Рецензии на произведение «14 конкурс танка -Времена года- Круглый стол»

Рецензия на «14 конкурс танка -Времена года- Круглый стол» (Сад Рёандзи Конкурсы)

Мой поклон всем, кто вышел на эту площадку и тем, кто был просто читателем!)

Комментировать свой текст, это как объяснять смысл анекдота) если смешно, то анекдот сработал. Так и в 'танка'. Если отозвалось, то читатель стал соавтором образа, а если нет, то не беда, для каждого читающего найдется 'свой любимый анекдот') это и есть загадка 'танка', когда закодированный образ, чувства, настроение предлагается отгадать читателю самому.
Мне были интересны все предложенные авторами 'танка', в каждом был свой 'кроссворд' души.
Учебность конкурса для меня заключалось не в 'учительстве' других, а в ученительстве от прочтения и взаимной реакции участников и читателей на мой текст.
Спасибо всем сердечное!)

Садовник Валл-И   05.08.2015 08:34     Заявить о нарушении
Рецензия на «14 конкурс танка -Времена года- Круглый стол» (Сад Рёандзи Конкурсы)

Дорогие друзья, любители японской поэзии!
Благодарю всех за отзывы и обсуждение моей скромной танка. И за милые похвалы, и за Ваши ответные пятистишия о цикадах, и за «критику», дающую возможность увидеть мою танка глазами другого человека, и понять, что можно было написать и лучше…))) Дать более объемный образ.

Спасибо автору (10) – Вы поняли пятистишие в точности. Жара-жарища, южное долгое лето, море…

Хочу ответить несколько слов автору (8) касательно цикад. Цикады поют у меня за окном в оливной (или оливковой, если будет угодно) роще каждый день, начиная с утра, как только встает солнце. Вначале одна цикада словно пробует голос, немного поцыкает, а потом начинает громко стрекотать, и за ней уж и остальные вступают, со своими песнями. К закату они замолкают, а ночью, лишь изредка, какая-та сонная «мушка» словно пробует голос, немного пострекотав. Все полностью списано с натуры))) Есть и стишок о весёлой цикаде http://www.stihi.ru/2015/05/22/6211

Авторам (2) и (7) могу сказать, что мне слово «оливный» нравится намного больше – это мое личное предпочтение, ни на что не претендующее. Слово «оливный» сейчас считается устаревшим, но, на мой взгляд, намного более подходит, чем оливковый, поскольку буква «к» делает слово более резким по звучанию. Не говоря уже о превращении 5 в 6.

И для автора (7) – дождя нет и быть не может, ибо широты такие. Прогноз на день вполне оправдан)))

Желаю всем чудесного дня и всех благ!

Гали Росси   04.08.2015 13:10     Заявить о нарушении
А я про сверчков :))))
К вечеру, когда уезжаю с дачи, начинают свои песни сверчки.
Сначала один, потом подключаются остальные. Слышали про surround? Стоишь и как будто один сверчок стрекочет со всех сторон. Звук вокруг! Это надо слышать. Непереставаемый стрёкот сверчка (сверчков?)!

Сад Рёандзи Конкурсы   05.08.2015 00:11   Заявить о нарушении
У меня тоже сверчок поет ночью! Обычно один. Причем он меняет место обитания и бывает, что появляется совсем близко, может даже на балконе. И так красиво песенку выводит...Вокруг полная тишина, звёздное небо и его "тирликанья" завершают эту красоту своим переливчатым звуком.))) Благодать!

Гали Росси   05.08.2015 07:43   Заявить о нарушении
А я тоже обожаю сверчков - ещё с детства, с книжки про Пиноккио, кажется...

Холодный чай и путаные мысли...
Пиликает на скрипочке сверчок.
И провода бессильные зависли
меж небом и землёй. И - ни о чём
все разговоры наши и печали,
пока чадит февраль оплывшею свечой.

Тёплый привет всем любителям
сверчков и цикад!

Татьяна Фаустова 2   11.08.2015 21:51   Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо за Ваши милые строки!

И в гулкой ночной тишине
Как будто далекий ручей
Бежит по камням в полусне -
Там воды струит Водолей.

Над амфорой он ворожит…
На небе луна высока,
И в воздухе звездном дрожит
Ночная баллада сверчка.

К цикадкам и сверчкам можно еще добавить светлячков. Они, хоть и не поют, но своими зелёными огоньками превращают лесные тропинки в сказочные и загадочные "тропки фей")))

Гали Росси   12.08.2015 18:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «14 конкурс танка -Времена года- Круглый стол» (Сад Рёандзи Конкурсы)

Комментарий Агаты Кристи 3 к произведению № 12 «Эдельвейс» /Оценка – 4 балла/:
«Красивый образ эдельвейса над пропастью. Танка одним предложением!
Нет послечувствия, не над чем подумать. Всё сказано».

***** Ответ:
На мой взгляд, двустрофность в танка определяется не синтаксической конструкцией (точкой или паузой после хокку) и тем более, не пробелом между строфами (хотя и такое построение возможно), а наличием смысловой связи между строфами и ассоциативной связи между природным и чувственным образом. При написании этого произведения я руководствовалась рекомендациями Александра Долина, которые можно найти на его странице, в частности, следующим высказыванием: " Главная трудность при переводе вака — интонационный рисунок, который позволит читать пятистишие на одном дыхании. Здесь кроется основное отличие вака от любых иных поэтических жанров и форм. Мысль и чувство не должны прерываться в течение стиха дроблением на отдельные фразы. Единый образ течет от начала вака к концу, последовательно раскрываясь в каждом слове, в каждом слоге: образ, передающий понятия аварэ и макото».

Примечание.
моно-но аварэ - букв. «печальное очарование вещей» /О специфике «японского», М. П. Герасимова/
фуга-но макото - букв. «истинность прекрасного» /Поэзия Мацуо Басё, Т.И.Бреславец/

С уважением, Людмила.

Людмила Скребнева   04.08.2015 12:42     Заявить о нарушении
Люда, очень кстати цитата из А.Долина.
Вот бы нам такого рецензента...
Мечтать - не вредно!

Всего доброго!
Таня

Татьяна Фаустова 2   11.08.2015 21:46   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Таня! Это как раз самое простое...
Были бы организаторы и авторы со стихами, а критики и рецензенты всегда найдутся!
Желаю удачи в осуществлении задуманного, Люда.

Людмила Скребнева   13.08.2015 23:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «14 конкурс танка -Времена года- Круглый стол» (Сад Рёандзи Конкурсы)

(8) Я увидела слабую рифму: янтаря - дождя. Агата, это черный шар, точнее, «судьба в серых потоках дождя…». Потом, слеза и плачет – слова одного и того же явления. Опять-таки, плач и поток дождя – тоже все очень мокро. Но!!! Все это совершенно не мешает мне наслаждаться произведением, очень красивая танка. Спасибо автору.

Можно ли задать вопрос? Что значит слабую рифму? Разве в танка должна быть рифма?
Почему чёрный шар? Судьба была яркой, янтарной. Но пошёл дождь, и она светит сквозь потоки, но меркнет от дождя и холода!
С уважением!

Агата Кристи 3   03.08.2015 20:49     Заявить о нарушении
(1) ... как всё погасло. Сразу... холодная морось. Но цвет - сквозь воду!

Вот это близко! Благодарю!

Агата Кристи 3   03.08.2015 20:52   Заявить о нарушении
Агата, рифмы не должно быть, но она у Вас присутствует. Поэтому и чёрный шар. Кроме того, для одной танка - "плачет" и "слеза" - это очень много, для стиха было бы нормально, а для танка - много. Но это советы, и - только, я подчеркнула, что все эти недочёты, на мой взгляд, совсем не мешают радоваться произведению. Не обижайтесь. Совет можно принять, а можно и не заметить, это право автора. Ирина.

Ирина Пахомова Викторова   03.08.2015 20:57   Заявить о нарушении
(10) Ох уж эта Осень... Все краски года в ней играют блюз!)
Люблю я такое изложение, как вязь ковра, или мостики света после грозы.
Каждое слово этого танка, как аккорд несет свой звук и эмоциональную краску, создающую во мне музыку, именно блюз!)
Яркие краски жизни может смыть серый дождь..или не сможет?!
Вопрос открыт и это очень сильно!
Каждый читатель сам на него отвечает. Для меня 'серые потоки дождя' не смывают 'яркие краски судьбы', а освежают!)
Спасибо Автору!)
Благодарю, Садовник! Вы увидели и почувствовали то, что почувствовала я.
Признательна! Я много читала о танка. Я учусь и пробую давать советы другим. Но мне всегда интересно то новое, что находят другие авторы! Очень люблю японскую поэзию! Может и не всегда всё получается, но стараюсь выдерживать и ритм и ударение! Мне нравится классика.

/--/- (1-4)
/--/--/ (1-4-7)
/--/- (1-4)
/--/--/ (1-4-7)
/--/--/ (1-4-7)

Агата Кристи 3   03.08.2015 21:01   Заявить о нарушении
бус разноцветье
холодно только душе
время уходит
снова старуха зима
снежным подолом шуршит
_____________________________

А это моя же рецензия на танка

Агата Кристи 3   03.08.2015 21:05   Заявить о нарушении
Ирина! Я не обижаюсь. Наоборот, стараюсь научиться и понять! Я даже не не подумала, что это рифмуется, хотя это слабая рифма. Со слезой и плачем согласна.

Агата Кристи 3   03.08.2015 21:08   Заявить о нарушении
С последнего места видно, что только двое коллег приблизились к чувству пожилого автора, глядящего на природный образ осенних стай птиц, готовящихся к дальней дороге. Да, это плотный поток мыслей о прожитой жизни и оценках событий в ней из сектора совести (Небес) перед переходом в небытие (дальней дорогой). Конечно, к подробностям птичьих инстинктов, как показалось некоторым коллегам, это никакого отношения не имеет. Другие мнения оказались довольно поверхностными с разной степенью погружения. Обременение буквой П всех пяти строк оказалось случайным (первый вариант был - большие стаи), хотя такое условие и возможно, и применяется в некоторых конкурсах. Насчёт "мужского текста" - отношу это на "женские причуды", а за высшую оценку - Спасибо! Диапазон оценок на одни и те же произведения говорит о высоком уровне случайности как в их написании, так и в их оценках. Вывод такой: хокку и танка надо писать редко, и только когда действительно что-то из всё содержащей Природы "достало".

Александр Беличенко   03.08.2015 21:35   Заявить о нарушении
Вот и Вы, Александр, обиделись. Я много думаю, как писать такие рецензии. Это уже не первый мой конкурс. Наверное, проще написать дифирамб, и все останутся довольными. Но, тогда зачем приходить на конкурс. Давайте просто решим, что все мы гении. А кругом только враги. Вот скажите, что плохого в "мужском" тексте? Это что, стыдно7 Или что плохого в том, что рецензент заметил глухую "п" в начале каждого предложения. Мне кажется, в такой подаче есть своё очарование, авторская находка. Давайте ценить то, что нам сказали, это и есть главная удача конкурса. Ну где еще скажут? Я думаю так: если просто молча поставили оценку- это обидно, но если человек просидел вечер, ковыряя чужой текст, написал то, что увидел, - это не может быть обидным, даже если обидело... Вот такой perdu monocle.

Ирина Пахомова Викторова   03.08.2015 21:56   Заявить о нарушении
Агата.. Трудно не заметить душу Автора в целых пяти строках!))
Спасибо Вам за удовольствие познания.. Ибо этот вид человеческого самовыражения, на мой взгляд, самый честный, тк любое лишнее слово будет лишним! Это как собирать пазлы.. Нельзя поставить слово (пазл) в иное, нежели в необходимое и лишних слов не должно остаться..
И еще... Умение читать 'японскую' поэзию намного сложнее, чем ее писать) подумайте над этим...

Садовник Валл-И   03.08.2015 22:08   Заявить о нарушении
хайку желательно писать то, что увидел и пережил.
например, у меня есть одно хайку - скандальное, но призёр конкурса "Поэзия хайку" в номинации хайку, сейчас И.Шевченко назвал это хайку пока первым мистическим хайку на русском языке - которое я увидел летом, когда начинался дождь и вот что получилось

летний дождь...
в пыли
лунные кратеры

а почему мистическое? потому что в нём все пять основных ударных гласных (ё,ю,я считаются составными)

Агата, о ритме в танка. Считаю, что дактиль в танка это серьёзная ошибка, а вовсе не достоинство. Дактиль был придуман теми, кто придумал японский сонет, который имеет такое же отношение к японской поэзии как верблюд морскому флоту - тоже корабль :))
То есть в танка и в хайку должно быть несколько ритмов, а не какой-то один.

Сад Рёандзи Конкурсы   03.08.2015 22:08   Заявить о нарушении
поправил: дактиль в танка был применён теми, кто придумал японский сонет

Сад Рёандзи Конкурсы   03.08.2015 22:11   Заявить о нарушении
Благодарю!
Но вот замечание про метафоры:
(13) Метафора на метафоре. Единственное, что намекает на танка - двучастность.
Как "натуралиста" меня озадачивает также сочетание "золота" (берёзы? осины?) и "янтарных бус" (рябина? боярышник? шиповник? листва этих кустарников осенью выдают великолепные оттенки пурпура - и где же они?)
Оригинальный мини-верлибр, относительно эффектно выстроенный на метафорах, но не танка. Ни разу.

_______________________Читаю в литературе:

В старинной поэзии хранилось великое множество постоянных эпитетов и устойчивых метафор. Метафора привязывает душевное состояние к знакомому предмету или явлению и тем самым сообщает зримую, осязаемую конкретность и словно останавливает во времени.
Слезы трансформируются в жемчуга или багряные листья (кровавые слезы). Тоска, разлуки ассоциируется с влажным от слез рукавом. Печаль об уходящей юности персонифицируется в старом дереве вишни...

В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они преобретают особую весомость, значимость. Поэтому очень важна была символика - знакомый всем язык чувств.

____________________________________
Так метафоры нужны, или нет?

Агата Кристи 3   03.08.2015 22:38   Заявить о нарушении
Метафоры не то что бы нужны, они обязаны быть в танка.

Сад Рёандзи Конкурсы   03.08.2015 22:43   Заявить о нарушении
НО!
Всего должно быть в меру, не перегружать метафорами.
Помните в "джунгли зовут в поисках марсупилами" про метафору?
Лишь бы эта метафора не была сбежавшей! :)

Сад Рёандзи Конкурсы   03.08.2015 22:49   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за беседу! Мне интересно и полезно было общаться с Вами.
Буду искать материал по ударению в танка! Я понимаю, что там есть и ямб, и хорей, и дактиль, но ведь всё равно ударение в строках должно быть одинаковым! Главное для меня это то, что танка поётся, то есть плавное звучание должно быть! Многие конкурсные произведения я не могла спеть!

Агата Кристи 3   03.08.2015 22:59   Заявить о нарушении
танка силлабическое пятистишие (А.Долин)
а не привычное нам силлабо-тоническое

Сад Рёандзи Конкурсы   03.08.2015 23:28   Заявить о нарушении
При чём тут обиды, Ирина? Просто высказано мнение, отвечено на вопросы в комментариях и сделан вывод на будущее. В чём прелесть коротких форм? Комментировать можно до бесконечности и так, и этак, даже одним разумом, но в разные времена:
Каждая рыба
Живёт своей глубиной
В ощущениях

Внизу видится тёмным
Вверху ослепит солнце

Александр Беличенко   03.08.2015 23:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «14 конкурс танка -Времена года- Круглый стол» (Сад Рёандзи Конкурсы)

... как удивительно (описаны пять строчек...
(сколько мыслей и чувств...
:) спасибо Вам..

... долго висели в душе звуки от капель дождя..
(что то в этом волшебное...

...

Но на самом деле! Ведро было целым. Пустым. И.. падающий дождь (ещё не заполнив
донышка :) Выбивал эту дробь :) Она до сих пор у меня в ушах..
... а потом ведро наполнялось! И я выливала его в маленький бассейн.
(и всё начиналось с начала..
(а бассейн здесь http://www.stihi.ru/2010/06/08/35

Катерина Крыжановская   03.08.2015 16:42     Заявить о нарушении
Катерина, а почему же тогда Вы определили ведро как худое, то есть, дырявое? Не то, чтобы это принципиально влияло на ситуацию, Но наполняющееся ведро требует (по Вашей реальной ситуации) постоянного внимания, а вот дырявое - звучит себе и звучит, никогда не наполняясь. О! вот и модель для оформления фонтана, источника и т.д........ На любителя, конечно, но оригинально. Вроде.

А вообще-то я от деда знаю весьма полезное применение дырявого ведра в сухую погоду - дымокур, который можно таскать с собой по саду. Мы использовали его при сборе смородины - у деда она была такой рясной, а комаров в ней было так много!..

Но дырявое или целое - всё равно, эта музыка дождевых капель по жестяному ведру - такая тема!!!

Лейте Совушка   03.08.2015 21:52   Заявить о нарушении
... этот живой звук звучал-звучал..
(но когда пришла пора...) Что то написать на конкурс - вылилось в такую картину.
Может долгие дожди.. или время жизни..

:) Спасибо.

Катерина Крыжановская   03.08.2015 22:34   Заявить о нарушении