Рецензии на произведение «Нисхождение Адама»

Рецензия на «Нисхождение Адама» (Семён Патлис)

Несколько наивных вопросов по поводу изгнания Адама из рая в стихотворении Семёна Патлиса “Нисхождение Адама“.
1. С кем спорил Адам в раю, и в чём суть спора?
2. Если Адам “Венец Творенья“, почему Адам оказался в раю “лишним“?
Неужели он спорил с сами Богом, и Бог, в силу авторитарности своего характера,
решил избавиться от оппонента, который испытывал его терпение?
Как-то мелочно для Бога...
3. “Получи на жизнь себе планету “ звучит как “Получи на жизнь себе монету “.
А разве всё это не происходило на планете Земля, где и расположен был библейский рай (в садах Эдема)?
4. Что означает “святость“ Бога? И вообще, “святость“? И почему херувимы так настойчиво напоминают об этом Богу, запев “Свят! Свят! Свят!“? Они звучат как подхалимы, как и серафимы, загудевшие при этом в трубы. (Может быть из страха, что их тоже выгонят?)
5. Почему тут же Миры напряглись и заревели? Они что – быки?
6. Что такое Вселенские Телеса? И какие воды в раю, которым надобно вытечь, разъяв Вселенские Телеса?
7. Адам “нисходил “ с небес на землю, а несчастная женщина при этом кричала, страдая в родовых муках... Как-то это не вяжется с библейской версией происхождения Адама и Евы,
и их изгнания из рая.
В стихотворении есть музыка и внутренняя энергия, и если отключить занудную логику и анализ, то его настроение и пафос вполне понятны.

Григорий Собко   24.01.2018 23:41     Заявить о нарушении
Григорий - спасибо за комментарий! По поводу Ваших вопросов могу только сказать, что моё короткое стихотворение никак не претендует на научную и теологическую достоверность. Анализ характеров и взаимоотношений Творца и Адама, география рая и прочие подобные темы (в т.ч. Ваши вопросы 1,2,3,4 и 7) также выходят за пределы его содержания. Толкование художественных произведений дело неблагодарное; каждый читатель имеет право на своё видение. Для меня это стихотворение - не пересказ библейского мифа об изгнании из рая, а аллегория рождения человека в свете этого мифа. Буквальное толкование здесь неприменимо (применимо ли таковое к Книге Бытия - это уже другой вопрос!).
Некоторые дополнительные замечания:
- (к вопросам 3 и 7): нисхождение Адама здесь должно понимать не как физическое перемещение, а как переход из высшего (небесного/духовного) состояния в низшее (земное/материальное). Конкретное местонахождение Эдема здесь не имеет значения, тем более, что он даже не упоминается в тексте.
- (к вопросу 4): "Свят!, Свят!, Свят!" - придумано не мной. Это буквально то что, согласно описанию в пророческом видении Исайи, поют серафимы, окружающие престол Божий: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3)
- (к вопросу 5): "миры" - понятие из теософии и каббалы, как-то описывающее структуры бытия и их взаимодействие. В контексте стихотворения "миры" "напряглись" - не как существа, а как системы в процессе исторжения Адама.
- (к вопросу 6): "телеса вселенские" - так и есть, тело "вселенной" в которой и происходит это "космическое извержение" (не в физическом смысле!). "Воды Рая" - как я уже отметил, это аллегория процесса рождения человека; воды есть часть процесса.

Семён Патлис   25.01.2018 12:11   Заявить о нарушении