Рецензии на произведение «Т47. Крылья. Конкурс»

Рецензия на «Т47. Крылья. Конкурс» (Сетевой Клуб Поэтов)

ПРИЕМ КОНКУРСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАВЕРШЕН

Список авторов Щ-листа

🐟 Александр Марочкин
🐟 Алла Ром
🐟 Анна Хабибулина Луганск
🐟 Вероника Трунова
🐟 Владимир Сорочкин
🐟 Евгений Багрянцев
🐟 Елька 22
🐟 Жиль Де Брюн
🐟 Игорь Паюсов
🐟 Илина Гумер
🐟 Калликанзарос
🐟 Лидия Ковалевская
🐟 Лина Маго
🐟 Людмила Нижегородцева
🐟 Марина Юрченко Виноградова
🐟 Надежда Гирявенко
🐟 Надежда Новицкая
🐟 Олег Горин-Богдадский
🐟 Ольга Хворост
🐟 Светлана Разумова
🐟 Сергей Трегубов Ст
🐟 Татьяна Рыбакова 2
🐟 Ульяна Валерьевна
🐟 Фидель Сагитов
🐟 Юлия Чернышева
🐟 Юрий Рехтер

Сетевой Клуб Поэтов   07.08.2020 13:56     Заявить о нарушении
А почему в конкурсе Илина и ещё одна Хабибуллина 7
У Вас что ? Родственность и "междусобойчик" для простачков ?
Такому жюри : Гумер , Хабибуллина , Щукин доверия НЕТ .
" ПАУТИНА " какая-то ...
" ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ В АНЕМНЕЗЕ " ЧТО МОЖЕТ редактировать ?..
С любопытством ...

Геннадий Полежанкин 2   23.09.2020 13:37   Заявить о нарушении
Геннадий, каждый человек имеет право на сомнение. Но Вы обратились в удачное время. Нам есть, что предложить Вам! Именно сегодня у нас объявлена творческая мастерская, которую ведет самый настоящий профессиональный редактор, выпускница Литературного института Валерия Салтанова. Вы можете представить ей для анализа любое свое произведение.

http://stihi.ru/2020/09/23/2428

Только обещайте, пожалуйста, вести себя вежливо и не «шуметь»)

С уважением,
Лев Щукин

Сетевой Клуб Поэтов   23.09.2020 17:38   Заявить о нарушении
Салтанову-то читать читаю , она в нашей газете "Истоки" публикуется .
С Ольгой Хворост знаком лично , на фестивале "Русский смех" в Кстово ,
но она уже пострадала от плагиаторов , которые стибрили
её хорошие стихи и песни ...
" Удачное время" тратить на конкурсы , которые меня не интересуют не могу ,
- зачем " потрошить скелеты в шкафу " ?.
Анемнез И.Гумер проверен .
Если есть желающие , то препарируйте , много хороших авторов , но и много графоманов ...
Нас - таких " больных " - не вылечить вакциной правды или спором во времени .
Из Уфы Геннадий .


Геннадий Полежанкин 2   23.09.2020 21:24   Заявить о нарушении
Это верное замечание, Геннадий. Всё рассудит время.

Сетевой Клуб Поэтов   24.09.2020 08:25   Заявить о нарушении
Всему жюри Стевого клуба Поэтов СОВЕТУЮ прочитать статью
Дмитрия Филиппова " Костыли и самокаты ,или что происходит с русской литературой"
опубликованной 23 . 09 . 2020 в газете "Истоки" , если вообще ВЫ ВСЕ ЗАБОТИТЕСЬ
О НАСТОЯЩЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ , а не о раскрутке себя на сайте !
Вот и созданный Вами " междусобойчик " - как имитация " бурного потока "
( см . клуб " 12 стульев" "Литературной газеты" ) , где самоназванцы вдруг
решили подсуетиться " на критике " простых любителей поэзии , что-то - между работой , семьёй и сном - пишущих " нетленку "...

Зайдите в книжный: сколько писателей гонят халтуру на так называемом МАСТЕРСТВЕ !
" Объективности в критике не ищите " - утверждает Филиппов , поэтому автор
отмажа " я так вижу " пользуется таким заседанием в жюри .
Сколько " Наследий " и " Поэтов года" создадут возню
вокруг литературы , а НИСКОЛЬКО НЕ НАУЧАТ ПОЭТА ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ СВОЁ ТВОРЧЕСТВО ?..
У меня сомнения , что некоторые из Вас вообще читают " Литературную газету " или "Истоки " ... А это показатель компетенции .
Из Уфы Геннадий , авиатор , которые не бывшие .

Геннадий Полежанкин 2   24.09.2020 08:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Т47. Крылья. Конкурс» (Сетевой Клуб Поэтов)

Имена Бога

Отчего же ты грустишь, недотрога?
Отчего в твоих глазах слезы?
Открывая имена Бога,
Раню руки о шипы розы,

А на ветках - апельсины-рассветы,
И чирикают в ночи звезды,
И катается вдали лето
С тихой песней о любви - поздней.

Я подвешу за окном твоим месяц –
Как ночник, в котором спит счастье,
И в огромном, словно мир, "вместе"
Разлечусь на деепричастья.

Млечный путь петляет лентой-дорогой,
Облака взбивают перины...
Что грустишь, моя недотрога?
Неужели крылья рвут спину?

Города шумят у кромки порога,
Разбиваются о мол волны....
Вспоминая имена Бога –
Обязательно Твое вспомню....

Илья Бестужев   06.08.2020 02:24     Заявить о нарушении
Вечер добрый, Илья!
Мне понравилось стихотворение – свободное, нежное, живое. Оно дышит. А чирикающие звёзды не только дышат, а ещё и звучат))
Зацепило, что недотрога грустит из-за того, что крылья рвут спину. Если рвут, то это больно, ну или резко как-то, тут уже другая эмоция будет, точно не грусть. И можно сделать перину в единственном числе – так и по смыслу хорошо, и по рифме точнее. И «Млечный Путь» – два слова капсом. Может, так:

Млечный Путь петляет лентой-дорогой,
Облака взбивают перину...
Если больно – то, моя недотрога,
Оттого, что крылья рвут спину…

После «розы» лучше поставить точку. И последнее «твоё» надо со строчной – пусть с прописной будет только Бог и производные местоимения)
А в целом – здорово)

Валерия Салтанова   06.08.2020 18:36   Заявить о нарушении
Спасибо, Лера) Я услышал) Согласиться не соглашусь, а за внимательное прочтение и внесенные предложения - спасибо) Честно говоря, предложенные Вами правки как раз то, против чего я бы протестовал, если бы комментировал чужой стих. Может, за исключением впопыхах пропущенной запятой)
Спасибо Вам!

Илья Бестужев   06.08.2020 21:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Т47. Крылья. Конкурс» (Сетевой Клуб Поэтов)

Город

"Нам хотелось объятий - у нас отобрали тела.
Нам хотелось признаний - у нас языки отобрали."
Елена Касьян "К Тэйми 7"

На горбах облаков неотчётливы тени от крыльев
и совсем не видны летним утром на выгибах крыш...
Только страх, будто где-нибудь ящик Пандоры открыли,
накануне той даты пронзает вечернюю тишь.

За кварталом квартал в темноту погружается город,
для двоих неприкаянных вновь угасает закат.
Хиросима теперь ожила, но забудет не скоро
тех, кто ищет друг друга во тьме много лет наугад.

Их немые призывы напрасны в желанье ответа -
молчалива обитель сияющих холодом трасс.
А дневные часы так мучительны солнечным светом -
если видеть его беззрачковостью выжженных глаз.

Воскрешенью уже не помогут святые граали -
здесь "Энолы..."* "малыш"* переплавил бетон до стекла...
Им хотелось признаний - у них языки отобрали,
им хотелось объятий - у них отобрали тела.

* B-29 "Enola Gay" - бомбардировщик, с которого утром 6 августа 1945 г. была сброшена на Хиросиму атомная бомба "Малыш", названный так по имени матери командира экипажа полковника Пола Тиббетса (Энола Гей Хаггард)

Сергей Трегубов Ст   06.08.2020 20:58     Заявить о нарушении
Сергей, добрый день!
Стихотворение производит большое впечатление – главное, что форма равна теме, удерживает её вес. А тема крайне непростая…
Очень хороший звук – ладный, гармоничный, наполненный.
У меня несколько буквально штрихов – может, получится убрать мелкие корябки. Две первые строки – там однокоренные «видимы» и «видны» ослабляют общий магнетизм. Можно попробовать найти синонимы. Например:

На горбах облаков неотчётливы тени от крыльев
и совсем не видны летним утром на выгибах крыш...

Или вообще немного изменить:

На горбах облаков – чуть заметные тени крыльев,
что совсем не видны летним утром на выгибах крыш...

Выражение «тех, кто ищут друг друга» правильнее написать как «тех, кто ищет». Сохраняется форма единственного числа в данном случае – это литературная норма. «В желанье ответа» – лучше написать «желанье» через «е», так правильнее. В слове «отобрали» не хватает одной гласной.
Всё остальное – на уровне. Есть у меня червячок сомнения по поводу почти дословного ввода цитаты из чужих стихов… Но Вы так удачно это сделали, что брюзжать не буду))

Валерия Салтанова   06.08.2020 17:59   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Валерия!
Спасибо Вам - и за доброжелательный разбор, и за НЕОТЧЁТЛИВЫЕ тени (принимаю с удовольствием и благодарностью), и за тактичное указание на ошибки, за которые мне действительно неловко - никак не приучу себя к перепроверке текстов.))

С уважением, Сергей

Сергей Трегубов Ст   06.08.2020 21:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Т47. Крылья. Конкурс» (Сетевой Клуб Поэтов)

Пёрышки

То ли птицы мы, то ли странники,
То ль посеяны, то ли скошены,
Прокричат по утру журавлики
Обещанием скорой осени.

Оперенье надену яркое,
В каждом блике - любви сокровище,
Позавидуют клады царские,
Все жар-птицы и все пословицы.

Всколыхнётся ветров дыхание
О полёте тоской да волюшкой,
С образов золотые ангелы
Тишиною вздохнут намоленной.

Выходи-ка, мой любый, пламенный,
Полюбуйся на крылья-пёрышки,
Ни пятна нигде, ни царапины,
Только знаки пылают солнечно.

Только счастье - такое вынести ль? -
Болевое, цветное, пёстрое -
Обжигающий мёд взаимности
Сквозь перчинку печали острую.

Лора Катаева   06.08.2020 12:18     Заявить о нарушении
Вечер добрый, Лора!
Когда читаешь в первый раз, вроде всё кажется правильным и понятным, настроение улавливается. Но начинаешь вдумываться, вчитываться – и возникают вопросы, остаётся недосказанность, обнаруживаются какие-то досадные погрешности.
Общее впечатление о форме: слабоватые рифмы в целом. «Скошены – осени», «сокровище – пословицы», «пёрышки – солнечно»… – созвучия весьма отдалённые. Когда таких много, стихотворение расклеивается. Я сама люблю и ассонансную, и неточную дактилическую рифму, но, на мой взгляд, шипящие и сонорные, твёрдые и мягкие согласные не дают нужного благозвучия.
А о том, где Вы недотянули, давайте по порядку. Вы начинаете с такой своеобразной антитезы: противопоставляете птиц – странникам, а посеянное – скошенному. Но птицы в какой-то мере и есть странники, и антитеза не срабатывает. По идее, нужен ряд: домоседы – странники. Или отшельники – странники. Ещё есть красивое слово «пустынники» – о тех, кто удалился от людей, заперся в своём углу – в противовес страннику, который ищет новых впечатлений. А о каких таких предвестниках прокричат журавлики? Читатель не должен ломать голову и додумывать за автора. Скорее уж, о предчувствии. Или о пришествии.

То ль отшельники, то ли странники,
То ль посеяны мы, то ль скошены…
Прокричат по утру журавлики
О предчувствии скорой осени.

Дальше: «Каждый блик – о любви сокровище». Этот как? Наверное, автор хотел сказать, что каждый блик – это сокровище, поющее о любви? Но сказал то, что сказал. Все нужные слова тут явно не поместились. Далее: понятно, почему позавидуют клады и жар-птицы, но вот при чём тут пословицы? Авторский ассоциативный ряд опять-таки не считывается.
Дальше – закрученная инверсия: «Колыхнётся ветров дыхание о полёте тоской да волюшкой». Ну, понятно, что тоской о полёте колыхнётся. Но как можно волюшкой о полёте колыхнуться? Это же как раз и есть тоска о полёте да о волюшке – тут полное у Вас рассогласование получилось.
Дальше: «Выходи-ка, мой любый, пламенный» – ну как «любый» может быть «пламенным»? Пламенным (то есть сверкающим, горящим) могут быть закат, речь, чувство, взор – но никак не человек.
И концовка про обжигающий мёд взаимности – здесь уже и так достаточно плотный и цветистый образ, а Вы его ещё и усложняете в последней строке. Получается перебор. Мёд взаимности обжигает сквозь острую перчинку печали. А, каково! Хотя перчинка печали – это и значит, что печаль острая, горькая, перец-то острый. Зачем же масло маслить? И как можно обжигать сквозь перчинку – тоже непонятно. Обжигать можно перчинкой. Или обжигаться перчинкой.
Вот такие здесь минусовые моменты – то несогласование, то неточность, то перебор… Если подработать, избавиться от них – стихотворение получится.

Валерия Салтанова   06.08.2020 00:03   Заявить о нарушении
Валерия, здравствуйте. Привет из Владивостока. Когда у большинства стихиры добрый вечер, у меня уже утро)
Большое Вам спасибо за уделённое время и детальный анализ моего стихотворения. Мне очень приятно с Вами познакомиться. Маленькое вступление о тезаурусе – мы с Вами в некоторой степени коллеги – у меня тоже первое образование музыкальное, но аккордеон (отделение народных инструментов), чем возможно объясняется моё нередкое обращение к народному стилю и народным темам, где есть свои особенности размера, ритма, рифм. Стихотворение является своеобразным откликом на несколько других произведений. Вы музыкант, возможно будет интересно -http://www.youtube.com/watch?v=uEIVjd52NsA
Конкретно по замечаниям:
1. О слабости рифмы (я правильно понимаю, речь идёт именно о количестве совпадающих звуков?) как то «скошены – осени», «сокровище – пословицы», «пёрышки – солнечно»… Это стихотворение в народном стиле, которому как раз свойственны как дактилические рифмы, так и неточные, и даже приблизительные. Можно было «пёрышки-солнышки-зёрнышки-оторвышки…» и т.п., но я ушла от этого. К слову, Вы наверняка помните, что балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» очень долго подвергался критике за диссонансы, как и рифмы Маяковского, например...
2. Странник - Человек, странствующий пешком (словарь Ушакова), а следовательно антитеза Птица-Человек (воздушное-наземное, перелётное-бескрылое) в порядке. В устаревшем значении Странник – это Человек, ходящий на богомолье, по т.н. святым местам, и живущий милостыней, что также частично подразумеваться и здесь в соответствии со стилем текста. Предложенные Вами «Отшельники», извините, не подходят.
Предвестник - человек или предмет, предвещающий что-н., являющийся первым вестником, первым симптомом чего-н. (Словарь Ушакова) Предвестники осени – похолодание, первые желтые листья… Всё на месте. «О предчувствии» - слово из другой оперы, к тому же немелодичное. Возможный вариант - Обещанием скорой осени…
«Читатель не должен ломать голову и додумывать за автора…» – не согласна, читатель развивается вслед за автором, автор выводит читателя на новый уровень. А у читателя к тому же могут возникнуть и наложиться свои ассоциации и своё понимание. Если следовать цели быть простым и понятным для читателя – БЛК бы точно не было, как и всей верхушки Кубка русской поэзии или Кубка Балтии, не говоря уж о стихах Брюсова, Маяковского, Бродского, Пастернака и многих других…
«Каждый блик – о любви сокровище» - именно так, сокровище, свидетельствующее о любви, родившееся от любви – как рождается, например, алмаз… Можно сказать – как любви сокровище, но смысл иной получится. Можно конечно упростить – о любви сказание или предание, но сказание – это скучноватый образ. Поэтому оставляю так: В каждом блике – любви сокровище
«Пословицы» – как и сказания, предания, песни – также являются собраниями (кладами, сокровищами) народной мудрости, почему бы им не позавидовать сокровищу героини?
«Колыхнётся ветров дыхание (чем?) о полёте тоской да (чем?) волюшкой» - как вариант: Колыхнётся ветров дыхание предполётной тоской да волюшкой – так возможно понятнее, но предполётная тоска – это слабая концентрация тоски, сюда не подходит.
«Выходи-ка, мой любый, пламенный» или как «любый» может быть «пламенным»… - второе значение слова «пламенный» (помимо относящегося к пламени) - пылкий, страстный.
А теперь о кулинарии. Перчинкой не обжигаются, но горячим мёдом – да.
Нет ничего проще переделать, у меня и вариант достойный:
Обжигающий мёд взаимности
С горемычной горчинкой острою…
Да вот только горчинка – это моментальный привкус, портящий общее удовольствие, в итоге блюдо испорчено, и есть ты его будешь без удовольствия, а то и вовсе выбросишь. Попробуйте сделать горячий глинтвейн, например, с мёдом и имбирём – сначала обожжёшься от первого глотка, но будешь пить, потому что вкусно ведь и душисто, и ароматно. А вот потом – как и в случае с перцем – во рту начнёт припекать и печь будет долго, и каждый новый глоток горячего – это одновременно обжигающе-горячая сладость и жжение от того, предыдущего. Перец – кстати – не горький – острота его сразу не чувствуется. А помимо острого перца бывает ещё и душистый, и сладкий, поэтому по умолчанию перец не всегда острый.
Как-то так вот…
Кстати, там есть одна ошибка, я, выкладывая, забыла исправить: Образа на иконах – это как раз масло масляное, потому что синонимы, поэтому заменила на: С образов золотые ангелы...
Вот как-то так) Ещё раз спасибо.

Лора Катаева   06.08.2020 12:23   Заявить о нарушении
Лора, очень обстоятельный ответ)) Я знакома с приёмами софистики, которыми Вы пользуетесь. Многословные пространные пояснения уводят от сути. Вы поймите одно: замечания делаются не затем, чтобы Вам досадить или Вас высмеять, а только ради Вашей же пользы. Даже препираясь со мной и ни в чём не соглашаясь, Вы уже намного улучшили своё стихотворение, подошли к нему более строго. Можно отбивать каждое замечание – ловко, остроумно, – но в результате воз будет и ныне там. В моей богатой редакторской и жизненной практике немало случаев, когда автор, не желающий учиться, так и остаётся на своём любительском уровне – со всеми своими амбициями. Педагогика бессильна, когда ученик уверен, что ему некуда расти.
Я не имела в виду простоту изложения, я только говорила о полноте высказывания. Автор любыми художественными средствами – сложными, простыми, классическими, авангардными – должен докручивать образ, досказывать мысль, а не оставлять читателю доделывать работу за него. И у Маяковского с Бродским с этим, уж поверьте, всё в полном порядке. При всей сложности и метафизичности текста он не должен быть пустым набором красивостей и бессмысленной белибердой, построенной на недоговорённостях и сфинксовых загадках. А с тем, что читатель должен расти вместе с чужими стихами, тянуться вверх над самим собой, никто не спорит. Но только если это действительно большая и глубокая поэзия))
Надеюсь, что Вы автор всё-таки ищущий. Удачи Вам!

Валерия Салтанова   06.08.2020 14:06   Заявить о нарушении
Валерия, извините, я не препиралась, и очень печально, что Вы восприняли это именно таким образом. И я не ставила цели отбить Ваши замечания или тем паче блеснуть остроумием (у меня только что похороны прошли, ради Бога простите).
У Вас было много замечаний, я обстоятельно как отличница (есть за мной такой грех) ответила на все. Я доработала там, где обнаружила неточности, и пояснила Вам смыслы в соответствии с полученными замечаниями. Самое главное пояснение - я не пишу стихов специально, не пытаюсь куда-то вознестись или реализовать какие-либо амбиции. Для этого у меня есть профессиональная жизнь. На конкурс я подалась по рекомендации хорошей знакомой. Спасибо за полученный опыт. Счастья и здоровья Вам и Вашим близким. С уважением, Лариса Катаева.

Лора Катаева   06.08.2020 14:53   Заявить о нарушении
Лариса, примите мои искренние соболезнования. Терять близких больно. Надеюсь, участие в конкурсе немного поднимет боевой дух. Пока пишешь стихи, живёшь. Простите, если Вашу склонность к дотошности и досканальности приняла за попытки увести разговор от темы. Бывает, что автор уверен, что прав, но со стороны намётанному глазу видно, что он заблуждается – чаще всего заблуждается в силу нехватки опыта, вкуса или по другим причинам. Я вижу Ваши исправления и нахожу их удачными. Просто никак не могу согласиться с птицами и странниками (уж слишком явное Вы даёте противопоставление посеянных-скошенных, которого нет в птицах и странниках), с пословицами (это далеко нужно копать, чтобы найти Ваш смысл, а образ должен считываться) и с пламенным лю́бым (разве что революционер может быть пламенный или патриот, и то несколько с ироничным оттенком, равно как и любовник).
Мне было интересно, спасибо.

Валерия Салтанова   06.08.2020 15:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Т47. Крылья. Конкурс» (Сетевой Клуб Поэтов)

Dies irae*

Всё в траурном кружеве: реки, каналы,
Мосты и свинцовая зелень садов.
Деревья к оградам склонились устало.
Изношенный мир был привычно не нов.

Грифонов облезших тяжелые лапы,
Бессилье полетами крылья латать. . .
А дождь утомительный медленно капал,
И город в дожде растворялся опять.

Но в Финском заливе волна восставала:
День гнева, день гнева, свершится обряд!
Морщины гранитно-упрямых каналов
Не зря одевают в чугунный наряд.

—————
*Dies irae = День гнева. Одна из частей Мессы, католической литургии.

Диана Беребицкая   05.08.2020 09:39     Заявить о нарушении
Вечер добрый, Диана!
Мне кажется, из-за того что я не очень в теме, мне не всё открылось в стихотворении. Поэтому у меня сразу к Вам несколько вопросов, ответы на которые, возможно, всё прояснят. Потому что стихотворение сильное, но я не все моменты уловила. Почему действие идёт в прошедшем времени – это о чём-то, уже свершившемся? Речь же идёт о Судном дне или нет? Потом: там, вначале, «все в траурном кружеве» или «всё в траурном кружеве»? Оттенки разные – тут, скорее, «всё». Я бы буквой «ё» не пренебрегала (люблю её).
И в конце: кто кого одевает? Если морщины каналов, то кого они одевают в чугунный наряд? А если это морщины каналов одевают, то кто их одевает? Запуталась)

Валерия Салтанова   04.08.2020 22:43   Заявить о нарушении
Валерия, рада видеть Вас! Огромное спасибо за Ваши вопросы.

Это о грядущем Судном дне: был мир, изношенный, бессильный, и обреченный. Казалось, что ничего уже не изменит его во веки веков. Но именно Страшный суд призван его изменить, а значит спасти. Канонический текст этой части мессы - картины Страшного Суда, но в конце: Слезным День тот Судный станет,//как из праха вновь воспрянет//человек, но в час отмщенья,//Боже, дай ему прощенье...

«Морщины каналов» предусмотрительно укрепляют, одевают в чугунный наряд, зная, что когда-нибудь хлынувшие вода/гнев могут разнести все это мироустройство к чертям. Кто одевает? Наверно, ангелы/ люди, обладающие знанием, что это однажды произойдет. Согласна, что фраза читается неоднозначно, но мне кажется, если почувствовать в ней скрытую угрозу, всё становится на свои места.

Конечно «всё», это я недосмотрела, набирая текст.

Диана Беребицкая   05.08.2020 02:08   Заявить о нарушении
Да, Диана, теперь действительно всё сложилось. Мрачноватая картинка) Но у меня никаких больше вопросов нет, там только пробел сделайте после "день гнева". И удачи!

Валерия Салтанова   05.08.2020 02:39   Заявить о нарушении
Спасибо за пожелание! Картинка, возможно, даже жизнеутверждающая: ведь всё для нашего же блага, спасения :)

Диана Беребицкая   05.08.2020 09:43   Заявить о нарушении
Это да, Диан, не поспоришь)) Но всё же когда что-то начинается с траурного кружева, дальше уже трудно жизнеутверждаться)
Вспомнился рассказ актёра Зиновия Гердта о маме его школьного приятеля, которая не понимала анекдотов. Как-то кто-то начал: «Сейчас расскажу смешной анекдот. У одной женщины умер муж!» И эта женщина тут же сказала: «Это не смешно». «Да вы слушайте дальше, – возразили ей, – дальше будет очень смешно!» «Не может быть смешной история, начинающаяся смертью человека», – твёрдо сказала женщина.
В этом смысле я с ней абсолютно согласна: начало имеет большое значение, оно вводит в настроение и даёт установки. И для меня это стихотворение красиво выстроенное, классически сделанное, но очень мрачное, просто этюд в багровых тонах))

Валерия Салтанова   05.08.2020 17:46   Заявить о нарушении
Вы, как всегда, всё верно поняли, Валерия. На самом деле, все так. Я своим комментарием просто неудачно пыталась подсластить пилюлю.

Диана Беребицкая   05.08.2020 20:28   Заявить о нарушении
Не подсластилась))

Валерия Салтанова   05.08.2020 22:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Т47. Крылья. Конкурс» (Сетевой Клуб Поэтов)

Летняя ночь

Распахнули небесные шторы
перед взором нетканый ковёр:
Млечный Путь – из созвездий узоры,
чудо-крылья расправил Орёл.

В дивном мире, что сказками создан,
я услышала шёпот листвы.
В вальсе медленно двигались звёзды,
тишину нарушал крик совы.

И летело зарянки сопрано,
светлячки освещали траву,
запах ночи пьянил и дурманил -
всё созвучно её торжеству!

Летом полнится ночь голосами,
щедро дарит уставшему сон,
неохотно уходит слезами –
люди их называют росой.

Ночь с влюблёнными дружит – им рада
и по-царски несёт благодать...
Август к нам подойдёт звездопадом
и желание даст загадать.

Вера Белина   07.08.2020 07:12     Заявить о нарушении
Вера, здравствуйте!
По внутренней наполненности мне стихотворение понравилось – и смыслом в принципе, и сюжетной линией. Но есть технические погрешности исполнения. Давайте пройдёмся подробно.
Неудобоваримая первая строчка: в ней пять коротких слов, которые сталкиваются друг с другом. «Раскрыл тихо шторы» – это непроговариваемый набор слов. У Вас трёхдольный размер, а Вы дробите внутренние сцепки. По смыслу здесь говорится об огромном просторном небе, а словам тесно – так не должно быть, явно требуется меньше слов. Может быть, придётся даже пожертвовать куполом неба – но это даже и хорошо, слишком образ на слуху (помните митяевскую песню про «качнётся купол неба» и про «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»?). Можно сделать широко – например, «Распахнули небесные шторы / перед взором нетканый ковёр».
Во второй строфе мало смысловых связей между строчками, они все живут своей отдельной жизнью, не переходя одна в другую. Четыре статичные строчки – это не строфа. У Вас идёт не просто описание, но движение, развитие – и это нужно показывать. По-хорошему, по смыслу должно быть так: в этом мире волшебном я услышала шёпот травы.
Дальше идут разновременные глаголы: сначала услышала, двигались, зазвучало (совершенный вид), а следом тут же – развлекали и пьянил (несовершенный вид). Так не бывает, это же всё происходит в одно время. Либо так нужно, либо так.
Развлекающие траву светлячки – тоже как-то сомнительно. Скорее, они траву украшают собой, серебрят, высветляют, освещают, озаряют…
Теперь: «Запах ночи пьянил и дурманил, / восхищаясь её торжеству». Чьё торжество? Травы? Скорее всего, ночи – но как запах ночи может восхищаться торжеству ночи же? Ну, белиберда же получается.
Предпоследняя строфа, пожалуй, более гладкая, можно и оставить как есть, только с пунктуацией разобраться. А в последней я бы поменяла местами строки и вывела в конец август, иначе он совершенно ниоткуда влезает в середину.
Вот что примерно у меня получилось:

Распахнули небесные шторы
перед взором нетканый ковёр:
Млечный Путь – из созвездий узоры,
чудо-крылья расправил Орёл.

В дивном мире, что сказками создан,
я услышала шёпот листвы.
В вальсе медленно двигались звёзды,
тишину нарушал крик совы.

И звучало зарянки сопрано,
светлячки освещали траву,
запах ночи пьянил и дурманил –
всё подвластно её торжеству!

Летом полнится ночь голосами,
щедро дарит уставшему сон,
неохотно уходит слезами –
люди их называют росой.

Ночь с влюблёнными дружит – им рада,
дарит тайны своей благодать…
Август к нам подойдёт звездопадом
и желание даст загадать.

Вы можете что-то принять, что-то нет и подумать над своими вариантами.

Валерия Салтанова   04.08.2020 02:49   Заявить о нарушении
Да, и к тому же торжеству нельзя восхищаться, можно восхищаться торжеством)

Валерия Салтанова   04.08.2020 03:24   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валерия! Благодарю Вас за внимание и уважение к автору, за тонко предложенные замечания и правки. Я даже прослезилась.От ваших строк исходит тепло.Вы - очень добрый человек. А что мне делать теперь?

Вера Белина   04.08.2020 05:18   Заявить о нарушении
Можете посоветоваться со мной по правкам, а можете сразу внести все поправки в текст рецензии. Будьте внимательны, не удалите самцу рецензию! Там только нужно сделать правки или замену.

Валерия Салтанова   04.08.2020 14:35   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валерия! В пятой строфе вторую строку я заменяю, чтобы избавиться от второго слова "дарит", первое - во второй строке четвёртой строфы.
"И по-царски несёт благодать" или ""Ночь с влюблёнными дружит и рада, им по- царски несёт благодать". Какой вариант, по вашему, лучше подойдёт? Благодарю Вас за внимание.

Вера Белина   04.08.2020 20:46   Заявить о нарушении
Да, Вы правы, Вера, я не заметила повтора)) Так будет очень хорошо:

Ночь с влюблёнными дружит – им рада
и по-царски несёт благодать…
Август к нам подойдёт звездопадом
и желание даст загадать.

Валерия Салтанова   04.08.2020 20:54   Заявить о нарушении
Валерия, здравствуйте! Может быть в первой строке вместо "Распахнули небесные шторы" лучше "Распахнулись небесные шторы -
перед взором нетканый ковёр".
Благодарю Вас.

Вера Белина   05.08.2020 04:25   Заявить о нарушении
Валерия, а ещё, может быть,в последней строке третьей строфы лучше будет "покорно" вместо подвластно"
И звучало зарянки сопрано,
светлячка освещали траву,
запах ночи пьянил и дурманил -
всё покорно её торжеству!

Вера Белина   05.08.2020 04:37   Заявить о нарушении
На самом деле, Вера, я рада, что в Вас проснулся зуд совершенствования) Кропотливая работа над каждым словом совершенно необходима. Возможно, в начале творческих исканий она отнимает больше сил и времени, чем у тех, кто овладел мастерством, но без этого никак нельзя. Сырые стихи требуют доработки, и за автора в принципе этого никто не сделает. Это его ответственность перед читателем.
Но иногда улучшениями можно и ухудшить первоначальную задумку, тут главное – не перестараться) В строчках «Распахнулись небесные шторы – перед взором нетканый ковёр» отсутствует глагол, нет действия, они статичны, почти мертвы. Я не зря предложила сделать «распахнули» – получается, что эти небесные шторы распахивают перед взорами людей ковёр из звёзд. А в Вашем случае – две неподвижных строки, два не связанных между собой куска: шторы – ковёр. И что между ними происходит, давай, читатель, додумывай сам))
С торжеством тоже закавыка. Что такое торжество? Это большая победа, успех, полное превосходство этой ночи над всем остальным, можно попасть под его власть (всё подвластно), но просто ему покориться (всё покорно) – это же совсем другой, какой-то безвольный оттенок. Можно ещё быть охваченным этим торжеством, внимать торжеству, то есть жадно впитывать всей сущностью (всё внимает её торжеству). Подумайте)

Валерия Салтанова   05.08.2020 17:47   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Валерия, за разъяснения и помощь.

Вера Белина   05.08.2020 21:23   Заявить о нарушении
Валерия, если я не найду ничего лучшего, то позвольте мне воспользоваться вашим вариантом. Благодарю

Вера Белина   05.08.2020 21:28   Заявить о нарушении
Конечно, я для того и предлагаю варианты, чтобы ими могли воспользоваться. Как говорится, первый раз протяни соломинку, а дальше сам))
Удачи!

Валерия Салтанова   05.08.2020 22:12   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Лерочка! У моей дочери такое же имя.

Вера Белина   06.08.2020 07:56   Заявить о нарушении
Ну, пусть оно Вам приносит только удачу))

Валерия Салтанова   06.08.2020 14:07   Заявить о нарушении
Валерия, добрый вечер! А если всё созвучно её торжеству вместо "подвластно"
И звучало зарянки сопрано,
светлячки освещали траву,
запах ночи пьянил и дурманил -
всё созвучно её торжеству!

Вера Белина   06.08.2020 21:29   Заявить о нарушении
Там же "зазвучало", а потом "созвучно", однокоренные получаются слова.

Валерия Салтанова   07.08.2020 00:12   Заявить о нарушении
Валерия, извините за дотошность, а если
Привлекало зарянки сопрано,
светлячки освещали траву,
запах ночи пьянил и дурманил -
всё созвучно её торжеству!

Вера Белина   07.08.2020 02:58   Заявить о нарушении
А может, "И летело зарянки сопрано"?)) Ну, передать полёт этого звука, настоящий восторг.

Валерия Салтанова   07.08.2020 03:11   Заявить о нарушении
Благодарю, Лерочка! Вы очень терпеливая. Я рада встречи с вами.

Вера Белина   07.08.2020 06:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Т47. Крылья. Конкурс» (Сетевой Клуб Поэтов)

Посланник солнца

Дитя воздушных сфер,
Полёт – твоё призванье.
Твой гордый грозный взгляд
Врагам внушает жуть.
Ты украшаешь герб,
Ты – символ Иоанна.
И с восхищеньем я
Вновь за тобой слежу.

Я у тебя учусь –
Не с лёту пусть, не сразу –
К мечтам стремиться ввысь
В закатах золотых.
Не умаляя чувств,
Не замутняя разум,
Раскрепощаю мысль
На пике высоты.

Я у тебя учусь
Масштабам и размаху,
Величию души,
Отважности в борьбе.
Чтоб было по плечу
Всё принимать без страха,
Что уготовит жизнь,
Что выпадет судьбе.

Пусть солнечной слюдой
Сверкают всем на зависть
Два паруса-крыла
В лазурной глубине.
И я лечу с тобой
Пытливыми глазами.
Путь мудрого орла –
Пример бесценный мне...

Светлана Разумова 2   04.08.2020 23:12     Заявить о нарушении
Светлана, доброй ночи!
Настоящий манифест мудрости по-орлиному, гимн свободе и силе характера. Форма интересная, и она полностью выдержана, на мой взгляд, – ничего лишнего. И заголовок очень красивый и по существу. Эмоционально и возвышенно написано, с силой искреннего чувства. У меня буквально пара моментов вызвывает вопросы, но эти шероховатости легко устранить.
Речь идёт о последней строфе. Во-первых, «в небесной глубине» слишком стёрто звучит, можно найти другой эпитет – подлунной, надмирной, надзвёздной… А мне нравится ещё вот так просто: в лазурной глубине. Цвет усиливает образ неба. И последняя строчка мне кажется какой-то плоской, неожиданно статичной и обесцвеченной. Нет точки. Предлагаю варианты:

Пусть солнечной слюдой
Сверкают всем на зависть
Два паруса-крыла
В лазурной глубине.
И я лечу с тобой
Пытливыми глазами,
Путь мудрого орла –
Примером ярким мне...
Живым примером мне…
Пример бесценный мне…

Мне нравится «живым примером мне». Но Вы можете поискать, подумать)) А поскольку слово «будет» уйдёт, то в третьей строфе можно чуть подправить предложение «Чтоб стало по плечу / Всё принимать без страха» – на «Чтоб было по плечу / Всё принимать без страха». Так немного точнее.
И «с лёту» в два слова)

Валерия Салтанова   04.08.2020 01:28   Заявить о нарушении
Валерия, доброе утро! Спасибо большое за такой щедрый комментарий, очень рада Вашим словам! Благодарю от души за поправки и советы - я вот тоже не совсем была уверена в последних строчках, крутила, вертела их... Подумаю ещё над окончательным вариантом, пока есть немного времени.
Спасибо ещё раз за внимательное прочтение и анализ!
Хорошего дня Вам и ярких текстов!

Светлана Разумова 2   04.08.2020 07:44   Заявить о нарушении
Валерия, добрый день, внесла коррективы по Вашему совету, исправила в теле рецензии. Пусть это будет предварительно окончательным вариантом)
Спасибо ещё раз за сотворчество!
С теплом и признательностью :)

Светлана Разумова 2   04.08.2020 14:47   Заявить о нарушении
На мой взгляд, сильный вариант получился. Но с эпитетами и глаголами можно работать ещё – их здесь много, и чем они будут точнее, тем крепче получится весь текст.
Вот, например, я вижу ещё такой момент: что если поставить вместо "приготовит" глагол "уготовит"? Он более книжный, возвышенный, а "приготовит" более кулинарный))

Чтоб было по плечу
Всё принимать без страха,
Что уготовит жизнь,
Что выпадет судьбе.

Валерия Салтанова   04.08.2020 20:41   Заявить о нарушении
Кстати, да, согласна: казалось бы, такая мелочь - разница всего лишь в приставке, а какие разные оттенки получаются... Спасибо, важная поправка, принимаю!

Светлана Разумова 2   04.08.2020 23:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Т47. Крылья. Конкурс» (Сетевой Клуб Поэтов)

Наше

Лозою тянулась тонкою, на цыпочках, словно к Боженьке,
частила скороговоркою: - приехал-приехал-родненький!

Лучилась глазами карими, улыбкой светилась искренней,
дышала словами тёплыми: - хороший ты мой, единственный!

Тоскующим телом льнула, желаньем допьяна поила,
и долго, и жадно-неистово, любила - любила - любила!

Кричала, стонала, плакала, взрываясь - текла, потела,
и, руки раскинув крыльями, куда-то в своё летела.

Дыханье - рывками, загнанно, сквозь волны животной дрожи
рвань слов из себя выхрипывала:- силь-не-е! Силь-нее!! ...Бож-жее..!!!

Поил изо рта, как птицу, горячее тело вдыхая.
Прижалась, затихла, славная.
Усни.
Отдохни.
Родная.

Борис Балицкий   02.08.2020 12:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис!
Ничего не имею против эротики в поэзии. Но тут есть такой тонкий момент. Всегда спрашиваешь себя: а зачем? Ради чего? Вообще когда берёшься писать стихотворение, это ведь первый вопрос: зачем? Ну то есть зачем я в рифму сейчас расскажу то, о чём все взрослые дяди и тёти знают очень хорошо, а в наше время, пожалуй, об этом осведомлён и любой подросток. Вы назвали стихотворение «Наше», но оно ведь не несёт ничего такого, чего бы не случилось с любым другим человеком на Земле. Нет в нём того, что понятно только двоим – какой-то тонкости, штриха, потаённого знака, чтобы читатель изумился, ахнул, стал от Вашего стиха богаче, словно приобщился к чистой и горячей тайне. Вы как бы просто описываете всем известное. Ещё и с какими-то физиологически вывернутыми подробностями: «текла, потела…» Это что, показатель большой любви? Усиливает впечатление от страсти? Мне кажется, этим можно только читателя отвратить. Конечно, можно писать обо всём, запретных тем нет, но поэзия – не пересказ событий, а их преломлённое отражение всё-таки, метафора.
К тому же если браться за такую тему, то нужно, мне кажется, писать очень на достойном уровне. А у Вас форма прихрамывает. Рифмы расползаются: «Боженьке – родненький», «вдыхая – родная» рифмами не назовёшь. Слово «допьяна» может иметь ударение на первый и последний слоги, но у Вас явно «под ударом» буква «я». И плосковат сюжет. Соскучилась, дождалась, прильнула, застонала, потекла, вспотела, закричала, прижалась и уснула. Всё.
Самая поэтичная строчка здесь: «Поил изо рта, как птицу». Ну, ещё «И руки раскинув крыльями» – но, впрочем, это совсем уж штамп.
Но знаете, стих можно спасти, если над ним поработать: усилить моменты нежности, укрепить форму и убавить животной физиологии.

Валерия Салтанова   03.08.2020 02:03   Заявить о нарушении
Уходит, уходит ЛГ от живого дела - в мемуары)) А как дышал...

Лев Щукин   03.08.2020 05:09   Заявить о нарушении
Утра доброго Валерия, здравствуйте Лев. Много чего сказать хотелось бы, но, как-то не складывается (отчасти и поэтому пауза затянулась). Если вам это интересно, дайте знать. Напишу хоть в личку, хоть на эту страничку. Спасибо).

Борис Балицкий   06.08.2020 07:08   Заявить о нарушении
Если нецензурно, то не стоит))

Валерия Салтанова   06.08.2020 14:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Т47. Крылья. Конкурс» (Сетевой Клуб Поэтов)

Лето шутило с нами,
спрятав за облаками
солнечный шарик сочный:
он в глубине молочной
выглядел так пустячно,
что грустно было и страшно –
далёким, чужим, холодным –
совсем ни на что не годным.

Люди срослись с зонтами,
с чёрными сапогами,
и, на плащах застёжки
придерживая ладошкой,
люди бежали мимо
всего, что ими любимо.

Мимо кинотеатров –
к чокнутым психиатрам,
мимо кафе с пломбиром –
к улыбчивым, злым банкирам,
мимо пресветлых храмов –
в капища инстаграмов.

Если всё время мимо –
сердце совсем остынет,
если всё время мало,
солнца – пиши пропало.
Солнце не только в небе –
солнце в любви и хлебе,
солнце в твоих веснушках,
камешках и ракушках,
в каждом цветке ромашки,
в мультике с чебурашкой,
в крылышках махаонов,
в фильмах, где есть Леонов,
даже в зонтах и ботах
есть от светила что-то…
Солнце и Бог повсюду –
в этом земное чудо.

Лето шутило с нами,
прячась за облаками…
Но вдруг, наигравшись в прятки,
выключило осадки.

Александр Марочкин 2   03.08.2020 20:45     Заявить о нарушении
Александр, здравствуйте!
Мне кажется, Вам удалось сказать именно то, что и хотелось – несмотря на большой объём я не чувствую здесь длиннот. Стих вышел таким естественным и живым и благодаря удачному, слегка меняющемуся размеру, и из-за неожиданных образных рядов, которые возникают перед читателем, словно маленькие взгорья перед велосипедистом. И что там дальше, не угадать – потому и весело)) То чебурашка, то Леонов, то веснушки, а всё вместе, наверное, – счастье) И злые, но улыбчивые банкиры вызывают незлую улыбку и определённые воспоминания. В общем, у меня все ассоциации сложились)
Там только «в твиттеры, инстаграмы» звучит слишком статично, да и вот эти рифмы с разными окончаниями – по-моему, просто беда: «храмов – инстаграмы». Может, подумаете над строчкой? Ну, как-нибудь так: «В бредень всех инстаграмов» или «В липкий чат (чад?) инстаграмов»))
И в конце есть ощущение, что чего-то не хватает, какой-то точки, ступеньки, паузы… Может, «И вдруг, наигравшись в прятки»? Или «Но вот, наигравшись в прятки». Размером играть можно – заявленная форма это допускает вполне.
И у меня предложение: а давайте выставим правильно все знаки препинания?) Получится хорошо, чес-слово:

Лето шутило с нами,
спрятав за облаками
солнечный шарик сочный:
он в глубине молочной
выглядел так пустячно,
что грустно было и страшно –
далёким, чужим, холодным –
совсем ни на что не годным.

Люди срослись с зонтами,
с чёрными сапогами,
и, на плащах застёжки
придерживая ладошкой,
люди бежали мимо
всего, что ими любимо.

Мимо кинотеатров –
к чокнутым психиатрам,
мимо кафе с пломбиром –
к улыбчивым, злым банкирам,
мимо пресветлых храмов –
в липкий чат инстаграмов.

Если всё время мимо –
сердце совсем остынет,
если всё время мало,
солнца – пиши пропало.
Солнце не только в небе –
солнце в любви и хлебе,
солнце в твоих веснушках,
камешках и ракушках,
в каждом цветке ромашки,
в мультике с чебурашкой,
в крылышках махаонов,
в фильмах, где есть Леонов,
даже в зонтах и ботах
есть от светила что-то…
Солнце и Бог повсюду –
в этом земное чудо.

Лето шутило с нами,
прячась за облаками…
Но вдруг, наигравшись в прятки,
выключило осадки.

Валерия Салтанова   02.08.2020 01:56   Заявить о нарушении
В липкий ад инстаграмов)) Спасибо, я подумаю и поправлю.

Александр Марочкин 2   02.08.2020 08:11   Заявить о нарушении
Кстати, про липкий ад думала. Люблю крайности))

Валерия Салтанова   02.08.2020 17:32   Заявить о нарушении
Капища инстаграмов)

Александр Марочкин 2   03.08.2020 12:02   Заявить о нарушении
А что, это вариант.

мимо пресветлых храмов —
в капища инстаграмов.

Как указание на смену святынь. Намёк на чуть ли не языческое поклонение соцсетям. Супер)

Валерия Салтанова   03.08.2020 16:46   Заявить о нарушении
Поправил. Спасибо за помощь.

Александр Марочкин 2   03.08.2020 20:47   Заявить о нарушении
Всегда пожалуйста, Саша))

Валерия Салтанова   03.08.2020 20:53   Заявить о нарушении