первые русские переводы ХайямаВот в качестве примера перевод из публикации 1891 года: О, бойся тело отдавать На пищу горю и страданьям, Томясь слепым любостяжаньем Пред белым серебра сияньем, Пред желтым златом трепетать! Пока веселья час не минет И теплый вздох твой не остынет - Твои враги на пир тогда Придут как хищная орда! Приведем для сравнения дословный перевод рубаи: Смотри, не подвергай свое тело горестям и страданьям Ради того, чтобы копить белое серебро и желтое золото, Прежде чем остынет твой теплый вздох, Потрать все с друзьями, иначе все пожрет твой враг! Переводы точны по смыслу и звучат живо. Вот один из переводов: Где прежде замок высился надменно До самых облаков, Куда в чертоги шли цари смиренно С покорностью рабов, Я видел: горлица нахохлившись сидела И, нарушая сон, Кричала, словно вымолвить хотела: Где он? Где он? Ниже следует точный перевод рубаи (это один из самых известных стихов Хайяма): У того замка, который когда-то подпирал небосвод, А государи падали ниц у его портала, Увидел я горлицу на зубцах его башни, Она сидела и кричала: Ку-ку? Ку-ку? (Где? Где?) Вот в виде образца одна из "строф Нирузама": Увы! Кончаются младые наши лета, И юности весна назавтра отцветет, И радостная песнь закончена и спета, И завтра навсегда в устах моих замрет. А я так и не знаю откуда и куда, Как птичка, юность та сама ко мне явилась, Понять не в силах я, как наконец случилось, Что птичку эту вновь не встречу никогда. Стихи представляют собой вольный перевод, хотя и достаточно близкий, следующего известного рубаи Хайяма: Как жаль, что окончена книга юности И ранняя весна жизни обернулась зимой. Та птица радости, которую звали молодость, Увы, не знаю, когда прилетела и когда скрылась. Путем вольной импровизации на основе хайямовских мотивов пошел переводчик А. Н. Данилевский-Александров. Он создал три песни, каждая из которых построена на нескольких, сближенных по мысли, рубаи. Эти песни, названные переводчиком "Рай и вино", "Кисмет" и "Воля бога" с общим заголовком "Из руббаи, то есть куплетов Омара Хайяма", были помещены в вышедшей в 1910 году книге "В мире песни". Приведем здесь текст третьей песни, в которой близость к персидско-таджикскому подлиннику ощущается в наибольшей степени: Все, что существует, это след лишь Воли всемогущей грозного Алла, И в теченье жизни, и в людских деяньях Нет свободной воли, нет добра и зла. На скрижалях мира пишет он судьбою, И судьба для жизни лишь дает закон. Все усилья наши -- это возмущенья И смятенья духа и бессильный стон. Беспредельно море с мрачной глубиною, Но оно ведь меньше всех пролитых слез, Ад -- лишь искра только муки бесполезной Страждущего духа на руинах грез. Если ж есть средь прозы проблеск утешенья, Если сердце чует светлый рай порой, То судьба дарит нам, по веленью бога, Этот рай цветистый только лишь с мечтой. Древо печали ты в сердце своем не сажай, Книгу веселья, напротив, почаще читай, Зову хотенья внимай и на зов отвечай, Миг быстротечный встречай и лозою венчай. Это является примитивизирующим переводом известного рубаи Хайяма: Нельзя растить в сердце росток печали, Надо безотрывно читать книгу наслаждений. Нужно пить вино и потакать желаниям сердца, Ведь неизвестно, сколько времени дано нам побыть на свете. К чему грустить нам о грехах? Напрасна грусть твоя, Хайям: Ведь милость и нужна лишь там, Где есть грехи; кто ж свят, тому И так прощенье ни к чему. Хайям! К чему так сокрушаться из-за грехов? Есть ли хоть какая польза от страданий в конце концов? Если нет прегрешений -- нет и прощенья, Прощенье-то и возникло из-за грехов. Так зачем скорбеть? Помещаем один из самых удачных переводов: Ничтожен мир, и все ничтожно, Что в жалком мире ты познал; Что слышал, суетно и ложно, И тщетно все, что ты сказал. Ты мыслил в хижине смиренной, О чем? К чему? Ты обошел концы вселенной, - Но все пред Вечностью -- ничто. Точный перевод текста Хайяма следующий: Ты видел мир, но все, что ты видел, -- ничто, И все, что ты сказал и слыхал, -- ничто, Из конца в конец весь мир обошел -- ничто, И если лишь по дому ползал -- ничто. Помещаем один из самых удачных переводов: Ничтожен мир, и все ничтожно, Что в жалком мире ты познал; Что слышал, суетно и ложно, И тщетно все, что ты сказал. Ты мыслил в хижине смиренной, О чем? К чему? Ты обошел концы вселенной, - Но все пред Вечностью -- ничто. Точный перевод текста Хайяма следующий: Ты видел мир, но все, что ты видел, -- ничто, И все, что ты сказал и слыхал, -- ничто, Из конца в конец весь мир обошел -- ничто, И если лишь по дому ползал -- ничто. Сличение с подлинным текстом показывает точность этих переводов, однако лаконичность русских стихов в ряде случаев достигается опущением некоторых художественных деталей, что упрощает поэзию Хайяма. Покажем это на одном примере. Вновь плачет облако на бархат луга... Трава нас веселит, но -- боже мой! Кого та зелень усладит собой, Что вырастет из нас? Набежало облако и вновь пролило влагу над лужайкой, - Нельзя проводить время без вина цвета розы. Сегодня мы любуемся этой зеленой травой, - Кто-то будет любоваться травой, что прорастет из нашего праха? полный текст в ссылке... © Copyright: Проницательный, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|