Рецензии на произведение «Старинная церковь»

Рецензия на «Старинная церковь» (Виктор Кузьминов)

Стихи у Вас очень хорошие. Читаются легко, а глубина в них необыкновенная.Всех благ Вам!

Алла Келина   10.01.2024 18:24     Заявить о нарушении
Большое спасибо Алла.
В детстве и юности любил кого звали Аля.

Виктор Кузьминов   11.01.2024 00:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Старинная церковь» (Виктор Кузьминов)

Вечного ничего нет, но остаются воспоминания. Впрочем, и они не вечны...

Геннадий Рябков   28.10.2023 12:41     Заявить о нарушении
У меня с этой церквой особые отношения и воспоминания. Через дорогу и через улицу от этой церкви я жил. Метрах в 60-ти. В этой церкве и около неё прошло всё моё детство. Мы в ней играли и в войну и в хоронилки. (прятки) когда мне с другом выпадала удача найти винтовочные патроны, в год 1-2 мы в церкви их взрывали. Там же мы и стреляли из поджигного. Там звук был сильнее.

Виктор Кузьминов   29.10.2023 01:20   Заявить о нарушении
Это понятно... Отдельные яркие моменты из детства у многих в памяти остаются...

Геннадий Рябков   29.10.2023 16:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Старинная церковь» (Виктор Кузьминов)

Правдоподобно. Я лично видел в 60-е годы разорение церкви.
До сих пор церковь не восстановлена.
Справедливо написано:

Меняются с зимами вёсны,
Мчат годы вдогонку векам.
А с церкви кирпич, да извёстка,
Как слёзы стекают к ногам.

С Уважением

Сергей Чеснов   25.05.2023 16:59     Заявить о нарушении
Рецензия на «Старинная церковь» (Виктор Кузьминов)

А такое, Виктор, не читали: http://liricon.ru/restavrirovat-tserkvi-ne-nado.html
Или вот, того же автора: http://liricon.ru/tserkov-okolo-obkoma.html
Что-то у Вас с ним общее есть. Не иначе, быть Вам главным редактором журнала...
Только в богословию не вдавайтесь... Или, наоборот, поглубже её изучайте... А в общем аплодирую: 👏 👏 👏 👏 👏 ))))))))))))

С уважением,
Ст. Пт.

Стас Птаха   25.06.2022 20:18     Заявить о нарушении
Говорите в богословию не вдаваться, а сам верующий? То что Вы мне предложили прочитать похожее на моё, я нажал на одну- на другую ссылку, но там красным шрифтом меня предупредили, что я тут могу поймать вирус и лучше мне вернуться назад. И я вернулся. В бога я не не верю и в чёрта.

Виктор Кузьминов   29.06.2022 02:40   Заявить о нарушении
Будьте внимательнее, Виктор, я сказал, что либо вообще не вдаваться, либо если уж начал вдаваться, то поглубже. Чтоб не по вершкам скакать на уровне: "Бога нету, потому что я его не видел, а все попы брехуны и пузатые жадины, потому что на мерседесах катаются", - а рассуждать со знанием дела, на высоком уровне компетентности в изучаемом вопросе. Как и во всяком другом деле. Для этого даже и необязательно веровать в Бога, или в чёрта, или в бабу-Ягу на печке, или в прогноз погоды, или в даже в успешную реализацию президентских нацпроектов. Вера и богословие (теология) - это всё-таки не одно и то же. Веровать может и малограмотная прицерковная бабуся, и малолетний ребёнок, но рассуждать на богословские темы следует лишь после того, как внимательно изучил труды, скажем, Иоанна Дамаскина, Григория Назианзина, Василия Великого, которые были людьми энциклопедических знаний и для своего времени (IV и VIII века нашей эры) соответствовали примерно нынешним академикам. Не берёмся же мы рассуждать о спорных вопросах высшей математики, если после уроков средней школы математикой не занимались. По крайней мере я не занимался и, когда речь заходит о дифференциальном исчислении или новых способах доказательства теоремы Ферма, предпочитаю скромно помалкивать в тряпочку. То же и о богословии можно сказать. Вот советский академик физик Борис Раушенбах, соратник Королёва по развитию космонавтики, великих христианских богословов прошлых времён внимательно и глубоко изучал, а потом с большим знанием дела и сам свои богословские труды писал, что не мешало ему развивать физику, механику, математику и советскую космонавтику. Скорее даже помогало.
Что касается ссылок, то у Вас, возможно, антивирусник не работает, у меня безвредно открываются без всяких красных предупреждений. Попробуйте свободно поискать их в интернете, по первым строчкам: "Реставрировать церкви не надо" и "Церковь около обкома". Это стихотворения поэта Станислава Куняева, главного редактора журнала "Наш современник", коему в этом году 90 лет, а написаны были в 60-х или 70-х. Я их впервые читал в книжке 1979 года издания, только во втором из них, по условиям советской цензуры, вместо обкома тогда фигурировал гастроном ("Церковь возле гастронома").

С уважением,
Ст. Пт.

Стас Птаха   29.06.2022 21:10   Заявить о нарушении
Дам, дам запрос в яндекс по этим строчкам. Куняева я слегка знаю и слегка Коняева.
Так как являюсь ЧСП России. Есть и эпиграмма: "Вчера читал Куняева. Не нравится
Х..ня его". По вере да, я пожалуй отношусь к тем атеистам, которых Вы привели в начале. Но я здесь читал всяких теологов, читал не менее сильных оппонентов. Сам считаю, что какие не высказывай философские, умнейшие утверждения, бог не появится. Вольтер Мари тоже был не дурак. Моё неверие подтверждают не Советские
Луначарские, а Царские Чехов, Толстой, Тургенев... Толстой и Тургенев мои земляки. Толстой как Вам видимо известно, прежде, чем стать атеистом хорошо изучал религию. И в Киеве в Печёрской лавре бывал. Тургенев очень долго и тяжело болел Он от боли кричал, просил яд, просил пистолет, но попа не позвал исповедоваться, а может мол бог поможет. Так и умер без попа. Ну, а Чехов Вам небось известно: сказал что я смерти не боюсь и ослепнуть не боюсь. А перед смертью попросил шампанского- выпил и умер. Вот это муж!

Виктор Кузьминов   30.06.2022 00:23   Заявить о нарушении
Из перечисленных Вами русских классиков внимательно изучал богословие только Толстой, но обратите внимание, что атеистом он не был, и, не согласившись с православным христианством, стал создателем новой религиозной секты со своим собственным вероучением. В противовес могу назвать хотя бы Гоголя, Достоевского и Лескова, которые были вполне каноническими православными христианами, и особенно глубоким знатоком богословия из них был Гоголь. Насчёт Вольтера напомню его известную фразу о том, что "если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать". Так что и Вольтер не атеист, и существование Бога не отрицал, и боролся не против религии вообще, а против конкретно-исторической Католической церкви и её конкретного вероучения.
В общем, Ваш ход мысли я понял, но с моей стороны речь не о том. Говорю не о вере в то, существует Бог, или не существует, а системе представлений, о концепции, разработанной христианскими богословами за две тысячи лет, и принятой Церковью. Сама вера в существование Бога - сугубо индивидуальное дело каждого человека, либо дано, либо не дано, как в условии математической задачи. Для любого богослова само существование Бога - это аксиома, доказательства не требующая. Но если кто-то, не будучи специалистом, взялся богословствовать, хоть за, хоть против, то изволь изучить взгляды богословов, их аргументацию, их сходство и отличия друг от друг и т.д. Я-то вклинился в дискуссию на чужой странице не по вопросу о том, есть ли Бог вообще, а о том, какая именно Божественная Личность являлась на землю. Вот тут вопрос уже конкретно богословский: о тождественности (единосущности) или нетождественности (подобосущности) Бога-Отца и Бога-Сына. Грубо говоря, это уже теорема, требующая доказательств, и со своей стороны великие богословы IV-VIII веков нашей эры свои доказательства привели. И эти доказательства (хотя бы для спора с ними) по крайней мере нужно знать по первоисточнику, а не тыкать в драгоценные часы или яхту нынешнего патриарха Московского. Наличие у патриарха часов или яхты никак не опровергает ни единосущности Бога-Отца и Бога-Сына, ни богословского тринитаризма.

Стас Птаха   01.07.2022 22:41   Заявить о нарушении
Да... Скажу только, что Лескова верующие клянут, говорят, что это он начал,
веру рушить. Да... Многие считают, что религию порушили большевики, а многие ли верили при царе? Тёмных мужиков молилось много, а дворяне ходили в церковь, что бы не разуверить мужиков и баб. Постёрлили сапогами церковные пороги Русские офицеры? А они дворяне. После службы водку они пили, а не молились так? В карты резались Под выпивку и в бильярд играли. Думаю, что купцы молились, но дворяне их как и мужиков считали много ниже себя. На балы купцов не приглашали. Думаю, что и танцевать они не умели. А дворяне хрен постились, и на балах они не крестились бога не вспоминали. Не знаю в какую ветвь ушёл Толстой, но важно то,
что он был предан анафеме. И до ныне, а умирая сказал, что бы попа к нему не допускали, смотрите мол, а то поп вас обманет. Скажу только, что когда порушили СССР то нацмены стали гнобить русских и в моё село приехали духоборы они раньше и теперь церковь не признавали и Катерина их выгнала из России на Кавказ. И вот они вернулись ко мне в село. Толстой за них прежде заступался и они назвали колхоз им Льва Толстого. Помнят его и чтут. А вот о вере в высших кругах:
В 1866 году генерал Д.Е. Остен-Саксен в своих мыслях о воспитании детей писал:
"Не стану распространяться о посте, скажу только: господа не постятся, а прислуга постится. Спрашивается: кто должен подавать пример силы воли исполнения обязанностей, предписанных церковью по заповеди божией: господа слугам или слуги господам?" Но есть в посты скоромное считалось тогда признаком образованности
и развитости. Е. Петрова издавшая кулинарную книгу в 1889 году сообщала:
Самое дорогое время на говядину -великий пост. Почему говядина бывает дорога постом-дело понятное: Скотины бьют мало потому, что мясо в это время по преимуществу потребляет класс людей зажиточных, образованных... и тд.

Виктор Кузьминов   02.07.2022 01:54   Заявить о нарушении
Ну, Виктор Фёдорович, Лескова считать зачинателем разрушения веры - это уже явный перебор. Он просто реальную жизнь описывал, в том числе и церковную, со всеми реальными плюсами и минусами. Но, в отличие от Толстого, смысл у него был в том, что не рушить начисто Церковь надо за эти самые минусы, а исправлять действительные недостатки и неустройства тогдашней церковной жизни. Если кто-то говорит, что дореволюционная церковная жизнь идеалом была, это, конечно, не так. И свидетельства того Вами правильные приведены. Но, во-первых, какое отношение имеет скоромная жизнь дворян, офицеров и прочих господ к тому вопросу, существует Бог или не существует? Во-вторых, и не все поголовно дворяне разгульно жили, были среди них и просто приличные люди, были и глубоко религиозные, и постившиеся в том числе. Процент последних, конечно, невелик, так и Церковь глаголит, что праведников бывает всегда меньше, чем грешников. С другой стороны, и простонародье тогдашнее, что крестьян, что купцов, не надо идеализировать. И постились из них далеко не все, и вера у многих с изрядной примесью суеверия бывала. В-третьих, и само духовенство далеко не всё идеальным было, как и сейчас и, видимо, всегда, в его составе далеко не только сплошные подвижники имелись. Люди разные бывают, и среди тех, кто за сохой, и среди тех, кто у станка, и среди тех, кто на плацу с эполетами, и среди тех, кто в алтаре и на клиросе. А в-четвёртых, разве даже тогдашнее церковное руководство всё это одобряло и разве устанавливало какой-то канон, что простой люд обязан поститься, а дворянам можно и скоромничать? Нет, не было такого: и стыдили, и обличали, и поучали, и увещевали всех, и дворян в том числе. Почитайте хоть таких знаменитых церковных авторов, современных Лескову, как Амвросий Оптинский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, которые ныне все причислены к лику святых. У них таких обличений и поучений полно, и в проповедях, и в прижизненно печатных сочинениях, и в личной переписке с разными людьми, изданной уже посмертно. Кстати, из них Игнатий Брянчанинов как раз был из родовитой дворянской семьи, а его произведения на духовные темы имеют очень высокие литературные достоинства. И Лесков, между прочим, про Игнатия с большим уважением писал. Вот так-то.

Стас Птаха   09.07.2022 18:25   Заявить о нарушении
Стас Птаха. На ум приходит Стас Пьеха. Что Лесков не был порушителем веры, я не только не возражу, но и совсем не я такое говорил. Это я у яростных верующих читал. Но ещё скажу о попах. Которых Вы и не защищаете, но.. Я не буду говорить банальное об их роскоши или о морали или аморали. Меня слегка коробит вот что: Подходит у нас День Победы, в Сквере на братской могиле митинг. Кто-то выступает, иногда я стихи читал, и там поп с кадилом машет и бормочет видимо хочет осчастливить павших вечным раем. Так вот уважаемый Стас, Не дискредитирует ли поп себя и веру? А скажем до 91 года то есть при СССР эти павшие где были? Они в аду были? А теперь их переселять будут, по протекции попа? Ну скажем их переселили! Но на следующий День Победы поп опять там! Так, что его панихида только на несколько месяцев гарантию имеет? А если поп к следующему 9 Мая заболеет,то что тогда с павшими будут делать боги на том свете. А ведь поп к вечному огню приходит и не день скорби 22июня и опять машет кадилом. Ну так тогда и крестить людей надо два раза в год.

Виктор Кузьминов   10.07.2022 00:33   Заявить о нарушении
Про Стаса Пьеху Вы меня уже, кажись, третий спрашиваете. Я к нему никакого отношения не имею. Птаха есть Птаха, Пьеха есть Пьеха. Вот дублирую Вам свой стихотворный ответ на эту тему одной из предыдущих вопрошательниц:

Уже сулили Птахе плаху
И путали со Стасом Пьехой,
Но воскресаю я из праха,
Взвиваясь ввысь из-под застрехи.

При чём тут лик с иконостаса? –
Когда в России тёзок масса,
То и пешком, без тарантаса,
Без экзальтаций и экстаза
Легко найдём хоть тыщу Стасов.

И от Кузбасса до Донбасса
(И до Саара, может быть)
Официально ТАСС про СТАСА
Уполномочен заявить,

Что всем, от ляха до валаха,
И в будний день, и в выходной,
Довлеет знать: прозванье ПТАХА –
Не псевдоним, а позывной.

Что касается Пьехи, это фамилия польская, что она значит в переводе, я не знаю, а сам певец Стас Пьеха, как я выяснил, тоже на этом сайте «Стихи.ру» публиковался, под полным своим именем Станислав. Если интересует, то вот Вам ссылка на его страницу: http://stihi.ru/avtor/stat5544 Но там, смотрю, имеются публикации только 2006 года.
О Лескове я так и понимаю, что Вы чужое мнение пересказали, ведь Вы в первый раз и упомянули, что это высказывание неких «клянущих его верующих», и мои возражения к ним и относились. Тут всё так. А внутри Церкви для характеристики таких, кого вы называете «яростными верующими», есть выражение «ревнующие не по разуму». О попах в целом скажу так: я защищаю сам по себе духовный сан, ибо любой канонично рукоположенный православный священник является носителем благодати Святого Духа, и все совершаемые им Таинства действительны, ибо совершаются не ОТ него, а ЧЕРЕЗ него. Тут он как бы инструмент в руках Бога. Но это не значит, что конкретный священнослужитель в повседневной жизни не может совершить какого-то недостойного поступка, и если такое вдруг произошло, то мы должны называть вещи своими именами. От греха никто не свободен, недостойные поступки может и офицер совершить, и каменщик, и механизатор, но это не значит, что надо армию расформировывать, строительные организации разогнать, трактора с комбайнами в металлолом отправить. Так же и недостойный поступок конкретного попа отнюдь не свидетельствует о том, что Бога нету.
О смутившем Вас факте ежегодного заупокойного богослужения в День Победы кратко так можно сказать (хотя понимаю, что для Вас как атеиста это может быть и дико, и смешно, но я не ставлю задачи переубедить Вас, а просто излагаю, каков взгляд верующих на это дело).
После смерти и прохождения посмертных мытарств душа человека попадает в рай или ад не навсегда, а временно, до Второго Пришествия Христова и Страшного Суда, лишь тогда всё определится окончательно. Куда попала душа конкретного Ивана или Петра, мы не знаем, можем лишь верить. Но обычно считается, что сразу в рай попадают весьма немногие. Факт смерти на поле брани ещё не прямой пропуск в рай, и душам павших воинов, которые при жизни тоже могли грешить, приходится помучиться в разных, скажем так, отделениях ада, с разными степенями этих самых мучений, кому за блуд с бабами, кому за пьянку, кому за драку с сослуживцем, кому за курение, кому за матерщину, кому за украденный из каптёрки лишний сухпаёк, и т.д. (это ведь тоже грехи как-никак, хотя в конечном счёте этот самый воин мог и геройски погибнуть, закрыв грудью амбразуру). Хоть при СССР, хоть при РФ, хоть при Золотой Орде, хоть при Римской империи, хоть при царе Горохе. Вот чтобы эти посмертные мучения душ людских облегчить, и служатся заупокойные службы. Одна лития на 9 мая, конечно, не переселяет в рай автоматически, но страдания души облегчит, поможет степень греховности уменьшить, а если систематически ежегодно её проводить, так глядишь – постепенно все грехи перегорят, и можно надеяться, что душа ко времени Страшного суда предстанет чистой и в конце концов окажется в раю.
Конкретно в Русской Православной Церкви 9 мая установлено официальное церковное поминовение усопших воинов, и батюшка с кадилом на братской могиле просто выполняет свои функциональные обязанности, положенные ему по должности, так же, как и представители администрации и Совета ветеранов, выступающие с речами. Что ж Вы им разрешаете речи толкать, и сами стихи у памятника прочитать готовы, а батюшке его служебный долг выполнить нельзя? Так что «пусть каждый исполнит свой долг», как сказал адмирал Нельсон. И не только в День Победы, но и в другие дни, связанные с памятью павших воинов, душу свою положивших за други своя.
А что касается крестить «по два раза в год», так не смешите, Виктор Фёдорович, это дело канонически запрещено. По церковным канонам, крещение бывает только один раз и на всю жизнь.

Стас Птаха   10.07.2022 18:53   Заявить о нарушении
Нет, нет, про Пьеха я не только три, но и два раза не говорил, это легко посмотреть, а кроме как здесь мы нигде не общались. сейчас прочту у вас кое что и там напишу кое что.

Виктор Кузьминов   10.07.2022 23:53   Заявить о нарушении
Вы не поняли, я имел в виду, что Вы третий читатель, который у меня про Пьеху спрашивает.

Стас Птаха   11.07.2022 00:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Старинная церковь» (Виктор Кузьминов)

У нас в Собчаково подымают Успенский храм прихоюане вот уже 5 лет,
Порушенные храмы это как безымянные могилы, болью отзываются на ердце каждого православного человека.
С теплом...

Дмитрий Пасалин   05.12.2019 15:22     Заявить о нарушении
Рецензия на «Старинная церковь» (Виктор Кузьминов)

А что им, стражам веков, остаётся делать? Только стоять, прячась в разросшихся кустарниках и бурьяне. И у нас на косогоре в начале села Осадчее, что в Репьёвском районе Воронежской области - тоже стоит одиноко выложенный из красного кирпича храм. Но с точки зрения технологии строительства - кладка - что надо, как монолит! Говорят в раствор для кладки добавляли белок и желток куриных яиц, сотнями. Если так, то -да - крепь будет исключительная.
Достраивать, конечно, никакой предприниматель не будет, да и поселковый совет потому, что и это село, как и десятки других - на грани вымирания.)))

Гладнева Ольга Антоновна   18.08.2019 18:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Старинная церковь» (Виктор Кузьминов)

Грустно... А у нас в селе церковь восстановили! http://www.stihi.ru/2015/12/09/3522

Сергей Жигалин 12   11.03.2018 13:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «Старинная церковь» (Виктор Кузьминов)

...А с церкви кирпич, да извёстка,
Как слёзы стекают к ногам...
Сколько же по России стоят таких заброшенных церквей ! Не сосчитать ! Слава Богу, что в последние 20-25 лет часть из них начала восстанавливаться.Спасибо ! Понравилось ! Дай Бог Вам Всего доброго ! Успехов ! С уважением,

Любовь Паркова   24.11.2017 07:28     Заявить о нарушении
Рецензия на «Старинная церковь» (Виктор Кузьминов)

У Вас очень душевные стихи, есть в них и сильные моменты, настоящие поэтические находки, образный язык. Минус один - небрежность. В данном случае - " Но пусть стоит" - выпадает из ритма. К примеру (как мой вариант) - "Но верю. Пусть церковь-старушка" - ритм вырачнивается. Минус моей "версии" - смена акцента.
С ув. Н.

Нестор Иванович   19.08.2015 13:27     Заявить о нарушении
Да нет же, Нестор Иванович, лукавите. С ритмом здесь всё в порядке. Судя по всему, Вам очень захотелось посодействовать смысловому довороту в сторону веры(!). А это, по-моему, здесь было бы явно лишним. ))

Михаил Андреевич Русин   11.07.2016 22:25   Заявить о нарушении
Автору видней. Не стану спорить.

Нестор Иванович   14.07.2016 19:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Старинная церковь» (Виктор Кузьминов)

Спасибо Вам, Виктор, за стихи!
Сразу же вспомнились остовы церквей...
Очень образно и правдиво.
С уважением.

Лариса Потапова   31.05.2015 16:12     Заявить о нарушении
И Вам спасибо.
С праздником.

Виктор Кузьминов   31.05.2015 17:17   Заявить о нарушении