Город Клинцы, основанный старообрядцами в 1707...

Александр Савостьянов: литературный дневник

Город Клинцы, основанный старообрядцами в далёком 1707 году, в дополнение к собственному гербу и флагу города, наконец-то обзавёлся и своим собственным гимном, утверждённым решением главы города В. В. Беляй. Это действительно знаковое событие за почти более чем трёхсотлетнюю историю города. И мне, как коренному клинчанину, очень приятно. Аплодисменты авторам! Браво!


Стихи Н. И. Астапенко
Музыка В. А. Грибанов


Гимн города Клинцы


Ты стоишь средь корабельных сосен,
Город наш любимый и родной.
Гордость мы в сердцах горячих носим,
Что с Клинцами связаны судьбой.


Припев:


Славься наш город родимый,
Славься во веки веков!
С самого детства храним мы
К родине малой любовь.


Город героический, красивый,
Нам других дороже и милей.
Брянщины частица и России
Колыбель талантливых людей.


Припев:


Реет флаг российский над Клинцами,
Плещется стодольская вода.
Мы с тобой, и ты навеки с нами,
Город ратной славы и труда!


Припев:


В соответствии с томом XV «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона клинцы (стар.) — «узор на ткани, наподобие треугольников». Вот и выходит, что фамилия «Клинцов» произошла от вышедшего из употребления слова. Такие слова лингвисты называют историзмами, в отличие от просто устаревших слов, они не имеют синонимов в современном языке.


История города Клинцы
©2009-2011 Клинцовский портал "www.klintsy-portal.ru"

Слобода Клинцы была основана в 1707 году крестьянами-старообрядцами на арендованных у помещика Бороздны землях и названа по фамилии первых поселенцев Клинец во множественном числе, братья Клинцы.
Поселение возникло благодаря тем, кто принял вызов, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона (1652-1681), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676).
В 1667 году Церковный Собор предал анафеме всех противников реформы и передал борьбу с ними светским властям. Собор осудил не только "раскольников", но и всех древнерусских святых, державшихся старых обрядов, обвинив их в невежестве и безрассудстве: "Глупы-де были и не смыслили наши русские святые, не ученые-де люди были – чему им верить? Они-де грамоте не умели!"
Так, как для строительства посада была арендована земля у помещика Бороздны, то ее нельзя было отобрать в пользу казны, как собственность старообрядцев. Тогда в 1715 году Петр Первый наказал своим указом помещиков, отдавших свою землю в аренду, о том что это было именно наказание помещиков можно прочесть в книге "Военно-статистическое обозрение" 1851 года издания, передав ее в собственность арендуемым.
В результате передачи арендуемых земель в собственность старообрядцев, возможно преследовалось две цели отвадить помещиков, отдавать свои земли в аренду старообрядцам, и появлялась возможность отобрать эти земли в казну, теперь как собственность старообрядцев по раннему указу. Вторая цель, так и так и не осуществилась в связи гибелью Петра Первого.
У многих клинцовских сайтов бытует ложное представление об Указе Петра, который за борьбу жителей слободы против шведов подарил с барского плеча не принадлежащие ему земли Бороздны в собственность жителям посада. Он наказал за дачу в аренду земель Бороздну, чтобы другие помещики не сдавали в аренду земель староверам. Если судить по переписи 1715 года, то из взрослого населения очень "боевой" отряд получился бы. Из истории сражения со шведами все же происходили на землях у Чертович (современное название Ольховка) и Воловки, второе у Ущерпья. Старообрядцы принимали в них участие, но это были не жители посада.
Появление Указа Петра Первого рассорило жителей посада и Бороздну, который судился с жителями посада Клинцы всю свою жизнь из-за арендованных ранее земель отца. А вот подать на царя Петра в суд за неправильный Указ видно пороху не хватало. Хотя формально Бороздна правильно указывал, что грунтовые земли были совсем не те, но это произошло тоже в связи с изменением русла реки Туросна Картавая из-за строительства плотины семейством Бороздны в Стодоле для водяной мельницы.
В 1782 Клинцы становятся посадом в составе Суражского уезда. С начала 80-х годов XVIII века старообрядцы стали сотрудничать и с типографией Почаевского униатского Успенского монастыря. В феврале 1781 г. префект почаевской типографии Спиридон Коберский получил разрешение Луцкого епископа (Киприана Стецкого) на издание книг по договорам со старообрядцами, а в ноябре 1782 г. их печатание уже производилось под наблюдением Феофилакта Терентьева , жителя Черниговской губернии Суражского уезда слободы Клинцов.
Заказчиком старообрядческих изданий в Почаеве был также клинцовский житель, купец В. Я. Железников, получивший на это позволение и особый "привилей" униатского митрополита.
Деньги на изготовление книг, собирались и отправлялись в посад Клинцы московскими старообрядцами Рогожского поселка, так как многие из посада Клинцы были из Москвы. Некоторое время мужчин посада Клинцы называли москалями, женщин московками, речку Туросну Картавую в пределах посада Московкой. Многие семьи имели на Рогожском кладбище семейные могилы. Есть предположение, что в Москве существовало своеобразное лобби, которое благоприятствовало посаду.
При так называемых выгонках Ветки, старообрядческого центра в Польшк, сейчас это Гомельская область, репрессии не затрагивали посад, не смотря на то, что именно в посаде Клинцы было еписковство. Это проявляется и в заблаговременной закупке бумаги для книг еще до царского разрешения о частных типографиях. И само решение появляется в тот момент , когда в посаде закуплено оборудование и смонтировано. Ранняя закупка бумаги позволила не смотря на водянные знаки и год изготовления, свободно печатать подпольные тиражи. Позднее это проявляется в царском разрешении о гимназиях, для открытия в посаде потребовался царский Указ, строительство гимназий разрешалось только в уездных городах.
Позднее он стал не только поставлять заказы типографии, но и участвовал в их осуществлении, скорее всего, арендуя оборудование типографии, и используя ее работников. Однако отношения Железникова с типографией не долго оставались бесконфликтными. В 1785 г. монастырь предъявил ему свои претензии, связанные с тем, что, печатая книги в Почаеве, он подряжал гизеров на стороне. До 27 февраля 1802 года посад Клинцы входил в Малороссийскую губернию. С 27 февраля 1802 года посад Клинцы в Черниговской губернии, Суражский уезд.
Открытые в посаде Клинцах Черниговской губ. купцами-поповцами Василием Яковлевым, Железниковым, Дмитрием Степановичем Рукавишниковым, Федором Карташевым старообрядческие книгопечатни, печатавшие богослужебные книги с подлинников дониконовского издания.
стало возможным по указу имп. Екатерины II от 1 февр. 1783 г., дозволявшему частным лицам в России иметь "вольные типографии". Кроме перепечаток дораскольных книг у Карташева делались еще "венчики" и разрешительные молитвы, возлагаемые на умерших.
В 1797 г. имп. Павел отменил разрешение Екатерины, и старообрядческие типографии прекратили свою деятельность, но у Карташева в Клинцах хранилось все печатное оборудование вместе с недопечатанными книгами. Два года спустя малороссийский военный губернатор Миклашевский возбудил по этому факту против содержателей типографий уголовное дело, которое длилось до 1823 г.
Станки и оборудование у Карташева отобрали, а в 1801 г. имп. Александр I, после ходатайства единоверцев о печатании для них книг с подлинных дораскольных образцов повелел: "Типографии в посаде Клинцах быть по-прежнему, но с тем, чтобы напечатание оных книг производилось с ведома и дозволения правительствующего Синода, и для того назначить Синоду способных надзирателей и поднести о сем доклад".
Клинцовские книгопечатники, узнав об указе, обратились к малороссийскому губернатору князю Куракину, пользовавшемуся особым доверием имп. Александра I, чтобы им разрешили возобновить работу. Куракин милостиво согласился исходатайствовать разрешение на это.
Старообрядцы учли такую благосклонность князя в свою пользу и сразу же возобновили книгопечатание на девяти станах. Как и ожидалось, Александр утвердил доклад Куракина, но с поправкой, чтобы "основать типографию от общества, а не как принадлежность частного лица".
Однако это решение встретило решительное сопротивление Синода, и в частности архиеп. ярославского и ростовского Павла. Князь Куракин вынужденно отступился, и разрешения на возобновление типографии не последовало.
В 1811 г. на просьбу Акима, сына умершего к тому времени Федора Карташева, о возобновлении книгопечатания в Клинцах последовал указ Синода от 28 июня 1812 г. о запечатании типографии и поручении за ней надзирать земскому суду. Одновременно власти спохватились, что с 1805 г. типография Карташева в Клинцах печатала продукцию без дозволения и без ведома начальства.
Типография Карташева. Известно лишь одно, несомненно принадлежащее ей издание – Псалтирь с восследованием, печатание которой было закончено 5 июля 1787 г. Это издание оказалось единственным, в котором указывались настоящее время и место выхода книги, а также действительное имя типографа.
В дальнейшем, деятельность типографии, активизировалась настолько, что в 1789–1797 гг. ею было выпущено более 60 изданий, которые характеризовались наделением книг ложными выходными сведениями с указанием в качестве места издания Почаева, Львова, Гродно, Супрасля и даже Кутейно.
Типография Железняковых и Рукавишникова. Деятельность заведенного в Клинцах типографского предприятия, была столь успешна, что с осени 1786 г., или марта 1787 оно расширилось и оборудование разместили в двух домах. Это стало возможным еще и благодаря тому, что были подготовлены квалифицированные специалисты по книгопечатанию.
Есть основания полагать, что эти заведения в дальнейшем работали как самостоятельные типографии. Судьба типографского материала Д. Рукавишникова более загадочна. Известий о том, чтобы он предпринимал какие-либо действия для возвращения ему конфискованного, нет.
Орнаментика, применявшаяся в его изданиях, обнаруживается вновь только в нач. XIX в. - в книгах, изданных тип. Ф.К. и А.Ф. Карташевых в Клинцах. Всего за легальный период деятельности типографии было напечатано около 40 изданий.
С 1830 года начинается в посаде открытие текстильных фабрик.
Если учитывать, что в это время в России крепостное право, а в посаде крепостных нет, а численности работоспособного населения посада не хватает для нужд промышленности, в посаде возникает так называемый вахтовый способ. При всех крупных фабриках строятся дома и бараки для рабочих. С окрестными помещиками заключаются договоры об отработки их крестьянами барщины на предприятиях посада.
К примеру на Зубовской фабрике существовал договор с владелицей села Творишино. Поэтому не удивительно, что многие живущие потомки сейчас в городе Клинцы имеют родство именно в Творишино. Вахтовый метод позволил увеличить производство. Но не всем хватало квалифицированных рабочих рук. Тогда возникает еще один способ их получения. Исаев выкупает место у двух близкорасположенных рек и приглашает на жительство иностранных рабочих. Так возникает немецкая колония Новые Мизиричи.
В 1900 году посад был электрофицирован (известно местонахождение только довоенной генераторной), в нем было 10 суконных фабрик, 3 чулочных заведения, кожевенных, выделывающих баранью кожу, заводов 11 , два чугунолитейных завода, 1 полотняный, 1 маслобойный завод, 2 мыловаренных, три кирпичных завода, общественный банк, среднеазиатский банк 1808 года(позже городской Дом пионеров), сберегательная касса, банкирская контора, почта, телеграф, кинотеатр Пате, три профессиональных театра, аптека и аптекарский склад, три комиссионных конторы.
Пять церквей — одна новообрядческая православная и 4 православных единоверческих и православных старообрядских(Вознесенская церковь - разобрана в 1941 году для строительства из ее бревен противотанковых рвов, каменная церковь,в предвоенные второй хлебозавод - разбомлена в 1943 году, Троицкая церковь сгорела в 1972 году, оставшие две сохранились до сих пор это Петропавловская и Преображенская, из часовни цвитера при Вознесенской церкви - Никольская).
В пригороде два старообрядских монастыря ( монастырь Полоса, на его месте некоторое время был пионерский лагерь, и Николо - Пустынский монастырь, сохранилась одна из церквей Николо - Пустынский монастыря - сейчас это многоквартирный дом на Зубовке).
Три синагоги, сохранилась одна - спортзал при текстильном техникуме.
Деревени Ардонь, Стодол, Почетуха, Ореховка, Глуховка, Николо - Пустынский монастырь (Зубовка, считался находящимся в 2 верстах от посада), хутор Солодовка, не входили в состав посада).
В 1916 году начинает печататься Клинцовская газета.
В посадах нельзя было строить гимназии, только в уездных городах, но с личного разрешения царя Николая Второго, в посаде Клинцы возникают и женская и мужская гимназии. На фотографиях 1910 года хорошо видно , что посад уже полностью электрофицирован, включая Почетуху. Так что не все так просто в нашей с Вами истории города Клинцы
В 1918 году по Брестскому договору находился в Украинской народной республике, Черниговская губерния, Суражский уезд. В конце 1918 года посад Клинцы включен в состав РСФСР, Черниговская губерния, Суражский уезд. С 11 июля 1919 года в составе Гомельской губернии Суражский уезд.
С 1921 года посад Клинцы в составе Гомельской губернии Клинцовский уезд. В 1925 году посад Клинцы становится городом Клинцы. С 14 января 1929 года город Клинцы в составе Западной области, Клинцовский округ, Клинцовский район.
С 19 октября 1937 года город Клинцы в Орловской области, Клинцовский район. С 5 июля 1944 года город Клинцы в Брянской области, Клинцовский район. С 1985 года город Клинцы в составе Брянской области, Клинцовский район.


При перепечатке и использовании материалов их в любой форме, ссылка на "www.klintsy-portal.ru" обязательна.



Этимология выражения «Брянский волк»


­­­Брянск


Сергей Николаевич Марков
http://stihi.ru/avtor/sermar1


То червонны, то сини
Воды славной Десны.
В древнем имени Брыни -
Свет славянской весны.


Брянск не пал на колени,
Светит солнечный щит.
Из глубин поколений
Вещий голос звучит:


«Я в веках не моложе
Величавой Москвы;
В старом каменном ложе
Белый щебень и рвы.


Пели чёрные стрелы
У дубовых ворот,
Но лесные пределы -
Мой надёжный оплот.


С Половецкого поля
Приносило грозу -
Враг нашёл себе долю
В тёмном Брынском лесу.


Величавые знаки
Гордых русских гербов -
Копья, стрелы и злаки,
Листья древних дубов.


Был столетним оплотом
Мой серебряный щит.
Я тянулся к высотам,
Русской славой повит.


Я вздымался на взгорье,
У меня на груди -
На балтийское взморье
И в Полесье пути.


Герб петровского мира
Вёл меня к высоте -
Золотая мортира
На багряном щите».


...Осквернив поднебесье,
Сквозь пожары и хмарь,
К светлой Брыни с Полесья
Шёл тевтонский дикарь.


Над Десною-рекою -
Окровавленный щит;
Волосатой рукою
Щит железный прибит -


Герб немецкой неволи,
Царства пыток и мук,
На коричневом поле -
Крестовидный паук.


Тонут в чёрном тумане
Серебро и лазурь...
...Но в лесном океане
Волны радостных бурь.


Вновь светлеют твердыни
У крутых берегов,
Недра хвойные брыни
Скроют кости врагов.


Щит тевтонский расколот,
Снова всходит наш герб,
Где колосья, и молот,
И сверкающий серп.


1944


Этимология выражения «Брянский волк»


После нашествия Батыевых орд литовцы решили, что настал час завладеть окончательно разгромленной, по их мнению, Русью. В 1259 году они жестоко разграбили Черниговскую землю, а в 1263-м Миндовг отправил объединённое громадное войско в пределы Брянского княжества, одного из немногих не разоренного Ордой и превратившегося в одно из самых могучих государств Европы того времени.


Победа брянского князя была вопросом выживания и для всего русского народа, только что пережившего чудовищное нашествие Орды, не менее значимой, чем отражение набегов шведов и Тевтонского ордена. Вот почему Роман Брянский стал героем былины «Набег литовцев», в которой предстает не только защитником христианских святынь, своего княжества, но и народным заступником.Брянский князь Роман этот владеет сверхъестественной силой, он — оборотень:


Как на то ведь Роман был хитёр-мудёр:
Как водою он ходил да рыбой-щукою,
По поднебесью летал да ясным соколом,
По подземелью ходил белым горносталём,
Как ведь чёрныи грязи — чёрным мядведём,
А дыбучи болота-ти — серым волком.


Эта строка былины вполне объясняет происхождение выражения «Брянский волк».
Победа Романа Брянского имела серьёзные последствия. Литва, ослабленная поражением, надолго погрузилась в междоусобные войны и перестала всерьёз угрожать Руси. Брянский волк-оборотень спас Русь. ©




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.09.2011. Город Клинцы, основанный старообрядцами в 1707...