Рецензии на произведение «Выставка верлибра. Не конкурс»

Рецензия на «Выставка верлибра. Не конкурс» (Литературный Фестиваль Рунета)

http://www.stihi.ru/2011/05/22/8508

Парашютик

Я хочу стать маленькой, как мошка,
чтобы Дюймовочка годилась мне
в великанши-гулливеры,
забраться в шар одуванчика,
побродить между белоснежными зонтиками,
а один схватить за ножку и лететь с ним,
когда ты тихонько дунешь...
Да, это я,
в твоем ромашково-мятном дыхании нежась,
лечу на одуванчиковой пушинке,
как на крохотном парашютике,
мягко приладониваюсь на твою руку
и смотрю в огромные глаза-зеркала,
возлегая на линии жизни...

Тамила Синеева   15.08.2015 22:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамила. Очаровательный верлибр.)

Литературный Фестиваль Рунета   16.08.2015 11:45   Заявить о нарушении
Спасибо) Очень рада, что мой "Парашютик" понравился))

Тамила Синеева   16.08.2015 23:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Выставка верлибра. Не конкурс» (Литературный Фестиваль Рунета)

Алексей Миронов Урал
молчание рыбов
http://www.stihi.ru/2013/12/08/5577
И когда Господь меня спросит: зачем ты мутил эту воду
И зачем тебе это надо было, уроду,
Я отвечу о рыбах невнятных и замолчу,
В заповедный запах склонившись, к самому ко плечу…
В сон уходя к травяному дну…

*******************************

мир в погружении рыбов,
огромных рыбов, которые несут на себе домы,
мирных рыбов, спи.
спи, мой остров осознанных и ведомых,
по течению межевому кораблей в ночи и из ночи,
спи, пока смерть не разучит нас очень
из вечера в вечер.
рыбов как по нотам читаем и помним, как отче,
таких, что очи пропускают в стекла сверху свет поплавков.
рыбов нужды и печали и проч. а прочих нет,
что ни живцом, ни приманкой не будут мутить воды.
гладь мирных рыбов, останки их, спи,
помнишь, что утро предложит тебе беды,
словом злак на завтрак пополдничает и вперед
говорить, кто живеет первее и кто позади замрет.
лягут на дно, словно слоем того мезозоя,
из которого вся эвридика и сделана и снята
с невесомой удочки. со снежинкой у места рта
невредимая выйдешь из вод и будешь в руках светать…
и не помнить меня такого, каким бы я мог летать.
спите, рыбов моей души до рассвета ждать.
спите, воды. и дайте и мне поспать.

Алексей Миронов Урал   01.06.2015 19:38     Заявить о нарушении
Алексей, интересно! Спасибо.
Для меня это не верлибр, а тонический стих с рифмами (временами спрятанными и в середине строки). Но не стану настаивать - устал спорить о верлибре. :))

(Ильдар)

Литературный Фестиваль Рунета   01.06.2015 20:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Выставка верлибра. Не конкурс» (Литературный Фестиваль Рунета)

http://www.stihi.ru/2015/03/22/10945

Жара

Утро напрочь забыто с утра.
Заливает лицо жара.
Но в туманность холодную сна
Не нырнуть - пропадёшь.

Тело в землю вдавлено
Днём.
В лёгких гарь -
Солнце жжёт. Мы скребёмся вперед
Отдых спас бы, а может - убил. Все равно,
Жаль, что не
предусмотрен он
для такого жаркого дня

Морок жизни витает
Над сном.
Ах, стряхнуть
бы его - ведь горяч. Он спадёт.
Но покатится вниз валуном. Разметав
Шаткий след.
И обидно, что
Смолкнут камни, забыв тебя.

Эх, а до вечера вечность
Жить ещё.
И лицо жарой зАлито.
А прохлада жива, да в могиле зАперта.
И реальность липка
И
Неускользаема.

Человек Иногда Поющий   23.03.2015 00:15     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Чеовек Иногда Поющий.
Сожалею, что вынуждена Вас огорчить - это не верлибр.

Александра Инина   23.03.2015 00:21   Заявить о нарушении
Но ведь и классической формы оно не имеет.
Я как дилетант все неклассическое отношу к верлибру - это не так?

Человек Иногда Поющий   23.03.2015 00:37   Заявить о нарушении
Далеко не так.
Информация в интернете есть) почитайте.

Александра Инина   23.03.2015 07:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Выставка верлибра. Не конкурс» (Литературный Фестиваль Рунета)

Как больно, милая, как странно
http://www.stihi.ru/2010/11/08/4076
"Как больно, милая, как странно…"
Как странно, милая, как больно
А может, странно, но не больно ?
Или не больно, как ни странно?
Не больно, но, однако, странно…
Не странно, что, однако, больно?
Как странно, что бывает больно.
Не очень больно – это странно,
А странно – это очень больно?
А вот не странно и не больно!
И как ни больно, как ни странно,
А – милая…

Елена Анирусс   10.03.2015 17:28     Заявить о нарушении
Елена, во-первых это совсем не верлибр, во-вторых заимствованную строку желательно взять в кавычки.

Александра Инина   10.03.2015 16:45   Заявить о нарушении
А теперь верлибр?:)))

Елена Анирусс   10.03.2015 17:28   Заявить о нарушении
Не)) и теперь не верлибр
но уже силлабо-тоника, не нарушающая приличий)))

Александра Инина   10.03.2015 17:40   Заявить о нарушении
Эх, а ведь была неприличная силлабо-тоника! Круто!

Елена Анирусс   10.03.2015 19:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Выставка верлибра. Не конкурс» (Литературный Фестиваль Рунета)

Здравствуйте! Не знаю, не поздно ли еще, не закрыта ли выставка?)
Не совсем уверена, верлибр это или всё же белый стих, но - вот:

Мне приснилась пустая комната
http://www.stihi.ru/2015/01/08/1223

Мне приснилась пустая комната
С белёными потолками
Почему-то так захотелось
Лететь или плыть не чувствуя
Что прикручен ногами к полу
Сделать шаг на белую стену
Зная что следа не останется
Оттолкнуться носком кроссовки
И парить опрокинувшись на спину
Раздвигая застывший воздух
Так я там до сих пор и плаваю
Стоит только чуть-чуть задуматься
Кувыркаюсь в пространстве времени
Никуда не спешу и слушаю
Музыку тишины.

Ирина Кузнецова 17   08.01.2015 13:08     Заявить о нарушении
Ирина, да, это вполне можно назвать верлибром. Симпатичное стихотворение!

Литературный Фестиваль Рунета   01.03.2015 13:12   Заявить о нарушении
итак, человек спал стоя, прикрученный ногами к полу, и ему снился сон из которого он так и не смог выйти, мне понравился этот сюрр, теперь буду знать что такое верлибр

Николай Лосинский   18.07.2015 00:22   Заявить о нарушении
"прикрученный ногами"... гм, что-то здесь не так

Николай Лосинский   18.07.2015 00:25   Заявить о нарушении
Николай, когда вы стоите на полу, то сила земного тяготения прикручивает вас ногами к полу. А когда вы плывете или летите, то этого не чувствуете. Только и всего).
Да, это сюр. Только с одним "р" пишется).

Ирина Кузнецова 17   18.07.2015 03:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Выставка верлибра. Не конкурс» (Литературный Фестиваль Рунета)

Приветствую!

Митчелл

На всю жизнь

http://www.stihi.ru/2012/08/08/5736

Моя бабка
Мария Петровна
многое пережила
эмансипацию
революцию
коллективизацию
гражданскую
отечественную
застой
перестройку
родила троих детей
похоронила двух мужей

летом неизменно
сидела на дачном крыльце
дымя папиросой
чистила
ножиком
со съеденным лезвием
бесконечные
вишни
сливу
китайку
и следила за внуками

-Ба, а что в жизни
было самым невыносимым?

-Во второй раз терять
мужчину
который вернулся
это смерти подобно

ответила она
не задумываясь
не отвлекаясь от яблок
не выпуская папиросы изо рта
мне было пятнадцать
запомнилось

Митчелл   05.12.2014 00:53     Заявить о нарушении
Понравилось. Запомнилось.)

(Ильдар)

Литературный Фестиваль Рунета   05.12.2014 03:29   Заявить о нарушении
Спасибо,Ильдар!) Я с мобильного рецу писала,на зимний тур,видимо случился глюк - рецка видна здесь,а на конкурсе не отображается,и в моих рецензиях тоже...сейчас разбираемся с редакторами,как быть).

Митчелл   05.12.2014 11:22   Заявить о нарушении
на крыльце дачном
всегда сидела дымя папироской
моя бабка М.П.
чистила вишню сливу мыла картошку
за детьми следила
отмывала грязные внуков пальцы
застой вспоминала
войну коллективизацию
детей своих которых родила – двое
двух мужей
так рано ушедших …
теперь покой им.
на вопрос мой
что было в жизни всего ужасней
отвечала:
«Терять одного мужчину притом дважды»
сказала и продолжала
свою работу.
никогда не забуду
мне было пятнадцать. то – то.

.
А если так записать, что это будет ? Просто белый и вольный? ))

Нина Лёзер   06.12.2014 00:43   Заявить о нарушении
Это будет мой либр,переведённый на Ваш поэтический язык).

Митчелл   11.12.2014 16:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Выставка верлибра. Не конкурс» (Литературный Фестиваль Рунета)

Здравствуйте!

* * *

Скажи мне, страх:
тебе не надоело
меня, испытанную, проверять?
...ответа нет...
Что может быть страшнее
людской вражды,
когда на брата – брат,
отец – на сына, сын – на мать…
Я не боюсь тебя.
Мне нечего терять.

Зинаида Палайя   21.11.2014 19:14     Заявить о нарушении
Приветствуем Вас, Зинаида.
Стихотворение на важную тему...
По форме оно всё-таки не верлибр, а силлаботоника с рифмой.
Но пусть оно остается здесь, не удаляйте,пожалуйста.

(Ильдар)

Литературный Фестиваль Рунета   22.11.2014 00:33   Заявить о нарушении
Ильдар, вот я что нашла:
Верлибр - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф; МОЖЕТ НЕ БЫТЬ И РИФМЫ (выделено мною. Не значит ли это, что в верлибре может быть рифма?) В его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в синтаксическом построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения.
Источник - Тимофеева, Л.И., Венгров, Н.П. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: 1963. - с.137.
Что значит "однородная интонация"?
А вот это верлибр? -

* * *

Все вокруг твердят:
старуха… старуха…
Прислонила слух
к сердцу моему –
стучит по-прежнему.
Разум его не спит
и не рождает чудовищ.
Красота в нём празднует
неувядаемый праздник.
И слова стекают в него
вином лозы виноградной:
Слава Богу за всё!

Зинаида Палайя   24.11.2014 19:15   Заявить о нарушении
Зинаида, спасибо за ссылку! Интересные формулировки.)

Сейчас верлибр принято всё-таки определять иначе.

В верлибрах, как и в прозе, есть разнообразные РИТМЫ, но нет регулярных, стабильно повторяющихся МЕТРОВ.
Упрощенно говоря, верлибр (в ритмическом плане) - проза, записанная столбиком.

И как в прозе могут встречаться эпизодические рифмы и эпизодические "островки метричности", так и в верлибре могут время от времени появляться рифмы и небольшие фрагменты с явным метром. Именно время от времени, не упорядочено.

Возьмем фрагмент из "Идиота" Достоевского:

"Встречаю Залёжева, тот не мне чета, ходит как приказчик от парикмахера, и лорнет в глазу, а мы у родителя в смазных сапогах да на постных щах отличались".

Если записать его в виде верлибра, можно получить, скажем, такое членение:

"Встречаю Залёжева, ТОТ [трехстопный амфибрахий]
не мне чета, ходит
как приказчик ОТ [трехстопный хорей]
парикмахера, и лорнет
в глазу, а мы у родителя
в смазных сапоГАХ [двустопный амфибрахий]
да на постных ЩАХ [трехстопный хорей]
отличались".

Я специально записал так "неорганично", с анжамбеманами.
С одной стороны, такое членение обнаруживает квази-рифмы (выделены большими буквами) и квази-метры ("амфибрахии" и "хореи"), которые появляются спорадически, нерегулярно.
С другой стороны, неорганичное членение показывает, что текст Достоевского всё-таки на самом деле- проза. Деление на строчки, как будто бы "обнаруживающее" в нем одновременно и метрические фрагменты, и рифмы, для этого текста искусственно, оно явно не входило в авторский замысел.

Даже если отказаться от рифм и записать строчки без анжамбеманов, получается нерегулярная ритмика, без четкого метра:

Встречаю Залёжева, [двустопный амфибрахий с дактилическим окончанием]
тот не мне чета, [трехстопный хорей]
ходит как приказчик от парикмахера,
и лорнет в глазу, [трехстопный хорей]
а мы у родителя в смазных сапогах
да на постных щах отличались.

В Вашем же первом стихотворении совершенно органично выявляются и периодические (а не спорадические) метры, и рифмы.

Запишу его, сдваивая большинство строк для более четкой картины:

Скажи мне, страх: тебе не надоело (пятистопный ямб)
меня, испытанную, провеРЯТЬ? (пятистопный ямб)
...ответа нет... Что может быть страшнее (пятистопный ямб)
людской вражды, когда на брата – БРАТ, (пятистопный ямб)

отец – на сына, сын – на МАТЬ… (четырехстопный ямб)
Я не боюсь тебя. Мне нечего теРЯТЬ. (шестистопный ямб)

Получается так называемый элегический неравностопный ямб (о нем я немножко написал здесь: http://www.stihi.ru/2012/10/12/3939).

Добавим рифмы, которые естественно, без всяких анжамбеманов возникаюь на концах строк:
проверять-брат-мать-терять - и получаем довольно традиционную силлаботонику с конечными рифмами по схеме
хаха аа
(х - холостые стихи, а - рифма на "ат(ь)" ).

А возьмём известный верлибр Юрия Левитанского:

ВОСПОМИНАНЬЕ ОБ ОРАНЖЕВЫХ АБАЖУРАХ

В этом городе шел снег,
и светились оранжевые абажуры,
в каждом окне
по оранжевому абажуру.
Я ходил по улицам
и заглядывал в окна.
В этот город я вернулся с войны,
у меня было все впереди,
не было лишь квартиры,
комнаты,
угла,
крова.
Снова и снова
ходил я по улицам
и заглядывал в окна.
Под оранжевыми абажурами
люди пили свой чай
с послевоенным пайковым хлебом.
Оранжевые абажуры были моей мечтой,
символом
всей несправедливости мира,
в котором,
как мне казалось,
лишь у меня одного
не было никакого пристанища,
комнаты,
угла,
крова.
У меня было все впереди,
все впереди настолько,
что я не мог оценить размеров
своего богатства.
— Скажите, пожалуйста, —
спрашивал я, —
здесь не сдается угол? —
А в городе шел снег,
и светились оранжевые абажуры,
оранжевые тюльпаны
за тюлевой шторкой метели,
оранжевая кожура мандаринов
на новогоднем снегу.

Здесь есть спорадические квази-рифмы ("снег-окне", "крова-слова") и есть нерегулярно появляющие квази-метры (скажем, "у меня было всё впереди" - трехстопный анапет). Но сдваивай строчки или разъединяй - традиционного стиха из верлибра Левитанского никак не получишь. Как из прозы.

Некоторые другие примеры:
http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/101.htm (Блок)
http://www.tsvetayeva.com/poems/ja_by.php (Цветаева)
http://omskmark.moy.su/publ/essayclub/versethics/2014_a_a_tarkovskij_grad/87-1-0-1542 (Тарковский)
http://ollam.ru/iosif-brodskiy-stihi/sovremennaya-pesnya (Бродский)

В отличие от верлибра Левитанского, в этих стихах вообще нет конечных рифм.
Видимо, в связи с нетипичностью конечных созвучий в верлибре, теоретик М. Гаспаров выразился довольно категорично:

"Свободный стих, верлибр (фр. vers libre) -- стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графическим расположением строк...)".<< (цит. из "Литературной энциклопедии терминов и понятий", М. 2001, по эссе Татьяны Виноградовой "Прелесть верлибра").

Я бы сказал менее жестко: "не имеющий регулярного метра и регулярной рифмы".

В этом смысле Ваше второе стихотворение - "Все вокруг твердят" - да, верлибр.

Арабский Алфавит   25.11.2014 03:41   Заявить о нарушении
Ильдар, огромное спасибо! Вчера вечером ещё погуглила, закрыла кое-какие пробелы в своём образовании. Остался один вопрос: чем отличается верлибр от стиха в прозе? Неужели только формой записи? Да, и ещё: как отличить стихотворение в прозе от прозы?
Не только ведь по объёму.
С уважением

Зинаида Палайя   25.11.2014 14:04   Заявить о нарушении
Зинаида, спасибо за спасибо!
Формально верлибр от стиха в прозе отличается только формой записи. Так, во всяком случае, считают ведущие современные теоретики.
Но вот сама форма записи - не случайна. У автора обычно есть некая установка на верлибр, на желание разделить поток речи на определенные отрезки, придать особый вес фразе, даже отдельному слову.

Смотрим у Цветаевой:

Изредка резкий треск
Спички.

Последнее слово выделено и при чтении возникает как бы настороженность: ага, треск... что там? - нет ли опасности? - нет, это просто спичка...
Как одним переносом можно создать особую атмосферу, выразить подразумеваемое, но не сказанное! Чуткая тишина, с опаской, не полной уверенностью в гармонии. Как это вписывается в общий образный строй:
"И МОЖЕТ БЫТЬ, Вы БЫ ДАЖЕ меня любили…"

В прозе, записанной сплошь, для этого понадобились бы другие средства.

"Стихотворение в прозе" - вообще условный термин. Это проза и есть. Причем не обязательно слишком короткая. У Бодлера такие "стихи в прозе" порой на несколько страниц, скажем, "Портреты любовниц" http://www.e-reading.link/chapter.php/149072/43/Bodler_-_Parizhskiii_splin._Stihotvoreniya_v_proze.html .
Автору хочется настроить читателя на какой-то "лирический" лад, вот он и называет свою зарисовку или небольшой рассказик "стихотворением в прозе". Так и Бунин мог бы назвать некоторые свои рассказики из "Темных аллей" стихами в прозе. Но не назвал, может быть, потому что не хотел прямой отсылки к Тургеневу.

Еще по форме:
если прозаический текст записан так, что каждое ПРЕДЛОЖЕНИЕ составляет отдельную строчку, то это уже формально не стихотворение в прозе и не верлибр, а еще одна форма: версе. Вот пример версе: http://www.stihi.ru/2012/11/11/6303

Тут тоже особая выразительность. Каждое предложение оказывается чем-то законченным, ему придается особый вес.

Арабский Алфавит   25.11.2014 14:34   Заявить о нарушении
Ильдар, и ещё один, последний, вопрос. Можно ли танка и хокку отнести к верлибрам?
Заранее спасибо.
С огромной благодарностью за терпение

Зинаида Палайя   25.11.2014 20:17   Заявить о нарушении
Зинаида, да, по формальным признакам эти формы на русском языке можно отнести к верлибру.

Арабский Алфавит   25.11.2014 20:34   Заявить о нарушении
Какой чудесный, полезный и познавательный разговор. Ильдар, спасибо Вам. Наслаждение читать.

Виноградова Татьяна Евгеньевна   27.11.2014 09:26   Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове, Татьяна!

Арабский Алфавит   30.11.2014 21:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Выставка верлибра. Не конкурс» (Литературный Фестиваль Рунета)

Здравствуйте.

Из сокровенного..

Раздроблена лобная кость,
На стене - следы крови
И обрывки бессвязных фраз и слов.
Страшная, тяжелая выдалась ночь -
Но слава богу, поэт в сознании!

Анастасия Пингачева   27.11.2014 23:10     Заявить о нарушении
Хорошо, что поэт в сознании.) Но что случилось той ночью?

Литературный Фестиваль Рунета   18.11.2014 00:05   Заявить о нарушении
Главное не понимать все буквально))хотя и такие буквальные драмы случаются...

Анастасия Пингачева   18.11.2014 00:40   Заявить о нарушении
наверное три нет

Сашка Инина   19.11.2014 18:40   Заявить о нарушении
Анастасия - новичок на Стихи.ру. Наверное, она не знает, что имеется в виду под "три нет". )

Анастасия, на некоторых конкурсах есть предварительный отбор, и, бывает, если три редактора сказали стихотворению "нет", оно не проходит на следующий этап конкурса. Не все авторы воспринимают эти три "нет" с юмором. Есть подозрение, что иные коллеги расстраиваются до "следов крови" на стене.)))

(Ильдар)

Литературный Фестиваль Рунета   20.11.2014 17:10   Заявить о нарушении
Ильдар, спасибо Вам большое, я и правда не знала. Мне по душе такая интерпретация, но в который раз дивлюсь многогранности и неоднозначности слова! для меня это скорее образ "мук творчества")

Анастасия Пингачева   21.11.2014 00:45   Заявить о нарушении
А мне это стихотворение нравится. Реализация метафорического ряда на тему "муки творчества". Только записать надо по-другому, а то заголовок ("Из сокровенного") сливается с текстом. Не совсем понятны и "три нет" при том, что вроде как "Не конкурс". В любом случае, думается, автор ещё порадует читателей верлибрами и не только.

Виноградова Татьяна Евгеньевна   27.11.2014 09:30   Заявить о нарушении
Татьяна, это Саша так интерпретировала повод для страданий ЛГ.) То есть: поэт получил "три нет", расстроился, начал биться о стенку головой, вот и результат - "раздроблена лобная кость"... Но слава, богу, еще не полностью потерял сознание. :)
А получил бы "три да" - от радости был прыгнул до потолка... Впрочем, и тут нет гарантии, что не разбил бы лоб. :)

Литературный Фестиваль Рунета   27.11.2014 18:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна)

Анастасия Пингачева   27.11.2014 23:10   Заявить о нарушении
А-а, вон оно как... :)) Теперь дошло. :)))

Виноградова Татьяна Евгеньевна   28.11.2014 21:19   Заявить о нарушении