Рецензии на произведение «Динамизм и ускользающая предметность в искусстве»

Рецензия на «Динамизм и ускользающая предметность в искусстве» (Анна Акчурина)

..."Колористические качества ставит работы Низамова в один ряд с лучшими полотнами импрессионизма..." - ставят?
...""Марины" Низамова даже были отмечены золотой медалью Св. Михаила в номинации "Морской пейзаж" на Международная выставка изобразительного искусства "ВЕСНА В ПОЛНОМ ЦВЕТЕ" в Нью-Йорке в марте 2011 года." - на МеждународнОЙ выставкЕ.
Анечка, исправьте.

Как тут не воскликнуть: "Я нашла!" -
Ваши рассуждения - о сложном - столь занятные...
Импрессионизма "край угла" -
*Экзистенциальность, дух творцов - восприняла:
Крайне "послевкусие" приятное!)))

*Грубо говоря - "экзистенциальность" - это "моя личная жизнь". Карл Ясперс ( нем. Existenzphilosophie) первый ввел это понятие в 1931 г.



Елена Большакова 1   30.03.2021 10:31     Заявить о нарушении
Елена, Спасибо, слепота ) пробегаю глазами на автомате, не видя очепяток...

Анна Акчурина   02.04.2021 16:56   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за внимательное прочтение статьи, и за живой отклик, Елена!

Анна Акчурина   02.04.2021 16:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Динамизм и ускользающая предметность в искусстве» (Анна Акчурина)

В 2014 г. "Лениздат" ООО Команда А выпустила сборник статей Казимира Малевича под названием ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ... причём скромный тираж 2 тыс. экз. печатался в Казани. Книга очень интересна для специалистов и художников, в ней - философские воззрения Малевича, его живописные идеи, его понимание искусства и совсем нет посторонних авторов... Если Вы читали это издание - есть смысл углубиться в тему... Хочу предупредить - сначала все думают, что идёт перепечатка старых известных материалов, но это не так! Теперь я Малевича воспринимаю совершенно по другому -
он философ, опередивший своё время... а "Красный квадрат", "Чёрный" и "Белый" объясняют его теоретические воззрения... Очень советую прочитать эти новые материалы, систематизированные... С приязнью, Леонард

Леонард Исмаев   11.12.2014 22:15     Заявить о нарушении
Леонард, этот сборник мне не попадался.Однако с отдельными трудами Малевича я знакома давно. Нужно иметь в виду, что философия черного квадрата сформировалась у Каземира Малевича отнюдь не сразу. - хотя он и пытается представить дело именно так в позднейших своих фальсификациях и "ревизских сказках", переписывающих его жизнь заново, в виде стройной и законченной системы великого новатора.
История черного прямоугольника началась с работы Малевича над сценическим оформлением кубофутуристической оперы "Победа над Солнцем " Матюшина (декабрь 1813),- пьесы, несущей пафос богоборчества и разрушения самой основы культурных традиций, понятия красоты, и утверждения человека и над Сущим, и над тварным миром. «Эта была живописная заумь, предварявшая исступлённую беспредметность супрематизма» - то есть, по существу это была не философия, а манифест всеразрушения и водворения бессмыслицы туда, где раньше незыблемо возвышался алтарь священногои прекрасного. Из чего следует мой вывод? - из определений своей доктрины отцов зауми и футуризма, а затем и дадаизма. почитайте манифесты футуризма, и что есть заумь в определении тех, кто ее измыслил. Их основная идея - пафос уничтожения основополагающих систем жизнеобеспечения того организма, который называется человечеством.
Здесь имеет место взрыв внутри упорядоченной и стремящейся гармонии системы, и приведение этой системы к атомизации, расщеплению и хаосу. В хаосе нет философии - в том понятии, каким пользовались отцы этой прекрасной дисциплины, как философию идентифицировали древние. И это отнюдь не случайно. Ибо и Малевич, и его товарищи-зауметворцы преследовали иную цель, нежели мы хотели бы видеть - они воплощали не гуманизм и не упорядоченную систему прекрасного, доброго, вечного.
отнюдь нет. Они провозглашали тотальное разрушение совокупности основных понятий, на котором стоял "старый " мир. Вот почему я отказываюсь видеть в Малевиче "философа, опередивший своё время". И так же отказываюсь признать в нем самостоятельного мыслителя, первооткрывателя, каким он себя позиционировал. Но это долго обосновывать. Это слишком большая тема.
Возвращаясь к Черному Квадрату....он был сделан в 1915 г. , спустя почти 2 года. Его появление на свет носит весьма неоднозначный, сумнительный характер, почти анекдотичный. Не случайно сотрудники Третьяковской галереи не дают согласие на исследование данного полотна - согласно сведениям в многочисленных источниках. А вдруг действительно выяснится, что это просто запись старого холста, о чем говорит нам старый красочный слой, проступающий сквозь кракелюры. И что станет с прекрасным мифом о том, что черный квадрат написан не черной краской и (и пр.) Суть в том, что художники должны были в короткий срок настряпать много работ для заказной, конъюктурной выставки, восхваляющей революционный пафос происходящего в России. Работ не хватало. Площадей было много. Цитата: "Супрематические работы были написаны Малевичем для итоговой футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года в «Художественном бюро Н. Е. Добычиной». Художникам, участвовавшим в этой выставке, была предоставлена возможность выставить много работ. Друг Малевича, художник Иван Пуни писал ему: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только»[9]. Тридцать девять супрематических картин занимали отдельный зал выставки."
Возможно, именно простота метода и стала причиной срочного возникновения "Четырехугольника" - как первоначально назвал его автор. Пол-часа - и великий манифест готов. Хитрый Малевич , кстати, и тут слукавил, датировав квадрат 13 годом. Сам же он долго путался с определением того, что знаменовал собой пресловутый четырехугольник. Не побрезговал даже попервости объяснить создание неправильного квадрата горем о смерти сына. Хотя отцом он был весьма и весьма неважным. А годовалый сын его умер в 1902 году - и никакого реквиема от отца не сподобился. То есть, скажу прямо - мне претит нечистоплотность этого художника в средствах, которыми он пользовался для популяризации и раскручивания своих произведений. Претит то, что он фальсифицировал даты,события, крал идеи, носился со своим "первооткрывательством", требуя патента на ЧУЖИЕ идеи.
а причина этой параноидальной сверхзадачи - сделаться великим манифестантом и творцом бессмертных идей - была проста: вокруг Малевича бурлила жизнь, его окружали действительно мощные личности, мыслители, и каждый норовил что-то такое небывалое выкрикнуть в толпу. Ларионов, Кандинский, Петров-Водкин, Филонов, Татлин, Лентулов, Хлебников, Маяковский, Крученых... Скрябин, Арнольд Шенберг.... На слуху были революционные манифесты итальянских футуристов (1909 год) - живописцев, музыкантов, литераторов Маринетти, Балла, Бузони, Руссолло, и пр. и пр.
Это был человек, одержимый жаждой славы - славы равного этим "революционерам духа", и он употребил всю свою энергию для достижения поставленной цели. О средствах Малевич не заботился - и царственно не скрывал этого - судя по его жизни, по шокирующим воспоминаниям его почитателей, приверженцев, преданных учеников, друзей.
...
Вот причины отсутствия восторга по поводу Малевича-"философа и новатора".

Анна Акчурина   12.12.2014 22:32   Заявить о нарушении
И... знаете, по поводу Вашего понимания "философ, опередивший свое время"... Начало 20 века и все столетие стало новой страницей ужасов и чудовищной бесчеловечности цивилизации потребления. Это время стало кризисом человечества, кризисом его веры, кризисом гуманизма. Жизнь, творчество и литературные труды Малевича находятся в полном соответствии со своим временем - временем деградации и упоения саморазрушением и разрушением мира. Малевич - истинный сын своего времени, "сын века сего" - в отличии от сынов света. Что же прорывного, что опережающего , что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нового, небывалого для гибнущего человечества - было в его деятельности, когда он открыто провозглашал пафос и целесообразность разрушения? Чем по существу отличается этот "великий мыслитель" от одноглазого Циклопа - тем, что его научили читать и писать и держать в руках орудие живописи?.. По мне - он недалеко ушел от Геббельса и ему подобных, которые лишь развили на практике теорию разрушения применительно к человечеству и довели ее до логического конца. Все это - люди одного поля, и , на мой взгляд, они осмысленные волеизъявители сил зла.
Вот такое мое неудобное мнение...

Благодарю за Ваше внимание к статье.

Анна Акчурина   12.12.2014 22:48   Заявить о нарушении
Одна поправка к собственной реплике: перепроверила источники, выяснила, что сын Малевича скончался в 15-летнем возрасте, то есть в 1916 году. То есть, учитывая время создания квадрата,( "По мнению исследователя А. С. Шатских, картина была закончена Малевичем 8 июня 1915 года" - Википедия) - треп Малевича о том, что квадрат был воплощением его скорби об умершем сыне - есть беззастенчивая ложь человека беспринципного, и завравшегося, который потерял нравственные ориентиры, спекулируя смертью сына ради приобретения известности. Собственно, его мифотворческий энтузиазм кощунственен. Малевич утратил чувствительность к онтологическим вещам, и сам встал на путь расчеловечивания. Взгляните на его портреты, на его Крестьянские циклы. Зияющая тьма, в которую он вглядывался, и которой он предавал свои объекты - поглотила его собственную личность - так мне видится...
Боюсь, пример Малевича - это пример разрушения творческой личности, отдавшей себя во власть темных идей, ради суетных целей, владевших и Денницей.
"будете яко боги" - этот посул - классический! - стал путем к гибели не только первого Адама.
Таково мое скромное видение данной проблемы. Которая отнюдь не так проста, как выглядит.


Анна Акчурина   12.12.2014 23:08   Заявить о нарушении
хм... задалась целью выяснить подробности с сыномМалевича. и вот такая "сенсация": http://vrn.kp.ru/daily/24540/719686/ привожу цитату :
Сотрудники местного загса передали в областной архив метрику, которая открыла неизвестную до сих пор страницу жизни великого художника.
Сотрудники Курского областного архива были немало удивлены, когда в начале лета им в руки попала метрическая книга из местного католического костела.

- Точнее, эту метрическую книгу, наряду с другими документами, нам передал областной загс, поскольку по закону срок ее хранения там давно истек. Все документы спустя 75 лет из загса должны передавать к нам, - рассказала "Комсомолке" директор Курского областного архива Маргарита Литвинова. - Ну, а в загс эта метрическая книга попала в 1918 году, когда церковь официально отделили от государства, и все подобные документы обязали передать государству.

Как сложилась жизнь маленького Георгия Малевича, неизвестно

Та самая метрическая книга, в которой есть две записи - о венчании Малевичей и рождении их сына Георгия.
Та самая метрическая книга, в которой есть две записи - о венчании Малевичей и рождении их сына Георгия.
Фото: Светлана ВОЛКСВА
Тоненькая метрическая книга местного католического костела чудом сохранилась и пережила и революцию, и гражданскую, и Отечественную войну. В ней сразу два уникальных документальных свидетельства из жизни художника с известным на весь мир именем - Казимира Малевича.

Первая - запись под номером 2 о венчании Малевича с его супругой, дочкой курского фельдшера, Казимирой Зглейц, которое состоялось 27 января 1902 года: "Прозвание венчаемых - Казимир и Казимира Малевичевы. Тысяча девятьсот второго года двадцать седьмого дня в Курском римско-католическом приходском костеле ксендзом Мотуззом настоятелем онаго по троекратном оглашении из коих первое 30-го декабря 1901 года, второе - 1-го и третье 6-го января сего года пред народом собравшимся на литургию сделаны. Дворянина Казимира Малевича, юношу 23 лет, и Казимиру Зглейц, девицу 21 года, - курских прихожан, по сделанному предварительно строгаго с обеих сторон на письме из исследования препятствия бракосочетанию и по неоткрытию причин, равноизъявленному от обоих лиц взаимному согласию внешними признаками обнаруженному".

Здесь же запись о семьях венчающихся и свидетелях, которые присутствовали на церемонии - "дворяне Северин и Людвика из Галиневских Малевичев, законных супругов сына и мещан Ивана и Анелаиды Гейне Зглейца. Торжественное благословение в восприсутствовании достойных свидетелей Владислава Пржиборовского, Вильгельма Германовича и Адольфа Круковского".

И вторая уникальная запись под номером 25 - о рождении и крещении сына Малевичей Георгия, о котором до сих пор ничего не было известно. Она-то и стала сенсационной находкой. Ведь о том, что художник венчался в Курском костеле было известно давно, а вот об этом наследнике, появившемся на свет спустя чуть больше чем четыре месяца после венчания Малевичей, до сих пор нигде не упоминалось. Выходит, что будущий великий художник венчался с Зглейц, когда та уже была в "интересном положении"? Кстати, брат Казимира Малевича Мечислав был также женат на одной из сестер Зглейц - Марии.

Вот что дословно гласит уникальная запись в метрической книге: "Тысяча девятьсот второго года октября шестнадцатого дня в Курском римско-католическом приходском костеле крещен младенец по имени Георгий ксендзом Мотуззом с совершением всех обрядов таинства, дворян Казимира Севериновича и Казимиры из Зглейц Малевичев, законных супругов сына родившегося сего года июня пятого дня". Восприемниками младенца - крестными родителями - указаны Адам Кондратий с Еленой Пржиборовской (по всей видимости Пржиборовские дружили с Малевичами семьями, ведь Владислав был свидетелем на венчании).

До недавнего времени считалось, что в Курске у Малевичей родилось двое детей. Причем датой рождения еще одного их сына - Анатолия - всегда называли 1901-й год, по всей видимости, ошибочно (тут исследователям жизни и творчества художника теперь предстоит разобраться). Когда Анатолию исполнилось 14 лет, он умер от тифа."
....
РЕЗЮМЕ: художник основательно затруднил освещение фактов своей жизни - своим исследователям. Отцом он был безответственным, о чем и статья оная свидетельствует, если почитать ее до конца. Факт рождения первенца он находит нужным завуалировать, Таким образом о существовании Георгия мы узнаем только в 21 веке. Зато всеуверены , что его первенец Анатолий рожден в 1901 году - что невозможно. Если сведения о его смерти в 14 лет верны, а родиться он мог никак не раньше октября 1903 года, учитывая и старый стиль,(расхождение календарей) и то, что младенцев обычно крестят не раньше сорокового дня , и минимальное время между рождением одного и зачатием другого. Думаю все же, Анатолий родился позже октября 1903 . прибавим 14 лет. Тогда год смерти - 1917. А квадрат написан в 1915 - причем Малевич имеет наглость датировать его 13 годом. Теперь примем во внимание, сколько раз он оставлял детей и жену на произвол судьбы в Курске - на много месяцев без средств к существованию, и тот факт, что по переезде в Москву семья художника жила на средства матери Каземира Малевича - которая работала не покладая рук , если не изменяет мне память - выпекала пирожки. Учтем и то, что переезд в Москву жены и детей устроила она же, мать художника, - настояв на необходимости содержать отпрысков - а в это время сам Малевич занимался художеством, в очередной раз провалившись на экзаменах в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества (что его соответственно характеризует). Суммируем сюда же, что современники Малевича понятия не имели, что его первенец Георгий умер - КОГДА, вот что меня интересует? И уж точно не в Курске, иначе имелась бы запись в той же метрической книге.
И после всех этих фактов как можно относиться к утверждению Каземира Малевича , что его черный квадрат есть невыносимая скорбь об умершем сыне - (выходит - речь о Георгии, раз Анатолий жив-здоров) - на которого по факту ему было наплевать?
Есть другие версии? Обоснуйте пожалуйста.))

Анна Акчурина   13.12.2014 01:06   Заявить о нарушении
) Понимаю, что Вы и не думали об этих сферах, рекомендуя мне Малевича как мыслителя и творца. Однако , поскольку Вы коснулись проблематики его хроматических неправильных четырехугольников, названных им квадратами, я никак не могу обойти этих философских аспектов, уж простите.
И я сознательно не завожу разговора ни о его новаторстве, ни о его понимании искусства. Ибо это тема диссертации. Более того, На эти каверзные вопросы я уже отвечала десятки раз и меня уже порядком тошнит от сего"новатора", не брезговавшего плагиатом.
Видимо все же когда -нибудь придется потратить время и собрать все эти разрозненные отповеди в единый текст. Вот только времени жалко.
...
за сим... пойду рыть дальше.

Анна Акчурина   13.12.2014 01:17   Заявить о нарушении
в продолжение сенсаций.... http://www.tourblogger.ru/blog/puteshestvie-po-biografii-kazimira-malevicha-chast-ii.html
(по времени есть неувязки, однако материал любопытный и выводы автор озвучивает те же самые)

Анна Акчурина   13.12.2014 02:43   Заявить о нарушении
по размышлении пришла к предположению: может быть остальные дети - принадлежат другим братьям-сестрам Каземира? Цитирую : "В семье было ещё четыре сына (Антон, Болеслав , Бронислав, Мечислав) и четыре дочери (Мария, Ванда, Северина, Виктория). Всего у четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста". Википедия. Вернемся к таинственным детям, записанным в церковном реестре о рождении-венчании. То , что это не новые дети его матери - однозначно, поскольку отец Каземира умер в 1902 году,- в том же году, когда Каземир венчался, согласно церковной книге. А мать - без всяких собственных новорожденных через несколько лет переехала вслед за художником в Москву, чтобы поддерживать его бедствующую семью,- что характеризует ее как правильную особь с неповрежденным сознанием. Автор вышеуказанной статьи спрашивает, на какие средства она снимала пятикомнатную квартиру и вела дела (содержала столовую). Однако отец Каземира, Северин, был много лет управляющим сахарного завода,следовательно, умел вести дела - и скопить семье капитал на черный день. Так думаю.

Анна Акчурина   13.12.2014 03:27   Заявить о нарушении
хотя... все перечисленные дети- бедняги! - числятся именно за Каземиром Малевичем и его супругой, за исключением Иоанны,чьи родители не указаны :(Метрическая книга Курского Костёла

Выписка из Метрической книги:- о Родившихся и Венчаемых, и Умерших за 1902 год.

Здесь же, в этой книге, есть странная запись без номера, о рождении 02 и
крещении 27 – Иоанна Малевич, ксендз иродители не указаны.

Крещен в присутствии Вильгельма Германовича и Адольтера Круковского.)
так что люфта не получается, приходится-таки признать его многодетным папашей...
...
Извините, Леонард, что под Вашей рецензией пустилась в такие дебри )). Но раз уж коснулись нашего героя, ниточка сама потянулась.А с ним дело настолько темное, что поневоле хочется определенности. Буду думать ... вслух. ))

Анна Акчурина   13.12.2014 03:46   Заявить о нарушении
Огромное спасибо за новые сведения о Малевиче... Я осведомился у Вас - не читали ли последнее издание, чтобы был смысл углубиться в тему! Без всяких эмоций. Но Вы с порога отвергаете эту возможность... Давайте начнём сначала. Внешние вехи его жизни интересны, но его сущность, выражающая его ВРЕМЯ - интереснее! Мне хотелось беспристрастно разбираться (сам процесс занимателен!) с его человеческой личностью. Вот Шагал понятен всем, а Малевич... Жаль, что я давно отбросил любые мысли о теоретических исследованиях - поэзия и живопись съедают всё моё время.
Нет ли у Вас родственников в УФЕ и Саратове? Мой родственник Ахмет Акчурин, ректор Бирского пединститута, добровольно ушедший на фронт, награждё

Леонард Исмаев   13.12.2014 12:47   Заявить о нарушении
Прервалось...

Леонард Исмаев   13.12.2014 12:49   Заявить о нарушении
Согласен. Переведём на чистое поле... Я напишу. Леонард

Леонард Исмаев   14.12.2014 10:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Динамизм и ускользающая предметность в искусстве» (Анна Акчурина)

Я не буду о философии, ибо о ней высказался предыдущий рецензент, но мне, в течение тех дней, что я завороженно сюда ходила и читала, эта статья прозвучала чистейшей музыкой. Музыкой воды, несущей осенние листья, как в японской легенде о мечах. Или не легенде. Помнишь, была такая история, когда два мастера оружейника, решив помериться силою своего искусства, воткнули мечи в поток, по которому плыли палые листья. Встречаясь с одним клинком, листья плыли дальше, но уже разрезанные пополам. А второй листья каким-то волшебством просто оплывали, хотя течение тащило их на него чуть не кучами. Вот и ты нам рассказала тоже о двух мастерах)

Ирина Гет Мудриченко   03.12.2014 23:33     Заявить о нарушении
Ох, просто захотелось все оставить, и погрузиться в ту атмосферу.
Это сильная оценка, вряд ли мой текст ее заслуживает. Поскольку означенный эпизод - сам произведение искусства и канон понимания путия даоса, пути Меча, и той особенной отточенной красоты, завершенной - и живой, где нет ни тени лишнего.
Спасибо, Ира, это пример того, когда воспринимающий больше воспринимаемого.

Анна Акчурина   04.12.2014 01:34   Заявить о нарушении
Всё ты скромничаешь, друг)

Ирина Гет Мудриченко   04.12.2014 15:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Динамизм и ускользающая предметность в искусстве» (Анна Акчурина)

Анна, как глубоко и мощно - дух захватывает! Так хочется, чтобы все Ваши гениальные статьи сложились во что-то масштабное - исследование, теорию, книгу... Желаю вдохновения!

Ольга Вирязова   02.12.2014 02:51     Заявить о нарушении
Ну, гениальность - у Леонардо, мое место в изобразительном искусстве более, чем скромно.
...А материал для такой книги действительно формируется, хотя это вопрос не одного года. Спасибо, Ольга! Без духа творчества человеку тесно и муторно. Так что - ВСЕМ.

Анна Акчурина   02.12.2014 17:37   Заявить о нарушении
Не знаю насчет изобразительного искусства, но в искусстве слова Вы мастер, Аня. И философ. Мне кажется почему-то, что все это в итоге потянет на целый научный труд. Или как-то перетечет в него. Ваши изыскания глубоки, на стыке разных областей. Предвкушаю это и желаю Вам радости и легкости в этом труде!

Ольга Вирязова   02.12.2014 17:45   Заявить о нарушении
Ольга, тронута. Спасибо!

Анна Акчурина   02.12.2014 19:19   Заявить о нарушении