянии своей руки. Таким образом Бог обнажил состояние его Души, человек, не знающий Бога, ходит во тьме, как говорит Святое Евангелие: "Тьма ослепила ему глаза." Царь испугался и обратился к Богу Нины, сказал, что он Кается и обещает принять ее Веру. Тотчас после этих слов засиял ясный свет, ярче солнечного, который вывел царя обратно в город. Он пришел к Нине и объявил Ей о своем желании обратиться ко Христу.


Позже Просветительница Нина вспоминала, что, идя в Иверию, даже не надеялась на то, что хоть один человек обратится, а после принятия Крещения царем весь грузинский народ стал Православным. Было направлено посольство в Константинополь с просьбой прислать Духовенство, и византийский император отправил в Грузию Священников во главе с Епископом Евстафием. После этого Грузия была Крещена, Евстафий поставил первого грузинского Епископа Иоанна. А святая Нина пошла в соседние царства, посетила она и Абхазию, в которой обратила царевну Софию. В Абхазии Святая Нина почувствовала, что к ней приближается смертный час, и попросила царевну пойти к царю Мириану и пригласить Епископа Иоанна, который бы напутствовал Ее перед уходом в иной Мир.


Царевна София попросила Нину рассказать о своей Жизни, на что та ответила, что была очень ленива, а Ее, несмотря на это, все любили. Пришел Епископ Иоанн и напутствовал Нину перед смертью. Также из Мцхеты пришли царь с царицей, они плакали и хотели забрать Нину, но Она сказала, чтобы ее похоронили здесь, в обычной деревне. Вскоре она скончалась, а Крест передала на хранение Епископу Иоанну. Но еще до смерти Она нашла то место, где находился Хитон Христа Спасителя. На месте Его хранения рос кедр, от которого происходило множество Чудес, в этом же месте были погребены мощи Сидонии, которая хранила Хитон. И по просьбе святой Нины, на этом месте был построен громадный Собор в честь двенадцати Апостолов, в Соборе находился Столб (ствол срубленного кедра), который чудесным образом висел в воздухе, то поднимаясь, то опускаясь.


Святая Нина заложила основу грузинского православия, которое сохраняется и до сих пор. Ее проповедь была построена на слове Евангелия, на полном доверии к Богу и на чудесах. Это три вещи, которые неразрывно связаны и без которых Евангельская проповедь не устоит. Если бы наша Церковь чего-то лишилась бы из этого, если бы она потеряла Свет Боговидения, если бы она потеряла Свет знания Евангелия, если бы Она потеряла доверие к Богу и дар чудес, то это означало бы, что это не та Церковь, которую Господь Создал. Наша Церковь осталась той же самой Церковью, Церковью Света, в которой человек находит Истинное Просвещение и уже Просвещенным видит Царствие Божие, видит дорогу в Небеса. Святая Нина должна быть для нас примером того, как Бог ведет людей. Слабая девушка, которая без всякой поддержки пошла в дичайшую страну, обратила к Христу Спасителю целые народы. Господь Ее прославил, а Она бежала этой Славы. Когда после смерти Ее Мощи хотели перенести в столицу Грузии, то их не смогли поднять множество очень крепких мужчин. И всем стало ясно, что Нине угодно быть похороненной в совершенно обычной деревне. Она и после смерти не искала Славы. Кто ищет славу земную, тот потеряет Славу Небесную. Давайте и мы будем искать Небесной Славы, Милосердия Бога, и Он нас Покроет и щедро Вознаградит, если мы земную славу поменяем на Славу Небесную.


Неразрывная Духовная связь объединяет Святую Подвижницу первохристианского времени и город Санкт-Петербург. По Воле Божией именно Равноапостольная Нина Грузинская, сестра Святого Георгия Победоносца, стала Покровительницей северной столицы России в период фашистской блокады. В самый критический период блокады города на Неве, когда казалось, что дни его сочтены, Митрополит Белоключевский Зиновий сильно молился о страждущем Граде и уйдя в затвор, наложив на себя пост, сорок дней проведя в молении в пещере, имел чудесное видение, о котором сам потом рассказывал многим людям: " В это же время и мне под утро в тонком сне привиделось, как Святая Нина предстоит перед Престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страдающим людям осажденного города, одолеть врага и супостата. И при этом из Ее глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, как бы хрустальные слезы. Я это растолковал, что Божья Матерь дала послушание Святой Нине быть споручницей этому осажденному городу". И 27 января, в день памяти Святой Нины, блокада города была полностью снята.


Издревле на Руси считалось, что в день какого Святого одержана победа над врагом, значит, этот Святой и способствовал ей. И посему жители Петербурга, в знак Божией Милости к ним и в знак признательности Святой Нине за ее предстательство пред Господом, в каждом Храме имеют Образы Святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях.


Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества, она унесла жизни более 2 миллионов граждан. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, а остальные 97% умерли от голода. Жестоко и бесчеловечно фашистские войска хотели сломить Веру, Волю и Надежду на победу Советского народа.


И сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного Подвига, Мужества, Стойкости, несгибаемой Воли к Победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний. Мы помним, какую высокую цену заплатил советский народ за то, чтобы отстоять Ленинград. Мы чтим память тех героев - ленинградцев, которые выстояли, которые победили ужасы блокады. Мы чтим память воинов, которые мужественно защищали границы города от немецко-фашистских захватчиков.


Холод и голод, продуктовые карточки, ленинградский метроном и радио блокадного города, артобстрелы и бомбежки, Дорога жизни, эвакуация женщин, детей и стариков. Все это никогда не сотрется из памяти тех, кого мы с почтением и глубоким уважением называем «блокадники».


Им удалось пережить испытания, муки и страдания благодаря несокрушимой стойкости, исключительному мужеству и глубокой Bере в Победу. Беспримерный подвиг защитников и жителей Ленинграда заставляет и сегодня восхищаться героизмом и величием их духа. Мы помним и чтим Великий Подвиг........ и скорбим о тех, кто так и не дождался заветных дней свободы и победы. В Дни памяти мы зажигаем свечи и молимся, чтобы ужас тех дней никогда не повторился на русской земле, чтобы голод не коснулся наших родных и близких, и чтобы небо над нашими головами было чистым и мирным. Слава всем, кто отстоял блокадный город! Вечная слава героям! Вечная слава Городу - герою Ленинграду!


О, преславная и предивная молитвеннице наша пред Спасителем Богом и Его Пречистою Материю, святая равноапостольная Нино! Нынешнее приемши приношение наше, умоли Господа Богоприятным твоим ходатайством избавити нас от всякия напасти, бед и скорбей, и сподобити вечных благ на небеси, да с тобою выну взываем Богу. Аминь.



ДЕВА – АПОСТОЛ.


Самым значительным событием в истории Грузии было обращение страны в христианство в начале 4-го века проповедью святой равноапостольной Нины. Свет Евангелия, принесенный девой Ниной в Грузию, как светильник, зажженный от огней Иерусалимского храма, воплотился в дивные произведения христианской письменности и церковного искусства, в величественные соборы, похожие на изваяния из цельных глыб гранита, в церкви – каменные цветы, украсившие всю страну, как сад Пресвятой Богородицы, в часовни, венчающие вершины гор, так что сами скалы и утесы кажутся подножьями храмов. Этот свет излучается от древних икон и фресок необычайной духовной глубины. Этот свет сверкает в священных песнопениях. Им озарены страницы житий святых и летописей Грузии, но самое главное, – свет, принесенный святой Ниной, изменил и преобразил душу народа.
***


Христианство сделало человека новым творением. Оно дало ему достоинство образа и подобия Божия, открыло непреходящие духовные сокровища. Христианство обратило мысль и сердце человека к вечности. Оно дало ему возможность в мистическом опыте пережить возрождение и воскрешение души. Христианство открыло человеку истинную свободу любви, вместо языческой свободы страстей и произвола. Христианское богословие дало ответ на вековые вопросы, поднятые, но не решенные философией. Евангельское учение показало, что каждая личность человека – неповторимая и уникальная – является высшей ценностью. Христианство стало мощным импульсом для переосмысления и развития взаимоотношений людей и народов, в основе которого лежит уважение к человеку, как образу Божьему и явлению вечности на земле. Свет, принесенный святой Ниной, озарил исторический путь Грузии на многие века. Крещение Грузии стало началом новой эры в духовной жизни народа.


Первая проповедь Евангелия прозвучала в Грузии из уст самих апостолов. Она была похожа на первые лучи денницы, которые озаряют вершины гор, как бы вырывают их из плена ночи и мрака. Вековые льды и снега вспыхивают ослепительным блеском, но в ущельях еще клубится туман как черный дым от костра. Мир погружен в предрассветную ночь и сон. Вершинами, озаренными светом, были первые христианские общины, основанные апостолами. Но народ еще оставался в плену язычества. Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфий бросили семена евангельского учения в землю Грузии, но прошло три столетия, прежде чем это земля покрылась дивно-прекрасными цветами. Как меняет свое направление русло Арагви на границах Мцхета от юга на запад, так крещение Грузии в Арагви повернуло весь ход в ее истории от Ирана к Византии.


IV век был временем обращения в христианство стран Кавказа – братьев Грузии – Армении и Каспийской Албании, и этот христианский дом стал неприступной крепостью для его врагов.


Святая Нина была по древнему преданию двоюродной сестрой святого Георгия Победоносца. Как много общего в образах витязя, поражающего дракон, и юной девы, поднявшей в своей руке крест, как духовное солнце Грузии.


Грузия – жребий Пресвятой Богородицы. Дева Мария избирает апостолом Иверии деву – святую Нину, почти ребенка. И та побеждает в бою язычество крестом, как мечом, и озаряет страну светом Евангелия. Она пленяет сердца людей огнем любви, который Христос принес с неба на землю. Она обращает народы ко Христу не искусством слова, а силой благодати. Избранничество Нины было запечатлено даром чудес и исцелений. Но обращение страны через юную деву было самым великим чудом. Существование света невозможно доказать, его надо видеть. Сама святая Нина была ярким светильником, и общающиеся с ней люди чувствовали своей душой этот свет, видели вечную красоту Евангелия. Они воспринимали проповедь Нины как новую неведомую для них жизнь.


Святая Нина с детства жила в Иерусалимском храме у своего дяди патриарха Ювеналия. Этот храм находился на склоне горы Сион, где Дух Святой сошел на апостолов (храм Воскресения Христа Спасителя не был еще построен). Святая Нина выросла под сенью храма, подобно тому, как Дева Мария десять лет находилась в ветхозаветном храме, исполняя обет своих родителей. Дева Мария имела доступ во Святая Святых. Дева Нина молилась в том месте, где Дух Святой в виде нисходящего пламени основал в сионской горнице новозаветную Церковь.


Иерусалим – это каменная книга, написанная о Христе. Там воздух хранит дыхание Его уст, а земля – следы Его ног. Там как будто остановилось время и кажется, что Христос пребывает рядом, как во время Его земной жизни.


Святая Нина жила при храме, как монахиня в затворе. Храм – это концентрированный духовный свет. Вне храма этот свет становится рассеянным и тусклым. В молчании храма она слышала голоса ангелов, в видениях беседовала с Христом Спасителем, как Павел с Иисусом лицом к лицу в Аравийской пустыне. Ей являлась Божия Матерь, как апостолам после Успения. Духовным очами она видела начало и конец мира. Молитва преобразила ее. Юная дева казалась воплощением духа древних пророчиц или ангелом, принявшим человеческий образ.


По воле Спасителя и благословению Божией Матери она пришла из Палестины в столицу Грузии Мцхетой, ставшей вторым Иерусалимом. День ее прихода – 6 августа – было новолетием и праздником божества зороастрийцев Ормузда – главным торжеством огнепоклонников. Святая Нина, вступив в единоборство с Ормуздом, победила его, как Георгий Победоносец дракона. Силой молитвы дракон был поражен, а идол Ормузда пал и разбился в прах. Этот день стал духовным новолетим в жизни грузинского народа.


Мцхета встретила святую Нину праздничным шумом, торжественными процессиями и морем огней, зажженных в честь божества Ормузда. У маздеистов каждый первый день месяца был посвящен Ормузду, а с особой торжественностью справлялся этот праздник в первый день новолетия. На правом берегу Куры, напротив Мцхета, царь Парнаоз построил крепость и языческий храм, называемый Армази. По левую сторону напротив Мцхета, на вершине горы стояли идолы зороастрийских божеств, выкованные из металла и украшенные драгоценными камнями. Один из них держал обнаженный меч в вытянутой руке и стоял над Мцхета как завоеватель, осматривающий город с высоты цитадели.


Святая Нина, опустившись на колени, стала молиться, чтобы Господь Своей силой ниспроверг идолов, как заколебались и рухнули идолы Мемфиса, когда Дева Мария с Младенцем вошла через городские ворота.


Совершилось чудо. Поднялась буря. Горизонт заволокло облаками, будто небо нахмурило свои брови. Тучи, как черные льдины, поплыли над Мцхета. Свет солнца сменился сумерками, будто время возвратилось вспять и снова наступила ночь. Молнии разорвали облака. От ударов грома казалось, что заколебалась вся земля. Вихрь, подобный смерчу, сбросил Ормузда в ущелье, как в единоборстве витязь сшибает своего соперника с коня . Хлынул ливень, смешанный с градом, как будто осадные машины метали камни в крепость. Вода в Арагви покрылась пеной, словно закипела: волны вздымались ввысь, как будто желая достичь вершин гор. Казалось, что реки обрушатся на Мцхета и потопят ее в своей пучине. Люди в ужасе стали разбегаться по домам. Город опустел, как кладбище. Но гроза прошла также быстро, как и началась. Снова засияло солнце на небе, очищенном бурей и вымытом дождем. На вершине горы уже не было видно идолов, как будто святая Нина сорвала воинское знамя со стен Акрополя. В грозе и буре, в ослепительных вспышках молний открылась новая страница христианской летописи Грузии, величественная как природа Кавказа.


Святая Нина остановилась в доме царского садовника иудея Анастасия. Здесь она построила шалаш из ветвей, обмазанных глиной, на краю царского сада. Ее ложем был кусок войлока, постеленный вместо ковра на землю, на котором она молилась большую часть ночи и засыпала перед рассветом. На этом месте построен Самтаврский монастырь во имя святой Нины. В ее пустынной келии находился крест из виноградной лозы, который вручила ей Дева Мария. Этот крест, как великое сокровище Грузии, хранится в Тбилиси, в Сионском соборе.


В греческих хрониках Нина названа Ноной, то есть монахиней и пустынницей. Пустыня, для сердца монаха это место встречи с Христом. Святая Нина часто удалялась в окрестности Мцхета, особенно на гору, теперь увенчанную храмом Джвари, где шум города и плеск реки не нарушал безмолвия. В горах тишина похожа на непроницаемую, прозрачную стену из хрусталя. Там она часами молилась Богу, а когда появлялись первые звезды на небе, как свечи, зажженные невидимой рукой перед иконостасом, то она спускалась вниз в столичный город, где окна домов светились как звездочки, упавшие на землю.


Проповедь святой Нины сопровождалась явлением силы Божией, особенно исцелением больных. Через иудеев, поселившихся на Кавказе, по крайней мере, с 7-го века до Р.Х., народы Грузии познакомились с библейским учением. Христианские общины, основанные апостолами еще с I века, из отдельных островков постепенно превратились в архипелаг, раскинутый среди моря язычества. К концу III столетия христианство было второй по численности религией после маздеизма. Грузия уже стала перед выбором, какой ей быть дальше: языческой или христианской, что избрать – Евангелие или Авесту, свет Креста или огни Заратустры?


Царица Нана, исцеленная от смертоносного недуга девой Ниной, сделалась христианкой. Царя Мириана, сына персидского шаха, с детства учили тому, что Иран – страна света, а с востока и запада его окружает царство тьмы – Туран и Рим. Жрецы Заратустры убеждали царя, что христианство это предвестник бедствий, о которых пророчествовал Заратустра, что это религия женщин и рабов, недостойная арийца, что истинная вера погибнет через женщину, как писал об этом индийский мудрец, за пять веков до Р.Х., что Иран создали великие герои, которые победили дэвов (великанов) из Турана, а из-за христиан погибла Иудея и наступил закат Рима.


Царь находился в тяжелом раздумье.


Где истина? Куда он должен вести свой народ? Будут благословлять и ли проклинать его имя потомки? Весы истории в его руке колебались. Было неизвестно, какая чаша перетянет вниз. Но сомнение царя решило чудо – он был спасен от смертельной опасности, когда призвал неведомого Бога святой Нины. Царь Мириан стал первым христианским царем Грузии. Согласно греческих хронографов, обращение Грузии произошло в 318 г. от Р.Х., крещение Грузии по Картлис Цховреба (Жизнь Грузии) в 326 г., а время иерархического устройства Грузинской Церкви 337 г.


Священниками и епископами, присланными из Византии, было совершено крещение народов Грузии в Арагви. Место, где крестились царь Мириан и князья, по сей день называется “купелью вельмож”. Ниже, по течению реки, в ее водах, как в огромной купели, был крещен народ.


В водах Арагви погасли огни Заратустры; в волнах Арагви была смыта кровь человеческих жертвоприношений, проливавшаяся перед идолами до царствования Рева Праведного (2 в. до Р.Х.), и смыта грязь языческих теургий и магий. В Арагви были сброшены как трупы в общую могилу обломки разбитых идолов. На воды Арагви во время крещения Грузии сошел Дух Святой, как на воды Иордана.


Святая Нина обошла с проповедью всю Картли и Кахети. Она поднималась в горные селения, которые были похожи на орлиные гнезда, свитые на отвесной скале над бездной. Она проповедовала во дворцах вельмож и хижинах бедняков. День и ночь она проводила в заботах о новокрещенном народе, как крестная мать о своих детях.


Подвиг своей жизни святая Нина завершила в восточной области Грузии Эрети, в селении Бодбе. Как надгробный памятник на ее могиле стоит храм святого Георгия Победоносца. Здесь равноапостольная Нина почивает святым телом, а душой – в каждом храме, в каждом городе, в каждом селении Грузии. Она – в сердце Грузии, и Грузия в ее сердце.





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.01.2019. 27 января день памяти святой равноапостольной нины