Десять лет спустяЯ и сайт в исторической перспективе Трудно сказать, сколько это – десять лет? Много или мало? Декада кажется нам каким-то значимым и, что называется, «круглым» сроком только лишь из-за того, что у нас десять пальцев на руках. По большому счёту не важно, сколько времени прошло, важны только действия, которые за это время были предприняты, и, разумеется, плоды этих действий. Тем не менее, эти страшные цифры с нулями всегда подталкивают к неким размышлениям, претендующим на глобальность. Составить по результатам этих глубоких раздумий краткий отчёт весьма полезно прежде всего для себя самого, чтобы понять, где, Недавно я обнаружил что близится десятилетие моего пребывания на сайте стихи.ру. Первого октября две тысячи шестого года я опубликовал первое произведение, а точнее, первый сборник произведений на этом сайте. Сегодня я хочу проанализировать, как изменился сайт, как поменялось моё отношение к его содержимому и как, наконец, изменились собственные мои стихи. Не секрет, что стихра давно стала притчей во языцех. Её всегда упоминают когда хотят подчеркнуть отсутствие настоящего поэтического слова. Действительно, из произведений более чем семисоттысячной (сентябрь 2016 г.) «армии поэтов» сайта чрезвычайно сложно отыскать хоть что-нибудь приличное. Я в своё время находил некоторое удовольствие в том, чтобы писать на слабые стихи разгромные рецензии. Каюсь, грешен. Однако, я довольно быстро понял, что занятие это во-первых быстро приедается, а во-вторых абсолютно бессмысленно. Невозможно искусственно «наставить человека на путь истинный» если он сам не созрел для восприятия критики. Большинство авторов стихры рассматривают написание виршей не как нечто связанное с высоким искусством, а просто как увлечение, как часть своей социальной жизни в Интернете: они хвалят произведения друг друга, ревнуют, что кто-то позаимствовал их тему, ссорятся, мирятся и пр., то есть здесь происходят ровно те же процессы что и в любой другой социальной сети. Есть, безусловно, и интересные персоны, с увлекательными концепциями, но они, как правило, сайт быстро покидают и уходят в серьёзные издания. Их страничка остаётся По сути стихра представляет уникальную картину поэтического вкуса русскоязычного мира. Этим она особенно ценна. На этом уровне восприятия не работают оценки «плохо/хорошо». Просто в этот исторический момент народ под словом «поэзия» понимает именно вот это – то, что представлено на личных страничках – нечто силлабо-тоническое, немного эротическое, немного консервативное и охранительное. Думается, что за годы существования сайт накопил материала не на одну диссертацию не только по литературоведению, но и социологии, психологии и, вероятно, антропологии. За поддержание такой уникальной базы владельцев сайта стоит сердечно поблагодарить. Свобода, увы, никогда не абсолютна, нельзя не заметить, что со временем в правилах сайта появились пункты о «киберунижениях» и замене бранных слов отточиями. Эти пункты, особенно касающиеся «троллинга» очевидно, могут трактоваться расширенно и послужить поводом к удалению неугодных произведений и авторов. Проблемы со свободой слова характерны для многих соцсетей – настоящей легендой стал фейсбук, который банит пользователей без предупреждения за вполне безобидные посты. Это, разумеется, не тот тренд которому следует быть послушным. Позорная кнопка «пожаловаться» должна навсегда исчезнуть со всех сайтов, а язык произведения должен оставаться таким, каким задумал его автор – без обрезаний и многоточий. Что касается интерфейса, то здесь стихи.ру выгодно отличается от аналогичных сайтов. Простой, текстоориетнированный дизайн, строгий облик, ничего (ну почти ничего) лишнего. Надеюсь, администрация и дальше воздержится от введения «модных фищек», при этом всё-таки введя возможность сортировки списка ссылок на авторской странице. Движок сайта вполне корректно отображает типографические символы, что выгодно Сегодня я не могу вполне точно восстановить хронологию, но похоже что публикация на стихре стала практически первым обнародованием моих произведений, если не считать самиздатовских сборников, выпущенных мной ещё в школе. Получается, что до стихры я не мыслил свои произведения в контексте общественного интереса к ним. Если раньше я писал, как говорится, «в стол», то сейчас я уже в процессе написания стихотворения думаю о его публикации. Не столь принципиально, состоится эта публикация онлайн или на бумаге. Хотя, я, конечно же, покривлю душой если скажу, что «бумажный» выпуск моей подборки для меня равноценен выпуску на сайте, даже и с редакторским отбором. Видеть своё имя напечатанным типографской краской – истинный бальзам на душу любого автора, и я не исключение. Другой важный момент – я стал мыслить именно подборкой стихотворений как единым целым, хотя произведения в подборке могут довольно сильно различаться. Раньше, когда я слышал, к примеру, о поэзии Александра Блока, у которого каждое отдельное стихотворение – часть общего монолитного корпуса, я не мог этого постичь, а теперь сам Что касается моей подкованности в теории стиха, то тут я за десять лет не слишком далеко продвинулся. До сих пор я вспоминаю советы Арсена Мирзаева, небольшой мастер-класс Бориса Алмазова, преподанный мне ещё когда я был школьником, и лекции Юрия Орлицкого, которые я прослушал несколько лет назад. Вот по сути и всё моё поэтическое образование на сегодня. Хотя я не считаю, что поэт должен непременно закончить Литературный институт им. А. М. Горького, своё погружение в теорию я планирую продолжить. Литературный институт не выпускает поэтов, он выпускает выпускников Литературного института, прекрасную книгу Георгия Шенгели также нельзя воспринимать как догму и «символ веры» – именно своей неточностью и привлекает меня поэзия. И ещё долго будет меня к себе манить. Ну а сайту стихи. ру остаётся пожелать оставаться онлайн и служить полем для «расцветания всех цветов». © Copyright: Алексей Веселов, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|