Рецензии на произведение «Плач Ярославны»

Рецензия на «Плач Ярославны» (Светлана Бестужева-Лада)

Доброго времени Светлана. Спасибо Вам за просвещение. Чтобы знать историю Руси и России, не обязательно знать Ярославну, достаточно речь одной Светланы Игоревны! Да, это так, Вы по крупинкам собираете историю, Светлана. И она сияет по - новому, разными гранями. Это уже не плач Ярославны, это уже поход со шпагой Светланы. Помню Ваш первоначальный образ, который привлёк внимание к Вам. Творите во благо Отечеству! С Уважением и Поклоном к Вам Светлана Игоревна, Пётр

Морозов Пётр   28.11.2020 01:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Пётр. Первоначальный обрах растаял где-то в веренице прожитых лет. Шпага висит над камином, а перо все чаще ленится. Так что поход вряд ли состоится.
С уважением,

Светлана Бестужева-Лада   28.11.2020 16:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плач Ярославны» (Светлана Бестужева-Лада)

Здравствуйте, Светлана. Читаю эту историю наверное уже в третий раз и каждый раз поражаюсь. "Слово о полку..." конечно же главным героем подразумевает Игоря, в опере тоже центральным персонажем является он. Вы создали сильный и звучный образ Ярославны, хотя женщинам (тем более - на Руси) от века были предназначены второстепенные роли, но именно забота женщины, её любовь, заговоры, а впоследствии - молитвы хранят мужчин, дают им силы и успех. И наоборот, проклятие женщины может опрокинуть даже самого сильного мужчину - у Вас об этом тоже написано в другой истории.
Мне очень нравится Ваш стиль повествования - вроде бы всё просто, предложения недлинные и все высказывания по существу при наличии сухих исторических фактов. Но сколько скрытой силы в каждом рассказе, что мурашки по коже. Если бы учебники истории писали Вы, вполне вероятно это бы во много раз увеличило знания молодёжи, а также благотворно сказалось бы на нашем российском самосознании и гордости за наших предков...
Насколько я знаю, имя Ярославна означает Яриле (солнцу) славная, вполне возможно - само имя тоже повлияло на характер княгини. У меня уже почти взрослая дочь Яра (Ярослава), названная в честь... Ох и ярая)
Здоровья Вам и новых шедевров.
С теплом,
Лариса

Лора Катаева   10.10.2020 11:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Лора. Очень приятно получить от Вас такой развернутый и добрый комментарий.
Здоровья Вам, успехов и благополучия - во всем.
С теплом,

Светлана Бестужева-Лада   10.10.2020 16:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плач Ярославны» (Светлана Бестужева-Лада)

Спасибо за интересный и познавательный экскурс. С удовольствием и интересом прочитал. Вы замечательный рассказчик.

Владимир Горченков   25.09.2020 12:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Очень тронута.

Светлана Бестужева-Лада   25.09.2020 16:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плач Ярославны» (Светлана Бестужева-Лада)

Много раз, бывая в Боголюбово, что под Владимиром, я всматривался в женские барельефы на стенах храма Покрова-на-Нерли. ХII век. Там каждая - Ярославна. И каждая всматривается вдаль, пытаясь разглядеть своего. Не скачет ли? Живой ли?. И так сколько веков. Пронизывающее ощущение, особенно посреди осенней непогоды. Тогда кажется они ждут тебя, чтобы распросить о своих любимых.
Спасибо Вам за то, что напомнили мне о них.
http://stihi.ru/2020/09/19/8367

Дмитрий Зотов 07   19.09.2020 22:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий. Как всегда рада Вашему появлению.
С теплом,

Светлана Бестужева-Лада   20.09.2020 00:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плач Ярославны» (Светлана Бестужева-Лада)

Спасибо!..некоторое не знал!

Вадим Константинов 2   13.09.2020 20:38     Заявить о нарушении
Рецензия на «Плач Ярославны» (Светлана Бестужева-Лада)

Как и большинство Ваших эссе, сей труд - не только информативен и просто читабелен, но и вызывает желание у читателя (у меня - почти всегда) самому глубже копнуть и разобраться в тематике затрагиваемых Вами вопросов. Замечу, правда, что авторством "Слова" и датировкой его создания я интересовался довольно давно, каких-то, реально подкреплённых доказательной базой, формулировок привести не могу. Но некоторыми соображениями поделюсь, может, они представятся Вам интересными.

Полагаю, что авторами "Слова" была троица литераторов екатерининских времён - Княжнин Я. Б., его жена - старшая дочь Сумарокова Екатерина, сам Сумароков.
Изложу кратко, как я пришёл к этому выводу. Два обстоятельства с самого начала моего обращения к истории создания "Слова" сбивали меня с панталыку (Пантелик - гора в Аттике, Греция, с пещерами, где можно было заблудиться):
1) Если, как уверяют многие источники, годом создания "Слова" считать 1187 г.,
то на двухсотом(!) году со дня крещения Руси - ни единого упоминания о какой-либо религии вообще - православной, мусульманской, иудейской, зато частое упоминание дохристианских богов: Даждьбога, Велеса и пр., за исключением предпоследнего стиха ("Здрави князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки"). И это в те времена, когда люди, не перекрестившись, ничего не начинали!...
2) Упорное навязывание стереотипа - де, "Слово" есть "призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов" (приписывается Марксу, в источниках советского периода - обязательная ссылка). И только?! В таком-то многослойном повествовании, охватывающем многие стороны жизни той Руси, вплоть до бытовых? А уж лирическая вставка "Плач Ярославны" и упоминание о "красной Глебовне" делают "Слово" не только призывом, то есть формой агитации, склонения кого-то к чему-то, а возносят его к вершинам высокой литературы.

Нет, мне представляется, что лейтмотив "Слова" (наряду с призывом к единению) - "Исчезнет человек, останется герой". Чьи это слова и откуда? А пожалуйста: Княжнин Я.Б., драма "Владимир и Ярополк", действие I, явл.1, слова Сваделя из разговора с Вадимом. И вообще, всё 1-е явление "В. и Я." есть в значительной степени конспективное изложение "Слова", достаточно сравнить оба произведения, ну, за исключением "Плача Ярославны" и некоторых малосущественных деталей. Как я понимаю эти слова? Уйдут из памяти людей разная фигня, всякие бытовые мелочи, составляющие бОльшую часть жизни и рядовых людей и элиты, возможно, даже как-то принижающие те образы, разрушающие те стереотипы, которые складываются в мнении народа о лицах, удостаиваемых памяти людской, а останутся в истории великие дела, серьезно повлиявшие на жизнь и их участников и потомков.

Его другое произведение - "Вадим", однозначно не мог быть опубликован при жизни Княжнина (императрица могла простить ему хищение 6000 рублей, а создание такого текста - никогда!), но ему очень хотелось как-то передать идеи, исповедуемые им во "Влад. и Яр" и в "Вадиме", читателям - и современникам и потомству. Вот и придумана была замечательнейшая мистификация, а именно: инициатор создания "Слова" - Княжнин, его же и стихотворная техника; драматургия - в этом Сумароков был много сильней зятя; а уж идея лирической стороны и, возможно, написание фабулы "Плача" - заслуга Екатерины, затем "перевод" на язык, представлявшийся им всем старославянским, и нате, потомки, разбирайтесь, что такое "харалужный", какими "клюками подпръ ся о кони" и почему это Ярославна в своём "Плаче" ни разу не упомянула ни Христа, ни Деву Марию, а ведь вроде бы ушла в монастырь, значит, христианка... ну, и т.д.

Ну, какой, нахрен, неизвестный дружинник, каковому приписывается создание "Слова", мог так глубоко понимать женские чаяния и стремления, да ещё так талантливо их изложить! 12-й же век!! Он, что, в одночасье стал поэтом такого уровня? Период-то ученичества у каждого и в любом деле всегда есть! А после создания "Слова" ничего-ничего? Следы-то должны какие-то остаться! Ну, ерунда же явная!
И все, якобы, ссылки на "Слово", текстуально совпадающие со строками из него, в более поздних литературных источниках - это как раз выдернутые из этих "более поздних" самим Княжниным куски для придания правдоподобности версии
древнерусского происхождения "Слова". Это, кстати, вполне в духе Княжнина: почти всё его творчество Пушкин охарактеризовал фразой "переимчивый Княжнин"...
Вполне вероятно, что всё вышеизложенное кем-то уже до меня значительно подробнее было изложено. Клянусь, я ничего нигде не читал, это мои раздумья десятилетней давности. Если, Светлана Игоревна, это Вам знакомо - не обвиняйте меня в плагиате. За прочтение благодарю...

Михаил Батов   08.09.2020 20:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил.
Это не рецензия, а самостоятельное произведение, причем, думаю, куда более информативное, чем мое. Так что виновата, не справилась.
Или справилась хотя бы наполовину?
С уважением,

Светлана Бестужева-Лада   08.09.2020 17:23   Заявить о нарушении
При чём тут половина или четверть? Просто замечательное эссе, заставляющее читателей думать, формулировать, печатать свои отзывы. Вы практически всегда, Светлана Игоревна делаете большую работу и пишете отличные тексты.
С уважением, М. Батов.

Михаил Батов   08.09.2020 17:52   Заявить о нарушении
Светлана Игоревна, доброго вечера! Вы там, небось, в своих столицах предаётесь неге и блаженству, а мы тут в провинциях хернёй исстрадались и никто помочь не рвётся! Да вот какое дело.
Написал я Вам рецензию (см. выше), Ваш ответ прочёл и чтой-та опять меня завело на тему авторства "Слова". Полазал по Сети, нашёл кучу материалов по теме (нет, чтоб тогда - ну, десять лет назад...), в основном, конечно, наукообразие как реализация стремления дилетантов свои пять копеек вставить, но и дельные есть статьи и комментарии, причём, как насмерть стоящие за авторство неизвестного лауреата Нобелевской премии из 12-го (как вариант - 13-го) века, так и разделяющие мою точку зрения (не называя, правда, имён, паролей, явок).
Неизбежно вышел на "зубров" - Зализняк А.А. - мир его праху, ещё другие, помельче регалиями и заслугами, но тоже адекватные, ну, и те, кто их точку зрения не разделяет. К ним я отношу и себя. Зализняк подошёл к решению проблемы авторства не как литератор-историк, а как лингвист, и честно скажу - его доводы пока оспорить, то есть предъявить опровергающую их контраргументацию, не могу.
Но в утешение себе увидел в системе его доводов некоторый минус - а именно: он довольно ловко, даже элегантно обошёл обсуждение тех вопросов, которые я и другие комментаторы, не разделяющие его точку зрения, поднимали (или могли бы затронуть). В частности: откуда в "Слове" (взять хотя бы классический перевод "Слова" на соврем. рус. яз. - Лихачёва, - ставший своего рода каноном) аж 37 деепричастий, да ещё со всеми видами суффиксов? Лихачёв, как историк и литератор, понимал, что это невозможно, наверняка понимал, но тем не менее...
Далее, пресловутая предикативность. Блин! Процентов 70, если не больше, - полипредикативность! Заглянем в прочие образчики литературы отечественного изготовителя тех времён - хорошо, если каждое восьмое-десятое предложение. Это ТАК выбиваться из рядов! Автор 12-го века ухитрился заглянуть лет на 400 вперёд. Его "Слово" для читателей 12-13 вв. звучало бы, примерно, как "Дыр, бул, щыл" для нас.
У меня к Вам, собственно, не жалоба на судьбу, а вопрос: Вы, общаясь с различными людьми, когда последний раз услышали в устной речи использование деепричастного оборота, а, может, Вы и сама иногда его употребляете? Повторяю - это важно (sic!) - именно в устном общении.
Лично я месяц изучал этот вопрос - и в общественном транспорте и по телевизору (не смотрю никогда, но тут пришлось) и в компаниях , ну, где удавалось какой-то диалог подслушать (как в "Моя прекрасная леди"). Фразы - 5-7 слов, какие, нахрен, деепричастные обороты!. У подростков, если не похвальба об успехах у противоположного пола, - фразы ещё короче! Но это значит, что через 30-50 лет деепр. об. и из письменных текстов исчезнет! Я не горюю, "жить в эту пору прекрасную" не придётся ни мне, ни моим оппонентам. После Вашего ответа и с Вашего согласия продолжим разговор мчусь на работу! Спокойной ночи!


Михаил Батов   20.12.2020 23:21   Заявить о нарушении
Увы, Михаил, Вы опоздали с Вашим вопросом. Дело в том, что я минимум года три практически ни с кем устно не общаюсь (да и письменно тоже). Не выхожу из квартиры месяцами, а молниеносные визиты в поликлинику, согласитесь, не способствуют активному общению с интересными людьми.
Я не смотрю телевизор, по телефону общаюсь только с социальным работником, которая уж точно не пользуется деепричастными оборотами, хотя женщина милая и приятная. То, что я читаю в Интернете приводит меня в состояние уныния не столько из-за пустоты и вранья, сколько из-за вопиющей безграмотности, причем даже у журналистов и писателей. Казалось бы!
Я даже не всегда понимаю собственного сына, когда он говорит о бытовых вещах. Язык сильно изменился. Хотя Илья-то как раз использует деепричастные обороты, но он - профессиональный поэт, причем уже довольно известный, и вырос в семье, где литературный язык был разговорным.
Язык деградирует вместе с его носителями - это, увы, объективная реальность, с которой придется смирится.
Но! Я каждый вечер читаю "Псалтырь", там есть и причастные и деепричастные обороты, хотя составлен он явно не в позапрошлом веке. Это Вам информация к размышлению.
Извините, если разочаровала.

Светлана Бестужева-Лада   21.12.2020 00:27   Заявить о нарушении
Через Москву езжу пару-тройку раз в году, ну, и останавливаюсь на неск. дней. Засела мысль в голове - Вас воочию увидеть, послушать Ваше выступление и, возможно, быть представленным Вам, ну, и рассчитывал, что, а вдруг, Вы где-то выступать будете, на каких-то площадках, форумах и т.д., что-нибудь связанное с литературой - уж я бы постарался попасть. Буду молиться, хоть и не особо верующий, за Вас, чтобы Вы почувствовали себя лучше. Эх, мог бы я в Москве подольше бывать, я предложил бы Вам своё общество для прогулок - всё-таки на воздух выходить надо!
Так! Пятнадцать минут назад наступил Новый Год (астрономический)! Ура-а! Будьте здоровы, Светлана Игоревна - это моё Вам пожелание и на этот год и на все последующие!

Михаил Батов   21.12.2020 13:19   Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил. И за поздравления, м за добрые пожелания.
П с прогулками уже не получится при самом горячем желании, увы. Я даже до парка через дорогу (50 метров) не могу добраться.
Удачи Вам и успехов во всем.

Светлана Бестужева-Лада   21.12.2020 16:13   Заявить о нарушении
Благодарю Вас!...

Михаил Батов   21.12.2020 21:13   Заявить о нарушении
Уважаемая Светлана Игоревна, беспокою Вас второй раз за сутки - допускаю, что это
перебор, но уж очень жжёт, да и завтра убываю в просторы, где интернета не будет. Тема вопросов - "Слово о полку Игореве".
1)Когда, по Вашему мнению, на Руси возник обычай крестоцелования, кем и при каких обстоятельствах он реализовывался? Я полазал по Сети, пишут всякую чушь дилетанты пятикопеечные, может быть, пожелаете поделиться имеющимися у Вас сведениями. Это я к тому, что, по моему представлению, в 12-м веке это было очень распространено (хотя иногда и нарушалось - в политике нет морали, есть интерес), но это моё мнение, возможно, я и ошибаюсь.
2) Вот по моим представлениям, литературное произведение объёма, сравнимого со "Словом", с несколькими сюжетными линиями, с героями, антигероями и второстепенными персонажами только тогда будет "передаваться по наследству" от поколения к поколению, когда оно будет обладать среди прочих особенностей одной обязательной(!) - большинство персонажей (а то и все, а уж главные герои - непременно!)по ходу развития сюжета испытают духовный рост или деградацию, а то и вообще катарсис. Разумеется, тут ещё и от авторского таланта зависит, как этот процесс для каждого персонажа будет раскрыт - фальшиво, по чужим лекалам или автор искренне желает своему персонажу перерождения по ходу сюжета. Так вот! В "Слове" главный герой Игорь - НИ-КА-КОГО духовного роста или деградации (уж не говоря о катарсисе - ха!) не продемонстрировал, ну, я не вижу по тексту, а, тем не менее, "Слово" вот уже два века будоражит души и сознание тысячам и тысячам людей! Удивительнейший парадокс! И вот тут тоже Ваше мнение очень интересно. Светлана Игоревна, я понимаю, Вам, возможно, чисто физически будет затруднительно отвечать, на эти мои, маловолнующие Вас, вопросы. Если не ответите, ничуть не буду в обиде. Эх, быть бы рядом с Вами... Простите за беспокойство.

Михаил Батов   10.01.2021 20:49   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Михаил.
В который раз убеждаюсь, что Вы сильно завышаете планку моей эрудированности. Но попробую ответить в меру своих возможностей.
Насколько мне известно,о клятве с использованием креста впервые в русских источниках говорится в связи с заключением русско-византийского договора 944 г. Упоминания же Крестного целования в качестве клятвы появляются в летописании начиная с 1059 г. и относятся, как и большинство позднейших сведений (XII-XV вв.), к соглашениям между князьями Рюриковичами.
Кстати, Церковь относилась к этому весьма скептически, но мирилась по политическим соображениям.
Что касается второго вопроса... Ну почему обязательно преображение или катарсис? Просто жизнеописание или рассказ о знаменательных событиях могут быть интересными и волнующими и без этого. Так мне, во всяком случае, представляется.
И да, Вы правы: все или почти все зависит от авторского таланта. Хотя у меня есть сильные сомнения в том, что нынешние поколения так уж интересуются "Словом". Конечно, нет правил без исключения: мой сын, например, знает это произведение наизусть чуть ли не со школьных времен. Но это - мощное влияние моих родителей, за что я им очень признательна, как и за многое другое.
Физически отвечать на Ваши вопросы мне пока не трудно, но вот морально приходится немного напрягаться:-)))
"Эх, быть бы рядом с Вами..."(с) Бойтесь своих желаний, они могут осуществиться. Ничего привлекательного в пребывании рядом со мной уже нет. Так что не огорчайтесь.
С уважением,

Светлана Бестужева-Лада   10.01.2021 21:30   Заявить о нарушении
Доброго утра, уважаемая Светлана Игоревна! Приношу свои извинения за беспокойство и прошу их принять. Причина, побудившая меня обратиться к Вам, такова(если Вы пожелаете, разумеется, мне ответить): просветите меня, знал ли Иисус Христос о том, что он является Сыном Божьим, если знал, то когда он об этом узнал и как - сам стал понимать или кто-то третий Ему это сообщил или же путём откровения (этот третий способ упомянут, кстати, Бродским в его Нобелевской речи, почему я и вспомнил об этом способе получения информации)? И второе: сознавал ли Иисус, что такое страшное, мученическое окончание Его жизненного пути будет искуплением грехов всего рода человеческого? Или же это был Божий Промысел, и Иисус до кончины своей этого не сознавал? Я тут с одним автором полемику развёл о "Слове о полку Игореве", но в некоторых вещах откровенно плаваю кверху пузом, вот и решаю иногда побеспокоить Вас, Вы уж простите, пожалуйста...

Михаил Батов   30.01.2021 05:25   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил.
Боюсь, что в богословских вопросах я - полный профан. Потому что никогда не задумывалась над такими вопросами, которые Вы задаете. Меня можно назвать бездумно верующей, просто на генетическом уровне, хотя родители были абсолютными атеистами и в доме даже икон никогда не было. А уж о чтении духовной литературы можно только смущенно промолчать. До болезни я ежегодно ездила в Коломну, в женский монастырь, настоятельница которого - моя духовная мать. Но и с ней беседовали, в основном, о правильной (и праведной) жизни, а не о высоких материях.
Так что простите, я и тут не соответствую Вашим критериям.
С уважением,

Светлана Бестужева-Лада   30.01.2021 16:19   Заявить о нарушении
Светлана Игоревна, в моём представлении Вы выше всяких, неважно кем (и зачем?!) сформулированных, критериев!

Михаил Батов   01.02.2021 15:25   Заявить о нарушении
Спасибо за роскошный комплимент, Михаил.

Светлана Бестужева-Лада   01.02.2021 16:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плач Ярославны» (Светлана Бестужева-Лада)

"Плач - сетование... плач - заговор" - сила в нём была неимоверная, ибо до сих пор впечатляет, не даёт покоя уже несколько веков всем, кто любит историю, а к судьбам русских женщин относится с благоговением, уважением, почтением, переживая и удивляясь их силе, мудрости, величию, внутренней и внешней красоте. Вот почему поэты, писатели, композиторы на протяжении нескольких веков возвращаются к теме "Ярославна", воспевая её образ.

Спасибо, Светочка, замечательная публикация о судьбе русской женщины.

С осенью Вас, пусть она порадует новыми красками, теплом бабьего лета, хорошими новостями и здоровьем.

Обнимаю, с нежностью -

Наталья Шалле   02.09.2020 12:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташенька.
Писалось в несколько приемов: вроде бы простая тема, а все как-то не складывалось.
И Вас - с новым сезоном, который всегда дарит Вам освеженную палитру и многокрасочность.
С нежностью,

Светлана Бестужева-Лада   02.09.2020 16:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плач Ярославны» (Светлана Бестужева-Лада)

Родись Ярославна на шесть с половиной столетий позже, мы бы её знали как жёну декабриста (при удачном на то зигзаге Истории)

У вас опечатка - пожар 1912г.

С поклоном

Владимир Попов 3   01.09.2020 01:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за внимательное чтение и прекрасный отзыв.
С теплом,

Светлана Бестужева-Лада   01.09.2020 01:11   Заявить о нарушении