***

Казаков Юрий Валентинович: литературный дневник

в начале 1945 года произошел неприятный инцидент, который, впрочем, инцидентом и остался. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер подписал приказ об аресте Ольги Чеховой, кинозвезде Третьего рейха, приближенной самого фюрера. Что значит попасть в гестапо, она прекрасно знала. Но этого, к счастью, не произошло. Когда эсэсовцы во главе с Гиммлером вошли в её дом на Гросс-Глинике, они увидели, что утренний кофе она пьёт вместе с Гитлером. Арест так и не состоялся. Ольга никогда не называла причину, из-за которой Гиммлер хотел расправиться с ней. Но сам факт желания арестовать и вывести актрису из-под опеки фюрера говорит о многом. Тем более, что сам Гитлер сообщил ей, что он ясно выразился Гиммлеру, сказав: «Я беру над фрау Чеховой шефство». Знал-ли Гитлер о разведывательной деятельности Чеховой? О том, кем она была Сталину? А если знал, то почему препятствовал её аресту? Или он был слишком самоуверен и не допускал мысли, что его может обманывать эта беззащитная женщина? Что она могла сообщить Сталину точное время танкового удара под Курском?
В 1921 году актриса МХАТа Ольга Константиновна Чехова обращается к Луначарскому, народному комиссару просвещения, с просьбой разрешить ей поездку в Берлин «для получения образования в области кинематографии». Обстоятельства этого отъезда покрыты тайной, как и многое в последующей жизни Ольги Чеховой. Документальных свидетельств не сохранилось или они не обнародованы, но по слухам отъезду предшествовали длительные беседы Ольги с Яном Карловичем Берзиным, зам. начальника Разведупра Штаба РККА.
Германия приняла Ольгу Чехову. Все-таки хотя и носила она настоящую русскую фамилию, но корни-то у нее были чисто немецкие. Да и внешностью, как говорится, обладала чисто арийской. Высокая, стройная, со светлыми волосами, надменным лицом и голубыми глазами. Она умела покорять и очаровывать людей. Да, она была красива и смотрелась на экране великолепно. Кинокритики отмечали, что на нее просто смотреть было удовольствие. Ничего особенного вроде бы не делала, да и роли исполняла однообразные и однотипные, в основном авантюристок и аристократок (очень подходили к ее типу), но зрители ее выделяли из череды остальных.
Укрепил позиции Чеховой и довел до звания «Государственной актрисы Германии» один случай. В начале тридцатых годов на экранах появилась великолепная Марлен Дитрих, актриса, несомненно, великая и талантливая. В хорошие времена Ольге Чеховой с ней бы не поспорить. Что скрывать, не тот уровень. Но Дитрих прельстилась обещаниями Голливуда и уехала в Америку. А Чехова осталась. Вот так. Разве могла не оценить Германия такого патриотического поступка? Ольгу Чехову представляют Гитлеру, Гиммлеру, Геббельсу. Со всеми она на «дружеской ноге». Ученица русской школы театрального искусства становится первой звездой гитлеровского кинематографа. Разгадка проста: актриса сумела сблизиться с Евой Браун, официальной «любимой женщиной» Гитлера, и знала от неё всё, что касалось личной жизни фюрера.
Познакомились они совершенно случайно летом 1935 года в мюнхенской опере. В тот вечер давали «Тристана и Изольду» Вагнера, и соседкой Чеховой по ложе оказалась молодая красивая немка с грустным лицом. Разыгрывавшаяся на сцене история трагической любви французского рыцаря и жены короля, видимо, так действовала на неё, что женщина то и дело вытирала слезы. «Всё, как и у нас с Адольфом: долг убивает чувства!» - вырвалось у неё. Это тронуло Ольгу, и она постаралась утешить немку, назвавшуюся Евой Браун. В то время это имя было ещё мало известно, хотя слухи, будто Ева Браун - любовница набиравшего силу нацистского вождя, уже ходили. Интуиция подсказала Ольге, что такое знакомство может оказаться полезным. Поэтому, когда после спектакля немка попросила её поставить свой автограф на театральной программке, Чехова тут же согласилась и даже пригласила Еву посетить киностудию, чтобы посмотреть, как делается кино. Так началась дружба знаменитой актрисы с подругой фюрера Евой Браун, оказавшейся особой довольно откровенной. Все эти «женские секреты» мгновенно оказывались в Москве и докладывались Сталину.
Вскоре Ольге удалось добиться особого расположения Гитлера, который ради неё устраивал большие приемы. Когда фюрер на глазах у нескольких тысяч присутствующих нежно поцеловал ей руку и удалился с ней в соседнюю комнату, это вызвало среди высокопоставленных лиц и промышленников ошеломление. Её близкими подругами, помимо Евы Браун, были Магда Геббельс, Лени Рифеншталь, она общалась с женой Геринга актрисой Эмми Зоннеман и Анной Элизабет фон Риббентроп. Но главное, Ольгу Чехову любил сам фюрер, ставивший ее выше признанных актрис Марики Рёкк и Цары Леандер. Была ли Ольга любовницей Гитлера? Сама она об этом не пишет, а сплетни – они и есть сплетни. Пусть это останется её тайной.
С большим основанием можно утверждать, что она отвечала взаимностью на любовь другого вождя – Иосифа Сталина. И оставалась преданной ему всю свою жизнь. В своих мемуарах генерал-лейтенант Павел Анатольевич Судоплатов отмечает: «Известная актриса Ольга Чехова, бывшая жена племянника знаменитого писателя, была близка к Радзивиллу и Герингу и через родню в Закавказье связана с Берией». Там же, в Закавказье, Ольга Константиновна фон Книппер–Доллинг (это ее полная девичья фамилия) познакомилась и со Сталиным. Она родилась 14 (26) апреля 1897 года в городе Александрополе (Ленинакане) в семье известного немецкого инженера Константина Леонардовича Книппера, который сделал блестящую карьеру в бурный период железнодорожного строительства в России. Он стал сподвижником тогдашнего премьер-министра С.Ю. Витте и ему поручили руководство строительством Закавказской железной дороги. Поэтому семья Книппер попеременно жила то в Тифлисе, то в Царском селе, и маленькая Ольга считала эти два места одинаково родными для себя. Но родными они были и для Иосифа Джугашвили, который уже в 1903 году был введен в состав Тифлисского комитета РСДРП, а в 1910 году стал уполномоченным ЦК партии («агентом ЦК») по Кавказу.
Дослужившись до звания действительного тайного советника, Константин Леонардович подал в отставку. Еще ранее по чину действительного статского советника он получил потомственное Российской империи дворянство. В 1910 году семья Книппер перебирается в Петербург. У них нередко гостит тетя Оля, в честь которой и назвали Оленьку. Прославленная артистка Художественного театра Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, жена Антона Павловича Чехова, была родной сестрой отца Оленьки. А в 1912 году в Петербург приезжает Иосиф Джугашвили, окончательно принявший в это время псевдоним «Сталин». В 1912—1913 годах он является одним из главных сотрудников первой массовой большевистской газеты «Правда». К тому же известно, что Сталин много читал, а его любимым писателем был именно Антон Павлович Чехов, муж тёти Оли и родной дядя Оленьки, которой шел уже шестнадцатый год. Однако в марте 1913 года Сталина в очередной раз арестовывают, заключают в тюрьму и по этапу высылают в Туруханский край Енисейской губернии, где он пробыл до конца осени 1916 года.
Тем временем, благодаря положению родителей, Ольга вращалась в кругу высшей российской аристократии и творческой интеллигенции. Её мать писала прекрасные пейзажи, родители часто играли в четыре руки на рояле, устраивали домашние спектакли и концерты. Здесь бывали Толстой, Рахманинов, Шаляпин. Но увлечение театром у Ольги было столь сильным, что ее родителям ничего другого не оставалось, как отпустить дочь в Москву к тете учиться театральному мастерству.
Воспитанная в доме высокопоставленного чиновника, да к тому же являясь внучкой фрейлины Императрицы, Ольга пользовалась большим успехом у молодых артистов Художественного театра. Многие с удовольствием хотели бы завести с ней роман. Но наиболее настойчивыми в этом отношении оказались два племянника мужа ее тети – Владимир и Михаил Чеховы. Соперничество в любви разрушает даже крепкие родственные связи. Двоюродные братья из-за споров по поводу Оленьки стали непримиримыми врагами. Она выбрала Михаила, и они тайно женились, не спросив благословения родителей. А Владимир в декабре 1917 года застрелился, похитив браунинг из письменного стола Михаила.
Нельзя не отметить и то, что Михаил Чехов был человеком богемным, экспрессивным и весьма избалованным. Сюда же прилагалось и то, что Михаил пил. К этому делу его сильно пристрастил отец, Александр Павлович, по всем сведениям законченный алкоголик. А поклонницы? У Михаила, как артиста определенно талантливого, их было множество. Причем, окружали они его не только в театре, но и дома. Даже тогда, когда Ольга забеременела. Беременность протекала тяжело, обстановка в доме не способствовала успешному её протеканию. Бывали нервные срывы, во время которых Ольга подумывала о прерывании беременности – принимала горячие ванны, прыгала с большой высоты. Но все завершилось успешно. Осенью 1916 года в семье Чеховых родилась девочка, которую по традиции, назвали Ольгой. Вот как об этом событии в своих воспоминаниях писала Ольга Леонардовна Книппер: «Наконец-то наши дети разродились. Ах, как мучительно было ждать и так близко ощущать, как Оля страдала. Часов 15 она кричала, выбилась из сил, сердце ослабело - тогда наложили щипцы, и вытянули 10-фунтовую здоровую девочку. Мы уже решили, что губы Олины, нос Мишин, а раскрывающийся левый глазок в меня. Миша с любопытством рассматривает незнакомку и говорит, что пока никакого чувства не рождается».
При этом последними исследованиями установлено, что Сталин, отбывающий в это время туруханскую ссылку, находился тогда в бегах. В частности, об этом сообщалось в 1988 году на страницах газеты «Советская культура» журналистом А. Лазебниковым, который на склоне своей жизни поведал о разговоре с Б.И. Ивановым, состоявшемся у них в 1935 или 1936 году. Отсутствие И.В. Джугашвили летом 1916 года в Курейке подтверждается свидетельством стражника, который обязан был ежедневно проверять его местонахождение. Все это вместе взятое дает основание поставить вопрос об очередном побеге И.В. Джугашвили из ссылки. При этом жертвой должен был стать стражник М.А. Мерзляков, который на протяжении всего отсутствия И.В. Джугашвили дезинформировал начальство, докладывая о присутствии своего подопечного в Курейке. Ни местное полицейское начальство, ни более высокие власти не предприняли против него никаких санкций, и этим самым как бы признали убедительность его версии о пребывании И.В. Джугашвили на острове Половинка. Получается, что полицейские власти проявили заинтересованность в сокрытии самого побега И.В. Джугашвили, даже несмотря на то, что сам факт побега был установлен.
В декабре 1917 года Ольга, собрав вещи, покидает дом Михаила Чехова. На прощание, видя, как муж переживает, она погладила его по щеке и сказала: «Какой ты некрасивый! Ну, прощай. Скоро забудешь». До её отъезда в Берлин оставалось ещё три года…
27 апреля 1945 года кинозвезда Третьего рейха, фаворитка фюрера, имевшая личный кабинет в его ставке, светская красавица и арийская богиня Ольга Чехова по личному указанию Виктора Семёновича Абакумова была вывезена сотрудниками «Смерш» и доставлена на самолете из Берлина в Москву, где она некоторое время жила на конспиративной квартире МГБ СССР. Можно только представить себе встречу Иосифа Виссарионовича Сталина, победителя в самой страшной войне в истории человечества, со своей любовью, так помогшей ему победить в этом тяжелейшем для страны испытании. Два месяца спустя, 25 июня, по указанию всесильного Лаврентия Павловича Берия также на самолете актрису со всеми возможными тогда удобствами доставили обратно в Германию, обеспечили продуктами и надёжной охраной. Можно нисколько не сомневаться: охрана, состоявшая из офицеров «Смерш», прошедших горнило фронтов и справлявшихся с прекрасно обученными немецкими диверсантами, была очень надёжной.
Почему Ольга Константиновна не осталась в Москве? Об этом мы узнаём из книги Зои Воскресенской-Рыбкиной «Теперь я могу сказать правду». В начале 50-х годов Зоя Ивановна выполняла спецзадание в Берлине. Лаврентий Павлович Берия, выступая против строительства социализма в Восточной Германии, планировал создать единое немецкое государство. Он искал различные пути для переговоров с канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром. В частности, используя широкие контакты бывшей кинозвезды Третьего рейха Ольги Чеховой, находившейся у него на связи. Это подтверждает и его сын Серго Берия в своей книге ««Мой отец — Лаврентий Берия». 26 июня 1953 года Зоя Воскресенская-Рыбкина встретилась с Ольгой Чеховой. Но именно в этот день в Москве был арестован «заговорщик» Лаврентий Павлович Берия. Разведчице приказали немедленно возвращаться, и ее контакт по поводу воссоединения Германии был оборван.
На Лубянке тем временем начались аресты. Под подозрение брали каждого. Вслед за Берией был арестован генерал-лейтенант Павел Анатольевич Судоплатов, с которым Зоя Ивановна бок о бок проработала два десятка лет. Разведчица не отказалась от своего начальника — на партийном собрании, где ее выдвигали в партком Управления внешней разведки, Зоя Ивановна взяла самоотвод, объяснив это тем, что с Судоплатовыми они дружила семьями. Её уволили «по сокращению штатов». До пенсии ей не хватало года, а приказ о двухлетнем пребывании в Китае не смогли разыскать. Полковнику Воскресенской-Рыбкиной предложили поехать в Воркутинский лагерь для особо опасных преступников на должность начальника спецотдела, которую занимал старший лейтенант, ожидавший замены.
Могла ли Ольга Константиновна вернуться в страну, которая так дико обошлась с самыми дорогими для неё людьми - Сталиным, Берией и другими? Её любимая тетя Ольга Леонардовна Книппер-Чехова умерла в 1959 году, так до конца и не узнав о той огромной роли в Отечественной войне, которую сыграла её «авантюристка», как любовно называла свою племянницу одна из самых благородных и замечательных женщин двадцатого века. Много тайн осталось и поныне.
9 марта 1980 года Ольга Константиновна, чувствуя, что наступают последние минуты, позвала внучку Веру и сумела только прошептать последнее желание. Ей из последних сил удалось объяснить внучке, на какой полке в их винном подвале находится та заветная бутылка шампанского. Вера поднесла бабушке бокал вина, который оказался последним в ее жизни. Ольга Чехова выпила его и, сумев произнести: «Жизнь прекрасна», отошла в другой мир.
Точно также поступил её знаменитый дядя Антон Павлович Чехов 76 лет назад. Он также попросил жену Ольгу Леонардовну принести бокал шампанского и, выпив его, скончался в немецком городке Баденвейлере.
Ольга Константиновна Чехова была чистокровной немкой по происхождению, крещённой по лютеранскому обряду, но похоронить себя она завещала по русскому православному обряду.
В 1984 году в связи с 80-летием со дня кончины Антона Павловича Чехова, внучка Вера, ставшая известной немецкой киноактрисой и прославившаяся своим бурным романом с Элвисом Пресли, решила снять документальный фильм «Чехов в моей жизни», впервые посетив Россию. Впоследствии она рассказывала, что бабушка, прожившая в Германии почти шестьдесят лет с 1921 по 1980 год, не хотела, чтобы Верочка ехала в Москву, и отговаривала её от этой поездки. Перед смертью бабушка почему-то до болезненности боялась России и никогда не вспоминала о том, что делала в годы войны. Хотя Россия постоянно жила в ее душе: и акцент у неё остался, и дома она говорила по-русски.
Фильм «Чехов в моей жизни» частично игровой, частично - документальный. По сценарию Вера Чехова приезжает в СССР встретиться с родственниками, посетить памятные места и могилы. Реальные сцены общения, застолий, разговоров, встреч и прогулок по Москве того времени перемежаются в фильме с архивными фото и съемками спектаклей. Вера Чехова играет в фильме саму себя. Для романтики в фильм добавлен актер, который знакомится с немецкой девушкой на улице и ухаживает за ней, показывая ей Москву. Концовка фильма снималась в усадьбе «Мелихово», а уличные сцены – в старых переулках в районе Плющихи, поскольку именно там в храме Воздвижения Креста Господня в 1901 году состоялось венчание Антона Павловича Чехова и актрисы Ольги Леонардовны Книппер. На роли статистов был приглашен какой-то танцевальный ансамбль и жители окрестных домов. Я уже начал было узнавать, кто от наших органов сопровождает съёмочную группу, чтобы устроиться туда переводчиком, но здесь вмешалась судьба.
Именно тем же самым летом 1984 года в Москве проходил Международный геологический конгресс, где я работал в Оргкомитете. Этот всемирный геологический форум проходил в Советском Союзе впервые, и Оргкомитет возглавлял министр геологии СССР Евгений Александрович Козловский. Поэтому я был так занят (позднее меня даже наградили серебряной медалью Конгресса), что не мог вырваться на съемки. Я знал, что Вера Чехова в Москве, но поделать ничего не мог.
Прошло два года. И вот в начале осени 1986 года мне на глаза совсем неожиданно попадается анонс последнего 153-го выпуска легендарного ZDF-шоу «Dalli, Dalli» с участием ... Веры Чеховой! Как раз осенью того же года я собирался в ГДР. Но как попасть в Западную Германию? Пришлось снова обратиться к бывшему помощнику Юрия Владимировича Андропова генералу Николаю Владимировичу Губернаторову, сославшись на наш с ним разговор об Ольге Чеховой и производственные проблемы, помешавшие мне встретиться в Москве с её внучкой. Все необходимые формальности были быстро улажены, и я отправился в Германию.
И вот 9 сентября 1986 года я наконец услышал, как неизменный ведущий шоу Ханс Гюнтер Розенталь объявляет: «Vera Tschechowa». Да, это она, именно такая, какой я себе её и представлял – безумно красивая, обольстительная, стройная, но, в отличие от Ольги Чеховой, в ней чувствовался какой-то необычный для немцев темперамент, скорее восточный, кавказский… Я долго искал глазами её взгляд среди беснующейся немецкой публики, и когда наши глаза встретились, я понял всё ...


P.S.


Прошло много лет. Опубликовав этой весной небольшую заметку к фотографии Веры Чеховой, я прочитал в комментариях следующие строки Ульяны Скойбеды из «Комсомольской Правды»:


— Андрей, вы на ней женились? Вы поняли, что она внучка Сталина? ))
— Да, Ульяна, понял. Но не женился - а жаль…



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2015. ***
  • 27.01.2015. ***
  • 19.01.2015. ***
  • 18.01.2015. ***
  • 15.01.2015. ***
  • 07.01.2015. ***
  • 04.01.2015. ***