Рецензии на произведение «Про Е. Евтушенко рядом с Пастернаком и Переделкино»

Рецензия на «Про Е. Евтушенко рядом с Пастернаком и Переделкино» (Гусарова Татьяна)

Желал, чтоб не забыли,
Чтоб помнили о нём.
Страна чтобы не пнула
Кирзовым сапогом.

Стихи писал про снеги,
Хотим ли мы войны?
Нет, не хотим, мы дети
Своей родной страны.

Достоин Переделкина,
А почему бы нет...
Он выбрал Пастернака -
Любимый был поэт.

Анна Столярова Федосеева   10.05.2023 09:40     Заявить о нарушении
Анна, спасибо!

Счастье , что не дожил до времен, когда будет запрещена песня "Хотят ли русские войны".

Гусарова Татьяна   14.05.2023 11:34   Заявить о нарушении
И что русские не просто хотят ..., а 90 процентов ЭТО поддерживают.
Наверное, в его время был иной народ.

Гусарова Татьяна   14.05.2023 12:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про Е. Евтушенко рядом с Пастернаком и Переделкино» (Гусарова Татьяна)

Пухом, конечно. Но пусть бы уж сразу в Святогорском монастыре. Недалеко от Пушкина, а?

Дмитрий Каратеев   13.08.2023 20:34     Заявить о нарушении
Вот и я про это...

Гусарова Татьяна   16.03.2023 09:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про Е. Евтушенко рядом с Пастернаком и Переделкино» (Гусарова Татьяна)

Таня! Ты здесь упомянула могилы Устинова и Ткаченко. Не Валентин- ли Устинов / Замечательный Поэт!/ и Анатолий Ткаченко- Настоящий гений слова,Лауреат Гос.премии им Горького за книгу "Люди у океана"???
Так,по- моему, Валентин Устинов глобальнее Евтушенко по творчеству,да и по Духовному складу в отношении РОССИИ.

Интересно было познакомиться с этой темой.
Всего Доброго ☀️

Елена Шахова 7   02.02.2023 16:08     Заявить о нарушении
Елена, очень многое зависит не только от таланта, но и от умения себя подать.

Гусарова Татьяна   02.02.2023 21:16   Заявить о нарушении
Это точно,ТАНЯ... Однако,не каждый может себя "подавать".
А скорее всего- не хотят терять своё "Я".
Оставаться Собой- важнее. Это- на все времена. Вот Бродский написал,что "на Васильевский остров я приду умирать .."
Не пришёл... И я его совсем не уважаю и не считаю Личностью.

Елена Шахова 7   02.02.2023 21:29   Заявить о нарушении
Елена, однако, видите, Евтушенко остался, а Устинов? А Ткаченко? Кто их помнит?
Скромность не всегда украшает.

Гусарова Татьяна   02.02.2023 21:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про Е. Евтушенко рядом с Пастернаком и Переделкино» (Гусарова Татьяна)

Была в нем искра божья,- идут белые снеги...шедевр на все времена, даже если бы он ничего больше не написал, это бы осталось.
Удачи!

Геннадий Иваныч   12.11.2022 20:32     Заявить о нарушении
Геннадий, была, ясен пень.

Но завещать похоронить себя непременно с Пастернаком - как-то не очень...
Отчего ж не на Новодевичьем?

Гусарова Татьяна   17.11.2022 12:56   Заявить о нарушении
Танечка!
Добрый день!
Вот заглянул на Вашу страничку , а затем и на одно из стихотворений и не могу удержаться от коммента именно в этом месте ,а не отдельной рецензией.
Очень понравилось Ваше эссе- корректное, выдержанное, толерантное, уважительное, грамотно изложенное- просто был покорён отсутствием вульгарности, безграмотности, скабрезности, злословия( Ох,
злые языки- страшнее пистолета) и на душе стало светло, радостно- есть люди в россии, уважающие своих поэтов и свои таланты.
Но вот дошёл и до такого же уважительного комментария Геннадия Иваныча- и опять отрадно, прекрасный лаконичный комментарий.
Но вот отклик вызвал недоумение- Вы что же считаете, что Евтушенко не имел права так завещать?- Имел , однозначно имел, и он имеет право быть недалеко, как Вы уточнили , от Пастернака!
Или Вы считаете, что он не имел права там находиться?
Это вообще несуразный вопрос, погост Переделкино, это не Мавзолей и тем более не упомянутое Вами Новодевичье!
Неужели Вы считаете, что такое пожелание- вызывающе наглое, не соответствующее статусу Евгения Александровича, что он , не смотря на то, что имел право и так завещать, и там находиться, будет смотреться там неестественно и недостойно?
Я так не считаю! Тем более, что на этом погосте лежат обычные смертные люди, а что уж такому необычному( а он таки был необычным, не только поэтом, а и человеком) и нельзя. Подумаешь поселковое кладбище!
Поэтому и Ваш отклик прозвучал диссонансом к Вашему эссе!

Александр Пешков 3   05.12.2022 18:00   Заявить о нарушении
Александр, сердечно Вас благодарю.
Мне показалось, что эта просьба не отличается скромностью.
Тем более, что возле могилы Пастернака очень мало места, и, кроме того, логичнее там было бы лечь наследникам Бориса Леонидовича.

Гусарова Татьяна   05.12.2022 22:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про Е. Евтушенко рядом с Пастернаком и Переделкино» (Гусарова Татьяна)

Как хоронили Евгения Евтушенко

О том, как это было, рассказывает главный редактор журнала "Сноб" Сергей Николаевич.

Хрустальная душа.
Москва 11 апреля 2017 года простилась с Евгением Александровичем Евтушенко.

Похороны — любимый жанр русского народа. Кто пришел? Кто не пришел? Что говорили? Много ли было народу? Достаточно ли скорбела вдова? От кого получены телеграммы? Сколько было венков? Телеграммы полагается зачитывать со сцены голосом диктора Левитана, а с венков уже после прощальной церемонии обязательно срезать траурные ленты, чтобы потом они не угодили в кладбищенский контейнер. «Любимому», «Великому» и «Незабвенному» не полагается валяться среди мусора и выцветших пластиковых цветов. Впрочем, от такого варианта сценария никто не застрахован.
Евгений Александрович Евтушенко велик уже тем, что, в отличие от многих своих соотечественников, любил и умел быть режиссером своей судьбы. И распорядился ею, надо признать, гениально, что бы там кто ни говорил. Прожил достаточно долго, хотя по своей сибирской семижильности был задуман лет на 100, не меньше. Объездил весь мир. С младых ногтей был признан, обожаем и всесветно знаменит. Этого ему, разумеется, простить не могли. Завидовали братья-писатели люто. Долгое время считалось, что ему просто везло.
Ну да, везло! А что тут такого? Е.А. никогда не скрывал и не стыдился, что он дитя фарта — кстати, любимое словцо в поколении 60-х годов. Везло, кроме всего прочего, потому что он ненавидел проигрывать. Один раз мне довелось увидеть, как Е.А. играет в футбол. Зрелище, могу сказать, посильнее цедээловских чтений.
В нем жила такая неистовая ярость и жажда победы, что их хватило бы с лихвой на всю нашу сборную по футболу. Помню его майку с темными кругами от пота, набрякшие жилы на старой, красной шее, какой-то петушиный, задушенный крик. И бег, бег юноши, у которого сейчас разорвется сердце, если ему не дадут забить его гол. Говорят, что он так же играл в теннис. И так же вел свои издательские дела. Может, поэтому успел так много. И до последнего писал, писал. А когда писать уже не мог, стал диктовать...
Тут он совпал со своей первой женой Беллой Ахмадулиной, которая, потеряв зрение, могла лишь наговаривать на диктофон свои мемуары, вошедшие в недавнюю книгу Бориса Мессерера «Промельк Беллы». Вообще, мистическим образом пути бывших супругов неожиданно пересеклись: 10 апреля юбилей Беллы, 11-го — панихида Евтушенко в ЦДЛ и похороны в Переделкино, 12-го — вечер Беллы там же, в ЦДЛ.
Эта неожиданная посмертная близость двух самых известных поэтов своего времени невольно наводит на мысль о том, что есть какая-то высшая режиссура в этой прощальной церемонии. Несмотря на наличие других мужей и жен, из их биографии друг друга никак не вычеркнуть.
Никогда не забуду насмешливый взгляд Беллы Ахатовны в тот момент, когда я напрямую спросил ее, читала ли она воспоминания Евтушенко и дневник Нагибина, по крайней мере, те страницы, которые касались непосредственно ее персоны?
— Нет, не читала, — сказала она с кокетливой беспечностью.
И, выдохнув облако сигаретного дыма, добавила:
— Зато Борис подробно все прочитал, изучил и проклял обоих. У нас по этому поводу даже была ссора. А Женю я при встрече все-таки спросила: «Зачем ты это сделал?»
— И что он ответил?
— Он пожал плечами и сказал, что всего лишь хотел рассказать о своей любви. На что я ему сказала: «Ты испортил мне начало жизни и ее конец».
И Белла весело рассмеялась своей удачной шутке.
Так получилось, что я немного знал и вторую жену Евтушенко, героическую Галину Луконину, урожденную Сокол. Мы вместе пытались учить французский язык и даже ездили куда-то на юго-запад «погружаться». С более или менее с одинаковым результатом. То есть отдельные слова произнести могли, но заговорить — никак. Зачем это было надо Гале, знаменитой московской светской львице, я тогда так и не понял. Многотрудный и многофазовый развод с Евтушенко ей дался тяжело. На моей памяти они бесконечно делили какие-то картины, книги, деньги. В неистовом желании обеспечить безбедную жизнь себе и сыну Пете Галя добралась до Верховного суда, где услышала из уст самого высокого начальника изумительную фразу: «Ну что вы так переживаете, Галина Семеновна? Закон — он как дерево, его и обойти можно!» В том смысле, что сидите, мадам, тихо и радуйтесь алиментам, которые удалось отсудить.
И Галя отступила, попытавшись с головой уйти во французский язык, который ей ни с какой стороны был не нужен. На удивление тихо она провела все последующие годы. От интервью категорически отказывалась и даже мемуаров под старость так и не удосужилась написать. А ведь ей было что вспомнить. Умерла она несколько лет назад. А вслед за ней ушел и Петя, приемный сын Е.А., художник.
На похороны прилетела и третья жена поэта, англичанка Джан. Какое-то время мы были соседями: Евтушенко жил с ней и двумя малолетними сыновьями в жилом корпусе гостиницы «Украина», а я в доме напротив. Он был уже тогда немолод. И не очень умел обращаться с маленькими детьми. Считаные разы я видел его прогуливающимся с коляской. Похоже, он стеснялся и не хотел, чтобы его заставали за этим занятием, так не шедшим статусу первого поэта России. Поэтому около детских песочниц и в бесконечных очередях торчала его молодая жена, рыжеволосая красотка Джан, в любую погоду в одном и том же пуховике. Похоже, в какой-то момент ей это порядком надоело. К тому же один из сыновей у них был серьезно болен. Она вернулась обратно в Англию. И эта страница в жизни Е.А. была перевернута.
На сцене среди родни Джан сидела где-то сбоку, в дальних рядах. Так что я даже не сразу узнал ее, хотя она почти не изменилась. Только рыжие волосы стали седыми.
А потом на горизонте появилась Маша. Прекрасная, молчаливая, скромная Маша, которая взяла жизнь Е.А. в свои руки и как-то спокойно, без лишнего надрыва направила ее в русло тихой семейной заводи. При этом она радикально сменила пейзаж за окном его кабинета: вместо переделкинских сосен и заборов возникли выхоленные изумрудные газоны Оклахомы, вместо дымных и душных интерьеров ЦДЛ — кондиционированные, стерильные аудитории университета в городке Талса. А еще Маша родила двух замечательных сыновей и освоила новую для себя профессию преподавателя русского языка, да так, что американцы признали ее лучшим педагогом во всех своих бескрайних Соединенных Штатах. Подруга, жена, защитница от всех завистливых, корыстных и злых. Она возьмет на себя заботы по дому и непростому их быту, продлит ему счастливую старость, поможет справиться с подступавшими недугами и болезнями, а когда придет последний час, закроет ему глаза. А что ещё требуется от жены поэта?
... Панихидные речи лились неспешным потоком в ритме похоронного марша. Выходили начальники, вспоминали соратники. На экране мелькали фотографии Е.А. разных лет. По большей части с разными мировыми знаменитостями. Тут и Федерико Феллини, и Апдайк, и Артур Миллер, и Шостакович, и Роберт Кеннеди. Всех не упомнишь. А он всех знал, и все его знали. Забыть его было невозможно. Ведь, кроме всего прочего, он был невероятно фотогеничен. Недаром его мечтал снять Паоло Пазолини в «Евангелии от Матфея». Такие лица врезаются в память надолго. И самая чувствительная пленка влюбляется в них с первого дубля. Он знал об этом своем даре. Может быть, самом главном даре — заполнять и влюблять в себя пространство. И неважно, что это — многотысячный стадион или сельский клуб в российской глубинке. Он сам был для себя и для всех театром. Отсюда его невероятные пиджаки и невиданных расцветок рубашки, все эти странные картузы и кепки. Отсюда его смешные завывания и бешеная карамазовская повадка на сцене. В молодости, наверняка, он мог бы сыграть Митю Карамазова, а в старости — и Смердякова, и Зосиму. Причем еще неизвестно, кто бы у него получился убедительнее!
 

Я разный —
я натруженный и праздный.
Я целе-
и нецелесообразный.
Я весь несовместимый...

Его стихи пытались читать все, кто выходил на сцену с прощальным словом, и иногда казалось, что лучше бы они этого не делали. Поэтам, даже мертвым, не пристало слушать, как вымучивают их строчки.

«Читайте про себя», — говорил жесткий, птичий профиль Е.А., выглядывающий из гроба. Лучше бы дали его записи. Не догадались.

С самим Е.А. я общался раз три. И то только по телефону. Его первый звонок застал меня в Париже в разгар подготовки к фотосъемке обложки. «Это Женя!» — коротко представился он. Не сразу дошло, кто это. Я еще не знал, что разговор с ним не может длиться меньше часа, и был не готов к его воспоминаниям, неспешным размышлениям вслух, которые никуда не вели. Писатели с редакторами, как правило, говорят о деньгах. И я все ждал, когда наш разговор свернет на проторенную дорогу гонораров, налогов, счетов и т.д. Но нет, он вдруг заговорил о Бродском. Видно было, что эта тема его мучила и жгла. Он интересовался, не видел ли я его программы с Соломоном Волковым? Не видел. Или читал ли я его последние стихи в «Знамени»? Не читал. Я чувствовал, как образ просвещенного сноба медленно, но верно подменяется в сознании Е.А. некоей унылой серостью, но ничего поделать не мог. Вокруг меня шныряли французы, подсовывавшие разные счета, демонстративно скучала звезда, не зная, чем себя занять. Стилист и фотограф нервно ждали, когда, наконец, я перестану говорить по телефону. Но что-то не позволяло мне оборвать разговор с Е.А. на полуслове. Что? Не знаю. Все-таки это был сам Евтушенко!
P.S. Пришлось разбить статью на две части, так как в ней было больше 10 000 знаков, окончание смотрите в замечаниях...

Владимир Орныш-Полонский   31.10.2022 22:04     Заявить о нарушении
Только один раз за всю церемонию прощания вдруг возникла та таинственная вибрация и нервная дрожь, которой он умел добиваться сам. Когда на сцену вышел с гитарой Сергей Никитин. Добрый, милый Сережа, чьим голосом озвучены все наши новогодние праздники и застолья, ставший почти уже родным за более чем сорок лет, что крутят по всем каналам «Иронию судьбы». Ему тоже было что рассказать про Е.А. И о том, как он баллотировался в депутаты Верховного Совета от Харькова, и как они вместе выступали на огромной площади в центре города, где собралось более 20 000 человек. И как он там с Татьяной пел: «Приходит время, птицы с юга прилетают», и весь народ многотысячным хором подхватывал: «И это время называется весна». «Весна» в Харькове только еще больше раззадорила Е.А., который с трудом переживал чужой успех в своем присутствии. Поэтому он тут же бросился читать и скандировать что-то вроде «Так жить нельзя». И площадь радостно вторила: «Нельзя, нельзя...»

А потом, когда уже поздней ночью они вернулись в гостиницу, Никитин снова взял Е.А. на «слабо».

— А вот слабо вам сочинить стихи на музыку вальса Андрея Петрова из «Берегись автомобиля»?

Все знают немного спотыкающийся, сентиментальный вальсок, так подходивший под похождения Юрия Деточкина. Но чтобы по контрасту с легонькой музыкой текст был обязательно острый, колючий, резкий.

Е.А. нельзя было произносить слово «слабо» ни при каких обстоятельствах. Он сразу внутренне свирепел и заводился.

Короче, стихи были готовы на следующее утро.

Жил-был одинокий господин.
Был он очень странный
Тем, что он бы стеклянный.
Динь-динь-динь.

Стихи легко ложились на музыку. Все было идеально. Правда, смутили строки из второго куплета:

Где тот одинокий господин?
В гробе деревянном,
Вовсе не стеклянном, он один.

Но ведь сами хотели чего-то остренького!

— Когда умру, споешь на моих похоронах, — распорядился Е.А.

Серёжа не смог ослушаться и вчера выполнил наказ мэтра.

И это было так пронзительно и прекрасно. И его голос, и стихи, и музыка Андрея Петрова. И вся режиссура, придуманная Е.А. Он ведь знал, как душно и тоскливо на любых похоронах. Ему хотелось этого звука бьющегося стекла. Ему не терпелось напомнить всем о своей хрустальной душе, которая была где-то среди нас и наблюдала за всем происходящим со своей только ей доступной высоты. Сережа пел. И очередь, состоявшая в основном из пожилых людей, в растерянности замерла со своими хризантемами. Это и было наше прощание с поэтом.

Тот, кто с хрустальной душой,
Тот наказан расплатой большой.
Остается лишь крошка стекла —
Жизнь прошла!

Место на кладбище Е.А. тоже выбрал себе сам. Не доверил никому. Рядом с могилой Бориса Пастернака в Переделкино. Тогда, в конце 50-х, когда бушевало дело «Доктора Живаго», им почти не довелось пообщаться. А Е.А. так этого хотелось! Зато теперь наверняка им будет о чём поговорить.

 

Владимир Орныш-Полонский   31.10.2022 22:00   Заявить о нарушении
Владимир, сердечно Вас благодарю! Разместите, пожалуйста, этт эссе отдельно, многие люди тоже будут Вам благодарны
Кланяюсь.

Гусарова Татьяна   01.11.2022 09:46   Заявить о нарушении
Похороны — любимый жанр русского народа. Кто пришел? Кто не пришел? Что говорили? Много ли было народу? Достаточно ли скорбела вдова? От кого получены телеграммы? Сколько было венков? Телеграммы полагается зачитывать со сцены голосом диктора Левитана, а с венков уже после прощальной церемонии обязательно срезать траурные ленты, чтобы потом они не угодили в кладбищенский контейнер. «Любимому», «Великому» и «Незабвенному» не полагается валяться среди мусора и выцветших пластиковых цветов.

Как точно сказано!

Гусарова Татьяна   05.11.2022 18:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про Е. Евтушенко рядом с Пастернаком и Переделкино» (Гусарова Татьяна)

ОШИБКА ГАНГНУСА

Когда Россия впала в кому,
Стихи его пошли в утиль:
Гангнус уехал в Оклахому,
А надо было в Израиль.

24.04.17

Илья Рагулин   24.08.2022 22:40     Заявить о нарушении
Главное, вернулся...

Гусарова Татьяна   25.08.2022 09:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про Е. Евтушенко рядом с Пастернаком и Переделкино» (Гусарова Татьяна)

А по-моему, главное, чтобы душа была с избранным поэтом рядом...
Время определяет наш выбор. Моя жизнь прошла при Евгении Евтушенко, мне его стихи понятней и потому ближе. Думаю, если бы он и сказал "рядом с Пастернаком", это не имело бы смысла претендовать на авторитет и величие поэта, а лишь указывало бы на то, что Пастернак был для Евтушенко избранным! С уважением-

Надежда Ансеева   18.08.2022 12:46     Заявить о нарушении
Надежда, спасибо!
Я думаю, скромность в этом случае все же была бы уместней.

Гусарова Татьяна   21.08.2022 22:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про Е. Евтушенко рядом с Пастернаком и Переделкино» (Гусарова Татьяна)

Евтушенко достоин памяти нашей, где бы мы не жили.
А погосты не заменят нам стихов этих поэтов.
С уважением

Анатолий Кузнецов 2   12.07.2022 08:35     Заявить о нарушении
Всем поэтам места у Пастернака явно не хватит.

Гусарова Татьяна   12.07.2022 23:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про Е. Евтушенко рядом с Пастернаком и Переделкино» (Гусарова Татьяна)

Прочитала с удовольствием. Интересно и познавательно.

Татьяна Комарницкая   25.06.2022 02:16     Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо Вам!
Очень рада!

Гусарова Татьяна   29.06.2022 22:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про Е. Евтушенко рядом с Пастернаком и Переделкино» (Гусарова Татьяна)

Познавательно, интересно, непредсказуемо,удивительно... Особенно нам, далеким-далеким, от Переделкино. Пусть Ему земля будет пухом. Спасибо, Татьяна, просветила. С наилучшими пожеланиями, Виктор.

Виктор Старик   25.10.2021 16:21     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо!
Но вообще-то я за скромность.
Даже если ты известный человек....
.

Гусарова Татьяна   27.10.2021 10:34   Заявить о нарушении